• Пасхальныя яйца.

    Пасхальныя яйца.

    Въ пасхальные дни яйцо служитъ символомъ воскресенія Христа Спасителя и употребляется повсемѣстно, какъ средство взаимныхъ христіанскихъ поздравленій и предметъ праздничныхъ подарковъ. Символическое и религіознобытовое значеніе яйца коренится въ глубокой древности. Еще задолго до христіанства въ повѣрьяхъ и бытѣ древнихъ культурныхъ народовъ яйцо является символомъ жизни. По сказаніямъ языческихъ космогоній, первоначальный міровой хаосъ былъ заключенъ въ яйцо, которое раскололось, при чемъ одна половина его составила небесный сводъ, а другая – землю.

    Изъ яйца, изъ нижней части,

    Вышла мать земля сырая,

    Изъ яйца, изъ верхней части,

    Сталъ высокій сводъ небесный.

    Изъ того, что идея эта находится у всѣхъ народовъ, слѣдуетъ заключить, что она представляетъ отраженіе тѣхъ первоначальныхъ вѣрованій, которыя составляли религію человѣчества въ древнѣйшее время и получили повсемѣстное распространеніе со времени разселенія народовъ. Въ вѣрованіяхъ нѣкоторыхъ народовъ видимъ даже ясные слѣды библейскаго сказанія о томъ, что когда «земля была невидима и неустроена, и тьма была надъ бездной, – Духъ Божій носился надъ водою», при чемъ устрояющая сила Духа Божія символизируется въ видѣ птицы.

    27 April 2022 читать далее


  • Свѣтлая ночь Воскресенія.

    Свѣтлая ночь Воскресенія.

    Пришелъ великій вечеръ. Они погашены. Въ домѣ настала тишина. Всѣ улеглись на покой въ ожиданіи торжества. Шумъ на улицахъ умолкъ: и тамъ все чего-то ждетъ, къ чему-то готовится. Только въ моей комнатѣ свѣтится еще огонь, и изъ тишины, которая окружаетъ меня, слышатся голоса таинственной ночи, голоса далекаго и близкаго прошедшаго.

    23 April 2022 читать далее


  • Какимъ путемъ идемъ мы по причащеніи Св. Таинъ Апостольскимъ или Іудинымъ?

    Какимъ путемъ идемъ мы по причащеніи Св. Таинъ Апостольскимъ или Іудинымъ?

    Милосердъ Ты, Господи (Матѳ. 16, 22), сказалъ Ап. Петръ Іисусу Хрісту, и милосердію Твоему, прибавимъ мы, нѣтъ конца. Всмотримся, хрістіане, повнимательнѣе въ свою жизнь, вникнемъ въ свои слова, дѣйствія и поступки и мы увидимъ, что на каждомъ шагу прогнѣвляемъ Бога своими грѣхами, и не только не думаемъ о своемъ исправленіи, а даже не обращаемъ вниманія на свое поведеніе, какъ будто такъ и должно быть. Вотъ, напр., мы приступаемъ къ св. чашѣ и просимъ Господа, чтобы Онъ удостоилъ насъ Св. Причащенія: вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божій, причастника мя пріими, и даемъ обѣщаніе исправить свою жизнь, оставить грѣховныя привычки: не бо врагомъ Твоимъ тайну повѣмъ, т. е. я не скажу Твоимъ врагамъ тайны, я не буду какъ іудеи мучить Тебя своими грѣхами и беззаконіями; вѣдь не іудеи только мучили Господа Іисуса, а и мы «второе распинаемъ» Его, когда грѣшимъ и предаемся страстямъ и похотямъ.

    Но исполняемъ ли мы это обѣщаніе? Не обманываемъ ли мы Бога? Подумайте – если человѣка обмануть считается, нехорошимъ поступкомъ, то тѣмъ болѣе Бога, – это значитъ насмѣяться надъ Нимъ, а Богъ, говоритъ ап. Павелъ, поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 6). Трудно, невозможно, скажутъ многіе, оставить свои привычки, измѣнить образъ жизни. Но Господь по Своему долготерпѣнію и милосердію не прогнѣвается на насъ, если мы начнемъ свое исправленіе по-немногу, если мы оставимъ сначала хотя бы одну какую-нибудь дурную, грѣховную привычку. Возмемъ въ примѣръ Господа и начнемъ свое исправленіе съ того, съ чего Онъ началъ Тайную вечерю.

    21 April 2022 читать далее


  • САМОИСПЫТАНІЕ И САМОПОЗНАНІЕ.

    САМОИСПЫТАНІЕ И САМОПОЗНАНІЕ.

    Внемли себѣ (Второз. XV, 13; срав. 1 Тим. IV, 16).

    Въ числѣ первыхъ и главныхъ средствъ къ нравственному исправленію, обновленію и усовершенствованію человѣка, должны быть поставлены самоиспытаніе и самопознаніе. Это подмѣчено было еще мудрецами древняго міра, и сознаніе этого выразилось въ положеніи: познай самого себя. Но въ языческомъ человѣчествѣ эта потребность самопознанія только смутно и неясно сознавалась и болѣе сильно ощущаема была, болѣе точное выраженіе получила только въ умахъ лучшихъ людей древняго міра, мудрецовъ, стоявшихъ по своему развитію, и умственному и нравственному, выше окружающей среды, сильнѣе другихъ чувствовавшихъ испорченность человѣческой природы, стремившихся къ познанію идеальнаго міра и Божества и иного думавшихъ объ улучшеніи и нравственномъ обновленіи человѣчества. Между тѣмъ Откровеніе Божественное давно возвѣстило это требованіе падшему человѣчеству, какъ существенно необходимое для возстановленія и исправленія его поврежденной грѣхомъ души и всей природы средство.

    13 April 2022 читать далее


  • Обрядовое печенье «Бусловы лапы» к празднику Благовещения.

    Обрядовое печенье «Бусловы лапы» к празднику Благовещения.

    «Бусловы лапы» из сел гмины Чижи Гайновского повета Подляского воеводства Польши (фото)

    Преимущественно на западе Полесья получило хождения поверье о том, что ко дню Блговещения аист (бусел) должен положить в гнездо первое яйцо. По-видимому, именно этому поверью обязан своим появлением обычай выпекать ко дню Благовещения обрядовые хлебцы, особенно связаны с орнитологической тематикой, каковы: бусловы лапы, буськовы крылья, бусел, птушки, басманы, галёпы. На западе Полесья (Брестская, Волынская обл.) и в примыкающем к нему районах польского Подлясья ко дню Благовещенья готовили обрядовое печенье, изображающее аиста (бусела), его лапу или её оттиском на поверхности (в форме пятипалой лапки аиста с растопыренными коготками). Это связано с поверьем, что ко дню Благовещения аист возвращается из тёплых стран и успевает отложить в гнездо первое яйцо. И якобы аист даже думает: «Хоть льдом подавлюсь, а на Благовещенье вернусь» (Витебская обл.). В западно-белорусском Полесье говорили: «Как уже аиста кто самый первый увидел — то он первый весну встретил». Также пекли печенья в виде бороны, серпа, плуга, косы, сошника. Печенье в основном раздавалось детям. Дети ходили по домам с просьбой: «Дайтэ буська попробовати твоего, чыи будуть смачнийшыи». С бусловыми лапами и галепами дети «буська» кликали — ходили с ними по улице, подбрасывали вверх, протягивали пролетающим птицам и при этом выкрикивали: «Бусел, бусел, на тоби галёпу, дай мни жытэчка копу. Бусел, бусел, на тоби борону, дай мине жыта сторону, бусел, бусел, на тоби пэрожок, дай мни жытэчка стожок».

    Рецепт «Бусловы лапы»:

    05 April 2022 читать далее


  • Архіепископъ Леонидъ (Краснопевковъ) – Объ исповѣди, постѣ и говѣніи (Изъ письма къ кн. N...).

    Архіепископъ Леонидъ (Краснопевковъ) – Объ исповѣди, постѣ и говѣніи (Изъ письма къ кн. N...).

    Ради Господа Іисуса Христа, – что еще за новость: «Буду говѣть, если не буду въ смущеніи духа?». Да если діаволъ это подслушаетъ, то онъ станетъ всегда смущать вашъ духъ и вовсе отведетъ васъ отъ Христа. Вы скажите искусителю: не здравые требуютъ врача, а болящіе. Смущеніе духа есть болѣзнь худшая тѣлесной; пойду ко Врачу душъ и тѣлесъ и скажу Ему: отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ и вся беззаконія моя очисти. Исповѣмъ на мя беззаконія моя и Онъ оставитъ нечестіе сердца моего. Сердце чисто созижди во мнѣ Боже и Духъ правъ обнови во утробѣ моей; Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене, Духомъ владычнымъ утверди мя.

    Неужели не знаете, что сердце сокрушенное, разбитое, разрушенное Богъ не уничижитъ? – Вѣра въ отпущеніе грѣховъ, сокрушеніе о нихъ, желаніе искреннее исправленія – вотъ условія успѣха таинства. Непрестанно говѣйте. Мой многогрѣшный опытъ да удостовѣритъ васъ, что чѣмъ рѣшительнѣе борьба со смущеніемъ, досадою, уныніемъ, тѣмъ болѣе утѣшенія находилъ я въ пріобщеніи; чѣмъ слабѣе духомъ чувствовалъ себя вначалѣ, тѣмъ при концѣ былъ крѣпче, тѣмъ плодотворнѣе было пріобщеніе. Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ, а не ядущіи тѣла Его и не піющій крови – живота не имѣетъ въ себѣ... Разсудите же.

    29 March 2022 читать далее


  • Священникъ Николай Дорохольскій – О говѣній.

    Священникъ Николай Дорохольскій – О говѣній.

    Время Великаго поста есть главнымъ образомъ время говѣній, покаянія и приготовленія къ достойному причащенію св. Таинъ. Благочестивые предки наши не ограничивали времени своего говѣнія однимъ днемъ, какъ дѣлаютъ очень многіе въ наше время, а обыкновенно говѣли цѣлую седмицу, начиная съ понедѣльника, и только въ субботу или воскресеніе приступали къ принятію св. Таинъ. Въ наше время такихъ усердныхъ къ говѣнію лицъ очень мало: нѣкоторые говѣютъ два-три дня, а очень многіе ограничиваются только однимъ днемъ. Такое нерадѣніе къ очень важному христіанскому долгу зависитъ у насъ отъ многихъ причинъ.

    Нѣкоторые хотѣли-бы говѣть подольше, да условія занятій или занимаемой ими службы не дозволяютъ имъ выполнить этого, какъ напр. чиновники нѣкоторыхъ вѣдомствъ, служащіе на фабрикахъ, заводахъ и въ другихъ подобныхъ мѣстахъ. Другіе по собственному нерадѣнію и лѣности не хотятъ говѣть болѣе или менѣе продолжительное время: смотрятъ на это какъ-то легкомысленно, исполняютъ свой христіанскій долгъ какъ только установившуюся формулу или моду и не хотятъ вдуматься во всю важность и величіе этого святато дѣла. А нѣкоторые говѣютъ только одинъ день по своему убѣжденію, которое выработалось у нихъ подъ вліяніемъ живущихъ по сосѣдству съ ними католиковъ. Такіе обыкновенно разсуждаютъ такъ, что для того, чтобы покаяться, не нужно много времени; это можно сдѣлать быстро, какъ, напримѣръ, сдѣлалъ одинъ изъ распятыхъ со Христомъ разбойниковъ. Забываютъ такіе, что быстрое покаяніе возможно только подъ вліяніемъ какихъ-нибудь особенныхъ обстоятельствъ, которыя потрясутъ душу, произведутъ въ ней переворотъ и направятъ ее съ ложнаго грѣховнаго пути на спасительный. Такое покаяніе исключительное, рѣдкое и необычайное. Всѣмъ же вообще для того, чтобы искренно и глубоко раскаяться, нужна особая подготовка. Эта подготовка и заключается въ говѣній.

    24 March 2022 читать далее