• УКАЗ СВЯТ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА) О НОВОГОДНИХ МОЛЕБНАХ (1965).

    УКАЗ СВЯТ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА) О НОВОГОДНИХ МОЛЕБНАХ (1965).

    Указ №210. Высокопреосвященнейшаго Иоанна,

    Архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского от 15/28 декабря 1965 г.

    О новогодних молебнах:

    По распоряжению Высокопреосвященнейшаго Митрополита Филарета новогодние молебны имеют совершаться только по стилю, принятому Церковью. В иные дни, в том числе 1 января по новому стилю, имеют служиться молебны «пред началом доброго дела».

    ☦ Архиепископ Иоанн.

    15 декабря 1965 г. (ст. ст.)

    Свящмуч. Елевферия, преп. Павла Печенгского

     

    «Православный Благовестник«. Сан-Франциско. 1966. № 1.

     

    От редакции: В России начало года 1-го января введено первым российским императором Петром I в 1699 г. В конце X в. Древняя Русь приняла православное христианство (988-989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Так же вошло в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова. Этот календарь имеет начало года 1-го марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1-го марта 5508 г. до Р.Х. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца ХIV в., и считали на Руси 1-го марта. Великий князь Иоанн lll в 1492 г. утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1-го сентября. С 1492 г. до 1700 г. Новый год отмечался в Церковное Новолетие. Празднование Нового года 1-го сентября продолжалось до 1699 г. По указу Петра I от 20 декабря 1699 г. «О праздновании Нового года» в России было введено празднование Нового года 1-го января, как и в других странах Европы, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 г. большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 г. новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём, на который перешла Советская Россия. К XX в. эта разница достигла 13 дней.

    30 December 2018 читать далее


  • Часословъ и Псалтирь въ начальной народной школѣ (Замѣтка).

    Часословъ и Псалтирь въ начальной народной школѣ (Замѣтка).

    «Дети на уроке» Н. П. Богданов-Бельский (1918)

    Употребленіе Часослова и Псалтири въ нашей начальпой школѣ, особенно въ школѣ церковно-приходской, — явленіе въ настоящее время обычное. Прекрасное разсуждепіе относительно пользы и важности этого употребленія находимъ мы у одного писателя въ его замѣткахъ о старинной народной школѣ, основанной на Псалтири. «Школа эта, говоритъ онъ, имѣла свой опредѣленный педагогическій идеалъ, высота и ширина котораго поразительны». Въ основѣ ея лежало стремленіе возвысить и очистить эгоистическое сердце человѣка. Умственное же развитіе было на второмъ, а быть можетъ и на третьемъ планѣ: «цифири учили плохо». Но суть то дѣла была не въ этомъ, не въ пріобрѣтеніи знаній и техническихъ навыковъ. Старались развивать сердце; въ этомъ видѣли то главное, безъ чего все остальное теряетъ свой смыслъ. Учеба въ псалтирной школѣ касалась не расчета, не выгоды, не простаго, ненужнаго знанія, а проповѣдывала строгость къ самому себѣ, которая нужна и важна въ человѣческомъ обществѣ.

    14 December 2018 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Слово о духовныхъ дарахъ юности.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Слово о духовныхъ дарахъ юности.

    Владыка Антоний среди преподавателей Московской духовной академии 1904 г.

     

    Произнесено 5 сентября 1899 г. въ церкви Казанской Духовной Академіи за литургіей.

    Итакъ, опять начался учебный годъ и снова совершилась первая обѣдня! Событіе, значительное въ жизни насъ, учащихъ, и высоко-знаменательное въ жизни вновь поступившихъ къ намъ студентовъ, немаловажное и для старшихъ, продолжающихъ свое учебное поприще. Въ эти дни академія празднуетъ ежегодно новую весну своей жизни, обновляется и торжествуетъ вопреки окружающимъ картинамъ ветшающей осенней природы. А какъ сильно заставляютъ эти дни биться тѣ сердца, которыя всецѣло посвятили себя академической службѣ. Воспоминанія и ожидаиія, надежды и опасенія, — всѣ эти разнообразныя чувства переполняютъ такое сердце и овладѣваютъ мыслями. Разнообразіе и полнота нашей внутренней жизни въ эти торжественные дни такъ велики, что, кажется, не было бы конца рѣчамъ и изліяніямъ, если бы мы попытались сказать все, что чувствуемъ. А потому вмѣсто того, чтобы выбирать изъ сокровищницы собственной души предметъ для нашего перваго общенія въ бесѣдѣ, выслушаемъ Иного, Говорящаго къ намъ сегодня, Того, во Чье имя собрала насъ къ себѣ духовная академія: человѣкъ нѣкій насади виноградъ и вдастъ и дѣлателемъ и отыде (Матѳ. XXI, 33).

    28 October 2018 читать далее


  • Епископъ Нектарій (Концевичъ) – О внѣшкольномъ религіозно-нравственномъ воспитаніи молодежи (Докладъ, прочитанный на Всезарубежномъ Соборѣ 1974 г.).

    Епископъ Нектарій (Концевичъ) – О внѣшкольномъ религіозно-нравственномъ воспитаніи молодежи (Докладъ, прочитанный на Всезарубежномъ Соборѣ 1974 г.).

    ВСТУПЛЕНІЕ.

    «Оставите (пустите) дѣтей приходити ко Мнѣ

    и не браните (не возбраняйте) имъ,

    таковыхъ бо есть Царствіе Божіе».

    (Лк. 18, 16)

    Богъ судилъ намъ въ это страшное и лукавое время духовнаго разложенія во всемъ мірѣ — быть за рубежомъ нашей, порабощенной богоборцами, Отчизны. И, если на Родинѣ Церковь, будучи связана узами сатанинской власти, не имѣетъ права и возможности вліять на воспитаніе дѣтей въ духѣ вѣры и благочестія, то здѣсь въ изгнаніи Церковь, милостью Божіей, имѣетъ это счастье — свободно исповѣдывать Православную Вѣру и оказывать вліяніе на религіозное и нравственное воспитаніе русскихъ дѣтей, наставляя и ведя ихъ по пути спасенія.

    25 July 2018 читать далее


  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Слово об иконописании.

    Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Слово об иконописании.

    Произнесено на открытии Общества ревнителей русской православной иконы в Сан-Франциско.

    Иконопись началась с того дня, когда Господь наш Иисус Христос, приложил убрус (то есть полотенце) к Своему лицу и на нем отпечатал Свой Божественный человеческий образ. Св. евангелист Лука, по преданию, написал образ Божией Матери. Согласно преданию, много существует сейчас образов св. евангелиста Луки. Будучи живописцем, он написал не только первые иконы Божией Матери, а также свв. апостолов Петра и Павла и, возможно, другие, которые до нас не дошли. С того началась иконопись.

    05 June 2018 читать далее


  • О значении христосования на св. ПАСХУ.

    О значении христосования на св. ПАСХУ.

    В первый день св. Пасхи на утрени мы исполняем уста­новленный Церковью обряд христосования. Обряд этот продол­жается во все время Пасхи до Вознесения и имеет важное значение для христиан.

    Когда мы произносим „Христос воскресе!”, на это нам отвечают: „Воистину воскресе”! Это есть подражание первым ученикам и ученицам Господа, когда по воскресении его они беседовали между собою о Воскресшем и говорили: „Воистину воста Господь (Лук. 24, 14-35). Этими же приветствиями, хотя кратко, но ясно мы высказываем друг другу историю настоящего праздника, который своею торжественностью превосходит все праздники. Вот почему в этот праздник приличнее вместо обычных поздравлений „с праздником” приветствовать словами: „Христос воскресе!” – „Воистину воскресе!”.

    Пасхальное приветствие вселяет какую-то неизъяснимую радость в нашу душу. Как-то особенно бывает радостно слы­шать это приветствие. А радостно это потому, что „Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть”, говорит св. ап. Павел (1 Кор. 10, 20). Следовательно, если воскрес Христос, то и мы воскреснем. Это весьма утешительно для нас, а особенно это утешительно для тех, у которых путь их настоящей жизни усеян печалями и скорбями. В самом деле, бед­ствовать целую жизнь и потом сделаться навеки жертвою смерти – это ужасно!

    08 April 2018 читать далее


  • «ПОСПѢШИМЪ НА ВСТРѢЧУ СОЛНЦА ПРАВДЫ». Пасхальное послание святителя Іоанна (Максимовича), архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго (1940 г.).

    «ПОСПѢШИМЪ НА ВСТРѢЧУ СОЛНЦА ПРАВДЫ». Пасхальное послание святителя Іоанна (Максимовича), архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго (1940 г.).

    Христосъ Воскресе!

    Утренюемъ утреннюю глубоку,

    и вмѣсто мѵра пѣснь принесемъ Владыцѣ.

    Предваримъ нынѣ восходъ солнца и глубокой ночью поспѣшимъ на встрѣчу Солнца правды. Необычайна нынѣшняя ночь! Свѣтлѣе дня она осіяетъ наши души! Лучи Солнца міра освѣщаютъ насъ и всю вселенную, просвѣщая всѣхъ притекающихъ къ Его свѣту. Теплота, разливаемая Его лучами, проникаетъ во всѣ наши составы, наполняя глубокимъ миромъ наши души и даже утишая болѣзни тѣлесныя. Отъ теплоты ихъ растаеваютъ наши скорби и словно огнемъ попаляются страсти. Исчезаютъ изъ насъ вражда и ненависть, забываются горести, не чувствуется убожество. Инымъ становится весь міръ въ сію ночь святую и единственную!

    Вся природа измѣняется, и все наполняется теплотою, свѣтомъ. Какъ при солнечномъ восходѣ скрываются хищныя птицы и прячутся въ свои логовища дикіе звѣри, такъ исчезаетъ зло изъ каждаго сердца, озареннаго днесь возсіявшимъ изъ гроба Свѣтомъ. Подобно утренней росѣ осушаются нынѣ слезы! Какъ при наступленіи дня раскрываются цвѣты, оживляемые солнечными лучами, такъ восходящее въ нынѣшнее утро Солнце возращаетъ въ насъ добродѣтели. Потщимся же всѣ озариться симъ чуднымъ Свѣтомъ!

    07 April 2018 читать далее