Первая исповѣдь. Исповѣдь малолѣтнихъ.

Первая исповѣдь.

Извѣстно, что впечатлѣнія дѣтства оставляютъ глубокій слѣдъ на всей послѣдующей жизни человѣка. Всѣ навыки и умѣнія, привитые въ раннемъ возрастѣ, впослѣдствіи станутъ нормами жизни зрѣлаго человѣка. И правильное развитіе религіознаго чувства дитяти дастъ въ зрѣломъ возрастѣ – вѣрующаго христіанина. Конечно, этому въ высокой степени способствуетъ здоровый религіозный духъ семьи, благочестивое настроеніе старшихъ и младшихъ ея членовъ, соблюденіе предписаній св. Церкви, посѣщеніе богослуженій и т. п. Игнорировать этими средствами религіознаго воспитанія – звачитъ убивать религіозное чувство ребенка.

Но есть особые случаи въ жизни дѣтей, которыми также необходимо воспользоваться, которые необходимо выдѣлить среди обыденщины, прочнѣе запечатлѣть въ сердцѣ дитяти, чтобы они оказали вліяніе на дальнѣйшее развитіе религіознаго чувства питомца. Мы разумѣемъ первую исповѣдь дѣтей.

Какъ обыкновенно совершается у насъ эта исповѣдь? Очень просто. Идутъ старшіе говѣть и при этомъ удобномъ случаѣ берутъ съ собой малыша: пусть, молъ, поговѣетъ со старшими. И этотъ важнѣйшій въ жизни моментъ проходитъ для ребенка совершенно незамѣчевнымъ, не оставивъ въ его душѣ никакого слѣда. Это большая ошибка со стороны родителей и руководителей ребенка. Если бы такіе моменты, какъ исповѣдь, были использованы во всей широтѣ, они принесли бы несомнѣнную пользу дитяти. Необходимо войти въ психологію ребенка. Вѣдь, намѣреваясь принять у себя гостей или отправляясь въ гости, мы предупреждаемъ дѣтей, чтобы они слѣдили за собой, не баловались, вели себя прилично. Эти предварительныя наставленія дѣлаются съ тою цѣлью, чтобы выдѣлить обычное поведеніе дѣтей дома отъ того поведенія, какое требуется пріемомъ гостей или визитомъ у другихъ. Къ тому и другому мы, слѣдовательно, подготовляемъ дѣтей. Перенесемъ этотъ примѣръ въ область религіознаго воспитанія. Исповѣдь – актъ и въ жизни взрослаго человѣка не обычный, не повседневный, а исключительный, совершающійся одинъ разъ въ году. Для дѣтей же семилѣтняго возраста онъ совершается первый разъ въ жизни, слѣдовательно, можетъ служить побужденіемъ къ сильному поднятію религіознаго чувства и оказать благотворное вліяніе на его развитіе. У католиковъ есть обычай отличатъ день конфирмаціи дѣтей даже внѣшнимъ образомъ. Въ Варшавскомъ каѳедральномъ костелѣ въ давніе годы приходилось наблюдать въ нѣкоторые дни интересное зрѣлище: масса дѣвочекъ стояла въ костелѣ на богослуженіи въ подвѣнечныхъ платьяхъ. Это – конфирмантки.

Приготовляя дѣтей къ исповѣди и выдѣляя ее, какъ особый священнѣйшій моментъ въ жизни ребенка, нельзя опускать при этомъ изъ виду и духовника. Желательно, чтобы священникъ былъ непремѣнно предваренъ объ этомъ и, съ своей стороны, съ особеннымъ вниманіемъ отнесся къ первой исповѣди ребенка. Вотъ какой результатъ, по разсказу одного отца, получился отъ первой исповѣди, когда объ этомъ не былъ предупрежденъ священникъ. Приготовляя къ исповѣди ребенка, «я совсѣмъ упустилъ изъ виду одно важное обстоятельство: не попросилъ предварительно священника о томъ, чтобы онъ поддержалъ въ ребенкѣ духовно-восторженное настроеніе, въ которомъ тотъ шелъ на исповѣдь. На несчастье дѣло происходило въ одной изъ богатыхъ церквей Москвы. Когда мы пришли въ нее, она была переполнена народомъ, и священникамъ приходилось торопиться, благодаря чему процессъ исповѣди и для моего ребенка совершенъ былъ черезчуръ быстро, безъ всякой торжественности, интимности и таинственности. Все это сильно отравилось на его настроеніи, и онъ, уходя изъ церкви въ какомъ-то изумленіи, вмѣсто душевнаго спокойствія, унесъ съ собой холодное разочарованіе и полную неудовлетворенность».

Этотъ примѣръ весьма назидетеленъ и для родителей говѣющаго ребенка, и для его духовника. Родители, приготовляя ребенка къ первой исповѣди, должны позаботиться о томъ, чтобы она была благовременной для духовника, – чтобы онъ, не будучи обремененъ массой труда, могъ всецѣло использовать настроеніе ребенка, въ первый разъ приступающаго къ тайнѣ покаянія. Для этого необходимо избрать такое время, когда бываетъ мало говѣющихъ. Не будетъ грѣха, если такимъ временемъ избрать одинъ изъ остальныхъ трехъ постовъ, кромѣ св. Четыредесятницы. А если желательно, чтобы исповѣдь была выполнена въ дни Великаго поста, то всегда есть возможность освѣдомиться, въ какое время священникъ болѣе располагаетъ свободнымъ временемъ. Съ другой стороны, священникъ, предупрежденный о первой исповѣди ребенка, используетъ ее для назидательнаго вразумленія юнаго говѣльщика. Вліяніе исповѣди на взрослыхъ, какъ людей съ вполнѣ сложившимся воззрѣніемъ, бываетъ менѣе сильно, чѣмъ на дѣтей, душа которыхъ недаромъ уподобляется мягкому воску. Священникъ, предупрежденный родителями, по достоинству оцѣнитъ первую исповѣдь ребенка и заложитъ въ его душѣ незыблемые устои для дальнѣйшаго развитія религіознаго чувства.

Прот. І. С-кій.

«Вѣстникъ Грузинскаго Экзархата». 1916. № 7. С. 224-225.

⸭    ⸭    ⸭

Исповѣдь малолѣтнихъ.

Изъ церковной практики видно, что всѣ оо. іереи поступаютъ одинаково при исповѣди отроковъ въ Великій постъ, т. е. исповѣдуютъ сразу по нѣсколько человѣкъ. По моему мнѣнію совершеніе сего таинства въ такомъ видѣ погрѣшаетъ противъ словъ Іисуса Христа, Который говоритъ: «Блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ»... Мѳ. XVIII. гл. ст. 10; мы же цѣлыми десятками ихъ отталкиваемъ отъ себя. Напротивъ, если здраво подумять, то исповѣдь отроковъ – дѣло весьма важное; вѣдь это первоначальная почва для насажденія вѣры въ дѣтскихъ сердцахъ. Извѣстно, что молодому деревцу можно дать тотъ или иной ростъ по желанію садовника. Не тоже-ли можно сдѣлать и съ дѣтскимъ воспріимчивымъ и мягкимъ возрастомъ. Вѣдь не рѣдко пастярю-духовнику приходится слышать на духу отъ взрослыхъ: «душу не погубилъ и никого не убилъ, а больше грѣховъ не имѣю». Такая исповѣдь происходитъ отъ того, что человѣкъ съ малыхъ лѣтъ привыкъ поверхностно относиться къ таинству покаянія; ему въ свое время не внушили о важности сего таинства, жалѣли на это тратить время, а потомъ уже оказывалось трудно исправить покривившееся дерево. Вѣдь и у отрока, могутъ быть серіозные грѣхи, а поэтому нужно обратить особенное вниманіе на него во время исповѣди, а для этого не мѣшало бы назначить отдѣльныя недѣли Великаго поста, исключительно для малолѣтнихъ, и исповѣдывать по одному. Между же службами, позаняться съ ними изученіемъ общеупотребительныхъ молитвъ и пѣніемъ ихъ, чѣмъ можно принести великую пользу для Церкви и Отечества, а родителямъ утѣшеніе.

Священникъ Л. Б.

«Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910. № 5. Отд. Неофф. С. 184.

 

См.. также:

Изъ Распоряженіи Епархіальныхъ Начальствъ: О тщательномъ исполненіи исповѣди дѣтей и отроковъ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: