Изъ Распоряженіи Епархіальныхъ Начальствъ: О тщательномъ исполненіи исповѣди дѣтей и отроковъ.
Наставаленіе Архіепископа Антонія (Амфитеатрова) приходскимъ пастырямъ Казанской епархіи касательно исповѣди дѣтей.
Казанская духовная консисторія слушали предложеніе Его Высокопреосвященства, отъ 23 февраля сего года за №672, слѣдующаго содержанія: «Считая нужнымъ дать приходскимъ пастырямъ казанской епархіи нѣкоторое напоминаніе и наставленія касательно исповѣди дѣтей въ своихъ приходахъ, предлагаю консисторіи напечатать въ потребномъ количествѣ составленный мною относительно сего циркуляръ и разослать по церквамъ къ исполненію и руководству». Опредѣлили: согласно предложенію Его Высокопреосвященства означенный циркуляръ препроводить въ редакцію казанскихъ епархіальныхъ Извѣстій для напечатанія въ оныхъ къ свѣдѣнію и руководству, и вмѣстѣ съ тѣмъ просить редакцію Извѣстій отпечатать пять сотъ экземпляровъ этого циркуляра для разсылки по церквамъ казанской епархіи.
Приходскихъ пастырямъ Казанской епархіи.
Не смотря на всѣ принимаемыя мѣры и побужденія къ тому, чтобы по всѣмъ приходамъ казанской епархіи православные христіане неопустительно въ каждый годъ исполняли священный христіанскій долгъ – исповѣди и причащенія св. таинъ, изъ рапортовъ о семъ благочинныхъ и изъ исповѣдныхъ вѣдомостей я съ крайнимъ прискорбіемъ усматриваю, что количество неисполняющихъ сего долга до сихъ поръ бываетъ весьма значительное, а въ иныхъ приходахъ далеко превосходитъ количество, исполняющихъ.
Въ пастырской заботливости объ уврачеваніи сего зла, общаго, впрочемъ, болѣе или менѣе, въ казанской епархіи съ другими, изыскивая болѣе дѣйствительныя мѣры къ сему, я пришелъ къ убѣжденію, что весьма трудно и едвали надежно ожидать исправленія въ семъ отношеніи отъ людей, возмужавшихъ и устарѣвшихъ, въ укоренившейся въ нихъ дурной привычкѣ съ малыхъ лѣтъ, а всего благонадежнѣе пастырямъ приходскимъ обратить самое тщательное вниманіе на юное поколѣніе своихъ приходовъ и употребить всевозможное попеченіе и усиліе къ тому, чтобы это поколѣніе воспитывалось въ иномъ, лучшемъ направленіи, въ иныхъ понятіяхъ, въ иныхъ привычкахъ.
Дѣти прихожанъ и вообще для всѣхъ пастырей приходскихъ должны быть предметомъ особенной, самой теплой любви, участія и заботливости, дабы они возрастали въ семействахъ своихъ въ должномъ благонравіи христіанскомъ, какъ истинныя чада церкви и чада Божіи. Если на комъ, то особенно на пастыряхъ приходскихъ лежитъ священный долгъ блюсти, по слову Господа, да не презрѣнъ будетъ единъ отъ малыхъ въ ихъ приходахъ и оставленъ безъ попеченія о его религіозно-нравственномъ направленіи. Посему-то я долгомъ поставляю просить и молить, именемъ Господа Іисуса Христа, пастырей, дабы они, посѣщая домы своихъ прихожанъ, – по случаю ли какихъ-либо требъ, или просто для усмотрѣнія и наблюденія, како пребываютъ они въ вѣрѣ и благочестіи, въ особенности обращали вниманіе на дѣтей, узнавали, учатъ ли ихъ отцы и матери съ самыхъ малыхъ лѣтъ, молиться Богу вмѣстѣ съ собою и внушаютъ ли имъ христіанское благонравіе, и испытывали, какъ они молятся и какія знаютъ молитвы, при чемъ внушали самымъ настоятельнымъ образомъ родителямъ сей священный ихъ долгъ, за неисполненіе коего они строго будутъ отвѣчать предъ Богомъ, поелику дѣти суть даръ Божій родителямъ, – и вообще всемѣрно заботились, чтобы во всякомъ домѣ дѣти росли въ христіанскихъ понятіяхъ и благонравіи. Но кромѣ сего въ настоящій разъ я наипаче предлагаю пастырямъ всячески постараться завести и укоренить мало по малу въ своихъ приходахъ такой обычай и порядокъ, чтобы 1) дѣтей, достигшихъ отроческаго возраста, въ который они должны являться, по правиламъ церкви, въ первый разъ на исповѣдь, т. е. 7 или по крайней мѣрѣ 8 лѣтъ отъ роду, родители непремѣнно и неотложно повсюду приводили въ тотъ или другой постъ, а преимущественно въ св. четыредесятницу, для должнаго приготовленія къ таинствамъ исповѣди и причащенія, о чемъ родителямъ пастыри заблаговременно должны объявлять и самымъ настоятельнымъ образомъ внушать имъ сей священнѣйшій долгъ ихъ къ своимъ дѣтямъ, а затѣмъ наблюдать и за исполненіемъ сего; 2) неопустительно былъ бы съ того времени исполняемъ дѣтьми сей долгъ ежегодно, и никто изъ нихъ не уклонялся отъ онаго ни по собственному небреженію, ни по нерадѣнію родителей, – дабы такимъ образомъ съ дѣтства укоренился въ нихъ добрый навыкъ къ сему, послѣ чего не могли бы отвлекать ихъ и въ послѣдствіи, въ зрѣломъ возрастѣ, отъ исполненія сего долга и охлаждать усердія къ сему святому дѣлу никакія житейскія попеченія, а тѣмъ паче нелѣпыя мнѣнія, пустыя отговорки и предразсудки, по коимъ весьма часто многіе извиняютъ свое уклоненіе отъ исповѣди, наипаче же отъ причащенія св. таинъ.
Относительно исповѣди дѣтей пастырямъ рекомендуется наблюдать слѣдующее: 1) какъ приходящихъ въ первый разъ къ исповѣди, такъ и вообще всѣхъ дѣтей приготовлять къ принятію сего таинства съ особеннымъ тщаніемъ, обучая ихъ въ предшествующіе дни молитвамъ, коихъ они еще не знаютъ, или изъясняя заповѣди, Божіи, исторію евангельскую, и т. подоб., что могутъ пастыри дѣлать и лично сами, или поручать сіе другимъ, способнымъ къ сему членамъ причта; 2) на исповѣдь принимать дѣтей и обращаться съ ними при исповѣди съ особенною пастырскою любовію, кротостію и теплымъ участіемъ, всемѣрно стараясь внушать имъ глубокое сердечное убѣжденіе въ той истинѣ, что они въ сіе время предстоятъ и исповѣдуются не имъ однимъ, а самому Іисусу Христу, внемлющему ихъ исповѣди, малѣйшей раздражительности, нетерпѣливости, строптивости, неумѣстныхъ вообще при исповѣди, въ особенности не должны позволять себѣ пастыри при исповѣди дѣтей; впрочемъ, при внушеніяхъ, дѣлаемыхъ дѣтямъ на исповѣди, должна быть избѣгаема и другая крайность – излишняя снисходительность и потворство дѣтскимъ грѣхамъ, къ которымъ всѣмъ безъ исключенія пастыри должны строго внушать отвращеніе и ненависть; 3) исповѣдуя дѣтей, предлагать имъ вопросы, руководствуясь пастырскимъ благоразуміемъ и опытностію, именно о такихъ грѣхахъ, какіе свойственны могутъ быть дѣтямъ, по ихъ возрасту, болѣе или менѣе юному и незрѣлому, и по состоянію, не обременяя ихъ спросомъ о томъ, что можетъ быть чуждо ихъ понятіямъ, впрочемъ такъ направляя свои вопросы, чтобы по возможности вызывать со стороны дѣтей полную и всецѣло искреннюю, откровенность, дабы на совѣсти ихъ не оставалось никакого неисповѣданнаго грѣха; 4) къ причащенію св. таинъ исповѣдавшихся дѣтей приготовлять также съ особенною заботливостію, дабы они съ юныхъ лѣтъ навыкли приступать къ сей святыни не только съ глубокимъ душевнымъ благоговѣніемъ и страхомъ, разумѣя и вѣруя отъ всего сердца – къ чему они приступаютъ, но и въ крайней тѣлесной чистотѣ и опрятности и съ соблюденіемъ при семъ самаго строгаго порядка и благоприличія, безъ шума, безъ торопливости, безъ толканія другъ друга, и послѣ причащенія держали себя чинно, въ страхѣ Божіемъ. 5) Гдѣ есть дѣти, обучающіяся въ школахъ, тамъ, само собою разумѣется, эти дѣти должны быть въ особенности на виду у пастырей, чтобы они всѣ непремѣнно были у исповѣди и причащенія въ св. постъ, и готовились къ сему неопустительно, ходя въ теченіи недѣли въ церковь на службы Божіи. Удобно также могутъ быть на глазахъ у пастыря и дѣти прихожанъ, живущихъ въ самомъ селѣ при церкви или въ ближайшихъ деревняхъ. Что же касается до отдаленныхъ отъ церкви селеній, то пастырямъ рекомендуется отправляться самимъ въ эти селенія во время великаго поста, тамъ совершать въ наиболѣе удобныхъ, чистыхъ и просторныхъ домахъ, возможныя службы – утрени, часы и вечерни, и вмѣстѣ съ тѣмъ приготовлять тамъ къ исповѣди, и исповѣдывать дѣтей.
Для образца, какъ надобно исповѣдывать дѣтей, предлагается здѣсь
Краткая исповѣдь отроковъ.
Послѣ «се, чадо, Христосъ не видимо стоитъ»...
Знаешь-ли «Вѣрую», Отче нашъ и 10 заповѣдей?
Знаешь-ли еще какія молитвы (въ особенности молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго)? Молишься-ли Богу утромъ и вечеромъ и призываешь-ли имя Божіе съ благоговѣніемъ при началѣ всякаго дѣла? Не произносилъ-ли имени Божія напрасно, небрежно, въ шуткахъ, особенно не подтверждалъ-ли лжи своей божбою?
Не лѣнился-ли, въ дни воскресные и праздничные, ходить въ церковь, и не проводилъ-ли дней этихъ грѣшнѣе, чѣмъ будніе?
Почитаешь-ли и не оскорблялъ-ли чѣмъ-либо своихъ родителей – непослушаніемъ, прекословіемъ? а также: священниковъ, начальниковъ, наставниковъ и вообще старшихъ себя?
Не обидѣлъ-ли кого въ ссорѣ, дракѣ и не зашибъ-ли кого?
Не билъ-ли безъ причины животныхъ? Не бранилъ ли кого особенно скверными словами?
Не вредилъ-ли чѣмъ своему здоровью? Не любишь-ли слишкомъ лакомиться, щеголять, гулять, и не привыкаешь-ли упиваться? Или не бываешь-ли скупымъ, жаднымъ?
Не лѣнишься ли учиться или вообще заниматься своимъ дѣломъ, и не любишь-ли предаваться праздности?
Не укралъ-ли, не затаилъ-ли, или не отнялъ-ли у кого какой вещи?
Не осуждалъ-ли кого, или не говорилъ-ли о комъ неправды? не лгалъ-ли и не обманывалъ-ли кого?
Не завидовадъ-ли кому въ чемъ? и не желалъ-ли кому-нибудь какого-зла? Не имѣешь-ли противъ кого злобы и ненависти?
Все это запрещалъ Господь Богъ еще въ ветхомъ завѣтѣ. Господь же нашъ Іис.усъ Христосъ далъ намъ еще новыя, совершеннѣйшія заповѣди. Онъ говоритъ: блажени нищіи духомъ, т. е. смиренные сердцемъ, А ты не любишь-ли гордиться и хвастаться своими способностями, красотой или происхожденіемъ?
Спаситель учитъ: блажени плачущій, т. е. о грѣхахъ своихъ. А ты, когда согрѣшалъ, сожалѣлъ-ли объ этомъ, и желалъ-ли скорѣе покаяться, чтобы болѣе не повторять уже этого грѣха?
Господь нашъ учитъ насъ быть кроткими... А ты не бываешь-ли гнѣвливъ – сердитъ и раздражителенъ?
Блажени алчущій и жаждущій правды... А ты часто ли думаешь о томъ, чтобы удостоиться быть въ числѣ оправданныхъ Господомъ, – стать нѣкогда одесную Его? и стараешься-ли для этого украсить себя добродѣтелями?
Памогаешь-ли въ чемъ нуждающимся, когда можешь? Подаешь-ли милостыню? Прислуживаешь-ли больнымъ, когда представляется случай? Бываешь-ли ласковъ съ низшими, утѣшаешь-ли печальныхъ, словомъ стараешься-ли быть милостивымъ, по заповѣди Господа: блажени малостивіи, яко тіи помилована будутъ.
Господь сказалъ еще: блажени миротворцы... А ты прощалъ-ли оскорблявшихъ тебя, и просилъ-ли прощенія у тѣхъ, кого самъ обижалъ?
Блажени чистіи сердцемъ... А ты не допускалъ-ли въ сердце свое желаній срамныхъ, и не услаждался-ли мыслями о срамныхъ дѣлахъ? Не совершилъ-ли даже на дѣлѣ какого-либо срамнаго грѣха?
Не имѣешь-ли еще самъ сказать чего, что тяготитъ твою совѣсть? Не стыдись и не бойся каяться, а стыдись грѣшить, и бойся на страшный судъ явиться нераскаяннымъ! Теперь Судія твой, Господь Іисусъ Христосъ – Судія милостивый, не желающій смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему. Скажи же, не помнишь-ли еще какихъ за собой грѣховъ, о которыхъ я не спрашивалъ?...
Теперь благодари Господа, сподобившаго тебя покаяться, и послѣ сего старайся жить лучше прежняго, не повторяй прежнихъ грѣховъ, старайся не только не оскорблять Бога нарушеніемъ заповѣдей Господнихъ грѣхами, но и угождать Богу, какія только можешь дѣлать, добрыми дѣлами.
Антоній архіепископъ казанскій.
«Извѣстія по Казанской епархіи». 1874. № 7. С. 185-191. Перепеч. въ др. Епарх. Вѣдом.: Смоленскихъ (1874. № 10. С. 311-317); Калужскихъ (1874. № 20. С. 443-447); Вологодскихъ (1874. № 1 С. 318-323); Рязанскихъ (1874. № 2. С. 54-58); Вятскихъ (1875. № 5. С. 158-162); Самарскихъ (1876. № 4. С. 73-75).
⸭ ⸭ ⸭
О тщательномъ исполненіи исповѣди отроковъ.
Самарская Духовная Консисторія слушали: представленный при рапортѣ благочиннаго 4 округа, Бузулукскаго уѣзда, священника Михаила Преображенскаго отъ 11 декабря 1895 года, за № 414, журналъ съѣзда духовенства ввѣреннаго ему округа, состоявшійся 7 декабря 1895 года, слѣдующаго содержанія: собравшись въ селѣ Грачевкѣ, подъ предсѣдательствомъ мѣстнаго благочиннаго, священника Михаила Преображенскаго, имѣли сужденіе, по предложенію о. благочиннаго Преображенскаго, о должномъ и истинномъ совершеніи св. таинства исповѣди отроковъ и объ обращеніи серьезнаго вниманія при сей исповѣди на грѣхи и пороки отроковъ; по обсужденіи сего предложенія, духовенство, сознаваясь, что исповѣдь отроковъ почти всѣми ведется не по одиночкѣ, а массою и отъ сего происходитъ такое печальное слѣдствіе что отроки, съ дѣтства привыкшіе относиться холодно къ св. таинству исповѣди, и въ возрастѣ возмужалости, по привычкѣ, приступаютъ къ исновѣди безъ пониманія значенія сего великаго таинства для грѣшниковъ и почти безъ подготовленія; во вторыхъ, грѣхи и пороки отроковъ, безъ должнаго вниманія со стороны пастырей на искорененіе ихъ, возрастаютъ и остаются на всю жизнь; постановило: при исповѣди отроковъ обратить серьезное вниманіе на ихъ грѣхи и пороки, чтобы пришедшій во врачебницу «не неисцѣленъ вышелъ»; и для сего, въ виду физической невозможности отнестись къ исповѣди отроковъ серьезно на первыхъ двухъ недѣляхъ великаго поста, при массѣ говѣющихъ, назначить особую недѣлю великаго поста исключительно для отроковъ, въ продолженіи которой подготовлять ихъ къ пониманію грѣховъ и силою пастырскихъ молитвъ и бесѣдъ искоренять укоренившіеся дурные навыки и привычки. Каковое постановленіе записать въ журналъ и представить на благоусмотрѣніе Его Преосвященства. На означенномъ журналѣ резолюція Его Преосвященства отъ 15 декабря 1895 года, между прочимъ, послѣдовала слѣдующаго содержанія: «Утверждается. Весьма желательно, чтобы и всѣ священники епархіи обращали серьезное вниманіе на исповѣдь отроковъ и отроковицъ... Обыкновенно думаютъ, что дѣти не въ состояніи, по своему возрасту, тяжко грѣшить, не сознавая однакожъ тяжести и виновности предъ Богомъ своихъ пороковъ; но это, сколько намъ извѣстно, весьма ошибочно... Кому извѣстна обстановка семейной жизни въ крестьянствѣ, тому можетъ быть понятно, что дѣти съ малыхъ лѣтъ знакомятся съ неприглядными сторонами человѣческой жизни, а дѣтская подражательность пытается ихъ въ играхъ воспроизводить... Отсюда истекаетъ пагубное зло, на которое и должны обращать серьезное вниманіе отцы духовные, хотя съ великою осторожностію. Для предотвращенія зла, имъ слѣдуетъ строго внушать своимъ пасомымъ – щадить нравственное чувство своихъ дѣтей храненіемъ таинъ супружеской жизни». Приказали: О содержаніи журнала съѣзда духовенства и резолюціи Его Преосвященства дать знать къ свѣдѣнію и исполненію духовенству епархіи, чрезъ напечатаніе въ Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ.
«Самарскія Епархіальныя Вѣдомости». 1896. № 3. Ч. Оффиц. С. 31-32.
⸭ ⸭ ⸭
Постановленіе Макарьевскаго съѣзда приходскихъ священниковъ Костромской епархіи объ одновременномъ говѣніи дѣтей, подростковъ и молодыхъ людей обоего пола.
Особенно въ отношеніи молодежи, недостаточно только пастырскихъ внушеній, какъ бы ни были они сердечны и убѣдительпы. Необходимо такъ занять ихъ въ это время, чтобы по возможности предостеречь ихъ отъ празднословія, осужденія, шутокъ, смѣха, игръ, куренія табаку и проч. Для этого было бы цѣлесообразнымъ: а) назначить особыя недѣли для исповѣди подросткамъ и молодымъ людямъ, мальчикамъ и дѣвицамъ, и заблаговременно объявить объ этомъ въ церкви, съ объясненіемъ причинъ, вызвавшихъ такое распоряженіе, разумѣется, въ самыхъ скромныхъ и сердечныхъ словахъ; б) озаботиться, чтобы для ночлега въ селѣ приходящихъ изъ деревень, болѣе или менѣе отдаленныхъ отъ села, были помѣщенія по возможности не тѣсныя, въ домахъ людей почтенныхъ и особенно у членовъ причта, у вдовъ духовныхъ и просфоренъ; в) на время отъ исповѣди, до 7 час. вечера, собирать исповѣдавшихся дѣтей въ зданіе школы, или въ домѣ одного изъ священно-церковно-служителей и здѣсь обучать ихъ молитвамъ и церковному пѣнію, что могутъ исполнить уже свободные отъ чтенія въ церкви діаконъ или псаломщикъ, или, въ случаѣ нужды, жены священниковъ; въ крайнемъ случаѣ не откажется взять этотъ трудъ на себя учитель или учительница школы; г) въ тѣ домы, гдѣ помѣщаются взрослые, давать для чтенія книги и брошюры, преимущественно имѣющія прямое отношепіе къ св. причащенію, или о жизни Господа Іисуса Христа, Пресв. Богородицы и подобныя, поручивъ читать таковыя лучшимъ грамотѣямъ; д) дѣтямъ однимъ не позволять ночевать, а устроять такъ, чтобы они были со старшими родственниками или знакомыми, которыхъ священникъ въ общей бесѣдѣ наставитъ наблюсти надъ дѣтьми во время поздняго вечера и ночи и поднять ихъ утромъ своевременно; е) утро дня св. причащенія для всѣхъ исповѣдниковъ начинается чтеніемъ утреннихъ молитвъ въ церкви, по окончаніи звона къ утрени, каковое чтеніе исполняетъ самъ священникъ, или діаконъ и псаломщикъ, смотря по обстоятельствамъ; а по окончаніи утрени они же прочитываютъ молитвы ко св. причащенію. Затѣмъ безъ нужды не слѣдуетъ надолго отлагать литургію, а начинать ее послѣ небольшого промежутка для необходимая всѣмъ отдыха.
«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1898. № 2. Ч. Нееофф. С. 41-42.
Сост. Ред.