• Преп. Мартиніанъ (13-го февраля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ избавленіи отъ блудной страсти.

    Преп. Мартиніанъ (13-го февраля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ избавленіи отъ блудной страсти.

    Пламень искушеній слезъ течеными погасилъ еси, блаженне, и морская волненія и звѣрей стремленія обуздавый, взывалъ еси: препрославленъ еси, Всесильне, огня и бури спасый мя (Тропарь преподобному).

    Вся жизнь преподобнаго Мартпніана представляетъ собою одинъ непрерывный подвигъ борьбы съ плотскими искушеніями. Красивымъ восемнадцатилѣтнимъ юношей онъ оставилъ суету міра и удалился на одну гору, близъ Кесаріи Палестинской. Здѣсь онъ подвизался въ теченіе двадцати пяти лѣтъ. Слава о его подвигахъ и богоугодной жизни распространилась далеко по окрестности, и многіе приходили къ нему изъ близъ лежащихъ городовъ и селеній, желая слышать слово назиданія отъ опытнаго подвижника. Многіе также по молитвамъ его получали исцѣленія отъ различныхъ недуговъ. Однажды въ Кесаріи нѣсколько человѣкъ, собравшись, разсуждали между прочимъ о преп. Мартиніанѣ. Всѣ удивлялись его подвигамъ и терпѣнію, его удаленію отъ соблазновъ міра въ столь молодые годы и при такой красотѣ. Разговоръ этотъ слышала одна молодая и порочная женщина, по имени Зоя. Она вызвалась прельстить святаго отшельника и возвратить его опять въ міръ. Съ этой цѣлью она, выбравъ одинъ дождливый вечеръ, отправилась на гору, гдѣ подвизался преподобный, захвативши въ то же время съ собою лучшія свои одежды и драгоцѣннѣйшія украшенія. Поздней ночью подошла она къ жилищу отшельника и, постучавшись къ нему, начала просить, чтобы онъ укрылъ ее отъ непогоды и дикихъ звѣрей, могущихъ растерзать ее. Не подозрѣвая злаго умысла, св. Мартиніанъ впустилъ мнимую странницу въ свою келлію, развелъ для нея огонь, а самъ вышелъ и сталъ на молитву. Между тѣмъ Зоя скинула съ себя pубища, въ которыхъ пришла, и нарядилась въ принесенныя ею прекрасныя одежды и дорогія украшенія. И вотъ, поутру предъ св. Мартиніаномъ вмѣсто несчастной странницы, которой онъ вчера не имѣлъ силы отказать въ пріютѣ, предстала прекрасная и дерзкая блудница. На вопросъ преподобнаго, что ей отъ него нужно, она прямо начала убѣждать его оставить пустыню и возвратиться въ городъ, чтобы начать съ нею супружескую жизнь. Святой возразилъ ей, что, если бы онъ даже рѣшился послѣдовать ея убѣжденіямъ, у него нѣтъ средствъ для того, чтобы жить въ городѣ и содержать жену. Но соблазнительница объявила ему, что у нея есть достаточно богатствъ, на которыя они вдвоемъ могутъ жить безбѣдно. Тогда преподобный понялъ, что врагъ послалъ къ нему искушеніе. Онъ попросилъ пришедшую остаться въ келліи, а самъ вышелъ. Помолившись Богу, онъ собралъ хворосту и сдѣлалъ костеръ; затѣмъ зажегъ его, а самъ всталъ въ огонь и говорилъ себѣ: «что, Мартиніанъ, хорошо ли пронимаетъ тебя огонь временный? Помысли же объ огнѣ вѣчномъ, который угрожаетъ тебѣ, если ты оставишь благое твое произволеніе и соблазнишься предложеніями этой искусительницы». Огонь жегъ ноги преподобнаго до тѣхъ поръ, пока онъ не упалъ въ изнеможеніи на землю. Пораженная такимъ поступкомъ св. Мартиніана, Зоя въ порывѣ искренняго раскаянія упала предъ нимъ на колѣни и просила помолиться за нее Богу, обѣщая въ то же время вполнѣ исправить свою жизнь. Она тутъ же бросила въ огонь свои дорогія одежды и богатыя украшенія, которыми думала соблазнить преподобнаго, и облеклась въ прежнія рубища, умоляя наставить ее, что ей нужно дѣлать для своего спасенія. Преподобный направилъ ее въ Виѳлеемъ, въ монастырь св. Павлины. Здѣсь Зоя съ любовію была принята въ число инокинь и, проведя двѣнадцать лѣтъ въ постѣ, молитвѣ и покаяніи, мирно отошла во Господу.

    26 February 2024 читать далее


  • Протоіерей Стефанъ Богдановскій – Нѣсколько словъ по вопросу о томъ, какое основаніе народнаго вѣрованія въ покровительство св. священномученика Власія скоту.

    Протоіерей Стефанъ Богдановскій – Нѣсколько словъ по вопросу о томъ, какое основаніе народнаго вѣрованія въ покровительство св. священномученика Власія скоту.

    Въ № 12 «Русскаго Паломника» за 1885 годъ, въ статьѣ «Новгородъ великій», авторомъ оной, при описаніи вѣрованій Новгородцевъ въ до-христіанское время, допущено мнѣніе, будто простой народъ нашъ сталъ почитать св. священномученика Власія покровителемъ стадъ своихъ безъ всякой причины, развѣ только, по созвучію имени его съ языческимъ богомъ – идоломъ Волосомъ, почитавшимся у язычниковъ покровителемъ всѣхъ благъ земныхъ, особенно же скота. Но едва ли можно согласиться съ этимъ мнѣніемъ.

    Будетъ ближе къ правдѣ, если признать, что народъ нашъ, обращаясь съ молитвою къ св. священномученику Власію о покровительствѣ своему скоту и вообще испрашивая его ходатайства предъ Богомъ о благополучіи дома, почерпаетъ къ тому дерзновеніе только въ жизни и чудесахъ, совершенныхъ св. Власіемъ. Такъ, когда Власій въ бытность свою Епископомъ Севастійскимъ вынужденъ былъ воздвигнутыми въ царствованіе Діоклитіана гоненіями на христіанъ уединяться въ пещеру, находившуюся въ одной пустынной горѣ, называемой Аргеосъ, гдѣ дикіе только звѣри раздѣляли одиночество праведнаго, то звѣри эти подходили къ нему и стояли во время его молитвы у входа пещеры. Власій, окончивъ молитву, выходилъ къ нимъ, ласкалъ ихъ, клалъ на нихъ руки и даже лѣчилъ ихъ болѣзни и раны. Это видѣли воины Ликинія, посланные въ пустыню на ловлю дикихъ звѣрей, заготовлявшихся для мученія христіанъ. Уже одно это обстоятельство изъ жизни Bласія могло вкоренить въ народѣ мысль о полученномъ Власіемъ отъ Бога чудесномъ дарѣ помогать безсловеснымъ тварямъ.

    24 February 2024 читать далее


  • Св. муч. Трифонъ Апамейскій (1-го февраля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ прогнаніи съ садовъ, огородовъ и полей вредныхъ насѣкомыхъ.

    Изсушивъ мерзскія жертвы, и приношенія скверная, и неистовства идольская, твоими кровли, славне, напоилъ еси вся церковная, благородная, Трифоне, прозябенія (Изъ службы 1-го февраля).

    Св. Трифонъ былъ сынъ бѣдныхъ поселянъ изъ Фригійской деревни Кампсады и въ юности пасъ стада гусей. Съ юныхъ же лѣтъ онъ отличался великою любовью къ Богу и благочестію. За смиреніе и добродѣтельную жизнь Богъ сподобилъ его дара чудотвореній, такъ что онъ даже исцѣлилъ дочь императора Гордіана, въ которую вселился было демонъ. Когда настало гоненіе императора Декія, Трифонъ былъ схваченъ язычниками и представленъ на судъ къ правителю восточныхъ провинцій Акилину, какъ распространитель христіанской вѣры, ослушникъ царской воли и презритель боговъ. Акилинъ сначала подвергъ Трифона бичеванію, а потомъ, отправляясь на охоту, велѣлъ вести за собою и Трифона, привязаннаго къ коню. Въ то время была зима и гололедица; поспѣвая за бѣгомъ коня, мученикъ совершенно изранилъ ноги и терпѣлъ страшныя страданія, однако не переставалъ славословить Господа и ободрять себя пѣніемъ псалмовъ Давидовыхъ. Возвратясь съ охоты, правитель заключилъ Трифона въ темницу, а черезъ нѣсколько дней придумалъ для него новое, еще болѣе ужасное мученіе. Трифону вбили острые гвозди въ подошвы ногъ и въ такомъ видѣ начали его влачить по улицамъ города. Но и эта пытка не могла поколебать твердости св. мученика. Тогда Акилинъ осудилъ его на смертную казнь чрезъ усѣченіе мечемъ. Приведенный на мѣсто казни, Трифонъ началъ молиться и умеръ прежде, чѣмъ мечъ коснулся его.

    14 February 2024 читать далее


  • Свв. мученики Гурій, Самонъ и Авивъ (15-го ноября ст. ст.). Угодники, къ заступленію которыхъ прибѣгаютъ жены, неповинно притѣсняемыя своими мужьями.

    Эдесское чудо cвятых Гурия, Самона и Авива. Россия. Ок. 1741-43 гг. (отсюда)

    Съ высоты, мудріи, благодать пріемше, сущимъ въ искушеніихъ предстоите, всехвальніи. Тѣмже отроковицу, святіи, отъ смерти горькія избависте: вы бо воистину есте Едесу слава и міру радость (Кондакъ).

    Свв. Гурій и Самонъ происходили изъ города Едессы и пострадали въ гоненіе императоровъ Діоклитіана и Максиліана, въ 304 году. За исповѣданіе вѣры Христовой, предъ правителемъ Антониномъ они были сначала подвергнуты жестокимъ мученіямъ и заключены въ темницу, а потомъ, усѣчены мечемъ. Св. Авивъ, діаконъ, былъ также изъ Едессы и пострадалъ черезъ 15 лѣтъ послѣ свв. Гурія и Самона, въ гоненіе императора Ликинія. За обращеніе ко Христу язычниковъ градоначальникъ Лизаній осудилъ его на сожженіе. Но св. Авивъ, взошедши на костеръ, предалъ духъ свой Богу; тѣло же его осталось неповрежденнымъ отъ огня и было погребено христіанами рядомъ съ тѣлами свв. мучениковъ Гурія и Самона.

    28 November 2023 читать далее


  • Св. чудотворцы и безсребренники Косьма и Даміанъ (1-го ноября ст. ст.). Угодники, которымъ народъ молится о просвѣщеніи разума къ ученію грамотѣ.

    Св. чудотворцы и безсребренники Косьма и Даміанъ (1-го ноября ст. ст.). Угодники, которымъ народъ молится о просвѣщеніи разума къ ученію грамотѣ.

    Пѣсньми мудрую двоицу Свѣта умнаго, облистающую зарю и просвѣщеніе всѣмъ подающу, непрестанно ублажаемъ (9 пѣснь канона).

    Святые братья Косьма и Даміанъ были родомъ изъ Асіи. Отецъ ихъ былъ язычникъ, а мать христіанка, по имени Ѳеодотія. Оставшись послѣ смерти мужа вдовою, благочестивая Ѳеодотія всецѣло посвятила себя служенію Богу и христіанскому воспитанію своихъ сыновей. Подъ ея мудрымъ и благочестивымъ руководствомъ юные Косьма и Даміанъ возрастали, укрѣпляясь въ вѣрѣ и добродѣтельной жизни. Оба они изучили искусство врачеванія, Богъ же за благочестивую ихъ жизнь даровалъ имъ благодать чудесныхъ исцѣленій. Туне пріятое святые братья врачи туне и раздавали: они врачевали людей, ни отъ кого не требуя платы и даже отказываясь, когда таковую добровольно имъ предлагали. Своимъ безмезднымъ врачеваніемъ и чудесными исцѣленіями тяжкихъ болѣзней свв. Косьма и Даміанъ еще при жизни стяжали себѣ великую любовь и уваженіе отъ христіанъ. Но и послѣ своей смерти они не переставали благотворить роду христіанскому, подавая исцѣленія отъ болѣзней всѣмъ, съ вѣрою просящимъ у нихъ благодатной помощи.

    13 November 2023 читать далее


  • Св. муч. Логгинъ сотникъ (16-го откября ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ исцѣленіи отъ глазныхъ болѣзней.

    Чтимая икона св. Лонгина в московском храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке (2-я пол. XVII в.).

    Мечемъ главу твою отсѣкоша еврейстіи людіе, пребеззаконный сонмъ, народъ неблагодарный, въ гнои повергше: и убо жена невидящая, притекши и сію вземши, свѣтъ пріемлетъ. О всеблаженне Логгине всехвальне, за ны молися ко Господу, еже спастися намъ (Стихир, на Госп. Воззв.).

    О св. Логгинѣ сотникѣ, находившемся на стражѣ при крестѣ Господнемъ и увѣровавшемъ въ Распятаго, извѣстно изъ церковнаго преданія слѣдующее. Онъ былъ родомъ изъ Каппадокіи, пользовался уваженіемъ, какъ хорошій воинъ и честный начальникъ, и былъ извѣстенъ самому кесарю. Необычайныя и страшныя знаменія, совершившіяся въ часъ смерти Спасителя, заставили его увѣровать во Іисуса Христа. «Истинно Человѣкъ Сей былъ Сынъ Божій», воскликнулъ онъ, когда Іисусъ Христосъ испустилъ духъ (Марк. 15, 39). Промыслъ Божій далъ ему возможность утвердиться въ своей вѣрѣ и сдѣлаться безбоязненнымъ проповѣдникомъ и апостоломъ Христовымъ. По преданію, Логгинъ находился и въ числѣ тѣхъ стражей, которыхъ іудеи приставили во гробу Христову, и такимъ образомъ былъ свидѣтелемъ славнаго воскресенія Господа. Начальники іудейскіе предлагали ему золото, чтобы онъ, подобно прочимъ воинамъ, утаилъ о видѣнномъ имъ воскресеніи. Но Логгинъ не только отвергъ ихъ предложеніе, но даже началъ проповѣдывать народу объ Іисусѣ Христѣ, свидѣтельствуя о Его воскресеніи. Этимъ онъ навлекъ на себя ненависть и гоненія со стороны іудеевъ. Уклоняясь отъ злобы своихъ враговъ, Логгинъ оставилъ воинскую службу и удалился на свою родину Каппадокію. Здѣсь онъ повсюду открыто проповѣдывалъ объ Іисусѣ Христѣ, и проповѣдь его имѣла успѣхъ. Но враги не оставили его и здѣсь въ покоѣ. Они оклеветали его предъ кесаремъ Тиверіемъ, который приговорилъ его къ смерти. Въ Каппадокію были посланы воины; разыскавши Логгина, они обезглавили его и голову принесли въ Іерусалимъ іудеямъ, которые повелѣли выбросить ее за городъ, на мѣсто, куда сваливались всякія нечистоты.

    30 October 2023 читать далее


  • Св. священномученикъ Кипріанъ и св. мученица Іустина дѣва (2-го октября ст. ст.). Угодники, которымъ народъ молится о сохраненіи отъ злаго очарованія.

    Св. священномученикъ Кипріанъ и св. мученица Іустина дѣва (2-го октября ст. ст.). Угодники, которымъ народъ молится о сохраненіи отъ злаго очарованія.

    Отъ художества волшебнаго обратився, богомудре, къ познанію божественному, показался еси міру врачъ мудрѣйшій, исцѣленія даруя чествующимъ тя, Кипріане со Іустиною: съ неюже молися человѣколюбцу Владыцѣ спасти души наша (Изъ службы 2-го октября).

    Кто не знаетъ, какъ широко распространена въ нашемъ народѣ вѣра въ разнаго рода чарованія и волхвованія? Въ любой мѣстности Россіи вамъ укажутъ на какого-либо колдуна, или знахаря, или вѣдьму, которыхъ боится весь околотокъ и которымъ приписываютъ умѣнье и силу портить людей и животныхъ колдовствомъ и чарами. Конечно, къ этой народной вѣрѣ въ колдовство и волхвованія примѣшано много языческаго суевѣрія, подчасъ самаго грубаго; народъ склоненъ преувеличивать силу и могущество колдуновъ и степень вліянія ихъ темнаго искусства на естественный ходъ событій въ жизни міра и человѣка. Но сама по себѣ эта вѣра не противна христіанскому чувству и даже имѣетъ для себя нѣкоторыя основанія въ Св. Писаніи. Изъ Свящ. исторіи Ветхаго и Новаго Завѣта мы знаемъ, что врагъ человѣческаго рода иногда избиралъ людей, отвергшнхея Бога и ожесточпвшихся въ сердцѣ своемъ, въ орудія своей злокозненной дѣятельности. Такихъ людей Св. Писаніе называетъ волхвами. Силою діавола волхвы, по Божію попущенію, совершали многія поразительныя дѣла, а иногда наводили на людей разныя бѣдствія и болѣзни. Таковы были волхвы египетскіе, которыхъ побѣдилъ пророкъ Моисей; такова была волшебница Аэндорская, вызвавшая тѣнь пророка Самуила; таковъ былъ Симонъ волхвъ, желавшій купить за деньги у апостоловъ Петра и Іоанна силу низводить Духа Св.; таковъ былъ волхвъ Елима, котораго св. апостолъ Павелъ поразилъ слѣпотою, и мн. др.

    15 October 2023 читать далее