-
Николай Христіановичъ Вессель – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (V): Темнота и сбивчивость понятій. Понятія, составляемыя чрезъ опредѣленіе.
Темнота и сбивчивость понятій.
Понятія, при составленіи которыхъ опускаются изъ виду правила, изложенныя въ предыдущемъ параграфѣ, никогда не могутъ быть правильными и совершенными. Въ нихъ обыкновенно замѣчается: или темнота, или сбивчивость. Оба эти недостатка, такъ часто смѣшиваемые другъ съ другомъ, въ сущности совершенно отличны одинъ отъ другого.
Нерѣдко ученики соединяютъ въ своемъ умѣ съ понятіями: цѣлое число, дробь, вычитаніе, умноженіе и проч., вполнѣ вѣрное представленіе, какъ и самъ ихъ наставникъ. Вся разница только въ томъ, что у первыхъ представленіе не такъ ясно, какъ у послѣдняго. Разница эта происходитъ отъ того, что ученики составили эти понятія изъ гораздо меньшаго числа однородныхъ единичныхъ представленій, чѣмъ ихъ учитель. Понятіе бываетъ тѣмъ яснѣе, чѣмъ болѣе единичныхъ однородныхъ представленіи, изъ которыхъ оно образовалось; недостаточность же подобныхъ представленій непремѣнно сопровождается темнотою самаго понятія. Эта темнота видна въ понятіяхъ дѣтей и тѣхъ изъ взрослыхъ, которые постоянно обращаются въ одной и той же сферѣ, среди однихъ и тѣхъ же предметовъ. Такъ поселяне обыкновенно имѣютъ очень ясныя понятія обо всемъ, что входитъ въ кругъ ихъ ежедневныхъ занятій и навсегда остаются съ болъе иди менѣе темными понятіями о предметахъ отвлеченныхъ.
07 September 2023 читать далее
-
Николай Христіановичъ Вессель – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (IV): Практическія правила касательно составленія понятій.
Практическія правила касательно составленія понятій.
Чтобы составлять понятія правильно, для этого нужно слѣдовать извѣстнымъ правиламъ, которыя сами-собою вытекаютъ изъ того, что до сихъ поръ уже сказано нами о понятіяхъ. И такъ какъ эта логика должна быть практическою, то мы и считаемъ нужнымъ остановиться на этихъ правилахъ нѣсколько долѣе.
1) Прежде всего нужно стараться, чтобы было поболѣе частныхъ (единичныхъ) представленій и чтобы представленія эти были какъ можно яснѣе, совершеннѣе.
Положимъ мы хотимъ сообщить понятіе о крокодилѣ ребенку, который ни-разу не видалъ крокодила и ничего не слыхалъ объ этомъ животномъ, а между тѣмъ видалъ ящерицъ и имѣетъ о нихъ понятіе. Въ такомъ случаѣ нужно уже готовое понятіе ребенка о ящерицѣ разложить на частныя представленія, лежащія въ его основаніи, и потомъ соединить ихъ въ другомъ порядкѣ. – Это значитъ замѣщать одни душевные образы другими. Но составленное такимъ путемъ понятіе будетъ во всякомъ случаѣ слишкомъ бѣдно въ сравненіи съ тѣмъ понятіемъ о крокодилѣ, которое составляетъ изъ собственныхъ впечатлѣній каждый, видѣвшій различныхъ дѣйствительныхъ крокодиловъ. Правда, на первый случай можно помогать и доставлять нѣкоторую наглядность понятію о крокодилѣ изображеніями этого животнаго на бумагѣ, но это все-таки не вполнѣ соотвѣтствуетъ цѣли, потому что дѣйствительные крокодилы, наблюдаемые нами, оставляютъ въ нашей душѣ образы во сто разъ яснѣйшіе и совершеннѣйшіе, чѣмъ всякое изображеніе этого животнаго на бумагѣ. Попробуйте объяснить напр. шестилѣтнему ребенку понятія: поэтъ, ораторъ, естествоиспытатель, – и вы увидите, въ какой степени ясныя представленія будетъ соединять онъ съ этими словами. Тоже самое бываетъ и съ взрослымъ человѣкомъ, когда у него нѣтъ частныхъ представленій, нужныхъ для составленія того или другаго понятія.
07 September 2023 читать далее
-
Николай Христіановичъ Вессель – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (III): Изъ низшихъ понятій образуются высшія понятія. Превосходство понятій предъ отдѣльными представленіями.
Изъ низшихъ понятій образуются высшія понятія.
Понятія, образующіяся изъ чувственныхъ воспріятій, а равно изъ желаній и чувствованій{1}, называются низшими въ отличіе отъ высшихъ, которыя происходятъ уже изъ этихъ понятій и образуются чрезъ соединеніе въ одно представленіе нѣсколькихъ признаковъ, общихъ всѣмъ взятымъ однороднымъ низшимъ понятіямъ.
Возьмемъ напр. понятіе о млекопитающемъ животномъ. Оно образовалось изъ частныхъ понятій о собакѣ, кошкѣ, лошади, коровѣ, оленѣ, кроликѣ, обезьянѣ и т. под. Это понятіе обнимаетъ собою не только всѣ приведенныя нами низшія понятія, но и всѣ чувственныя воспріятія, лежащія въ основаніи этихъ послѣднихъ; слѣдовательно оно есть понятіе болѣе обширное или высшее. Изъ множества признаковъ, входящихъ въ составъ тѣхъ низшихъ понятій, изъ которыхъ оно образовалось, само оно содержитъ только три признака: (животное) имѣющее позвоночный столбъ, теплую красную кровь, рождающее дѣтей, которыхъ выкармливаетъ молокомъ; всѣ другіе признаки исключены изъ этого понятія{2}.
Далѣе, изъ понятій о воробьѣ, воронѣ, соловьѣ, жаворонкѣ и др. можно образовать высшее понятіе о птицѣ, соединивъ ихъ общіе признаки; и это послѣднее будетъ обнимать собою не только низшія понятія, но и чувственныя воспріятія, лежащія въ основаніи этихъ понятій. Сколько же признаковъ соединено въ понятіи: птица? Четыре слѣдующихъ: (животное), надѣленное позвоночнымъ столбомъ, покрытое перьями, имѣющее красную теплую кровь и кладущее яица.
07 September 2023 читать далее
-
Николай Христіановичъ Вессель – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (II): Процесъ образованія понятій и правильное его наименованіе. Неправильныя названія понятій. Сложныя понятія. Простыя понятія.
4. Процессъ образованія понятій и правильное его наименованіе.
Понятія получаются нами не извнѣ, потому что внѣшній міръ не имѣетъ никакихъ понятій. Въ немъ нѣтъ и чувственныхъ воспріятій, а есть только предметы{1} и дѣйствіе предметовъ.
Понятія, какъ мы уже сказали, образуются изъ чувственныхъ воспріятій. Но и вліяніе внѣшняго міра имѣетъ большое значеніе въ дѣлѣ ихъ образованія; именно послѣдній производитъ совокупное возбужденіе нашихъ воспріятій. Воспріятія хранятся въ душѣ нашей какъ слѣды. Внѣшній міръ возбуждаетъ ихъ, приводитъ намъ на намять, и это бываетъ двоякимъ образомъ: воспріятія возбуждаются или самыми предметами, или словами какого-нибудь лица. Объяснимъ это примѣрами. Положимъ, мы имѣемъ представленія о нѣкоторыхъ растеніяхъ, но понятія о растеніи не имѣемъ. Чтобы образовать понятіе, нужна возбудить представленія, нужно, чтобы онѣ явились въ нашемъ сознаніи въ своей совокупности или по крайней мѣрѣ въ самой близкой и непрерывной послѣдовательности. Въ этомъ помогаетъ намъ природа. Мы выходимъ въ садъ и видимъ извѣстныя уже намъ растенія, одно возлѣ другого. Отъ дѣйствія этого зрѣлища въ нашемъ сознаніи возбуждаются, вспоминаются совокупно или строго преемственно наши представленія о различныхъ растеніяхъ. А когда однородныя представленія являются въ сознаній за разъ, – это уже первый шагъ на пути составленія понятій.
То же самое, что и природа, дѣлаетъ для насъ другой человѣкъ, напр. для дѣтей учитель. Чтобы побудить дѣтей къ составленію понятія напр. о рыбѣ, учитель напоминаетъ имъ сначала объ одной извѣстной имъ рыбѣ, потомъ о другой, третьей и т. д.; вслѣдствіе этого напоминанія въ головѣ дѣтей возбуждается вдругъ вся совокупность ихъ представленій объ извѣстныхъ инъ рыбахъ, послѣ чего они начинаютъ сравнивать эти представленія, соединять общіе ихъ признаки.
Но соединеніе общихъ признаковъ нашихъ однородныхъ представленій, – это уже чисто внутренняя работа. Ничто внѣшнее не можетъ принимать въ ней малѣйшаго участіи и дѣйствительно не принимаетъ. Она производится нами въ силу врожденнаго душевнаго закона, по которому одинаковые признаки однородныхъ представленій стремятся соединиться, слиться другъ съ другомъ и явиться въ сознаніи въ своей совокупности.
07 September 2023 читать далее
-
Николай Христіановичъ Вессель – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (I): Мышленіе. Чувственныя воспріятія и понятія. Къ чему служатъ понятія. Слово и представленіе. Что нужно для образованія понятій.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА.
Въ прошлымъ году {1861}, въ «Опытной психологіи», мы коснулись области мышленія. При изложеніи развитія сознавательной способности мы въ общихъ чертахъ представили читателямъ возниканіе и образованіе понятій, сужденій, умозаключеній. – Теперь мы намѣрены подробно разсмотрѣть всѣ формы мышленія и послѣдовательное образованіе ихъ. Мы назначаемъ эти статьи преимущественно для учителей, воспитателей и для родителей, которые сами занимаются обученіемъ дѣтей. Уяснивъ себѣ какъ самыя формы мышленія, такъ и происхожденіе и развитіе ихъ, учитель конечно уяснитъ себѣ и то, какимъ образомъ возникаютъ и развиваются понятія, сужденія, умозаключенія, однимъ словомъ, всѣ формы мышленія въ ребенкѣ, и какимъ образомъ надо преподавать, чтобы обученіе тому или другому предмету могло содѣйствовать послѣдовательно правильному развитію мыслительной способности учащихся. Въ этомъ конечно всѣ согласятся съ нами. Руководствомъ при составленіи нижеслѣдующихъ статей служитъ намъ «Практическая наука мышленія, разработанная Дреслеромъ по Бенеке».
07 September 2023 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)