• Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

    Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11 окт. выпадает въ воскресенье, служба Отцовъ поется въ тотъ же день. Если до среды включительно – поется въ предшествующее воскресенье. Если же въ четвергъ и позже, поется въ послѣдующее воскресенье. – ред.). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

    Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

    24 October 2020 читать далее


  • Преподобномученики Зографские – замученные папистами за Святое Православие.

    Повѣсть о нашествіи папистовъ на Святую гору Аѳонскую.

    Въ царствованіе греческаго царя Михаила Палеолога, латиняне, имѣя большое войско, завоевали у грековъ много городовъ и селъ. Въ тоже время болгары взимали дань съ греческой имперіи, и не жили въ мирѣ съ греками изъ за разныхъ спорныхъ вопросовъ. Находясь въ критическомъ положеніи, греки обѣщали удовлетворить всѣмъ требованіямъ болгаръ, только бы тѣ имъ помогли противъ латинянъ. Царь болгарскій Кало-Іоаннъ пришелъ на помощь грекамъ, овладѣлъ Фригіей и освободилъ грековъ отъ латинянъ. Эту побѣду оба царя отпраздновали съ великимъ торжествомъ. Послѣ этого греческій императоръ, не желая удовлетворить требованіямъ болгарскаго царя, посягнулъ на его жизнь, но Кало-Іоаннъ избѣгнулъ отъ всѣхъ козней Палеолога и ушелъ въ свою землю. Усмиривъ случившееся тогда въ его царствѣ возстаніе, Іоаннъ ожидалъ благопріятнаго случая отмстить коварному и беззаконному царю Палеологу. Улучивъ время, онъ вторгнулся съ большимъ войскомъ въ предѣлы греческой имперіи, разорилъ немало городовъ, жителей увелъ въ плѣнъ и опустошилъ области: Пропонтиду, Ѳракію, Македонію, Ѳессалію, Елладу даже до Пелопонеса. Греческая имперія находилась тогда въ жалкомъ состояніи. Тѣснимый со всѣхъ сторонъ, Михаилъ Палеологъ отправилъ пословъ въ Италію (къ папѣ) съ замѣчательными письмами, которыя, между прочимъ, гласили: «во всемъ, сдѣланномъ вамъ болгарами, мы невиновны, поелику все это было сдѣлано ими произвольно; да и мы находимся въ страхѣ отъ нихъ. Слѣдуя римской церкви, мы и прежде не отказывались вѣровать, исповѣдывать и мыслить такъ, какъ и вы. Просимъ васъ, пріидите на помощь къ намъ, единомыслящимъ съ вами, такъ какъ мы погибаемъ отъ этихъ мерзкихъ варваровъ — болгаръ. Если не поспѣшите къ намъ на помощь и не заступитесь, то имя наше истребится на землѣ, вы же будете наказаны отъ Вседержителя Бога за нашу погибель». Когда послы достигли Италіи, всѣ западные государи-католики ополчились и рѣшились идти въ Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель «единомыслящему съ ними» Михаилу Палеологу.

    23 October 2020 читать далее


  • Сѵнодикъ: Преосвященный Іустинъ (Полянскій), бывшій епископъ Уфимскій.

    26 минувшаго сентября [1903 г., 9 октября по н. ст.], скончался проживавшій на покоѣ въ Григоріево-Бизюковомъ монастырѣ, Херсонской епархіи, преосвященный Іустинъ, бывшій епископъ Уфимскій. Почившій преосвященный – въ мірѣ Михаилъ Полянскій – уроженецъ Воронежской епархіи. Въ 1853 году окончилъ курсъ Воронежской духовной семинаріи, съ званіемъ студента. Въ 1854 году 26 сентября рукоположенъ во священника. Овдовѣвъ въ 1864 году, онъ принялъ монашество и получилъ имя Іустинъ. Въ 1865 году поступилъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ и окончилъ курсъ въ 1869 году и въ томъ же году былъ назначенъ учителемъ Харьковской духовной семинаріи; въ 1870 году удостоенъ степени магистра и назначенъ инспекторомъ Литовской духовной семинаріи; въ 1872 году возведенъ въ санъ архимандрита; въ 1875 году назначенъ ректоромъ Костромской духовной семинаріи; въ 1884 году 22 декабря Высочайше повелѣно ему быть епископомъ Михайловскимъ, а 10 августа 1885 года переведенъ епископомъ Новомиргородскимъ, викаріемъ Херсонской епархіи; въ 1889 году 16 декабря назначенъ епископомъ Тобольскимъ; въ 1893 году 17 іюня уволенъ на покой и назначенъ управляющимъ Раненбургскою Петропавловскою пустынью, Рязанской епархіи; 10 декабря 1894 года назначенъ епископомъ Рязанскимъ и 14 октября 1896 года епископомъ Уфимскимъ; 14 іюня 1900 года уволенъ на покой и вторично назначенъ управляющимъ Раненбургскою Петропавловскою пустынью, Рязанской епархіи, на правахъ настоятеля; въ іюлѣ мѣсяцѣ 1903 года перемѣщенъ на покой въ Григоріево-Бизюковъ монастырь, Херсонской епархіи. Преосвященный Іустинъ извѣстенъ, какъ авторъ многихъ богословскихъ трудовъ, изъ которыхъ наиболѣе крупнымъ представляется его догматическое богословіе. Заслуживаютъ также вниманія его многочисленныя брошюры, въ общедоступной формѣ излагающія догматическое ученіе святителя Димитрія Ростовскаго и Стефана Яворскаго, его сборники статей вѣроучительнаго и право учительнаго содержанія, какъ-то: «Что такое жизнь и какъ должно жить», – «Ручная книжка православнаго христіанина»; наконецъ, слѣдуетъ отмѣтить его поученія и рѣчи, отличающіяся назидательностію и общедоступностью содержанія.

    16 October 2020 читать далее


  • Сѵнодикъ: Присутствовавшій въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ Преосвященный епископъ Маркеллъ (Попель).

    29-го минувшаго сентября [1903 г., 12 октября по н. ст.], въ 9 часовъ 15 минутъ утра, тихо скончался преосвященный епископъ Маркеллъ. Наканунѣ своей кончины почившій владыка исповѣдывался и причастился Святыхъ Таинъ; утромъ 29 сентября, почувствовавъ приближеніе смерти, владыка выразилъ желаніе пособороваться. И по прочтеніи послѣднихъ молитвъ таинства отдалъ свою душу Господу Богу. 

    Почившій епископъ Маркеллъ – сынъ дворянина Онуфрія Попеля, родился 25 декабря 1825 года въ городѣ Галичѣ въ австрійской Галиціи. Обучался сначала въ нѣмецкой школѣ этого города, затѣмъ въ классической гимназіи въ Станиславѣ и Бучачѣ въ Галиціи. Окончилъ курсъ ученія на философскомъ факультетѣ въ городѣ Черновицахъ и, кромѣ того, выслушалъ полный богословскій курсъ въ двухъ университетахъ – во Львовѣ и въ Вѣнѣ. Въ 1849 году былъ назначенъ учителемъ педагогическихъ курсовъ во Львовѣ, а въ 1850 году 20 декабря рукоположенъ во священника къ приходской церкви уніатской Львовской архіепископіи въ городѣ Бучачѣ.

    12 October 2020 читать далее


  • Посланіе Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1904-1905 г.).

    Посланіе Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1904-1905 г.).

    ПОСЛАНІЕ

    Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду

    о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей

    и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря (1904 г.).

    Священный и Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ Церкви Россійской, возлюбленный во Святомъ Духѣ братъ, привѣтствуемъ васъ во Христѣ цѣлованіемъ святымъ!

    Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ щедротъ и Богъ всякаго утѣшенія, всегда изливающій на насъ богатую милость Свою и напослѣдокъ явившій намъ великую и утѣшительную благодать – получить вожделѣннѣйшія и честнѣйшія, братскія граматы святѣйшихъ Божіихъ Церквей: блаженнѣйшаго и досточтимѣйшаго патріарха святаго града Іерусалима и всея Палестины и досточтимѣйшихъ предсѣдателей священныхъ сѵнодовъ, правящихъ братскими автокефальными Церквами Россіи, Эллады, Румыніи и Сербіи, и боголюбезнаго пастыря Святѣйшей черногорской Церкви. Впрочемъ, блаженнѣйшій и досточтимѣйшій папа и патріархъ Великаго града Александріи и всей земли Египетской, не знаемъ почему, медлитъ отвѣтомъ, а обстоятельства апостольской и патріаршей Церкви Антіохійской и святѣйшей Церкви Новой Юстиніаны на Кипрѣ препятствуютъ церковному посредствомъ граматъ общенію съ ними, – съ первою по основаніямъ каноническимъ, а со второю – по неимѣнію законнаго архіепископа и предсѣдателя. Этимъ Церквамъ молитвенно желаемъ лучшаго.

    17 September 2020 читать далее


  • Посланіе Вселенской Патріархіи къ Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1902-1903 г.)

    Посланіе Вселенской Патріархіи къ Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1902-1903 г.)

    Постоянные члены Свят. Синода митрополиты: новосвмуч. Владимир (Богоявленский), Антоний (Вадковский) и Флавиан (Городецкий).

    ПОСЛАНІЕ

    Вселенской Патріархіи къ

    Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду (1902 г.)

    Священный и Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ Церкви Русской, во Святомъ Духѣ возлюбленнѣйшій братъ, цѣлуемъ Васъ о Христѣ святымъ лобзаніемъ.

    Изъ тѣхъ честныхъ мирныхъ грамотъ, коими святѣйшіе предстоятели досточтимыхъ автокефальныхъ православныхъ церквей отвѣтствовали намъ на наше извѣщеніе о совершившихся по Божьему изволенію нашемъ избраніи и восшествіи на Святѣйшій Апостольскій Патріаршій Вселенскій Престолъ, мы съ радостію усмотрѣли, что издревле ненарушимое единеніе соблюдается со всякимъ усердіемъ и горячею ревностію, что слова евангельской любви исполняются съ полною готовностію и что горячія молитвы къ Богу возносятся за эту старѣйшую святую и Великую Христову церковь, ревностнѣйшую въ вѣрѣ, надеждѣ и любви свою сестру.

    17 September 2020 читать далее


  • Сѵнодикъ: Святѣйшій Патріархъ Константинопольскій Іоакимъ III-й, Великолѣпный.

    От Ред.: Патриарх Иоаким III (Деведжи) явлается один из самых выдающихся греческих святителей перелома ХIХ и ХХ веков. Пользовался поддержкой российского правительства и большим уважением в среде российской иерархии. В минуту опасности Его жизни, было Ему предложено Российской Властью переехать в Россию, но Он отказался. У современников Иоаким III получил прозвище Великолепный (греч. Μεγαλοπρεπής) и «Корифеей Патриархов». Русский посол в Константинополе (1883-1897) А. И. Нелидов писал о нем в частном письме: «Я считаю его одним из мудрейших иерархов православной церкви вообще. Побуждения, которыми он руководится, суть всегда самого возвышенного свойства. Он составил себе идеал православной церкви и значения в ней Вселенского патриархата, который весьма высок, но, к сожалению, далеко превосходит существующие условия». Святитель архиеп. Иоанн (Максимович) в своем докладе зачитанным на Вторым Всезарубежным Соборе 1938 г., сетовал что из-за нехвата таких личностей как Иоаким III, Константинопольский престол покрушиться: «Такое внешнее унижение Иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой свв. Златоуста и Богослова. С высоты ее – преемник свв. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III». После кражи Казанской иконы Божией Матери в 1904 г., Иоаким III для утешения жителей города Казани, повелел написать точный список с древней иконы Богоматери «Всеблаженная» и в 1905 г. передал эту икону в Санкт-Петербург. В 1905 г. был избран почетным членом С.-Петербургской Духовной Академии. В  1912 г. Иоаким III своей Патриаршей Грамотой, направленой настоятелю русского афонского монастыря св. Пантелеимона, осудил новое учение имябожников. Среди почитаталей Патриарха был Митр. Антоний (Храповицкий), который составил в его честь два текста, которые помещаються ниже. Так на Иоакима III смотрела и продолжает смотреть Поместная Российская Церковь и сама Россия.

    Но не так стоить дело с Греко-Старостильниками, которые назвали Его начальником ереси экуменизма, и к тому же поименно анафемствовали Его наравне с патр. Мелетием IV (Метаксасисом). Греко-Старостильники неудовлетворенные Зарубежной анафемой на экуменизм (1983 г.), в 1998 г. составили собственную и притом дерзнули произнести самоличный судь над новыми еретиками – экуменистами, посчитав себя за всю полноту Вселенской Церкви. Как стало ныне известно, те же Греко-Старостильники, в апреле сего 2020 г. дерзнули в древнейший Синодик Православия (чтомый в Неделею Торжества Православия) добавить эту свою собственную анафему, и таким образом уже открыто показали кому на самом деле они служать.

    Ниже мы помещаем подборку материалов посвященных личности Патриарха Иоакима III.

    17 September 2020 читать далее