Замѣтка о праздникѣ обновленія храма св. великомученика Георгія въ Лиддѣ, идѣже положено тѣло его (3-го ноября ст. ст.).
3-го ноября (ст. ст.) св. Церковь молитвенно совершаетъ праздникъ въ честь св. Великомученика Георгія, ради освященія храма его имени и положенія въ семъ храмѣ его честныхъ мощей въ Палестинскомъ городѣ Лиддѣ. Въ Четь-Минеяхъ мы находимъ поучительное повѣствованіе о томъ, что св. Георгій во всю свою жизнь сохранилъ трогательную любовь къ Палестинѣ, которая, какъ родина его матери, была мѣстомъ его дѣтскаго и юношескаго воспитанія. Былъ потомъ св. Георгій знатнымъ царедворцемъ, взысканнымъ любовью императора, былъ побѣдоноснымъ вождемъ царскаго войска, былъ образцомъ христіанскихъ добродѣтелей, былъ, наконецъ, святымъ исповѣдникомъ Имени Христова и великомученикомъ за вѣру, – но нигдѣ, ни на какомъ мѣстѣ служенія и подвиговъ, свѣтлая любовь къ родной Палестинѣ и благодарная память о ней не покидала его. И эту любовь и память онъ проявлялъ не словомъ только, но и дѣломъ своимъ. Вотъ онъ задумалъ воспріять великій подвигъ вольной нищеты, – и его щедротъ при раздачѣ отеческаго достоянія сподобляется прежде всего его родная страна. Вотъ въ дни скорбнаго заточенія въ темницѣ онъ и себя и окружающихъ утѣшаетъ не инымъ чѣмъ, какъ радостнымъ воспоминаніемъ и повѣствованіемъ о тѣхъ священныхъ мѣстахъ, созерцать и любить которыя онъ привыкъ съ дѣтства. Вотъ, наконецъ, и готовясь воспріять достойный вѣнецъ своихъ подвиговъ, онъ помнитъ опять не объ иномъ чемъ, какъ только о родной Палестинѣ, даетъ трогательное завѣщаніе непремѣнно перенести его останки туда и тамъ, въ дорогомъ по воспоминаніямъ дѣтства мѣстѣ, создать храмъ на молитвенное утѣшеніе и радость жителей его родной страны. И сбылось все такъ по волѣ святого Страстотерпца, и возросъ на мѣстѣ его дѣтскаго и юношескаго воспитанія благолѣпный храмъ, и славятъ Лиддяне со всею Вселенской Церковію знаменитое имя бывшаго жителя ихъ страны, и нынѣшній праздникъ, чтимый всѣми христіанами, является вмѣстѣ съ тѣмъ особенно дорогимъ и трогательнымъ праздникомъ родного града и отечественной страны Великомученика Георгія.
Съ первыхъ вѣковъ христіанства Лидда связана съ именемъ великомученика Георгія, который здѣсь родился, а пострадалъ въ Никомидіи во время гоненія Діоклитіана. Многострадальное тѣло Великомученика, по повелѣнію самаго же Святаго, было перенесено изъ Никомидіи въ родную Палестину его слугою и погребено въ сокровенномъ для язычниковъ, но вѣдомомъ для благочестивыхъ христіанъ, мѣстѣ. Въ послѣдствіи, съ водвореніемъ во вселенной христіанства, какъ господствующей религіи, оно было благолѣпно погребено въ церкви въ Лиддѣ, построенной въ царствованіе равноапостольнаго императора Константина Великаго. Въ этотъ храмъ ко времени его освященія были перенесены изъ Рамлы (мѣстечко вблизи Лидды, гдѣ находился храмъ Святаго) нетлѣнныя мощи св. Великомученика. Событіе это произошло 3-го ноября. Неизвѣстно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднованіе этого дня, во всякомъ случаѣ въ мѣсяцесловѣ Сирской церкви отъ 1030-г. 3-е ноября отмѣчается, какъ праздничный день. Впослѣдствіи этотъ храмъ былъ обновленъ и достойно украшенъ византійскимъ императоромъ Юстиніаномъ I (527-65).
Діаконъ Ѳеодосій въ путеводителѣ «О мѣстоположеніи Св. Земли» (ок. 530 г.) упоминаеть о Діасполѣ «гдѣ претерпѣлъ мученіе святый Георгій; тамъ находится и его тѣло, и совершаются многія чудеса» (Правосл. Палест. Сборникъ. Вып. 28-й. Спб. 1891, стр. 14.). Въ Путникѣ Антонина изъ Плаценціи конца VI в., о томъ же городѣ говорится «гдѣ почиваетъ святый Георгій мученикъ. По срединѣ дороги, не очень далеко отъ города, стоитъ мраморный столбъ, къ которому первѣе вели Господа на бичеваніе, но столбъ, убѣгая, былъ поднятъ облакомъ и поставленъ на это мѣсто. Объ истинности этого свидѣтельствуетъ то обстоятельство, что столбъ не имѣетъ базиса, на которомъ стоялъ бы, но стоитъ просто на землѣ и двигается. На его вершинѣ водруженъ желѣзный крестъ, къ которому поднимаются по ступенямъ и тамъ бываютъ свѣтильники и воскуренія. Въ этомъ мѣстѣ очищаются бѣсноватые. Но и въ самомъ округѣ блаженный Георгій являетъ много чудесъ». (Правосл. Палест. Сборникъ. Вып. 39-й. Спб. 1895, стр. 39.).
Большая базилика въ Лиддѣ изображена на мозаичной Мадабской картѣ (византійская мозаика 2-й пол. VI в. въ церкви св. Георгія въ г. Мадабѣ въ Иорданіи) сопровождается надписью: «Лодъ, также Лидея, зовущійся также Діосполемъ». Мозаика запечатлѣла часть городскихъ построекъ: улицу съ крытой колоннадой и базиликальное зданіе, выходящее на полукруглую площадь. Предположительно, изображеніе лиддской базилики VIII в. сохранилось также на мозаичномъ полу византійскаго храма св. Стефана въ Уммъ ар-Расасѣ въ Иорданіи.
О существованіи здѣсь монастыря и большаго храма сообщаетъ Епифаній Монахъ (1-я пол.сер. IX в.). Онъ также упоминаетъ о хранящихся въ алтарѣ реликвіяхъ: колесѣ, на которомъ пытали великомученика и мраморномъ столпѣ, отъ котораго происходили чудеса. Въ «Повѣсти Епифанія Агіополита объ Іерусалимѣ» (2-я пол. VIII в.) читаемъ: «Рамвле есть селеніе Діаполисъ, и въ немъ находится святый Георгій, гдѣ лежатъ мощи великомученика святаго Георгія; церковь очень большая {и въ немъ монастырь и церковь очень большая}. На святой трапезѣ лежитъ колесо, а на правой сторонѣ храма стоитъ столбъ, къ которому было привязано колесо, и въ воспоминаніе того самого въ продолженіи трехъ часовъ истекаетъ кровь. На этомъ же столбѣ есть пробуравленный мраморъ, дѣлающій знаменія {на ея трапезѣ, на правой сторонѣ храма стоитъ столбъ; онъ пробуравленъ и творитъ величайшія знаменія}: если исповѣдуешься, то можешь пройдти безпрепятственно и легко; если же не исповѣдуешься, то не можешь пройдти». (Правосл. Палест. Сборникъ. Т. 4. Вып. 2-й. Спб. 1886, стр. 25, ср. 136-137.).
Арабскій историкъ Аль-Мукаддаси (ок. 985 г.) упоминаетъ «великолѣпную церковь» Лидды. Онъ же описываетъ, какъ халифъ Хишамъ ибнъ Абдулъ-Маликъ (724-43), строящій въ сосѣднемъ Рамлѣ грандіозную Белую мечеть, узнаетъ о припрятанныхъ христіанами драгоценныхъ мраморныхъ колоннахъ. Халифъ требуетъ отдать мраморъ ему, угрожая въ противномъ случаѣ разрушить лиддскую церковь св. Георгія. Именно Аль-Мукаддаси приводитъ христіанскую традицію о томъ, что у воротъ этого храма Христосъ сразится съ Антихристомъ. Въ 1010 г. лиддская церковь раздѣлила судьбу іерусалимскаго храма Гроба Господня и была разрушена по приказу халифа Хаким-би-Амри-алла. По всѣй видимости, въ 1-й пол. XI в. храмъ былъ возстановленъ, то ли венгерскимъ королемъ Стефаномъ I (1000-38), то ли византійскимъ императоромъ Константиномъ Мономахомъ (1042-55). Церковь была отстроена греками вновь до прибытія крестоносцѣвъ, которые, появившись въ Палестинѣ въ 1099 г., нашли ея въ полном великолѣпіи. Однако сильные землѣтрясенія 1033 и 1067 гг. могли серьезно повредить его. Средневѣковые источники сообщаютъ о разрушеніяхъ и пожарахъ временъ Перваго Крестоваго похода (1099-1102); тѣмъ не менѣе, въ 1106 г. русскій игуменъ Даніилъ видѣлъ еще существующую старую церковь. Значительная перестройка храма крестоносцами производилась въ 1150-70 гг. Салахъ ад-Динъ, ненадолго захватившій Лидду въ 1187 г., распорядился снести новый храмъ, а само мѣсто передать греческому духовенству. Арабскій историкъ Баха-ад-Дин утверждаетъ, что Саладинъ разрушилъ церковь св. Георгія въ 1191 г. Съ этого времени церковь оставалась разрушенной до сер. XIV в. Спустя 83 года съ полнаго изгнанія крестоносцѣвъ, въ 1349 г. греки возстановили церковь св. Георгія благодаря вмешательству византійскаго императора Іоанна Кантакузена (1347-54). Поздняя европейская традиція о возстановленіи храма англійскимъ королемъ Ричардом Львиное Сердце подтвержденія въ наукѣ не получила. Похожѣ, что постройка крестоносцѣвъ не была полностью разрушена: пострадала въ основномъ западная часть храма, причемъ многія архитектурныя фрагменты церкви были использованы для строительства моста въ окрестностяхъ Лидды. Въ нѣсколькихъ километрахъ къ севѣру отъ Лидди до сихъ поръ сохранился мостъ черезъ реку Дахеръ, построенный въ 1273 г. мамлюкскимъ султаномъ Бейбарсомъ, строительнымъ матеріаломъ которому послужили камни, взятыя съ храма св. Георгія. Въ 1442 г., при египетскомъ султанѣ Сайфъ-ад-Динъ Джакмакѣ, во время очередняго гонѣнія на христіанъ церковь была разрушена, а севѣрная часть построекъ была занята мусульманами и превращена въ мечеть. Въ это же время былъ захваченъ и разобранъ правый придѣлъ храма во имя св. ап. Іоанна Богослова. Въ 1517 г. въ храмѣ, отъ котораго уцелѣла алтарная часть и гробница святого, было возобновлено православное богослуженіе. (Правосл. Палест. Сборникъ. № 109. М. 2015. С. 9-26.).
Въ рѣзультатѣ землѣтрясенія 1837 г. обрушились сводъ и севѣрная апсида храма. Церковь простояла въ руинахъ въ тѣченіе 33 лѣтъ. Впослѣдствіи великолѣпный храмъ великомученика, составлявшій одно изъ главныхъ украшеній города Лидды, пришелъ въ большое запустѣніе. Въ 1870 г. послѣ спора между греками и францисканцами это мѣсто было признано греческимъ владѣніемъ.
Въ 1871 г. Іерусалимскій патріархъ Кириллъ II обратился съ просьбой къ россійскимъ кавалерамъ ордена св. Георгія о пожертвованіи на возстановленіе храма. По повеленію императора Александра II изъ средствъ капитула ордена было пожертвовано 3 тысячи рублей. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русскимъ правительствомъ, дали возможность Лиддѣ вновь увидѣть этотъ храмъ благоустроеннымъ и преукрашеннымъ. Обширная и красивая церковь была построена на великолѣпныхъ остаткахъ древней Юстиніановой церкви. Освященіе обновленнаго храма состоялось въ 1872-мъ г. 3 ноября, въ годовщину того дня, въ который онъ былъ освященъ впервые. Воспоминаніе о семъ знаменательномъ событіи Русская церковь совершаетъ въ этотъ день и до настоящаго времени. Русскій консулъ В. Ѳ. Кожевниковъ и патріархъ Іерусалимскій Кириллъ II получивъ разрѣшеніе Турецкаго правительства возобновить храмъ св. великомученика Георгія, поставили новый мраморный каменный гробъ на старомъ мраморномъ гробѣ св. Георгія для сохраненія сего вѣтхаго гроба.
Значеніе культа св. Георгія было столь велико, что до VII в. Лидда нередко называлась Георгіополемъ – «городъ Георгія». Въ римское время городъ назывался Діосполъ. Съ 1948 г. городъ находиться въ Израилѣ, въ 20 км къ юго-востоку отъ Тель-Авива. Современное названіе города соотвѣтствуетъ его ветхозавѣтному предшественнику – Лодъ.
Предстоятелю Кипрской Церкви свт. архіеп. Аркадію I (1-я пол. VII в.) приписывается похвальное слово на память освященія храма св. Георгія въ Лиддѣ (3-го ноября). Слово было перѣведено въ Болгаріи во 2-й пол. XIV в. въ составѣ т. н. Студійской коллекціи. Русскія списки появляются съ XV в. (ГИМ. Увар. № 328, 1172 и др.). Нач.: «Възываеть пакы насъ, о христолюбци, и Христолюбивыи сей богочестия добропобѣдьникъ Георгіе, въ великій сей духовный и всеосвященный храмъ». Помѣщено въ московскихъ комплектахъ Великихъ Четій-Миней под 4-го ноября (архим. Іосифъ. Подробное оглавленіе ВМЧ. М. 1892. С. 132.).
Сост. Ред.
⸭ ⸭ ⸭
Кондакъ на воспоминаніе освященія храма въ Лиддѣ, гласъ 8-й:
Къ возбранному и скорому заступленію Твоему/ прибѣгше, вѣрніи,/ молимъ избавитися, страстотерпче Христовъ,/ отъ соблазнъ вражіихъ воспѣвающимъ тя,/ и всякихъ бѣдъ, и озлобленій, да зовемъ:// радуйся, мучениче Георгіе.
Интерьер храма св. Георгия.
Саркофаг над могилой св. Георгия.