Епископъ Арсеній (Иващенко) – Святый Ерминингельдъ, царевичъ Готскій.
Православная Церковь празднуетъ 1-го Ноября память св. мученика Ерминингельда, царевича Готскаго{1}. Онъ былъ сынъ царя Визиготовъ, Леовигильда, царствовавшаго въ Испаніи съ 569 до 586 года. Исторія св. мученика представляетъ одно изъ послѣднихъ усилій аріанствующихъ Готовъ подавить въ Испаніи православную вѣру и предотвратить изчезновеніе своей ереси.
Король Леовигильдъ, одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ государей Испанскихъ, хотѣлъ утвердить престолъ за своимъ домомъ; до того времени Государи обыкновенно восходили на престолъ по избранію вельможъ. Съ этою цѣлію онъ уже въ 572 году объявилъ своими соправителями сыновей отъ перваго брака Ерминингельда и Реккареда. Мать обоихъ царевичей была Ѳеодосія, дочь Греческаго въ Испаніи намѣстника{2} Северіана, православная христіанка. Леовигильдъ, по вѣрѣ аріанинъ, въ началѣ своего правленія не былъ предубѣжденъ противъ православныхъ и потому не препятствовалъ оставаться вѣрными чистому исповѣданію религіи Господа Іисуса Христа. Но когда, по смерти Ѳеодосіи, сочетался бракомъ съ ревностною аріанкою Госвинтою: то, по наущенію своей супруги, началъ подозрительно смотрѣть на исповѣдниковъ православія и тѣснить ихъ.
Въ 575 году за Ерминингельда высватана была Франзузская Принцесса, сестра Хильдеберта, короля Аветразійскаг{3}, Ингунда. Невѣста съ блестящею свитою и богатымъ приданымъ прибыла въ городъ Aгде, въ нарбонской Галліи, принадлежавшей Готамъ. Здѣсь благочестивый епископъ – Фронимій, сдѣлалъ ей сильное увѣщаніе – не измѣнять православной вѣрѣ. По прибытіи въ Толедо, принцесса была принята съ торжествомъ, и на первыхъ порахъ, казалось, между старою королевою и женою Ерминингельда были самыя лучшія отношенія. Но когда зашла рѣчь о томъ, чтобъ Ингунда приложилась къ аріанству: то она ясно объяила готовность свою оставаться въ православной вѣрѣ; и это было поводомъ къ холодности между обѣими королевами, которая при злобномъ характерѣ завистливой Госвинты, перешла въ открытую вражду. По описанію лѣтописцевъ, Госвинта была нескладна тѣломъ и одноглаза, мстительность притупляла въ ней всякое чувство человѣчности. Послѣ тщетныхъ попытокъ совратить Ингунду путемъ убѣжденія, она перешла къ насилію; приведенная въ бѣшенство твердостію Ингунды, старая королева однажды схватила ее за волосы, бросила на землю и била, пока непоказалась кровь на лицѣ; и послѣ этого еще велѣла высѣчь се плетьми и бросить въ прудъ.
Такой соблазнительный поступокъ старой королевы возбудилъ неудовольствіе короля. Желая предотвратить дальнѣйшія несчастія, Леовигильдъ далъ своему старшему сыну въ управленіе особенную область въ Андалузіи съ городомъ Испалисомъ (нынѣ Севилья){4}. Здѣсь, внявъ увѣщаніямъ блаженнаго епископа Леандра, Ерминингельдъ явно сталъ исповѣдывать вѣру православную. Это пріобрѣло ему сердца всѣхъ православныхъ, доставило тѣсный союзъ съ Греками, жившими на приморьѣ, и Свевами, которые при королѣ Теодемірѣ 1-й владѣли Галисіею, Португаліею, частію Астуріи и Леона.
Леовигильдъ, извѣстпвшись объ отпаденіи сына отъ аріанства и его связяхъ съ Греками и Свевами, хотѣлъ силою привести его въ повиновеніе. Но борьба оказалась сомнительною. Большая часть населенія объявила себя на сторопѣ Ерминингельда; Греки и Свевы послали ему вспомогательные отряды; короли Франковъ, близкіе родные, могли напасть на южную Галлію, принадлежавшую Готамъ. Православные жители радовались возможности имѣть Государя православнаго, тогда какъ аріане трепетали за себя. Въ такихъ обстоятельствахъ Леовигильдъ неотважился выступить въ поле противъ сына; онъ рѣшился принять другія мѣры. Для обезпеченія успѣха въ предстоявшей борьбѣ онъ прежде всего принялъ строгія мѣры противъ православныхъ; многіе епископы посланы въ заточеніе; церковныя имущества отняты; въ тоже время нещадили угрозъ и обольщеній, чтобы скорѣе достигнуть своей цѣли. Король созвалъ въ Толедо соборъ аріанскихъ епископовъ{5}, на которомъ сдѣланы были нѣкоторыя особенныя распоряженія: аріане во многомъ уступили, чтобы тѣмъ легче привлечь на свою сторону православныхъ. Именно: такъ какъ однимъ изъ главныхъ препятствій казалось Крещеніе, которое должны были принимать вступающіе въ общество аріанское; то этотъ обычай отмѣнили, и оставили только возложеніе рукъ, пріобщеніе отъ аріанскаго священника и возношеніе славы Богу Отцу чрезъ Сына во Святомъ Духѣ. Многіе легкомысленные, даже изъ духовенства, покорились распоряженіямъ собора и сдѣлалалпсь аріанами; но большая часть, не ища временныхъ благъ, взирая на примѣръ первенствующихъ христіанъ, рѣшились лучше быть мучениками, чѣмъ измѣнниками своей вѣрѣ.
Когда Леовигильдъ нѣсколько умиротворилъ свое государство и обезопасилъ себя со стороны большинства своихъ подданныхъ; то выступилъ съ войскомъ для подчиненія преданныхъ его сыну городовъ (585 г.) Ерминингельдъ съ своими приверженцами держался съ нынѣшней Андалузіи, гдѣ ожидалъ помощи отъ Грековъ. Король уже завоевалъ городъ Мериду на р. Гвадіанѣ и хотѣлъ осадить Испалисъ, какъ получилъ извѣстіе, что Свевы и Франки грозятъ вторженіемъ, если онъ не оставитъ въ покоѣ Ерминингельда. Леовигильдъ чувствовалъ себя слабымъ для борьбы съ этими врагами; притомъ, могъ опасаться возстаній въ собственномъ государствѣ, чему уже и подали начало Баски; потому онъ старался путемъ мирныхъ переговоровъ обезоружить Франковъ. Онъ отправилъ пословъ къ Хильпериху, королю Соассонскому, который всегда жилъ не въ ладу съ Хильдебертомъ и просилъ руки его дочери для своего второго сына, Ревкареда, а между тѣмъ подавилъ возстаніе православнаго населенія въ въ Баскаіѣ и Наваррѣ, гдѣ въ память своихъ побѣдъ осповалъ городъ Викторію; но преслѣдовалъ побѣжденныхъ съ такою жестокостію, что Баски тысячами бѣжали за Пиринейскія горы въ Аквитанію, гдѣ заняли пустынную страну, получившую названіе Гасконіи (Гасконь).
Успѣвши разсорить Французскихъ королей, Леовигильдъ осадилъ городъ Испалисъ, въ которомъ заключился сынъ его. Молодой царевичъ, потерявъ надежду на помощь Франковъ, послалъ епископа Леандра въ Константинополь къ императору Маврикію для испрошенія пособій; въ тоже время король Теодеміръ пошелъ съ войскомъ къ Испалису, напомощь осажденнымъ, какъ ревнитель и защитникъ православныхъ христіанъ{6}. Но Леовигильдъ успѣлъ окружить Свевомъ и довелъ до такой крайности, что Теодеміръ, только признавши себя вассаломъ короля Визиготовъ, получилъ возможность свободнаго возвращенія въ свое государство. Послѣ сего Леовигильдъ опять устремилъ всѣ силы свои противъ осажденнаго города.
Сначала граждане держались упорно; но страшный голодъ и жажда, (потому что король запрудилъ даже рѣку Гвадалквивиръ), изнурили ихъ. Король взялъ городъ штурмомъ; но сынъ его спасся бѣгствомъ въ Кордову, гдѣ надѣялся на защиту со стороны Грековъ. Надежда оказалась тщетною; намѣстникъ Греческій оказался предателемъ. За 50,000 золотыхъ монетъ, полученныхъ отъ Леовигильда, отъ согласился не подавать помощи Ерминингельду. Кордова скоро впала въ руки раздраженаго короля, а несчасный принцъ укрылся въ церкви. Изъ этого священнаго убѣжища нельзя было, безъ явнаго оскорбленія религіознаго чувства, извлечь его силою. Посему король послалъ меньшаго сына Реккареда, который именемъ отца увѣрилъ его въ забвеніи прошлаго и полномъ прощеніи. Ерминингельдъ оставилъ свое убѣжище и поспѣшилъ броситься къ ногамъ отца. Но этотъ постыдно нарушилъ данное слово и велѣлъ заковать его и послалъ на заточепіе въ городъ Валежію (584 г.). Около года праведникъ томился въ заключеніи; наконецъ Леовигильдъ обѣщалъ ему свободу и возвращеніе прежнихъ правъ, если онъ открыто признаетъ себя аріаниномъ. Для сего былъ отправлепъ къ нему аріанскій епископъ: но св. исповѣдникъ отрекся принять Евхаристію отъ еретика, и пріобщенъ былъ нѣкоторымъ православнымъ священникомъ. Когда король усышалъ объ этомъ, то исполнился ярости и осудилъ сына своего на казнь. Въ городѣ Таррагонѣ, въ день Пасхи 585 года, св. Ерминингельдъ былъ усѣченъ во главу, и на небесахъ пріялъ мученическій вѣнецъ, а на земли славное имя мученика и исповѣдника.
Когда по смерти Леовигильда (586 г.), воцарился сынь его, Реккаредъ, тотчасъ прекратилось всякое гоненіе на православныхъ, въ которомъ и самъ Леовигильдъ раскаивался при смерти, и всякою честію почтено тѣло св. мученика Ерминингельда, на которомъ сбылось Евангельское слово: если зерно пшеничное, падши на землю, не умретъ, то останется одно; а если умретъ, то принесетъ много плода (Іоан. 12, 24). Ибо страстотерпецъ Христовъ, (скажемъ словами св. Димитрія Ростовскаго), какъ зерно пшеничное, одинъ въ странѣ Готовъ за Христа умеръ, и принесъ, какъ плодъ, жизнь православія всему народу своему. Не прошло и четырехъ лѣтъ по смерти святаго, и вся страна Готѳская огласилась славословіемъ «Отцу, и Сыну, и Святому Духу, нераздѣльнымъ и неразличаемымъ по чести, славѣ и Божеству» (Слова собора Толедскаго 589 г.).
Іеромонахъ Арсеній.
Воронежъ
1861 г.
«Прибавленіе къ Тамбовскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1862. № 4. C. 156-164.
(1) Варіанты имени: Ερμινίγγελδος, Ερμηνιγγίλδος, Hermenegild, Ermenegild, Ermengild, Ermingild, Irmgild, Irmingild. Память святого празднуется на Западѣ 24-го марта (ст. ст.) въ день его мученической кончины, на Востокѣ – 30-го октября (ст. ст.), вмѣстѣ съ памятью свт. Леандра, архіеп. Севильскаго († 13 марта 600 г.), обратившаго его въ никейскую вѣру (Полный мѣсяцесловъ Востока. М. 1876. Т. 2. С. 292.). Въ Русской Церкви воспоминается 1-го ноября. Ред.
(2) Восточная Римская Имперіи съ 553 года владѣла въ Испаніи всѣмъ побережьемъ отъ города Лагоса въ Португаліи до Картагены, изиѣстнаго порта въ Испаніи. Въ 616 году имп. Ираклій, тѣснимый врагами, отступился отъ владѣній въ соб. Испаніи въ пользу Готовъ, а въ 624 и отъ остальныхъ при атлантическомъ Океанѣ.
(3) Резиденціею королей Австразійскихъ былъ городъ Кельнъ.
(4) Исидоръ Севильскій считалъ (Isid. Sev. Etym. XIV. 4. 28), что своимъ возникновеніемъ хоронимъ «Испанія» обязан иберийскому астіониму «Испалисъ, Гиспалисъ» (Ἵσπαλις, Hispalis) – «городъ на западѣ» (совр. Севилья), который былъ столицей провинціи Бетика (Baetica) въ южной Испаніи (сегодня Андалусія, часть испанскаго сообщества Эстремадура и португальской провинціи Алентежу). Ред.
(5) Число аріан. епископовъ въ восточ. Испаніи никогда не превосходило числа десяти; на соборъ Толедскомъ (589 г.), гдѣ осуждена былп аріан. ересь, подписались, какъ присоединившіеся къ Каѳолической церкви, всего воселъ епископовъ. На семъ-тο неважномъ соборъ западные христіане первый разъ стали открыто учить, что Духъ святый исходитъ и отъ Сына.
(6) Правослвная вѣра начала утверждаться между Свевами въ правленіе короля Киррариха (550-559), который и самъ отрекся аріан. ереси; но преемникъ его Теодоміръ 1-й (559-599) считается первымъ православнымъ государемъ у Свевовъ, потому что тожественно осудилъ ересь на Лузскомъ соборѣ.