Благотворительность во имя Христа-Іисуса.

Весьма важна и возвышенна предъ взоромъ Всевидящаго Господа добродѣтель благотворительности. Чтобъ имѣть объ этомъ ясное понятіе, достаточно немногихъ мѣстъ Св. Писанія, какъ напр.: «милуяй нища взаимъ даетъ Богови; яже бо аще сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе; взалкахся (въ лицѣ этихъ меньшихъ братій) и дасте ми ясти, возжадахся и напоисте мене…» (Матѳ. XXV, 35-40). Такова благая воля Божія о томъ, чтобъ имущіе благотворили неимущимъ, что Самъ Богъ считаетъ себя должникомъ тѣхъ, которые раздаютъ ближнимъ блага, Богомъ же имъ данныя! И за это раздаяніе благъ Божіихъ они имѣютъ наслѣдовать уготованное имъ отъ сложенія міра царство. Такое великое благоволеніе Божіе о благотворящихъ и такая высокая имъ награда свидѣтельствуетъ о возвышенности благотворительности.

Всѣ подвиги, соединенные съ самоотверженіемъ и любовію благородны и высоки. Такова именно, и есть истинная благотворительность: она не думаетъ о тѣхъ опасностяхъ, которыя можетъ представлять робкій и недовѣрчивый умъ скупаго, когда ему пришло на мысль сдѣлать какое либо благодѣяніе ближнему; – благотворитель не думаетъ о томъ, что онъ, удѣляя изъ своихъ стяжаній другимъ, разорится самъ, не думаетъ, что благотворя другому, самъ подвергнется враждѣ или нареканію, со стороны ли знакомыхъ, или своихъ сильныхъ и вліятельныхъ друзей и благодѣтелей, или со стороны родственниковъ, которые могли бы разсчитывать на богатство щедраго благотворителя. Имъ движетъ лишь одна любовь ко Христу: и чрезъ эту любовь меньшіе братія Христовы всегда найдутъ отраду въ его сердцѣ! Подобная благотворительность составляетъ верхъ христіанскаго совершенства. Богатый юноша думалъ, что, за исполненіемъ десяти заповѣдей, уже ничего болѣе не остается къ возвышенію нравственнаго совершенства; но Сердцевѣдецъ – Господь Іисусъ, видя, что сердце его бьется лишь для земныхъ стяжаній, и его духовный взоръ обращенъ не туда, куда ему слѣдовало быть обращеннымъ по влеченію и побужденію его духовной природы, высказываетъ ему, чего, конечно, онъ и представить не могъ: если хочешь быть совершеннымъ, пойди, продай имѣніе свое, раздай нищимъ; и будешь имѣть сокровище на небесахъ, и – приходи, слѣдуй за Мною (Мѳ. XIX, 16-22). Эти слова огорчили богатаго юношу; ему тяжело было разстаться съ своими сокровищами. Вотъ олицетвореніе той привязанности къ богатству, которая плѣняетъ и связываетъ обладателей его! Послѣ сего, не очевидно ли, что въ благотворительности выражается высокое чувство любви, и что благотворительность есть богатый плодъ самоотверженія?

Такого свойства благотворительность начинаетъ проявляться между людьми, можно сказать, съ того момента, съ котораго открылись и потекли съ шумомъ, какъ потоки скачущіе, по выраженію церковному, – потекли по землѣ блага небесныя. Ея начало у Креста и у Гроба Христова. Прежде всего она открылась въ нѣжныхъ и чувствительныхъ сердцахъ святыхъ женъ – Мѵроносицъ. Онѣ сопровождали Господа и оказывали Ему служеніе любви отъ своихъ имѣній и своими трудами въ то время, какъ Онъ не имѣлъ, гдѣ главы подклонпть и видѣлъ отъ другихъ людей или холодное невниманіе къ Себѣ, или явную ненависть и вражду. Ихъ служеніе было безкорыстно, усердно и мужественно. Ихъ не страшитъ злоба враговъ Христовыхъ. Онѣ не уделяются отъ Креста Господня, и сопровождаготъ во гробъ тѣло Христово. Съ сокрытіемъ отъ взоровъ ихъ Сладчайшаго Іисуса погасла для нихъ всякая радость; болѣе уже ни въ чемъ онѣ не находятъ утѣшенія, развѣ въ посвященіи чего либо ихъ Радости и Жизни. И вотъ онѣ торопятся въ городъ купить на послѣднія, быть можетъ, деньги, драгоцѣннаго мѵра – помазать, по обычаю Іудейскому, тѣло Іисусово. Мѵро куплено, суббота проходитъ. До разсвѣта, – съ мѵромъ и ароматами онѣ приходятъ въ вертоградъ Іосифовъ, съ сердечнымъ прискорбіемъ вопрошаютъ другъ друга: «кто намъ отвалитъ камень отъ двери гроба?». А камень уже отваленъ. Марія Магдалина, смущеннная этимъ обстоятельствомъ, бѣжитъ возвѣстить о немъ Петру и Іоанну, а другія Мѵроносицы входятъ въ пещеру, и отъ Ангеловъ получаютъ радостное благовѣстіе (Лук. XXIV, 3-10). Марія приходитъ ко гробу Іисусову въ слѣдъ за Апостолами. Тѣла Іисусова нѣтъ! Вопросившимъ ее Ангеламъ о причинѣ ея слезъ съ горемъ отвѣчаетъ: «взяша Господа моею и не вѣмъ, гдѣ положиша Его» (13, 14). Марія обращается назадъ и принявъ Господа за садовника, говоритъ: «господинъ, если ты взялъ Его, то скажи мнѣ, гдѣ ты Его положилъ, и я возьму Его» (Іоан. XX, 15, 16). Не получивъ отвѣта, она опять обращается съ своими распросами къ Ангеламъ. Вдругъ, слухъ ея оглашаетъ знакомый, дорогой ей голосъ: Маріе! Съ словомъ: Раввуни, – Учитель, она отъ радости простираетъ къ Нему руки, падаетъ къ ногамъ Его и хочетъ ихъ обнять. И вотъ – ту радость и утѣшеніе, то царство уготованное благотворителямъ отъ сложенія міра, Мѵроносицы предвкусили здѣсь на землѣ!

Во времена Апостольскія благотворительность процвѣтала. Въ первомъ обществѣ вѣрующихъ не было никого нуждающагося: потому что всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго, и полагали къ ногамъ Апостоловъ; и каждому давалось, въ чемъ кто имѣлъ нужду (Дѣян. ІV, 34-37). При каждодневномъ раздаяніи служили вдовицы, а вмѣсто ихъ Апостолы избрали седмь діаконовъ (17, 1-5). Въ Лиддѣ благотворительность воскресила Тавиѳу; потому что, когда Ап. Петръ вошелъ въ горницу, гдѣ лежала умершая, всѣ вдовицы со слезами предстали предъ нимъ, показывая рубашки и платья, какія дѣлала Тавиѳа, живя съ ними. И Петръ, по молитвѣ, воскресилъ ее (IX, 36-41). Молитвы и милостыни привлекли къ Корнилію слово жизни и спасенія (X, 1 и дал.). Собранное пособіе ученики Апостольскіе посылаютъ братіямъ, живущимъ во Іудеи чрезъ Варнаву и Савла (XI, 29, 30). Изъ посланій Апостольскихъ видно, что многіе, мужи и жены, служеніе Святымъ исполняли, какъ священную обязанность (Рим. XVI; 1 Кор. IX, 5; 2 Кор. VIII; 2 Тим. IV; Филим. I, 2).

Въ первенствующей Церкви Христовой подобные примѣры безчисленны. Особенно, обычай – дни праздничные ознаменовывать дѣлами благотворительности – считался какъ-бы необходимымъ христіанскимъ долгомъ. Но болѣе всѣхъ взоръ нашъ привлекаетъ прекрасный примѣръ Олимпіады, жившей уже въ четвертомъ вѣкѣ. Въ ней, можно сказать, повторились тѣже живѣйшія чувства преданности и усердія во Христѣ къ Св. Златоусту, какія одушевляли Мѵроносицъ къ самому Христу. Какъ Мѵроносицы имѣніемъ и трудами служили Христу и всюду готовы были за Нимъ слѣдовать: такъ, и св. Олимпіада, ради Христа, всѣмъ готова была служить св. Златоусту, и по указанію его, Христу – въ лицѣ меньшихъ Его братій. Приказъ Ѳеодосія Великаго взять подъ опеку ея имѣніе, потому что она несоглашалась выйти за его родственника Елпидія, она считала милостію и просила Императора только о томъ, чтобы онъ повелѣлъ раздѣлить ея имѣніе между церквами и бѣдными. Ѳеодосій, видя, что такое распоряженіе его не можетъ служить наказаніемъ для той, которая сама готова отказаться отъ своего имѣнія въ пользу бѣдныхъ, приказалъ возвратить ей оное (въ 391 г.). Съ этого времени Олимпіада жила, какъ святая, въ бодрствованіи, постѣ и другихъ подвигахъ благочестія; она распяла въ Себѣ міръ, и міръ былъ распятъ для нея. Строгая и суровая къ себѣ, она была весьма сострадательна и чувствительна ко всѣмъ, особенно къ бѣднымъ; дѣятельно оказать любовь ко Господу Іисусу въ ближайшемъ бѣднякѣ, утолить его голодъ и жажду, одѣть, посѣтить больнаго – это было истинного ея радостію!... Не было ни города, ни области, которыя не могли бы представить свидѣтельствъ ея щедрости. Она помогала церквамъ, монастырямъ, богадѣльнямъ, плѣннымъ, изгнанникамъ, нищимъ; на всѣхъ доставало ея щедротъ; ея домъ былъ открытъ для каждаго. Епископъ Нектарій поставилъ ее діакониссою. Когдаже, въ 397 г., св. Златоустъ прибылъ въ Константинополь, она избрала его своимъ духовнымъ наставникомъ и руководителемъ. И онъ, особенно, превосходно управлялъ ея благотворительностію. Богатая, благочестивая женщина, она раздавала, безъ различія каждому, кто только къ ней приходилъ и просилъ, не узнавши и не разспросивши о состояніи просящаго. Она расточала свою благотворительность. Златоустъ указываетъ ей на это, говоря: «я хвалю твою ревность, но тотъ, кто желаетъ вознестись предъ Богомъ на высоту совершенной добродѣтели, долженъ быть мудрымъ раздаятелемъ своихъ даровъ. Ужели ты не думаешь, что ты посвятивши свое имѣніе бѣднымъ, по этому самому, должна расапоряжаться своимъ богатствомъ, какъ такимъ благомъ, которое не есть болѣе твоя собственность, въ которомъ, слѣдовательно, должна отдать отчетъ? Посему, если хочешь слѣдовать мнѣ, то подавай дары твои по мѣрѣ потребностей тѣхъ, которые тебя просятъ. Такимъ образомъ, ты въ состоявіи будешь помочь большему числу нуждающихся и отъ Бога получишь награду за свою любовь и мудрость» (Созоменъ Церковная исторія, кн. VIII, гл. 9.). Вотъ – превосходный совѣтъ, которому послѣдовала Олимпіада; но этотъ совѣтъ навлекъ на св. Златоуста великую ненависть отъ тѣхъ, которые уже не могли болѣе злоупотреблять благотворительностію Олимпіады, какъ прежде. Ея участь сливается съ участію ея великаго друга; она была одною изъ послѣднихъ, съ которыми онъ прощался въ великой Церкви предъ своимъ изгнаніемъ; силою надлежало оторвать ее отъ ногъ его, которыя она омочила слезами своими. Съ этаго времени она вела съ нимъ оживленную переписку, которая исполнена самыми интереснымй чертами благороднѣйшаго христіанскаго дружества. Но ея скорбь о гонимомъ Златоустѣ выразкалась не въ слезахъ только, которыя она проливала о немъ; она сама подвергалась подобной участи: и преданность ея къ Златоусту была непоколебима. Префектъ ложно обвиняетъ ее въ сожженіи сената и Церкви Св. Софіи и предлагаетъ ей оставить Златоуста, чтобъ избавиться отъ обвиненія. Она же никакъ не можетъ и не рѣшается отступить отъ справедливости и истины. Префектъ, видя безуспѣшность своихъ низкихъ убѣжденій и непоколебимость Олимпіады, оставилъ ее до времени. Чрезъ такую твердость Олимпіада сдѣлалась опорою друзей св. Златоуста. Въ 405 году она опять въ Константинополѣ, предъ судомъ Префекта; и такъ какъ постоянно отвергала убѣжденія оставить Златоуста; то была приговорена къ уплатѣ тяжелой пени золотомъ. Съ такою-то преданностію и любовію къ Святому мужу соединена была благотворительность Св. жены ради Господа Іисуса!

…Со временъ Апостольскихъ, на Предстоятеляхъ Церквей лежитъ священная обязанность: хранить миръ въ Православной Церкви Христовой и вспомоществовать бѣднымъ. Кто изъ великихъ Іерарховъ не боролся съ ересями – Ириней Ліонскій, Кипріанъ Карѳагенскій, Аѳанасій Александрійскій, Василій Великій, Іоаннъ Златоустъ? Они же заботились и объ облегченіи участи несчастныхъ, напр., Кипріанъ во время моровой язвы. Св. Василій Великій, по случаю голода, произноситъ трогательную бесѣду, побуждая къ благотворенію богачей, не чувствительныхъ къ страданіямъ ближнихъ. Ему обязана знаменитая больница и богадѣльня въ Кессаріи Каппадокійской – Василіада, устроенная имъ для призрѣнія нищихъ всякаго рода. Св. Златоустъ, зимою, идя въ Соборъ, увидѣлъ нищихъ болѣе обыкновеннаго. И пришедши въ церковь, съ мѣста проповѣди возглашаетъ: «Братія! меня послали къ вамъ бѣдные вашего города... Проходя сюда,... я видѣлъ на распутіяхъ множество несчастныхъ; тамъ были и калѣки, и слѣпые, и страждующіе отъ ранъ, и неимѣющіе одежды, чтобы прикрыть ихъ. Я, очевидѣцъ всѣхъ этихъ бѣдствій, былъ-бы существомъ самымъ жестокимъ, если-бы не сообщилъ вамъ о нихъ (Бесѣда о милостынѣ)».

...«Что отвѣтишь ты своему судьѣ, говоритъ Св. Василій Великій, ты, одѣвающій стѣны свои дорогими тканями и не прикрывающій наготы ближняго своего, ты, оставляющій на гніеніе пшеницу свою и не дающій ея несчастному?... Несчастный проситъ милостыии у дверей твоихъ, – ты говоришь, что тебѣ нечего дать ему; но рука твоя, украшенная драгоцѣнымь перстнемъ, рука, которою ты отталкиваешь, изобличаетъ тебя во лжи. Сколько бѣдныхъ должниковъ моглибы уплатить свои долги, сколько домовъ можно было-бы перестроить цѣною этого перстня! Твоей одежды досталобы цѣлому обществу; а ты не краснѣешь, отпуская бѣднаго, не прикрывъ наготы его (Бесѣда 7-я. Къ обогащающимся. гл. 4). «Ты садишься за роскошный обѣдъ», говоритъ еще св. Златоустъ, «когда у Христа нѣтъ даже необходимаго; ты пьешь дорогое вино, когда у Него нѣтъ чаши воды для утоленія жажды. – Не стыдно ли вамъ отталкивать Христа!... О, женщина! за чѣмъ тебѣ твое золото? Оно украшаетъ тебя? Но лучше-ли отъ этого душа твоя (Бесѣда 48-я, на Еван. Матѳ., гл. 6)?

«Ты говоришь», возвѣщаетъ Свидѣтель Истинный и Вѣрный: «я богатъ, разбогатѣлъ и ни въ чемъ не имѣю нужды; а не знаешь, что ты несчастенъ, и жалокъ, и нищъ, и слѣпъ, и нагъ. Совѣтую тебѣ купить у Меня золото, огнемъ очищенное, чтобы тебѣ обогатгиться, и бѣлую одежду, чтобы одѣться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Апок. III, 17, 18).... Чтоже это за золото? – Везъ сомнѣнія, царство небесное, блага вѣчныя, спасеніе душевное. Что за бѣлыя одежды? Чистота душевная; – «блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ»; эта одежда благодатію Св. Духа слагается изъ всѣхъ святыхъ добродѣтелей. Чѣмь-же купить? Благотворительностію! Здѣсь все, что нужно для того, чтобъ удостоиться быть наслѣдниками вѣчныхъ благъ: самоотверженіе и любовь къ Богу и ближнимъ.

Вы, благоговѣйные споспѣшники, и, особенно споспѣшницы святому дѣлу, вашею благотворительностію вы купили себѣ у Христа то огнемъ очищенное золото и ту бѣлую одежду!

Да утвердитъ и возвыситъ Господь Богъ, Іисусъ Христосъ и Св. Духъ ваши святыя чувства, во славу Пресвятаго Имени Его и во спасеніе ваше, вашей и Христовой меньшей братіи и всѣхъ насъ!

 

Михаилъ Смирновъ.

 

«Саратовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1868. № 8. Отд. Неофф. С. 350-360.

 

Богородица Милостивая со Христом, питателем сирот. Фреска из церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313). На ней изображена Богоматерь с Христом, держащим в руках корзинку, из которой Он раздает хлеб всем страждущим. Фреска почитается верующими как чудотворная.

***

БОГЪ ПОДАСТЪ:

        Когда на паперти церковной

Къ тебѣ съ протянутой рукой

Бѣднякъ убогій и бездомный

Спѣшитъ съ слезами и мольбой: —

                  Ты отвѣчаешь: Богъ подастъ!

 

        Когда ты самъ, въ борьбѣ съ нуждою,

Проведши въ горѣ день и ночь, —

Придешь невѣрною стопою

Съ мольбой къ другимъ — въ нуждѣ помочь: —

                  Тебѣ отвѣтятъ: Богъ подастъ!

1862 г.

Александръ Ключаревъ.

«Странникъ». 1863. Т. 1. Отд. 2. Кн.1. Январь. С. 31.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: