• Сергѣй Вяземскій – Памяти Архіепископа Іоанна.

    Сергѣй Вяземскій – Памяти Архіепископа Іоанна.

    Кто изъ жившихъ на Дальнемъ Востокѣ не слышалъ или не соприкасался съ архіепископомъ Іоанномъ? Кому неизвѣстна его молитвенная жизнь и кто незнакомъ съ его общественными подвигами? Или, кто его видѣлъ отдыхающимъ при жизни, думающимъ о покоѣ? Этотъ блаженной памяти молитвенникъ училъ, что до неба не доберешься, если не имѣешь Царствія Божія въ сердцѣ своемъ.

    Мнѣ приходилось соприкасаться, съ нимъ по церковнымъ дѣламъ, въ личныхъ встрѣчахъ и въ перепискѣ. Случилось мнѣ, Циндаоскому резиденту, быть въ Шанхаѣ по общественнымъ дѣламъ во время оккупаціи японцами. Я отбылъ въ дальневосточный Вавилонъ съ рискомъ добраться до цѣли. Американскія подводныя лодки охотились за пароходами Дайренъ-Мару, усердно топили и китайскіе, плававшіе безъ охраны на линіи Шанхай-Циндао.

    01 July 2022 читать далее


  • Святитель Архіеп. Іоаннъ (Максимовичъ) какъ ревнитель почитанія мѣстныхъ святыхъ Западной Европы.

    Святитель Архіеп. Іоаннъ (Максимовичъ) какъ ревнитель почитанія мѣстныхъ святыхъ Западной Европы.

    Славы древнихъ святыхъ преизрядный ревнителю, востоку невѣдомыхъ и западомъ небреженныхъ, тѣхъ стопамъ послѣдовалъ еси, и предстательствомъ ихъ покрываяся, единовсельникъ тѣхъ по смерти явился еси (сѣдаленъ по поліелеи Службы).

    Хотя достойно прославити древнихъ святыхъ Запада, отпадшаго отъ истины, возстановилъ еси почитаніе ихъ въ Церкви Православной, о любителю святыхъ Востока и Запада (кондакъ 7-й изъ Акаѳиста).

    Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви Заграницей 1950 г. своимъ опредѣленiемъ отъ 16/29 ноября 1950 г. о почитанiи древнихъ западныхъ святыхъ, постановилъ, что вопрось о возстановленiи ихъ почитанiя, предоставляетъ на усмотрененiе мѣстныхъ епископовъ, которые лишь должны поступать «сообразно практикѣ Церкви и мѣстнымъ условiямъ» («Церковная Жизнь» 1951. №1. С. 2). Исходя изъ этого опредѣленiя, два Совѣщанія западноевропейскихъ епископовъ Русской Зарубежной Церкви (въ Женевѣ 16/17 сентября 1952 г. и въ Висбаденѣ 11/24–13/26 іюля 1953 г.) подъ предсѣдательствомъ свт. архіеп. Іоанна (Максимовича), приняли решѣнiя о возстановленiи почитанiя многихъ западныхъ святыхъ, просiявшихъ въ II-VII вв. и внесенiи ихъ именъ въ мѣсяцесловы Русской Церкви. Оба совѣщанiя заявили, что угодники, просiявшiе на Западѣ, почитаемые въ глубокія времена древности, со временемъ были преданы забвенiю. Совѣщанiя признали таковыхъ древле-чтимыми святыми Православной Церкви.

    I.

    О почитаніи святыхъ просіявшихъ на Западѣ.

    Докладъ Архіерейскому Собору РПЦЗ 1950 г. Архіепископа Іоанна (Максимовича).

    «Поставляяй предѣлы языковъ по числу ангеловъ Своихъ и собираяй отъ разсѣянныхъ сыновъ Адамовыхъ Церковь Свою, умножаяй въ ней Святыя Своя яко звѣзды на небеси, просіявшія на Востоцѣ и на Западѣ, Сѣверѣ и Юзѣ».

    01 July 2022 читать далее


  • Архіепископъ Іоаннъ (Максимовичъ) какъ охранитель церковнаго имущества въ Шанхаѣ.

    Архіепископъ Іоаннъ (Максимовичъ) какъ охранитель церковнаго имущества въ Шанхаѣ.

    Свт. Iоаннъ вмѣстѣ съ о. Давидомъ Шевченко и прихожанами служитъ молебенъ передъ запертымъ дверьми храма Св. Софіи въ Циндао.

    Въ 1945 г. архіепископъ Викторъ Пекинскій оставилъ лоно Русской Зарубежной Церкви и перешелъ въ Московскую Патріархію. Въ городахъ Пекинѣ и Тяньцзинѣ никакихъ осложненій съ передачей церковнаго имущества совѣтскимъ властямъ не послѣдовало. Въ этихъ городахъ большинство эмигрантовъ приняли совѣтское подданство, а тѣ, кто отказался отъ него, перебрались въ Циндао и, главнымъ образомъ, въ Шанхай. Въ Маньчжуріи, съ появленіемъ въ ней совѣтскихъ войскъ, вопросъ о церковномъ имуществѣ отпалъ самъ по себѣ въ связи съ массовымъ переходомъ духовенства въ Московскую Патріархію. Такимъ образомъ борьба за церковное имущество эмигрантовъ сосредоточилась въ Шанхаѣ и до нѣкоторой степени въ Циндао.

    Въ концѣ мая 1946 года въ Шанхай спѣшно на аэропланѣ изъ Пекина прилѣтелъ архіепископъ Викторъ. За два дня до этого на пароходѣ «Смольномъ» изъ Владивостока въ Шанхай прибыль одинъ изъ ближайшихъ сотрудниковъ Лозовскаго, замѣстителя министра иностранныхъ дѣлъ Молотова, – Ф. П. Халинъ. Между этими двумя пріѣздами была согласованная связь: начало борьбы за овладѣніе церковнымъ имуществомъ, созданнымъ русской колоніей Шанхая. Первымъ объектомъ этой борьбы оказался величественный каѳедральный соборъ Пресвятыя Богородицы – «Споручницы грѣшныхъ» на Рю Лафайетъ. Это величественное зданіе, вмѣщавшее въ себя около двухъ съ половиной тысячъ молящихся было построено на средства крупныхъ жертвователей и даянія дальневосточной эмиграціи.

    Послѣ перехода архіепископа Виктора въ лоно Московской Патріархіи, Шанхай по распоряженію митрополита Анастасія былъ выдѣленъ въ отдѣльную епархію подъ омофоромъ архіепископа Іоанна Шанхайскаго.

    01 July 2022 читать далее


  • «Пасха среди лѣта». Поученіе Свтителя Іоанна (Максимовича) въ денъ памяти преп. Серафима Саровскаго.

    «Пасха среди лѣта». Поученіе Свтителя Іоанна (Максимовича) въ денъ памяти преп. Серафима Саровскаго.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

    «Среди лѣта запоютъ Пасху» — сказано было нѣкогда въ Саровѣ. Прошло 70 лѣтъ послѣ смерти того, кѣмъ эти слова были произнесены, и 19 іюля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными пѣснями, прославляющими Бога и Его угодника. Дѣйствительно, вся Русь ликовала тогда, какъ въ день Святой Пасхи, даже больше.

    Наступили потомъ страшные дни для Россіи, но не умерла и не ослабла память о преподобномъ Серафимѣ. Также притекаютъ къ нему русскіе люди, прославляютъ его и на терзаемой Родинѣ, и во всѣхъ концахъ міра, гдѣ они разсѣяны. Съ жизнью преподобнаго Серафима начинаютъ знакомиться и другіе народы; его жизнеописаніе переводится на разные языки, вызывая не только восхищеніе, но и стремленіе многихъ примѣнить въ своей жизни уроки, даваемые намъ жизнью преподобнаго Серафима. Такъ, несмотря на всѣ перемѣны, происходящія въ мірѣ, память преподобнаго Серафима не только не меркнетъ, но остается свѣтильникомъ, все ярче свѣтящимъ человѣчеству.

    31 July 2021 читать далее


  • Первое жизнеописание святителя Иоанна Чудовторца (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

    Первое жизнеописание святителя Иоанна Чудовторца (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

    Первоначально опубликовано на английском в журнале: “The Orthodox Word”, №11 (November-December, 1966) pp. 167-174, 179-190. – ред.

    Вступление.

    Едва шесть месяцев прошло с того дня, как почил в Бозе иерарх Церкви Христовой, жизнь коего была осияна христианскими добродетелями и благодатью Святого Духа столь поразительно, что стала высочайшим образцом христианской жизни, а его сделала опорой истинного Православия. Деятельность архиепископа Иоанна предстала в трех высочайших проявлениях, обычно редко сочетаемых: как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, продолжающего традицию столпничества, принявшего на себя самую суровую аскезу; наконец, как Христа ради юродивого, наставляющего людей той “простотой”, что находится за пределами мудрости мира сего.

    Нижеследующее повествование не может считаться полной биографией архиепископа Иоанна: это лишь подборка ранее собранного материала, оформленного в виде предварительного жизнеописания этого святого человека. Оно было составлено Братством преп. Германа, основанного по благословению архиепископа Иоанна (пожелавшего присутствовать при канонизации отца Германа после канонизации отца Иоанна Кронштадтского) с целью развития миссионерской деятельности через печатное слово. Теперь, во исполнение этого предназначения, наш долг — поведать истину о человеке, ставшем в наши темные времена, когда истинное Христианство почти исчезло, воплощением жизни во Христе.

    02 July 2021 читать далее


  • Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Въ чемъ нравственная сила св. Великаго князя Владиміра?

    Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Въ чемъ нравственная сила св. Великаго князя Владиміра?

    Г. С. Седов «Обращение Владимира в христианство» (1866)

     

    Иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ Царствіи небеснѣмъ

    (Матѳ. 5, 19).

    Почему святъ и равноапостоленъ Великій князь Владиміръ?

    Онъ обратился отъ языческой тьмы къ свѣту Христову, крестился самъ, крестилъ кіевлянъ и послалъ крестить въ другіе города и области своего княжества.

    Онъ первый изъ всероссійскихъ правителей сталъ христіаниномъ и положилъ начало христіанскому устроенію Русскаго государства. Съ него Русская Держава начинаетъ быть православной, и христіанство проникаетъ во всѣ области народной и государственной жизни.

    Дѣйствовалъ ли онъ при томъ только, какъ правитель, являлись ли его дѣйствія, направленныя къ тому, только государственными дѣяніями?

    Нѣтъ, онъ самъ въ себѣ самомъ проявилъ истиннаго христіанина и проповѣдалъ Христа не столько словомъ, сколько личнымъ своимъ примѣромъ.

    28 July 2020 читать далее


  • «ПРИЗЫВАЮ ВАС ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ». Из cлова к Сан Францисской пастве святителя Иоанна (Максимовича).

    «ПРИЗЫВАЮ ВАС ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ». Из cлова к Сан Францисской пастве святителя Иоанна (Максимовича).

    Cказано на собрании прихода Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости 25 января/7 февраля 1965 г.

    Я должен отметить усердие нашей Сан Францисской паствы в делах церкви и посещении богослужений в великие праздники, а некоторых даже и ежедневно. Весьма большая жертвенность, которая проявлена по постройке собора, свидетельствует о преданности нашей паствы Церкви. Однако, говоря об отрадных явлениях в приходской жизни, я не могу умолчать и о прискорбных явлениях. Таковым является постепенное уменьшение количества лиц, посещающих богослужения. Напрасно сваливать вину на то, что район стал опасным – не то главная причина, а главное именно то, что люди втягиваются в житейскую жизнь и постепенно отходят от духовной. Это общее явление, замечаемое в Америке. К прискорбию, от нашей первой эмиграции 20-х годов потомства почти не осталось, только единицы существуют от тех семейств, которые прибыли сюда в 20-х годах. Почему? Они растворились, они отошли от православной веры и от русской национальности, также в большинстве переменили свои фамилии, так что не узнаешь, что они русские. Такое явление замечалось и прежде, но те самые, которые переселились не из державной России, а подъяремной Руси-Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживают здесь много десятков лет и сохранили как-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тех старообрядцев, которые в Турции 300 лет прожили, однако прибыли в Америку чисто русскими, говорят на чистейшем русском языке и носят свои народные одежды. А прибыли они сюда, т.к. теперешнее турецкое правительство стало притеснять их в области исповедания веры. Вот если бы наша эмиграция была также тверда в исповедании своей веры и своего русского достоинства, то действительно мы представляли бы силу, перед которой склонялись бы другие народности. Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны, не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия, чтобы, как сказано в Евангелии: «перед концем миpa проповедано будет Евангелие во всем миpe». Надо, приводя к православию других, опасаться чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили святое православие.

    04 July 2020 читать далее