• Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – О ЧЕСТОЛЮБIИ И ВЛАСТОЛЮБIИ (Доброе слово нѣкоторымъ инокамъ и пастырямъ Церкви).

    Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – О ЧЕСТОЛЮБIИ И ВЛАСТОЛЮБIИ (Доброе слово нѣкоторымъ инокамъ и пастырямъ Церкви).

    Кто хочетъ поглубже заглянуть въ свое сердце, въ свою душу, кто не хочетъ быть только по имени хрістіаниномъ, для того нѣтъ лучшаго времени въ году, какъ великій постъ. Для леченія тѣлесныхъ недуговъ люди отправляются въ больницы, или, по совѣту врачей – куда-нибудь на лечебныя воды и тамъ, въ извѣстное время года, проходятъ курсъ леченія подъ руководствомъ опытныхъ врачей. Наша духовная лечебница – наша святая Церковь, нашъ лечебный сезонъ – преимущественно великій постъ. И если симъ святымъ временемъ спѣшитъ воспользоваться каждый православный хрістіанинъ, то тѣмъ паче долженъ это сдѣлать служитель Церкви, пастырь Церкви, а равно и тотъ, кто ушолъ отъ міра въ святую обитель, принялъ тамъ званіе инока, обязывающее его и жить иначе, чѣмъ мірянинъ, не только въ посты, но и во всю свою жизнь. Мы живемъ въ тревожное, можно сказать – грозное время: не напрасно нѣкоторые вдумчивые и внимательные къ себѣ люди вопрошаютъ, не настали ли уже послѣднія времена, не близокъ ли послѣдній судъ? Но времена и лѣта положилъ Господъ въ Своей власти и никто не знаетъ – даже Ангелы Божіи – послѣдняго дня и часа суда Божія, а вотъ готовиться къ сему суду необходимо, если кто не хочетъ пойти въ муку вѣчную съ діаволомъ и аггелами его. Вотъ почему мнѣ хотѣлось бы сказать доброе слово наипаче своимъ собратіямъ по монашеству и сослужителямъ во Хрістѣ – пастырямъ Хрістовой Церкви, – сказать то, что наболѣло на душѣ при видѣ нашихъ духовныхъ немощей, иногда ужъ слишкомъ ярко выступающихъ и показывающихъ, что нѣкоторые изъ насъ забыли обѣты свои и пошли путамъ міра сего лукаваго – пусть сами въ совѣсти своей рѣшатъ: куда ведетъ и заведетъ ихъ этотъ путь!..

    09 March 2021 читать далее


  • Протоіерей Евгеній Поповъ – Пастырская бесѣда въ домахъ прихожанъ.

    Протоіерей Евгеній Поповъ – Пастырская бесѣда въ домахъ прихожанъ.

    Вы, батюшка, пишете ко мнѣ, что, кромѣ проповѣдей за обѣднями и воскресныхъ бесѣдъ съ народомъ въ церкви, хотите усилить свои пастырскія наставленія въ домахъ прихожанъ. Да! И это есть обязательная для насъ проповѣдь, хоть не говорится объ ней въ гомилетикахъ. Очень радъ подѣлиться съ вами своими взглядами и опытами относительно сего предмета.

    Спаситель бесѣдовалъ въ домѣ, ночью, съ Никодимомъ, который приходилъ къ Нему (Іоан. 3, 1-12): вотъ примѣръ для домашнихъ наставленій пастыря! Св. Апостолы и въ домѣхъ не престаяху учаще (Дѣян. 3, 42), а одинъ изъ нихъ давалъ наставленіе епископу Тимоѳею: настой не только благовременнѣ но и безвременнѣ. Въ евангельскихъ притчахъ пастырское служеніе не ограничивается однимъ опредѣленнымъ мѣстомъ, не заключается только въ стѣнахъ храма или молитвеннаго дома. Нѣтъ, тамъ мы видимъ пастыря выходящимъ на улицы, чтобъ пригласить на бракъ всѣхъ, кого только было можно, – путешествующимъ по городамъ и пропастямъ, чтобъ отыскать и одну заблудшую овцу. Не очевидно ли, какъ обязательна для насъ домашняя проповѣдь, независимо отъ проповѣданія въ церкви? Да! объ ней, какъ о непремѣнной обязанности нашей, упоминается въ «Книгѣ о должностяхъ пресвитеровъ приходскихъ». Она, безъ сомнѣнія, и была всегда въ Церкви христіанской.

    Чѣмъ же отличается домашняя бесѣда пастыря отъ церковной?

    23 January 2021 читать далее


  • Пастырямъ церкви по поводу праздника Рождества Христова. Изъ соченій Митр. Антонія (Храповицкаго).

    Пастырямъ церкви по поводу праздника Рождества Христова. Изъ соченій Митр. Антонія (Храповицкаго).

    Бываетъ въ году нѣсколько дней, когда люди готовы забыть свои житейскія попеченія и, обращая свой взоръ къ евангельскимъ событіямъ, вспоминаютъ свое высшее призваніе къ жизни вѣчной, вспоминаютъ, что есть на небѣ Богъ, есть на землѣ между нами невидимо присутствующій Христосъ, есть правда, есть добродѣтель. Въ эти-то немногіе дни, каковъ и день Рождества Христова, къ намъ, о пастыри церкви, возвращаются разсѣянныя по утесамъ и долинамъ міра ваши овцы. На насъ онѣ тогда смотрятъ и ищутъ въ нашихъ словахъ, молитвахъ и дѣлахъ Христа: «гдѣ Христосъ рождается?». Откуда же намъ взять такихъ даровъ духовныхъ, чтобы воспользоваться этимъ мгновеніемъ просвѣта въ нашей тьмѣ и возвышать религіозное настроеніе дня до постепеннаго проникновенія Христомъ всей жизни нашего общества и народа?

    05 January 2021 читать далее


  • Замѣтка: Жезлъ пастырскій.

    Замѣтка: Жезлъ пастырскій.

    Жезлъ или посохъ издревле считается знакомъ власти, палицею славною (Іерем. 48, 17; Іезек. 19, 11). При рукоположеніи архіерея и при возведеніи въ чины архимандрита и игумена дается имъ жезлъ съ нѣкоторою торжественностію. Послѣднимъ архіерей, вручая его, говорить «Пріими сей жезлъ, имже утверждей паству твою да правиши: яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда».

    Въ архипастырскомъ поученіи, положенномъ на сей случай, съ большею ясностію излагаются пастырскія обязанности: «врученную тебѣ паству», говорится между прочимъ въ поученіи, «путеводи по заповѣдемъ Архипастыря и Владыки Спаса Христа, со всякимъ прилежаніемъ и тщаніемъ, не склоняя на десное или шуее, но путемъ среднимъ, иже именуется царскій путь: и преводи ю отъ тлѣнныхъ къ нетлѣннымъ, отъ земныхъ къ небеснымъ: якоже и Моѵсей, по еже взяти ему жезлъ отъ Господа Бога, преведе людъ израильскій изъ работы египетскія въ землю обѣщанную. Дадеся тебѣ жезлъ сей не властельства мірскаго, еже гордѣтися надъ порученными тебѣ, или и бити я безсловесно: но яко кормчію кормило вручися тебѣ. во правительство корабля духовнаго, плавающаго по многобурноволненномъ мори житія сего: жезлъ, яко истинно пастырю и не яко наемнику... Паси богоданное тебѣ стадо, яко отецъ чадомъ равную любовь всѣмъ показуя»... (Чиновн. Чинъ быв. на произв. Архим.)

    29 September 2020 читать далее


  • Замѣтка: О ношеніи священниками св. Креста.

    Замѣтка: О ношеніи священниками св. Креста.

    Ношеніе креста на тѣлѣ подъ одеждою было общею принадлежностію каждаго христіанина съ самыхъ древнихъ временъ христіанства; но употреблять крестъ на персяхъ поверхъ одежды, въ греческой церкви было всегда преимущественнымъ отличіемъ только царей и первосвятителей. Въ Россіи на Московскомъ соборѣ 1675 г. опредѣлено было имѣть, кромѣ панагіи, наперсные кресты патріарху и митрополитамъ. Между тѣмъ въ Кіевской митрополіи, не подлежавшей тогда Московскому патріарху, было въ обычаѣ носить наперсные кресты архимандритамъ. Въ 1741 г. по докладу Св. Синода, Высочайше разрѣшено носить наперсные кресты присутствующимъ въ Св. Синодѣ архимандритамъ, а въ 1742 г. – и всѣмъ вообще великороссійскимъ архимандритамъ во отличіе отъ игуменовъ. Съ 1797 г. установлено давать золотые наперсные кресты, какъ отличія, и бѣлому духовенству. По случаю священнаго коронованія и мѵропомазанія Ихъ Императорскихъ Величествъ въ 1896 г., состоялось Высочайшее повелѣніе о присвоеніи всѣмъ состоящимъ на службѣ іереямъ монашествующаго и бѣлаго духовенства, равно какъ и вновь рукополагаемымъ въ означенный санѣ, права возлагать на себя святый крестъ для ношенія на серебряной или металлической цѣпочкѣ. – ред.

    28 September 2020 читать далее