• Замѣтка: Можно ли наказывать учениковъ церковныхъ школъ колѣностояніемъ?

    Замѣтка: Можно ли наказывать учениковъ церковныхъ школъ колѣностояніемъ?

    Вопросъ этотъ обсуждался въ Вологодскомъ Епархіальномъ Училищномъ Совѣтѣ и вотъ какое опубликовано по нему постановленіе Совѣта: «Въ числѣ наказаній учениковъ въ нѣкоторыхъ церковно-приходскихъ школахъ епархіи практикуется между прочимъ и ставленіе на колѣни вопреки опредѣленію Св. Сѵнода отъ 16-30 января 1891 года за № 91, которымъ запрещается въ школахъ ставленіе учениковъ на колѣни на продолжительное время, какъ жестокая мѣра, соединенная съ униженіемъ дѣтей. (Церковныя Вѣдомости 1891 года № 21). Хотя въ этомъ опредѣленіи Св. Сѵнода говорится о ставленіи учениковъ на колѣни на продолжительное время, но и вообще ставленіе на колѣни, хотя бы и на непродолжительное время, какъ мѣра наказанія, по мнѣнію Епархіальнаго Совѣта, не должно быть практикуемо въ церковно-приходскихъ школахъ по слѣдующимъ религіознымъ и дидактическимъ соображеніямъ. Человѣкъ становится на колѣни предъ иконами и другими святынями обыкновенно въ минуту сильнаго религіознаго воодушевленія и молитвеннаго умиленія своей души, когда онъ, сознавая свою грѣховность и ничтожество предъ Правосуднымъ и Всесовершеннымъ Богомъ, повергается предъ Нимъ ницъ, какъ бы сравнивая себя съ прахомъ земнымъ. И вдругъ это положеніе колѣнопреклоненнаго человѣка, добровольно и по влеченію сердца принимаемое имъ во время молитвы и соединяемое обыкновенно съ сильными религіозными чувствованіями и возвышенными мыслями, превращается въ мѣру школьнаго наказанія, которой ученикъ школы подчиняется съ неудовольствіемъ и въ силу необходимости. Не оскорбляется-ли чрезъ это религіозное чувство человѣка? Съ какими мыслями и чувствованіями потомъ ученикъ школы будетъ становиться на колѣни во время молитвы? Неудобно употреблять эту мѣру, наконецъ, и потому, что ученикъ, поставленный на колѣни, не можетъ хорошо сосредоточить свое вниманіе на содержаніи урока, въ силу неудобства и исключительности своего положенія, равно какъ и другіе ученики, сидящіе за партами, видя предъ собою своихъ товарищей, стоящихъ на колѣняхъ, также разсѣеваются. На этомъ основаніи Епархіальный Совѣтъ находитъ цѣлесообразнымъ разъяснить законоучителямъ и учителямъ церковно-приходскихъ школъ и школъ грамоты Вологодской епархіи, что не слѣдуетъ ставить учениковъ на колѣни въ наказаніе за ихъ невниманіе и различные проступки».

     

    09 December 2023 читать далее


  • Сестра Наталія Помазанская – Возникновеніе, расцвѣтъ и упадокъ христіанскихъ школъ (Краткій историческій очеркъ).

    Сестра Наталія Помазанская – Возникновеніе, расцвѣтъ и упадокъ христіанскихъ школъ (Краткій историческій очеркъ).

    «Царство небесное подобно закваскѣ, которую женщина взявши положила въ три мѣры муки, доколѣ не вскисло все» (Матѳ. 13, 33).

    Забастовки, демонстраціи, бойкотъ и срывъ уроковъ – эта странная волна непорядковъ въ средней школѣ пронеслась недавно по многимъ городамъ Франціи (такъ читаемъ въ газетахъ). Какъ объяснить этотъ взрывъ протеста молодежи, такъ сильно взволновавшій преподавателей и членовъ министерства образованія?

    Не отражаетъ ли онъ не только кризисъ системы образованія, но и особую болѣзнь современнаго общества, которая не могла не отразиться и на молодежи. То, что произошло со школой, этимъ «храмомъ знанія» не могло не произойти безъ вліянія окружающей его среды. Если раньше школа была до извѣстной степени оторвана отъ жизни, то теперь она оказалась открытой ко всѣмъ тѣмъ перемѣнамъ, которыя стали происходить въ обществѣ.

    06 June 2022 читать далее


  • Св. Іоанна Златоуста наставленія о воспитаніи дѣтей.

    Св. Іоанна Златоуста наставленія о воспитаніи дѣтей.

    I. Взаимныя отношенія между родителями и дѣтьми.

    Богъ далъ тебѣ дѣтей, чтобы они заботились о тебѣ въ старости и чтобы ты наставлялъ ихъ въ добродѣтели. Онъ для того восхотѣлъ такъ устроитъ родъ человѣческій, чтобы предуготовить черезъ это двѣ важнѣйшія вещи: во-первыхъ, поставить отцовъ учителями дѣтей, во-вторыхъ, породить большую любовь. Въ самомъ дѣлѣ, если бы люди появлялись на свѣтъ безъ родителей, то всѣ были бы равнодушны другъ къ другу. Если уже теперь, когда есть родители, дѣти и родственники, многіе нисколько не заботятся о другихъ, то тѣмъ болѣе тогда. Вотъ для чего Богъ даровалъ тебѣ дѣтей[1].

    Ребенка можно сравнить съ мостомъ, соединяющимъ между собою обоихъ родителей[2].

    01 October 2021 читать далее


  • «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № № 17-18 (92-93) 1-15 сентября (2021).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № № 17-18 (92-93) 1-15 сентября (2021).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № № 17-18 (92-93) 1-15 сентября (2021), полностью выложен здесь >>> (PDF)

    Содержание номера:

    О ПРАВИЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА. Протоиерей Григорий Дебольский

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ НЕОПЫТНОМУ УЧИТЕЛЮ. Сергей Иринеевич Миропольский

    ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ СРЕДСТВА: пример, привычка, учение, награды и наказания. Сергей Иринеевич Миропольский

    НАПОМИНАНИЕ О СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ. Святитель Филарет Московский

    ДЕТСКАЯ ДУША. Проф. Василий Васильевич Зеньковский

    25 September 2021 читать далее


  • Сергѣй Иринеевичъ Миропольскій – ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЯ СРЕДСТВА.

    Сергѣй Иринеевичъ Миропольскій – ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЯ СРЕДСТВА.

    Дисциплина есть совокупность мѣръ со стороны учителя въ цѣляхъ нравственнаго воспитанія и образованія ученика.

    Область дисциплины обширна, ибо заключаетъ въ себѣ всѣ разнообразныя возможныя вліянія на ученика; значеніе ея важно, ибо она вліяетъ на характеръ и волю учащихся, отражается на организаціи школы, ея духѣ и направленіи; исполненіе ея трудно, потому что требуетъ отъ учителя большой опытности, напряженнаго вниманія, прилежанія, ума, самообладанія и проницательности при выборѣ средствъ.

    Хорошая дисциплина обнаруживается въ добромъ поведеніи учениковъ, въ добросовѣстности въ занятіяхъ, въ исправности даже въ мелочахъ, въ усердіи и аккуратности, а вслѣдствіе того – и въ хорошихъ успѣхахъ.

    Школа безъ дисциплины – мельница безъ воды, – говоритъ Коменскій. Успѣхъ не только воспитанія, но и обученія не возможенъ безъ дисциплины.

    25 September 2021 читать далее


  • Проф.-протоіерей Николай Елеонскій – Совѣты учащемуся юношеству.

    Проф.-протоіерей Николай Елеонскій – Совѣты учащемуся юношеству.

    Ѣшь, сынъ мой, медъ потому, что онъ пріятенъ, и сотъ, который сладокъ для гортани твоей. Таково и познаніе мудрости для души твоей (Притч. 24, 13-14).

    Юность, какъ говоритъ намъ опытъ, имѣетъ особенную склонность къ удовольствіямъ, къ тому, что пріятно и сладко, по выраженію премудраго, какъ медъ и сотъ для гортани; эта склонность вообще не должка вызывать осужденія. Жизнь безъ удовольствія, безъ радости – ненормальная жизнь. Пусть же порадуются люди, когда это наиболѣе удобно, когда не настало еще время принять на свои плечи нелегкій крестъ общественныхъ обязанностей, тяжелое бремя отвѣтственностей за многое и предъ многими. Тогда не до удовольствій, – и иные, вступивши въ жизнь, быть можетъ, вынуждены будутъ сказать радостямъ юныхъ дней: «простите навсегда!». Но склонная къ удовольствіямъ юность бываетъ и неразборчива и несдержанна по отношенію къ нимъ, и въ этой неразборчивости и несдержанности нерѣдко доходитъ до горестныхъ послѣдствій, особенно если не найдется никого, кто бы предостерегъ, остановилъ вовремя сказаннымъ словомъ, въ пору даннымъ добрымъ совѣтомъ. Да будетъ то немногое, что я имѣю сказать по поводу удовольствій, этимъ благовременнымъ предостереженіемъ.

    03 September 2021 читать далее


  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) – Учение святых Отцов мудрее мирского знания (Из 57-й главы «Аскетических опытов»).

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) – Учение святых Отцов мудрее мирского знания (Из 57-й главы «Аскетических опытов»).

    Мой ум был весь погружен в науки, и вместе горел желанием узнать, где кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений и догматических и нравственных.

    Между тем предстали взорам уже грани знаний человеческих в высших, окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: «Что вы даете в собственность человеку? Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Доселе я вижу только знания, даемые, так сказать, на подержание, оканчивающиеся землею, немогущие существовать по разлучении души с телом. – В чему служит изучение математики? Предмет ее – вещество. Она открывает известный вид законов вещества, научает исчислять и измерять его, применять исчисления и измерения к потребностям земной жизни. Указывает она на существование величины безконечной, как на идею, за пределами вещества. Точное познание и определение этой идеи логически невозможно для всякого разумного, но ограниченного существа. Указывает математика на числа и меры, из которых одни по значительной величине своей, другие по крайней малости, не могут подчиниться изследованию человека, указывает она на существование познаний, к которым человек имеет врожденное стремление, но к которым возвести его нет средств у науки. Математика только делает намек на существование предметов, вне объема наших чувств. – Физика и химия открывают другой вид законов вещества. До науки человек даже не знал о существовании этих законов. Открытые законы обнаружили существование других безчисленных законов, еще закрытых. Одни из них не объяснены, не смотря на усилие человека к объяснению, другие и не могут быть объяснены по причине ограниченности сил и способностей человека».

    03 September 2021 читать далее