• Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Напѣвы въ службѣ Рождеству Пресвятой Богородицы.

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Напѣвы въ службѣ Рождеству Пресвятой Богородицы.

    «Qui canit, bis orat» – говоритъ латинская пословица, – и всякая церковная служба имѣла бы вдвое меньше красоты, если-бы къ высокому тексту не подобрала удачно напѣва. Такой или иной подборъ напѣвовъ сообщаетъ своеобразный колоритъ цѣлой службѣ.

    Само собою разумѣется, что служба Рождеству Пресвятой Богородицы не должна имѣть такого же характера, какъ, напр:, пасхальная или даже какъ служба Рождества Христова. Было бы просто утрировкою сообщить ей духъ столь же восторженной радости. Радость подобала этому празднику, такъ сказать, болѣе скромная, тихая. И подборъ напѣвовъ для пѣснопѣній этого праздника замѣчательно искусно расчитанъ на собщеніе такого именно характера цѣлой службѣ (т. е. бдѣнію) праздника; ни одного порывистаго, рѣзкаго или витіеватаго гласа, въ родѣ 5-го или 7-го, къ какимъ сплошь и рядомъ переходятъ службы великихъ Господскихъ праздниковъ (Преображенію тропарь и кондакъ – 7-го гл., Пятидесятницѣ – канонъ 7-го гл., «Христосъ воскресе», «Пасха священная» и «Спасителю Богу» – 5 гл.), нѣтъ въ этой службѣ; всѣ пѣснопѣнія этого праздника положены на гласы, полные или величественнаго спокойствія, или самой задушевной нѣжности. Отъ всей службы такъ и вѣетъ тѣмъ миромъ и теплотою, тою тихою радостью вѣры, которыя переполняли сердца престарѣлой четы, когда желаніе всей ихъ жизни наконецъ исполнилось. Въ службѣ господствуютъ гласы, въ которыхъ радость совмѣщается съ грустью, постепенно смѣняетъ ее. Таковы именно для стихиръ 6-й гл., – гласъ такихъ праздниковъ, какъ Воздвиженіе, Усѣкновеніе и великопостный праздникъ Благовѣщенія, или 1-й гл. (преобладающій гласъ для стихиръ Страстной седмицы).

    20 September 2024 читать далее


  • Проф. Алексѣй Аѳанасьевичъ Дмитріевскій – 5-е сентября. Служба (и́ня) святаго пророка Захаріи и святыя праведныя Елизаветы.

    Проф. Алексѣй Аѳанасьевичъ Дмитріевскій – 5-е сентября. Служба (и́ня) святаго пророка Захаріи и святыя праведныя Елизаветы.

    Какъ извѣстно, въ нашихъ нынѣшнихъ Минеяхъ подъ пятымъ числомъ сентября мѣсяца находится въ честь пророка Захаріи и праведныя Елизаветы двѣ службы: изъ нихъ одна простая съ стихирами на шесть и во всемъ почти сходная съ своимъ греческимъ оригиналомъ{1}, а другая оригинально – русская, полная служба съ стихирами на «Господи воззвахъ» на восемь, съ пареміями, съ величаніемъ, избраннымъ псалмомъ съ величаніемъ и особымъ тропаремъ. Исторія происхожденія этой «иной» службы весьма любопытна, и поучительна, а посему мы и намѣрены прослѣдить судьбу ея на основаніи тѣхъ данныхъ, которыя содержатся въ архивѣ типографской библіотеки.

    17 September 2024 читать далее


  • Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Праздникъ Успенія Божіей Матери и Успенскій постъ.

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Праздникъ Успенія Божіей Матери и Успенскій постъ.

    Успеніе должно праздноваться у васъ свѣтло, свѣтло и торжественно, ибо это праздникъ праздниковъ и торжество торжествъ.

    Евергетидскій типиконъ.

    I. Сказанія о событіи.

    Будучи итогомъ жизни, смерть у различныхъ людей должна быть также неодинакова, какъ непохожи одна на другую ихъ жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположеніе, что у такой необыкновенной Личности, какъ Пресв. Дѣва, съ такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственною въ своемъ родѣ. По убѣжденію Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такою, какой не была ни у кого, кромѣ Нея. Она не изъята была отъ закона смерти, какъ и Сынъ Ея; но Она, подобно Сыну, восторжествовала надъ смертью, хотя восторжествовала не такъ славно, очевидно и самостоятельно, какъ Онъ. Воскресеніе Ея произошло сокровенно и долго даже не было общимъ предметомъ вѣры въ Церкви. Ина слава солнцу и ина слава лунѣ.

    Вообще, вся жизнь Пресв. Богородицы проходитъ въ какой-то тайнѣ для христіанъ. Можно сказать, изъ святыхъ жизней ни объ одной такъ мало неизвѣстно. Съ приближеніемъ же къ смерти эта жизнь какъ бы все болѣе теряется изъ глазъ окружающихъ. До ІV в. ни у одного изъ христіанскихъ писателей не находится какого-либо указанія на судьбу Богоматери по вознесеніи на небо Ея Сына. Это и неудивительно, если принять во вниманіе скудость тогдашней христіанской письменности и отсутствіе поводовъ говорить объ этомъ предметѣ. Когда такіе поводы даны были ересью Несторія, оказалось, что христіанскій міръ вовсе не освѣдомленъ о жизни и кончинѣ Богоматери, но что въ богатой сокровищницѣ преданія, всегда, а особенно тогда составлявшаго главный нервъ церковной жизни, есть достаточно данныхъ объ этомъ, – данныхъ, въ существенномъ согласныхъ другъ съ другомъ и носящихъ на себѣ печать внутренней достовѣрности.

    27 August 2024 читать далее


  • Литургическая замѣтка относительно обряда надгробнаго пѣнія на Успеніе Божіей Матери.

    Литургическая замѣтка относительно обряда надгробнаго пѣнія на Успеніе Божіей Матери.

    «Успеніе должно праздноваться у васъ свѣтло, свѣтло и торжественно, ибо это праздникъ праздниковъ и торжество торжествъ» – указываетъ Типиконъ Евергетидскаго монастыря въ Константинополѣ (80-х гг. XI в.).

    Торжественность праздника Успенія еще увеличается во всенощномъ бдѣніи исполненіемъ надгобнаго пѣнія въ честь «святаго преставленія» Пресвятыя Богородицы. Послѣ шестопсалмія и пѣнія «Богъ Господь, и явися намъ», поется 17-я каѳизма и съ нею «Похвалы» Богородицѣ, по подобію пѣнія въ великую субботу надъ плащаницею. Этимъ пѣніемъ еще живѣе въ благочестивой мысли христіанина воспроизводится славное Геѳсиманское событіе.

    Эти «Похвалы» составлены въ Іерусалимской Церкви были переведены съ греческаго языка на церковно-славянскій языкъ въ 1846 г. проф. М. С. Холмогоровымъ и тщательно пересмотрѣнъ и исправленъ свят. Филаретомъ (Дроздовымъ), митр. Московскимъ и Коломенскимъ. Святитель Филаретъ не только устроилъ при Троицкой Сергіевой лаврѣ Геѳсиманскій скитъ, и въ немъ храмъ, посвященный воскресенію Богоматери, но озаботился переводомъ съ греческаго и чинопослѣдованія, совершаемаго въ Іерусалимской Геѳсиманіи на третій день послѣ Успенія Богоматери (17 августа), и установилъ въ своей Геѳсиманіи подобный же праздникъ воскресенія Матери Божіей, празднуемый и понынѣ. Въ Кіево-Печерской Лаврѣ этотъ обрядъ совершался въ самъ день Успенія (15 августа).

    27 August 2024 читать далее


  • Священникъ Павелъ Ганицкій – О пѣніи тропаря «Христосъ воскресе» на церковныхъ службахъ отъ недѣли Ѳоминой до отданія Пасхи.

    Священникъ Павелъ Ганицкій – О пѣніи тропаря «Христосъ воскресе» на церковныхъ службахъ отъ недѣли Ѳоминой до отданія Пасхи.

    На праздникъ Пасхи и на всю седмицу есть, какъ извѣстно, особыя службы, печатаемыя въ нѣкоторыхъ изъ богослужебныхъ книгъ Православной Церкви, преимущественно же въ Цвѣтной Тріоди, а также и въ отдѣльныхъ книжкахъ, издаваемыхъ подъ наименованіями: «канонъ Пасхи», «послѣдованіе на преславный день Воскресенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и на всю седмицу Пасхи», и проч. Книжки эти въ нашей мѣстности (кіевской епархіи) называются по просту «воскресончиками» и имѣются не только въ церквахъ, но и у весьма многихъ изъ грамотныхъ прихожанъ и вообще у любителей церковнаго пѣнія. Но въ этихъ книжкахъ имѣются указанія о пѣніи тропаря «Христосъ воскресе» только до недѣли Ѳоминой, или же, точнѣе сказать, до субботы Свѣтлыя седмицы вечера. Съ этого же времени въ означенныхъ книжкахъ о пѣніи тропаря «Христосъ воскресе» ничего не говорится, а между тѣмъ употребленіе его въ церковномъ богослуженіи продолжается еще до отданія Пасхи, хотя, какъ извѣстно, и гораздо уже рѣже, чѣмъ въ Пасхальную седмицу. Слѣдовало бы по этому въ концѣ книжекъ, заключающихъ въ себѣ пасхальныя службы, помѣщать краткія свѣдѣнія и о томъ, когда и какъ надлежитъ по уставу пѣть при богослуженіяхъ тропарь «Христосъ воскресе» отъ недѣли Ѳоминой до отданія праздника Пасхи. Тогда, быть можетъ, пѣвцы нашихъ православныхъ храмовъ менѣе бы погрѣшали противъ устава о пѣніи сего тропаря и не пѣли бы его въ то время, когда онъ уставомъ вовсе не положенъ.

    Отъ недѣли Ѳоминой и до отданія Пасхи тропарь «Христосъ воскресе» положено Типикономъ (лист. 400-437) пѣть или читать въ началѣ всѣхъ вообще церковныхъ службъ. (Тоже и на утрени предъ шестопсалміемъ); кромѣ того, на литургіи вмѣсто стихиры: «Видѣхомъ свѣтъ истинный», однажды и предъ отпустомъ литургіи – трижды. Въ семъ послѣднемъ случаѣ Типикономъ положено пѣть «Христосъ воскресе» послѣ того, какъ священникъ возгласитъ: «Слава Тебѣ, Христе Боже, упованіе наше, слава Тебѣ». Само собою разумѣется, что, пропѣвши трижды «Христосъ воскресе», пѣвцы должны непремѣнно пропѣть и краткое славословіе, обыкновенно бываемоо предъ отпустомъ и заканчиваемое словами «благослови», послѣ чего уже и говорится отпустъ.

    04 June 2024 читать далее


  • Василій Михайловичъ Скворцовъ – Христіанское богослуженіе, какъ выраженіе истиннаго и благодатнаго общенія между Богомъ и человѣкомъ.

    Василій Михайловичъ Скворцовъ – Христіанское богослуженіе, какъ выраженіе истиннаго и благодатнаго общенія между Богомъ и человѣкомъ.

    Первозданный человѣкъ, въ невинномъ райскомъ состояніи, пребывалъ въ постоянномъ ближайшемъ общеніи съ Богомъ-Творцомъ своимъ. Это блаженное общеніе состояло въ томъ, что, съ одной стороны, Богъ снисходилъ къ непорочному человѣку въ дарахъ благодати, съ другой – человѣкъ возносился къ Богу въ духѣ чистой и благоговѣйной молитвы. Непрестанное и благоговѣйное обращеніе къ Богу всѣми мыслями, желаніями и чувствованіями, непрестанное молитвенное съ Нимъ собесѣдованіе – вотъ въ чемъ состояла вся духовная дѣятельность человѣка, пока онъ находился въ состояніи невинности. Побуждаемый къ постоянному молитвенному сопребыванію съ Богомъ внутреннимъ закономъ своей, еще неиспорченной грѣхомъ, природы, невинный человѣкъ побуждаемъ былъ къ нему и внѣшнимъ положительнымъ закономъ Божіимъ. По свидѣтельству 2 гл. кн. Бытія, Богъ, по окончаніи мірозданія, благослови день седмый, и освяти его: яко въ той почи отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ... (ст. 3), – благословилъ и освятилъ седьмой день покоя, безъ сомнѣнія, для того, чтобы человѣкъ этотъ день, преимущественно предъ всѣми прочими днями, посвящалъ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ, благодарному воспоминанію Его неизреченныхъ благодѣяній, благоговѣйному прославленію Его безконечныхъ совершенствъ. Значитъ, согласно съ божественнымъ намѣреніемъ, человѣкъ преимущественно посредствомъ молитвы, представлявшей собою нѣкоторый родъ богослуженія, долженъ былъ выражать свое отношеніе къ Творцу, пребывать съ Нимъ въ тѣснѣйшемъ общеніи. Если дѣятельность невиннаго человѣка вполнѣ соотвѣтствовала намѣреніямъ Божіимъ, то ясно, что существеннымъ и постояннымъ занятіемъ нашего прародителя въ раю было служеніе Богу, а главнымъ, такъ сказать, узломъ, соединявшимъ Его съ Творцомъ, была молитва. Рай эдемскій былъ, слѣдовательно, первымъ на землѣ храмомъ, въ которомъ непорочный первенецъ рода человѣческаго, какъ первосвященникъ всей видимой твари, выну предстоялъ предъ Господомъ и совершалъ разумное Ему служеніе, непрестанно повергался въ духѣ благоговѣнія предъ Его неисповѣдимымъ величіемъ, благодарилъ за неизреченныя милости, прославляя Его высочайшія совершенства.

    30 May 2024 читать далее


  • Кононъ Васильевъ Рахмановъ – Порядокъ пѣнія стихиръ «мученичныхъ» и «покойныхъ» въ субботу.

    Кононъ Васильевъ Рахмановъ – Порядокъ пѣнія стихиръ «мученичныхъ» и «покойныхъ» въ субботу.

    Покойный профессоръ Московской духовной академіи И. Д. Мансветовъ, говоря объ исправленіи нашихъ богослужебныхъ книгъ{1}, указалъ на несогласованность между Типикономъ и другими книгами, существующую въ нихъ доселѣ. Но нигдѣ, кажется, этотъ недостатокъ не достигаетъ такой степени, какъ при изложеніи устава субботней службы въ Типиконѣ и распредѣленіи текста ея въ Октоихѣ.

    Порядокъ субботней службы въ будній день, какъ извѣстно, зависитъ отъ того, поется ли на утренѣ «Богъ Господь», или «аллилуія». Октоихъ, распредѣляя текстъ субботнихъ службъ, во всѣхъ восьми гласахъ имѣетъ въ виду послѣдній случай. Въ 13-ой главѣ Типикона относительно его имѣются, между прочими, слѣдующія указанія: на «Господи воззвалъ», послѣ трехъ стихиръ минейныхъ, «Октоиха мученичны три, 2-й, 3-й, 4-й, а первый оставляется; на стиховнѣ мучениченъ 1-й, и мертвена два киръ Іоанна Дамаскина; на хвалитехъ стихиры мученичны 4, Слава – покоинъ, на стиховнѣ стихиры подобны, покойны киръ Ѳеофана». Если мы обратимся теперь къ Октоиху, то увидимъ, что онъ относится къ приведеннымъ указаніямъ Типикона, которыя перепечатываетъ на своихъ же страницахъ, очень своеобразно. Разсмотримъ эти отношенія, начиная съ стихиръ мученичныхъ, положенныхъ на «Господи воззвахъ», и, прежде всего, выяснимъ, что нужно разумѣть подъ первымъ, вторымъ, третьимъ и четвертымъ мученичными{2}.

    30 May 2024 читать далее