Замѣтка: Чинъ Православія.

Въ первую недѣлю великаго поста въ каѳедральныхъ соборахъ совершается чинъ Православія. Онъ совершается предъ литургіею, по прочтеніи часовъ, или предъ окончаніемъ литургіи. Для совершенія сего чина архіерей выходитъ со священнослужителями на средину храма. Священники туда приносятъ иконы Спасителя и Богоматери и полагаютъ ихъ на аналогіяхъ. Чинъ Православія, по своему составу, есть молебное и благодарственное пѣніе. Главную мысль молебнаго пѣнія составляетъ прошеніе о сохраненіи мира въ церкви и объ обращеніи заблудшихъ на путь истины.

Особенность чина Православія составляетъ произнесеніе анаѳемы – отлученія отъ церкви. Отлученіе отъ церкви сперва не составляло богослужебнаго чина, совершалось не ежегодно, въ извѣстное опредѣленное время, а въ разные дни и года, смотря по обстоятельствамъ и нуждамъ церкви, и происходило безъ особыхъ обрядовъ. Епископъ съ клиромъ, или соборъ, составлялъ опредѣленіе, которымъ отлучалъ отъ церкви извѣстное лицо, и объ этомъ опредѣленіи сообщалъ другимъ церквамъ, чтобы и онѣ не допускали отлученнаго до богослуженія и таинствъ и не имѣли общенія съ нимъ и въ житейскомъ быту[1]. Затѣмъ, исключали отлученнаго изъ диптиховъ и по смерти его лишали погребенія по христіанскому обряду. На Вселенскихъ соборахъ отлученіе совершалось съ особымъ, хотя и краткимъ, но торжественнымъ, обрядомъ: такъ, въ общемъ собраніи членовъ произносилась анаѳема отлученнымъ. Еще съ большею торжественностью было совершено анаѳематствованіе на VII-мъ Вселенскомъ соборѣ. Тамъ въ засѣданіяхъ были вынесены на середину собранія святыя иконы и присутствующіе на собраніи лобызали ихъ; затѣмъ, воздали благодареніе Богу за торжество церкви надъ еретиками, выразили свое послушаніе церкви и произнесли исповѣданіе вѣры. Послѣ того возгласили анаѳематствованіе еретикамъ и многолѣтіе царствующимъ лицамъ – покровителямъ церкви, а отшедшимъ изъ міра поборникамъ православія – вѣчную память. Эти дѣйствія отцевъ VII-го Вселенскаго собора послужили основаніемъ для состава богослужебнаго чина Православія. Въ этомъ чинѣ, при всѣхъ его измѣненіяхъ въ разныя времена, указывалось: 1) выносить для поклоненія и цѣлованія иконы на средину храма или внѣ его, если чинъ совершался не въ храмѣ; 2) возносить благодареніе Богу за торжество церкви надъ ересями; 3) изъявлять послушаніе церкви и произносить исповѣданіе истинной вѣры; 4) еретикамъ произносить анаѳему и 5) защитникамъ и покровителямъ, церкви: живымъ возглашать многолѣтіе, а умершимъ – вѣчную память. Посему, чинъ Православія какъ всегда состоялъ, такъ и нынѣ состоитъ изъ молебнаго пѣнія и изъ возглашенія синодика, заключающаго въ себѣ произнесенія анаѳемы еретикамъ, пѣніе вѣчной памяти умершимъ вѣрнымъ чадамъ церкви и провозглашенія многолѣтія правовѣрующимъ.

Первоначально въ чинѣ Православія находились анаѳематствованія только иконоборцамъ. Впослѣдствіи вновь возникавшія ереси подвергались анаѳемѣ вмѣстѣ съ иконоборцами, и затѣмъ новыя анаѳематствованія вносились въ чинъ. Такимъ образомъ, съ каждымъ столѣтіемъ чинъ Православія пополнялся новыми анаѳематствованіями. Въ ХVII-мъ столѣтіи были включены анаѳематствованія; 1) русскимъ раскольникамъ, жившимъ въ царствованіе Алексѣя Михаиловича, потомъ бывшимъ во времена Петра Великаго; 2) бунтовщикамъ и измѣнникамъ и 3) принимающимъ ученіе, проникшее съ западныхъ странъ и противное православной вѣрѣ. Въ настоящее время эти анаѳематствованія не произносятся. Въ нынѣ совершаемомъ чинѣ Православія находится лишь двѣнадцать анаѳематствованій, какъ бы въ соотвѣтствіе двѣнадцати членамъ символа вѣры, внесеннаго въ чинъ Православія (прот. К. Никольскій: 1) Пособіе къ изученію Устава богослуженія прав, церкви, изд. 6, 1900 г., стр. 593-595, и 2) Чинъ Православія («Приб. къ Церк. Вѣд.», 1888 г. № 11, стр. 284-287).

Со второй половины XVIII вѣка по настоящее время чинъ Православія отправлялся, на основаніи опредѣленія Святѣйшаго Сѵнода, отъ 26 февраля-29 марта 1767 года за № 104, лишь въ каѳедральныхъ соборахъ, епархіальными преосвященными. Въ 1767 году Святѣйшимъ Сѵнодомъ было разослано всѣмъ епархіальнымъ преосвященнымъ по четыре экземпляра вновь изданнаго въ Московской Сѵнодальной типографіи «Послѣдованія въ недѣлю Православія», съ тѣмъ, какъ сказано въ приведенномъ Сѵнодальномъ опредѣленіи, чтобы по сему чину «церемонія отправляема была въ однихъ только градскихъ каѳедральныхъ соборахъ самими епархіальными преосвященными архіереями соборне, и въ случаѣ котораго епархіальнаго архіерея изъ епархіи своей отбытія, оной церемоніи не чинить, а и при бытности оныхъ, есть ли случится кому изъ преосвященныхъ немощь или другое какое препятствіе, то въ такомъ случаѣ останется оное на собственное ихъ произволеніе» (Книга протоколовъ Святѣйшаго Сѵнода, № 227)[2].

Съ настоящаго года Святѣйшимъ Сѵнодомъ разрѣшено отправлять въ первую недѣлю великаго поста молебнов пѣніе по чину Православія, съ опущеніемъ изъ онаго второй части, во всѣхъ монастырскихъ, городскихъ и сельскихъ церквахъ. Такое распоряженіе Святѣйшаго Сѵнода состоялось по слѣдующему поводу.

Бывшій въ 1897 году въ г. Казани третій миссіонерскій съѣздъ, поставляя однимъ изъ важнѣйшихъ условій успѣха дѣятельности миссіонеровъ молитву церкви объ обращеніи заблуждающихся, поручилъ особой при немъ комиссіи разсмотрѣть молитвословія объ обращеній заблудшихъ ересями и расколами къ православной церкви и представить по сему предмету свои заключенія. Означенная комиссія, исполняя данное ей съѣздомъ порученіе, остановила свое вниманіе: 1) на трудахъ посему предмету въ Бозѣ почившаго преосвященнаго архіепископа Анатолія, а именно: а) на ектеніи о ниспосланіи благословенія Божія на труды миссіонеровъ, б) на прошеніи объ обращеніи въ нѣдра святой церкви глаголющихся быти старовѣры и в) на молебномъ пѣніи объ обращеніи въ нѣдра святой церкви глаголющихся быти старовѣры; и 2) на «молитвословіяхъ объ обращеніи заблудшихъ», составленныхъ однимъ изъ участниковъ съѣзда – Ставропольскимъ епархіальнымъ миссіонеромъ. Разсмотрѣвъ тѣ и другія молитвословія, комиссія признала послѣднія, какъ болѣе отвѣчающія духу православной церкви, болѣе удобными для общецерковнаго моленія. Такое заключеніе комиссіи вмѣстѣ съ другими постановленіями Казанскаго миссіонерскаго съѣзда было представлено преосвященнымъ архіепископомъ Казанскимъ Владиміромъ на благоусмотрѣніе Святѣйшаго Сѵнода.

Святѣйшій Сѵнодъ, обсудивъ ходатайство Казанскаго миссіонерскаго съѣзда о необходимости составленія и введенія въ общецерковное употребленіе особыхъ молитвословій объ обращеніи заблудшихъ ересями и расколами и признавъ составленіе оныхъ, при существованіи подобнаго молитвословія въ чинопослѣдованіи, бываемомъ въ недѣлю православія, излишнимъ, 2-4 апрѣля 1902 года за № 1495, опредѣлилъ: предписать совершать въ монастырскихъ, городскихъ и сельскихъ церквахъ въ первую недѣлю великаго поста молебное пѣніе по «Послѣдованію въ недѣлю православія», съ опущеніемъ второй части сего чина, начиная съ возглашенія «Кто Богъ велій» до отпуста. («Приб. къ Церк. Вѣд.», 1902 г., № 33, стр. 1145)[3].

Въ силу сего распоряженія Святѣйшаго Стнода, въ нынѣшнемъ году въ первую недѣлю великаго поста было отправлено во всѣхъ церквахъ Имперіи молебное пѣніе по сокращенному чину Православія, наименованному: «Послѣдованіе молебнаго пѣнія о обращеніи заблудшихъ, пѣваемаго въ недѣлю Православія и во иныхъ потребныхъ случаехъ».

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 9. С.327-330.

 

[1] В Русской Церкви в 1-й пол. XX в. предпринимались местные попытки возстановления древней практики отлучения лиц, отпадших от общества Православных. См. «Чин отлучения отпадающих от Православный веры в латинскую ересь» помещен в приложении к № 23-му номеру «Минских Епархиальных Ведомостей» 1913 г. С. I-III. – ред.

[2] Это синодальное решение сохраняет свою силу и поныне. – ред.

[3] Это синодальное решение сохраняет свою силу и поныне. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: