Чинъ Православія и Анаѳематствованія.

Въ первую недѣлю великаго поста, по заамвонной молитвѣ совершается послѣдованіе молебнаго пѣнія – «О обращении заблудшихъ», а въ каѳедральныхъ соборахъ совершается «Чинъ Православія».

Архіерей выходитъ со священнослужителями на средину храма, куда выносятся иконы Спасителя и Богоматери и полагаются на аналогіяхъ. Чинъ Православія по своему составу молебнымъ и благодарственнымъ пѣніемъ. Сначала Церковь возноситъ благодареніе Богу за сохраненіе вѣры православной и проситъ, чтобы Онъ, по Своему милосердію, утвердилъ чадъ ея въ правой вѣрѣ, а всѣхъ отпадшихъ вразумилъ и обратилъ на путь правый. Потомъ, по прочтеніи отъ лица вѣрующихъ Символа вѣры, произносится отлученіе отъ Церкви всѣмъ тѣмъ, которые упорно отвергаютъ истины, выраженныя въ Символѣ, не почитаютъ свв. иконъ, вообще измѣняютъ православной вѣрѣ и отрицаютъ соборы свв. отецъ и ихъ преданія, хранимыя Церковью. Наконецъ, всѣмъ усопшимъ ревнителямъ и заступникамъ православной вѣры провозглашается «Вѣчная память», а таковымъ же ревнителямъ живымъ – многолѣтіе.

Особенность чина Православія составляетъ произнесеніе анаѳемы – отлученія отъ Церкви. Сперва оно не составляло богослужебнаго чина и совершалось не ежегодно, въ извѣстное опредѣленное время, а въ разные дни и года, смотря по обстоятельствамъ и нуждамъ Церкви, и происходило безъ особыхъ обрядовъ. Епископъ съ клиромъ, или соборъ, составлялъ опредѣленіе, которымъ отлучалъ отъ Церкви извѣстное лицо, и объ этомъ опредѣленіи сообщалъ другимъ церквамъ, чтобы и онѣ не допускали отлученнаго до богослуженія и таинствъ, и не имѣли общенія съ нимъ и въ житейскомъ быту. Затѣмъ исключали отлученнаго изъ диптиховъ, и по смерти его лишали погребенія по христіанскому обряду.

На Вселенскихъ соборахъ отлученіе совершалось съ особымъ торжественнымъ, хотя и краткимъ, обрядомъ: въ общемъ собраніи членовъ всего лишь произносилась анаѳема отлученнымъ. Съ большей торжественностью было совершено анаѳематствованіе на VII Вселенскомъ соборѣ, гдѣ въ засѣданіяхъ были вынесены на середину собранія святыя иконы и присутствующіе на собраніи лобызали ихъ, а затѣмъ, воздавъ благодареніе Богу за торжество Православiя надъ еретиками, выразили свое послушаніе Церкви и произнесли исповѣданіе вѣры. Послѣ того было провозглашено анаѳематствованіе еретикамъ и многолѣтіе царствующимъ лицамъ – покровителямъ Церкви, а отшедшимъ изъ міра поборникамъ православія – «Вѣчная память».

Эти дѣйствія отцевъ VII Вселенскаго собора послужили основаніемъ для состава богослужебнаго Чина Православія. Въ этомъ чинѣ, при всѣхъ его измѣненіяхъ въ разныя времена, указывалось: 1) выносить для поклоненія и цѣлованія иконы на средину храма или внѣ его, если чинъ совершался не въ храмѣ; 2) возносить благодареніе Богу за торжество Церкви надъ ересями; 3) изъявлять послушаніе Церкви и произносить исповѣданіе истинной вѣры; 4) еретикамъ произносить анаѳему; 5) защитникамъ и покровителямъ Церкви: живымъ возглашать многолѣтіе, а умершимъ – «Вѣчную память». Посему Чинъ Православія какъ тогда, такъ и нынѣ состоитъ изъ молебнаго пѣнія и изъ возглашенія синодика, заключающаго въ себѣ произнесенія анаѳемы еретикамъ, пѣніе «Вѣчной памяти» умершимъ вѣрнымъ чадамъ Церкви и провозглашенія многолѣтія правовѣрующимъ.

Богослужебный чинъ, по которому справлялось въ Византіи торжество православія, составился не вдругъ послѣ собора 843 г., а постепенно. Первоначальнымъ составителемъ считается патріархъ константинопольскій Меѳодій (†847 г.). Но онъ скорѣе былъ только редакторомъ чина: написанное ранѣе онъ собралъ вмѣстѣ и привелъ въ извѣстный порядокъ, присоединивъ сюда нѣчто и отъ себя. Впослѣдствіи вновь возникавшія еретическія ученія, подвергались осужденію Церкви такъ же, и анаѳематствонанія эти вносимы были въ Чинъ Православія.

Часть даннаго чина, въ которой содержатся анаѳематствованія, разнообразилась въ своемъ составѣ болѣе другихъ частей. Первоначально здѣсь находились анаѳематствованія только однимъ иконоборцамъ, но впослѣдствіи вмѣстѣ сь иконоборцами подвергались анаѳемѣ и вновь возникшія ереси, возмущавшія общество христіанъ, и затѣмъ новыя анаѳематствованія имѣли отношеніе и къ мѣстнымъ обстоятельствамъ.

На Руси, въ древнюю пору анаѳема произносилась: магометанамъ, жидовствующимъ, хулящимъ праздникъ Благовѣщенія, корчемникамъ (тайнымъ продавцамъ вина), обижающимъ вдовъ и сиротъ, русскимъ раскольникамъ, жившимъ въ царствованіе Алексѣя Михаиловича и Петра Перваго; бунтовщикамъ и измѣнникамъ; принимающимъ ученіе, проникшее съ западныхъ странъ и противное православной вѣрѣ.

Съ теченіемъ времени число анаѳематствованій значительно сократилось (напр. въ С.-Петербургскомъ изданіи Чина Православія 1809 г. выпущены были имена Отрепьева, Мазепы, и др.). Въ нынѣ совершаемомъ Чинѣ Православія находится всего только двѣнадцать анаѳематствованій, какъ-бы въ соотвѣтствіе двѣнадцати членамъ Символа вѣры. Анаѳематствованія эти простираются на лицъ, отвергающихъ бытіе Божіе, единосущность лицъ св. Троицы, необходимость искупленія, дѣйствіе благодати Святого Духа въ Церкви Христовой, таинства Церкви, соборы и ихъ преданія, почитаніе свв. иконъ, дѣйствіе Святого Духа при помазаніи царей на царство и др. Анаѳематствованія въ настоящее время совершаемаго Чина Православія отличаются своей краткостью и не имѣютъ собственныхъ именъ и лицъ, когда-то вызвавшихъ на себя церковную кару.

Предавая анаѳемѣ враговъ православія, Церковь вмѣстѣ съ тѣмъ въ день торжества своего надъ ересями ублажаетъ и восхваляетъ всѣхъ поборниковъ и защитниковъ правой вѣры, – кромѣ благочестивыхъ царей, царицъ, патріарховъ и епископовь: Ѳеодора Студита, Ѳеофана Исповедника Сигріанскаго, Исаакія Чудотворца, Іоанникія Иларіона Далматинскаго и Симеона, столпника Милитинскаго.

Въ Россію Чинъ Православія перешелъ изъ Византіи вскорѣ по водвореніи у насъ христіанства и полученіи полнаго круга богослужебныхъ книгъ. Въ XII в. на Руси этотъ чинъ уже совершался. Отъ XV-XVII в. осталось много рукописныхъ Чиновъ Православія, которые рѣзко отличались между собою, какъ по объему, такъ и по расположенію находящихся въ немъ статей. Изъ нихъ извѣстны: Троицкій (XV в.), Новгородскій (XVI в.), Псковскій, Вологодскій, Соловецкій, Ростовскій, Архангельскій и др. Св. Синодъ обратилъ вниманіе на ciя различiя въ 1749 году, когда члены Синода въ московскомъ Успенскомъ соборѣ совершали этотъ чинъ. Св. Синодъ поручилъ одному изъ своихъ членовъ, именно Гавріилу, епископу Коломенскому, исправленіе чина и снабдилъ его нѣсколькими болѣе извѣстными списками. Преосвященный Гавріилъ исправилъ Чинъ Православія и представилъ на разсмотрѣніе Св. Сѵнода въ 1752 г. Но въ 1766 г. Св. Сѵнодъ приступилъ къ исправленію въ связи дѣломъ Арсенія Маціевича, митрополита Ростовскаго, совершившаго данный чинъ по одному изъ древнихъ текстовъ, въ которомъ находилось проклятіе «обидящимъ церкви Божіи» (здѣсь Арсеній разумѣлъ отобраніе церковныхъ имуществъ Екатериною II).

По вторичномъ исправленіи Чина Православія, предпринятомъ епископомъ Гавріиломъ Тверскимъ, сей былъ поднесенъ для утвержденія Екатеринѣ II. Измѣненій въ чинѣ съ тѣхъ поръ было немного: напримѣръ, въ московскихъ изданiяхъ 1840 г. лишь нѣкоторыя слова были замѣнены на болѣе соотвѣтствующiя и умѣстныя.

Въ 1766 г. въ новой редакціи Чина, дѣйствовавшей вплоть до 1917 г., въ число анаɵематствованій было включено слѣдующее: «Помышляющимъ, яко православніи Государи...», которое рѣшеніемъ Совѣщанія епископовъ отъ 26 февр. / 11 марта 1918 г. было замѣнено слѣдующимъ: «Глаголящимъ хульная и ложная на святую вѣру нашу и Церковь...». При возглашеніи «вѣчной памяти» снималось поименное перечисленіе государей, начиная съ Петра I, такъ какъ въ предшествующемъ стихѣ «вѣчная память» возглашается «всѣмъ отъ рода царемъ... преставльшимся». Возглашеніе «вѣчной памяти усопшимъ патріархомъ и епископомъ православнымъ» оставлялось безъ измѣненія; въ послѣднемъ же возглашеніи вѣчной памяти – «пострадавшимъ и убіеннымъ» снималось подчеркнутое уточненіе «въ различныхъ походѣхъ», что дѣлало этотъ текстъ относящимся и къ Новомученикамъ. Многолѣтствованія должны пѣться Патріарху Московскому, Вселенскимъ патріархамъ (поименно), Преосвященнымъ епископамъ и всѣму клиру, а также «Христіанскаго благочестія ревнителемъ и защитникомъ Христовой Церкви, и всѣмъ православнымъ Христіаномъ». На слѣдующій день постановленіе Совѣщанія епископовъ было оглашено на засѣданіи Помѣстнаго Собора и принято къ свѣденію. Циркулярнымъ Указомъ изъ Свящ. Синода отъ 2/15 марта 1918 г. за № 3, впредь предписывалось всѣмъ епархіальнымъ преосвященнымъ, исполнять возглашенія анаѳематствованія, вѣчной памяти и многолѣтствованія, согласно постановленію Соборнаго Совѣщанія Епископовъ отъ 26 февр./11 марта 1918 г. Эта редакція Чина остается общеобязательной для Помѣстной Россійской Церкви.

Со 2-й пол. XVIII в. по настоящее время чинъ Православія отправлялся, на основаніи опредѣленія Св. Сѵнода отъ 26 февр. – 29 марта 1767 г. за № 104, лишь въ каѳедральныхъ соборахъ, епархіальными преосвященными. Въ 1902 г. Св. Сѵнодъ, обсудивъ ходатайство 3-го Казанскаго миссіонерскаго съѣзда о необходимости составленія и введенія въ общецерковное употребленіе особыхъ молитвословій объ обращеніи заблудшихъ ересями и расколами, и признавъ составленіе оныхъ, при существованіи подобнаго молитвословія въ чинопослѣдованіи, бываемомъ въ недѣлю Православія, излишнимъ. Св. Сѵнодъ опредѣленіемъ отъ 2–4 апрѣля 1902 г. за № 1495, разрѣшилъ отправлять въ первую недѣлю Великаго поста молебное пѣніе по сокращенному Чину Православія (съ опущеніемъ изъ онаго второй части – начиная съ возглашенія «Кто Богъ велій» до отпуста), наименованному: «Послѣдованіе молебнаго пѣнія о обращеніи заблудшихъ, пѣваемаго въ недѣлю Православія и во иныхъ потребныхъ случаяхъ» (СПб. 1902.). Это синодальное опредѣленіе, предписывало обязательное совершеніе сего послѣдованія въ монастыряхъ, городскихъ и сельскихъ церквахъ въ недѣлю Православія, а въ случаѣ невозможности совершенiя его въ недѣлю Православія за отсутствіемъ архіерея – миссіонерами: а) при отправленіи собесѣдованій съ раскольниками и сектантами; б) при возсоединеніи ими съ Православной Церковію обращающихся на путь истины; и в) предъ открытіемъ окружныхъ и епархіальныхъ съѣздовъ миссіонеровъ и иныхъ тому подобныхъ случаяхъ («Приб. къ Церк. Вѣдом.». 1902 г., № 33. С. 1145).

Дополнительныя анаѳематствованія

приняты Русской Православной Церкви Заграницей.

Для укрѣпленія основъ Православія и огражденія Св. Церкви начальникомъ Русской Духовной Миссіи въ Китаѣ митр. Иннокентіемъ (Фигуровскимъ) были сдѣланы дополненія къ прежнимъ анаѳематствованіямъ, возглашаемымъ въ Недѣлю Православія, которыя въ 1931 г. одобрилъ Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви:

1) Теософамъ и прочимъ еретикамъ, дерзающимъ глаголати и пребезумно учити, яко Господь нашъ Іисусъ Христосъ не единожды на землю сниде и воплотися, но множищею воплощашеся, также и отрицающимъ, яко истинная Премудрость Отчая есть Сынъ Его Единородный и, вопреки Божественному писанію и ученію святыхъ Отецъ, ищущихъ иныя Премудрости, анаѳема.

2) Масонамъ, оккультистамъ, спиритамъ, чародѣямъ и всѣмъ, иже не Богу единому вѣруютъ, но бѣсовъ почитаютъ, и не Богу смиренно жизнь свою предаютъ, но чародѣйныхъ бѣсовъ призываніемъ грядущее вѣдѣти тщатся, анаѳема.

3) Отступающимъ отъ Православныя вѣры и пріемлющимъ иныя, на соблазнъ братіямъ нашимъ, анаѳема.

4) Гонителямъ Христовыя Церкви, нечестивымъ отступникамъ, поднявшимъ руки на Помазанника Божія, убивающимъ священнослужителей, попирающимъ святыни, разрушающимъ храмы Божіи, истязующимъ братію нашу и осквернившимъ отечество наше, анаѳема.

Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви въ 1983 г. въ связи съ сужденіями о Міровомъ Совѣтѣ Церквей принялъ текстъ анаѳематствованія экуменическаго движенія какъ ереси противъ догмата о единствѣ Церкви:

5) Нападающимъ на Церковь Христову и учащимъ, яко Она раздѣлилась на вѣтви, яже разнятся своимъ ученіемъ и жизнію, и утверждающимъ Церковь не сущу видимо быти, но отъ вѣтвей, расколовъ и иновѣрій соединитися имать во едино тѣло; и тѣмъ, иже не различають истиннаго священства и таинствъ Церкви отъ еретическихъ, но учатъ, яко крещеніе и евхаристія еретиковъ довлѣетъ для спасенія, и тѣмъ, иже имутъ общеніе съ сими еретиками или способствуютъ имъ, или защищаютъ ихъ новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единеніе разрозненныхъ христіанъ быти: анаѳема.

Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви въ 2004 г. послѣ изложенія антихристіанской сущности сергіанства и послѣ изученія анаѳематствованій, уже вынесенныхъ по этому вопросу катакомбными епископами, принялъ текстъ объ анаѳематствованіи сергіанства:

6) Утверждающимъ антихристіанскую ересь сергіанскую; учащимъ, яко союзомъ съ врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвигъ мученичества и исповѣдничества отвергающимъ и на іудиномъ основаніи лжецерковь устрояющимъ, и сего ради дозволяющимъ нарушати и искажати ученіе, каноны и нравственныя законы христіанскія; заповѣдающимъ христіанамъ поклонятися богоборческой власти, будто бы Богомъ данной, и служити ей не за страхъ, а за совѣсть, благословляя всѣ ея беззаконія; оправдывающимъ гоненія на Истинную Церковь Христову отъ богоборцевъ, думая тѣмъ самымъ служити Богу, яко и совершали на дѣлѣ продолжатели ереси обновленческой митрополитъ Сергій (Страгородскій) и всѣ его послѣдователи, анаѳема.

 

Сост. Ред.

 

«Православно-Русский календарь» на 2021 год. Изд. «Миссионерского Центра им. прмч. Афанасия, игум. Брестского». Ч. 4. С. 18-23.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: