• Сѵнодикъ: Преосвященный Іустинъ (Полянскій), бывшій епископъ Уфимскій.

    26 минувшаго сентября [1903 г., 9 октября по н. ст.], скончался проживавшій на покоѣ въ Григоріево-Бизюковомъ монастырѣ, Херсонской епархіи, преосвященный Іустинъ, бывшій епископъ Уфимскій. Почившій преосвященный – въ мірѣ Михаилъ Полянскій – уроженецъ Воронежской епархіи. Въ 1853 году окончилъ курсъ Воронежской духовной семинаріи, съ званіемъ студента. Въ 1854 году 26 сентября рукоположенъ во священника. Овдовѣвъ въ 1864 году, онъ принялъ монашество и получилъ имя Іустинъ. Въ 1865 году поступилъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ и окончилъ курсъ въ 1869 году и въ томъ же году былъ назначенъ учителемъ Харьковской духовной семинаріи; въ 1870 году удостоенъ степени магистра и назначенъ инспекторомъ Литовской духовной семинаріи; въ 1872 году возведенъ въ санъ архимандрита; въ 1875 году назначенъ ректоромъ Костромской духовной семинаріи; въ 1884 году 22 декабря Высочайше повелѣно ему быть епископомъ Михайловскимъ, а 10 августа 1885 года переведенъ епископомъ Новомиргородскимъ, викаріемъ Херсонской епархіи; въ 1889 году 16 декабря назначенъ епископомъ Тобольскимъ; въ 1893 году 17 іюня уволенъ на покой и назначенъ управляющимъ Раненбургскою Петропавловскою пустынью, Рязанской епархіи; 10 декабря 1894 года назначенъ епископомъ Рязанскимъ и 14 октября 1896 года епископомъ Уфимскимъ; 14 іюня 1900 года уволенъ на покой и вторично назначенъ управляющимъ Раненбургскою Петропавловскою пустынью, Рязанской епархіи, на правахъ настоятеля; въ іюлѣ мѣсяцѣ 1903 года перемѣщенъ на покой въ Григоріево-Бизюковъ монастырь, Херсонской епархіи. Преосвященный Іустинъ извѣстенъ, какъ авторъ многихъ богословскихъ трудовъ, изъ которыхъ наиболѣе крупнымъ представляется его догматическое богословіе. Заслуживаютъ также вниманія его многочисленныя брошюры, въ общедоступной формѣ излагающія догматическое ученіе святителя Димитрія Ростовскаго и Стефана Яворскаго, его сборники статей вѣроучительнаго и право учительнаго содержанія, какъ-то: «Что такое жизнь и какъ должно жить», – «Ручная книжка православнаго христіанина»; наконецъ, слѣдуетъ отмѣтить его поученія и рѣчи, отличающіяся назидательностію и общедоступностью содержанія.

    16 October 2020 читать далее


  • Сѵнодикъ: Присутствовавшій въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ Преосвященный епископъ Маркеллъ (Попель).

    29-го минувшаго сентября [1903 г., 12 октября по н. ст.], въ 9 часовъ 15 минутъ утра, тихо скончался преосвященный епископъ Маркеллъ. Наканунѣ своей кончины почившій владыка исповѣдывался и причастился Святыхъ Таинъ; утромъ 29 сентября, почувствовавъ приближеніе смерти, владыка выразилъ желаніе пособороваться. И по прочтеніи послѣднихъ молитвъ таинства отдалъ свою душу Господу Богу. 

    Почившій епископъ Маркеллъ – сынъ дворянина Онуфрія Попеля, родился 25 декабря 1825 года въ городѣ Галичѣ въ австрійской Галиціи. Обучался сначала въ нѣмецкой школѣ этого города, затѣмъ въ классической гимназіи въ Станиславѣ и Бучачѣ въ Галиціи. Окончилъ курсъ ученія на философскомъ факультетѣ въ городѣ Черновицахъ и, кромѣ того, выслушалъ полный богословскій курсъ въ двухъ университетахъ – во Львовѣ и въ Вѣнѣ. Въ 1849 году былъ назначенъ учителемъ педагогическихъ курсовъ во Львовѣ, а въ 1850 году 20 декабря рукоположенъ во священника къ приходской церкви уніатской Львовской архіепископіи въ городѣ Бучачѣ.

    12 October 2020 читать далее


  • Посланіе Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1904-1905 г.).

    Посланіе Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1904-1905 г.).

    ПОСЛАНІЕ

    Вселенскаго патріарха Святѣйшему Всероссійскому Сѵноду

    о взаимообщеніи помѣстныхъ Церквей

    и по вопросу объ измѣненіи Юліанскаго календаря (1904 г.).

    Священный и Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ Церкви Россійской, возлюбленный во Святомъ Духѣ братъ, привѣтствуемъ васъ во Христѣ цѣлованіемъ святымъ!

    Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ щедротъ и Богъ всякаго утѣшенія, всегда изливающій на насъ богатую милость Свою и напослѣдокъ явившій намъ великую и утѣшительную благодать – получить вожделѣннѣйшія и честнѣйшія, братскія граматы святѣйшихъ Божіихъ Церквей: блаженнѣйшаго и досточтимѣйшаго патріарха святаго града Іерусалима и всея Палестины и досточтимѣйшихъ предсѣдателей священныхъ сѵнодовъ, правящихъ братскими автокефальными Церквами Россіи, Эллады, Румыніи и Сербіи, и боголюбезнаго пастыря Святѣйшей черногорской Церкви. Впрочемъ, блаженнѣйшій и досточтимѣйшій папа и патріархъ Великаго града Александріи и всей земли Египетской, не знаемъ почему, медлитъ отвѣтомъ, а обстоятельства апостольской и патріаршей Церкви Антіохійской и святѣйшей Церкви Новой Юстиніаны на Кипрѣ препятствуютъ церковному посредствомъ граматъ общенію съ ними, – съ первою по основаніямъ каноническимъ, а со второю – по неимѣнію законнаго архіепископа и предсѣдателя. Этимъ Церквамъ молитвенно желаемъ лучшаго.

    17 September 2020 читать далее


  • Посланіе Вселенской Патріархіи къ Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1902-1903 г.)

    Посланіе Вселенской Патріархіи къ Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1902-1903 г.)

    Постоянные члены Свят. Синода митрополиты: новосвмуч. Владимир (Богоявленский), Антоний (Вадковский) и Флавиан (Городецкий).

    ПОСЛАНІЕ

    Вселенской Патріархіи къ

    Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду (1902 г.)

    Священный и Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ Церкви Русской, во Святомъ Духѣ возлюбленнѣйшій братъ, цѣлуемъ Васъ о Христѣ святымъ лобзаніемъ.

    Изъ тѣхъ честныхъ мирныхъ грамотъ, коими святѣйшіе предстоятели досточтимыхъ автокефальныхъ православныхъ церквей отвѣтствовали намъ на наше извѣщеніе о совершившихся по Божьему изволенію нашемъ избраніи и восшествіи на Святѣйшій Апостольскій Патріаршій Вселенскій Престолъ, мы съ радостію усмотрѣли, что издревле ненарушимое единеніе соблюдается со всякимъ усердіемъ и горячею ревностію, что слова евангельской любви исполняются съ полною готовностію и что горячія молитвы къ Богу возносятся за эту старѣйшую святую и Великую Христову церковь, ревностнѣйшую въ вѣрѣ, надеждѣ и любви свою сестру.

    17 September 2020 читать далее


  • Перенесеніе мощей св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго изъ Владиміра въ С. Петербургъ.

    Перенесеніе мощей св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго изъ Владиміра въ С. Петербургъ.

    12 сентября (30 августа по ст.ст.) Св. Церковь отмечает перенесение мощей св. благ. и вел. князя Александра Невскаго из Владимира в Санкт-Петербург. – ред.

    Императоръ Петръ Великій основавъ новую столицу государства на сѣверѣ Россіи, рѣшился украсить ее святьнею мощей св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго.

    Защитникъ и покровитель Русской земли, Великій Крязь Александръ скончался въ 1263 году 14 Ноября. Святое тѣло его погребено было во Владимірѣ, въ монастырѣ Рождества Божіей Матери. Народная память чтила его, какъ угодника Божія. Соборъ 1547 года причислилъ его къ лику святыхъ, почитаемыхъ всею Русскою Церковію. Въ 1697 году нетлѣнныя мощи его благочестно переложены были Суздальскимъ Митрополитомъ Иларіономъ въ новую раку. Изъ стариннаго описанія ея видно, что она украшена была изящною рѣзною работою; по сторонамъ въ кругахъ написаны родословіе и краткое житіе св. Князя, а поверхъ – святый его образъ. Рака покрыта была большею плащаницею съ изображеніемъ св. Александра, вышитымъ по камкѣ; надъ главою образъ Св. Троицы; вѣнцы обнизаны жемчугомъ; опушка – атласъ зеленый; тропарь и кондакъ шиты золотомъ и серебромъ; подложено красной тафтой.

    11 September 2020 читать далее


  • КТО НЫНЕ ПОДРАЖАЕТ ВРАГАМ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ?

    КТО НЫНЕ ПОДРАЖАЕТ ВРАГАМ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ?

    11 сентября (29 августа по ст.ст.) Св. Церковь празднует усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. – ред.

    После того как Ирод приказал отсечь голову Иоанна Крестителя и приказание было исполнено, отсеченную голову принесли на блюде и отдали дочери Иродиады, а девица отнесла ее матери своей. Тело Иоанна похоронили ученики его, а главу Иродиада скрыла во дворце Ирода. Потом одна благочестивая женщина, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, взяла голову Иоанна и похоронила ее на горе Елеонской. Впоследствии глава Предтечи была несколько раз обретаема и опять скрывалась, как об этом повествуется в дни обретения главы Предтечи.

    Скорбное событие воспоминает ныне святая Церковь. Величайший из праведников умерщвляется ныне Иродом в угоду плясальщицы, по воле нечестивой женщины Иродиады. Скорбим со святой Церковью и мы. Скорбь истинного христианина увеличивается еще более от мысли, что и в нынешнее время, и между именующими себя христианами, есть люди, подобные Ироду, Иродиаде и Саломии, есть и невинные страдальцы, подобные Иоанну.

    10 September 2020 читать далее


  • Михаилъ Петровичъ Пятницкій – Кіево-Печерскій монастырь, его свв. подвижники и церковно-общественное значеніе, по даннымъ «Кіево-Печерскаго Патерика» (Церковно-историческій очеркъ).

    Михаилъ Петровичъ Пятницкій – Кіево-Печерскій монастырь, его свв. подвижники и церковно-общественное значеніе, по даннымъ «Кіево-Печерскаго Патерика» (Церковно-историческій очеркъ).

    10 сентября (28 августа по ст.ст.) Св. Церковь отмечает память Собора препп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих. – ред.

    Не такъ давно, мнѣ, жителю крайняго сѣвера, пришлось побывать во славномъ городѣ Кіевѣ. Какъ воспитанникъ высшей духовной школы и сынъ духовныхъ родителей, я счелъ своимъ священнымъ долгомъ прежде всего посѣтить всѣ великія святыни этого города. Ни одна изъ святынь не произвела на меня такого потрясающаго дѣйствія и неизгладимаго впечатлѣнія, какъ ближнія пещеры преп. Антонія и дальнія – преп. Ѳеодосія въ Кіево-Печерской Лаврѣ. Съ невольнымъ благоговѣніемъ я спустился въ этотъ подземный міръ, наполненный нетлѣнпымп мощами святыхъ подвижниковъ. Съ трепетомъ и полнымъ сознаніемъ своего недостоинства ходилъ я по узкимъ и мрачнымъ корридорамь пещеръ. Молитвенно повторяя имена, подсказываемыя мнѣ монахомъ-проводникомъ, прикладывался я къ нетлѣннымъ мощамъ святыхъ. Какъ искренно и истово хотѣлось молиться въ маленькихъ подземныхъ церквахъ!...

    09 September 2020 читать далее