• Воспоминаніе спасительнаго возсоединенія западно-русскихъ уніатовъ съ Православной Церковью въ 1839 г. (9-й четвергъ по Пасхѣ).

    Воспоминаніе спасительнаго возсоединенія западно-русскихъ уніатовъ съ Православной Церковью въ 1839 г. (9-й четвергъ по Пасхѣ).

    Cобытіе ежегодно воспоминается въ Западной Руси, 9-й четвергъ по Пасхѣ, т. е. въ четвергъ послѣ недѣли 1-й по Пятидесятницѣ (Всѣхъ Святыхъ). – ред.

     

    Праздникъ въ девятый четвергъ послѣ Пасхи – въ память возсоединенія уніатовъ съ Православною церковью.

    Девятый четвергъ послѣ Пасхи празднуется не только православными, но и латинянами въ Западномъ краѣ Россіи; впрочемъ у тѣхъ и у другихъ причины празднованія, а равно и названія праздника различны. Латиняне посвящаютъ этотъ день воспоминанію установленія Iисусомъ Христомъ таинства Евхаристіи, и онъ общеизвѣстенъ подъ названіемъ праздника «Божія Тѣла» (solemnitas Corporis Christi). Правда, латинская церковь, какъ и православная, начиная съ древнѣйшихъ временъ и до сихъ поръ, отличаетъ особеннымъ торжественнымъ богослуженіемъ Великій Четвергъ какъ день, въ который собственно установлено было таинство причащенія. Но появленіе въ средніе вѣка, въ лонѣ римской церкви, разныхъ еретическихъ ученій и особенно протестантизма, въ которыхъ таинство Тѣла и Крови Христовой низводилось на степень простаго обряда, только напоминающаго о совершеніи Iисусомъ Христомъ сего таинства, послужило побужденіемъ къ установленію нарочитаго дня, въ который бы, при особенной торжественной обстановкѣ, воздавалось поклоненіе Тѣлу Христову и который бы сколько возбуждалъ и укрѣплялъ въ латинянахъ вѣру въ таинство, столько же служилъ обличеніемъ невѣрія. Въ первый разъ мысль о такомъ праздникѣ появилась въ половинѣ XIII в., при папѣ Урбанѣ IV, который буллой: «Transiturus de hoc mundo» установилъ праздникъ св. Евхаристіи подъ именемъ «Божія Тѣла». Нужно замѣтить, что на Западѣ онъ распространялся очень туго, такъ что въ Польшѣ и Литвѣ стали праздновать его, и то по мѣстамъ, уже послѣ Петроковскаго провинціальнаго синода въ 1559 году; благодаря только вліянію іезуитовъ, онъ сталъ распространяться здѣсь болѣе и болѣе, и праздноваться среди пышной обстановки – особенно въ Вильнѣ[1].

    23 June 2022 читать далее


  • Древняя Пятидесятница и ея праздники.

    Древняя Пятидесятница и ея праздники.

    Праздникѣ Воскресенія Христова – этотъ царь дней, праздниковъ праздникъ, по выраженію Григорія Богослова[1] сопровождается въ Церкви особеннымъ попразднствомъ, соотвѣтствующимъ величію праздника. Сорокъ дней продолжается торжество вѣры и Церкви; сорокѣ дней повторяются отзвуки побѣдныхъ пѣсней воскресенія; и не только сорокъ дней, но и каждый воскресный день составляетъ попразднство этого свѣтлаго праздника. Составляя сосредоточіе, основу всей области вѣры, освѣщая всю духовную жизнь христіанина, воскресеніе Христово господствуетъ, царитъ и надъ всѣмъ кругомъ церковнаго года.

    11 June 2022 читать далее


  • Прославленіе (1913) и Переложеніе мощей (1914) священномученника Ермогена, патріарха Московскаго (12 мая по ст. ст.).

    Прославленіе (1913) и Переложеніе мощей (1914) священномученника Ермогена, патріарха Московскаго (12 мая по ст. ст.).

    Прославленіе патріарха Ермогена (12 мая 1913 года).

    Дни прославленія патріарха Ермогена никогда не изгладятся изъ памяти православной Москвы. Это воистину были дни радости, дни высокаго подъема религіознаго духа. Со всей Россіи стянулись въ сердце ея, въ Москву, богомольцы. Всѣ пришли сюда, чтобы участвовать въ торжествѣ прославленія великаго іерарха русской Церкви, въ торжествѣ православія.

    Свята Церковь православная и святы ея подвижники.

    Торжество прославленія началось съ субботы 11 мая. Утромъ въ Успенскомъ соборѣ были совершены заупокойная литургія и панихида при переполненномъ богомольцами храмѣ и торжественной обстановкѣ. Богослуженіе совершали митрополиты С.-Петербургскій Владиміръ и Московскій Макарій, 10 архіепископовъ и епископовъ и 10 архимандритовъ. Во время чтенія каѳизмы у гробницы патріарха на колокольнѣ Ивана Великаго происходилъ печальный похоронный звонъ.

    25 May 2022 читать далее


  • Сѵнодикъ: Преосвященный Ириней (Орда), епископъ Орловскій.

    Десятаго сего апрѣля [10(23) мая 1904 г.] въ началѣ второго часа по полудни скончался на 68 году отъ рожденія отъ паралича сердца преосвященный Ириней, епископъ Орловскій.

    Почившій владыка родился въ селѣ Самовицѣ, Полтавской губерніи. Онъ – сынъ священника Михаила Орды. Въ мірѣ именовался Харисимъ Орда. Образованіе получилъ въ Кіевской духовной академіи, гдѣ окончилъ курсъ ученія въ 1861 году и въ томъ же году назначенъ былъ преподавателемъ словесности въ Екатеринославскую духовную семинарію. Въ 1864 году ревизовавшій эту семинарію ректоръ Кіевской духовной академіи обратилъ вниманіе на выдающіяся способности молодого преподавателя и, по его предложенію академической конференціи, преподаватель Орда въ томъ же году, по утвержденіи въ степени магистра богословія, перемѣщенъ былъ въ Кіевскую духовную семинарію на каѳедру священнаго писанія.

    Въ Кіевѣ Орда пробылъ цѣлыхъ 30 лѣтъ, посвящая себя ученымъ трудамъ и преподавательской дѣятельности въ различныхъ учебныхъ заведеніяхъ. Помимо занятій въ семипаріи Орда съ 1865 по 1872 годъ состоялъ преподавателемъ словесности въ Кіевскомъ училищѣ дѣвицъ духовнаго вѣдомства. Въ 1877 году рукоположенъ былъ во священника къ церкви при женскомъ училищѣ дѣвицъ духовнаго вѣдомства и опредѣленъ преподавателемъ Закона Божія въ Кіевскую третью гимназію, съ оставленіемъ преподавателемъ въ духовной семинаріи. Въ 1879 году перемѣщенъ былъ къ Кіево-Подольской церкви Николая Добраго. Съ 1880 по 1882 годъ проходилъ должность благочиннаго Кіево-Подольскиъ церквей. Въ 1883 году былъ постриженъ, согласно выраженному имъ желанію, высокопреосвященнымъ Платономъ, митрополитомъ Кіевскимъ, въ монашество. Въ томъ же году назначенъ былъ на должность ректора Кіевской духовной семинаріи и возведенъ въ санъ архимандрита.

    23 May 2022 читать далее


  • Александръ Сергѣевичъ Орловъ – Бытъ древне-русскаго монастыря по Кіево-Печерскому Патерику.

    Александръ Сергѣевичъ Орловъ – Бытъ древне-русскаго монастыря по Кіево-Печерскому Патерику.

    Значеніе Кіево-Печерскаго монастыря, какъ образца для другихъ. А. Свѣдѣнія о томъ, какъ обыкновенно происходило зарожденіе и внѣшнее развитіе монастыря. В. Бытъ монастыря. 1) Студійскій уставъ, которымъ руководились монастыри. 2) Штаты монастырскіе: а) игуменъ и другія должностныя лица, б) братія. 3) Порядокъ жизни: а) богослуженіе, б) братская трапеза, в) келейная и рабочая жизнь монастыря: α) частная молитва. Добавленіе. Особыя проявленія и усиленія молитвы и вообще подвижничества. β) чтеніе, снисканіе книгъ и литературные труды; γ) рукодѣлія, ремесла и занятія искусствами. С. Дѣятельность монаховъ, переходящая за ограду монастыря. Религіояно-воспиттельное значеніе монастыря для русскаго народа.

    I.

    При описаніи быта древне-русскаго монастыря, изъ возможныхъ методовъ позволительно слѣдовать и такому. Нужно обратить вниманіе на то, что первымъ изъ всѣхъ монастырей и по времени основанія, и по своему достоинству, – по достаточной полнотѣ осуществленія требованій монашескаго устава, является Кіево-Печерскій монастырь св. Ѳеодосія. Лѣтопись прямо провозглашаетъ: «Почтенъ есть монастырь Печерьскый старей всѣхъ. Отъ того манастыря переяша вси манастыреве уставъ»[1].

    Такіе же историческіе факты, какъ основаніе монахами Кіево-Печерской обители другихъ монастырей – (напр. Никономъ – Тмутараканскаго, Стефаномъ – Кловскаго или Влахернскаго; игуменство Варлаама въ Дмитровскомъ Кіевскомъ монастырѣ[2], выходъ изъ среды ея иноковъ многихъ епископовъ различныхъ мѣстностей древней Руси, епископовъ, – преданныхъ духовныхъ дѣтей и проводниковъ идеаловъ и уставовъ Печерской обители[3], подтверждаютъ провозглашенное положеніе лѣтописи о приматствѣ Кіево-Печерской Обители и даютъ намъ право говорить о типологическомъ значеніи Кіево-Печерскаго монастыря.

    «Знакомясь съ устройствомъ Печерскаго монастыря, мы чрезъ это самое познакомимся и съ другими древне-русскими монастырями»[4].

    16 May 2022 читать далее


  • Арсеній (грекъ), архіепископъ Суздальскій.

    Арсеній (грекъ), архіепископъ Суздальскій.

    Рака с мощами святителя Арсения в суздальском Рождественском соборе.

    Когда вы входите въ древній Суздальскій городской соборъ, мѣсто погребенія бывшихъ Суздальскихъ князей и епископовъ, вы видите у западнаго лѣваго столба деревянное надгробіе; на немъ въ особой рамѣ стоитъ живописное изображеніе святителя, вокругъ главы коего нарисованъ нимбъ. На столбѣ надъ гробницей прикрѣплена небольшая икона Богоматери древняго письма; здѣсь же вы найдете и небольшую табличку съ слѣдующимъ текстомъ: «На семъ мѣстѣ погребенъ Преосвященный Арсеній, Архіепископъ Суждальскій, 1625 года апрѣля 29 дня. Родомъ грекъ Галасунска града, о которомъ же вспоминается въ прологу октября 22 дня въ чудесахъ Казанскія Божія Матери о избавленіи царствующаго града Москвы отъ ляховъ. На паствѣ Суздаля былъ 12 лѣтъ».

    По прочтеніи этого текста невольно возникаетъ вопросъ, что это за святитель-чужеземецъ и какимъ образомъ онъ получилъ архіепископскую каѳедру въ одномъ изъ древнѣйшихъ русскихъ городовъ.

    12 May 2022 читать далее


  • Иванъ Василевичъ Баженовъ – Живоносный Источникъ. Празднество въ честь Пресвятой Владычицы Богородицы въ пятницу Святой Пасхи.

    Въ пятокъ Свѣтлой седмицы православная Церковь Христова совершаетъ празднество въ честь Пресвятой Богородицы «Живопріемный источникъ». Прославляемый источникъ, обыкновенно называемый «Живоноснымъ», находится вблизи г. Константинополя, на разстояніи версты отъ городской стѣны, за Адріанопольскими вратами, и въ ряду остатковъ христіанской древности въ Константинополѣ составляетъ доселѣ великую святыню, съ благоговѣніемъ посѣщаемую вѣрующими и въ частности паломниками Востока. Въ особой на пятницу Пасхи службѣ церковный Живоносный источникъ прославляется какъ «приснотекущій источникъ благодати» (сѣдаленъ, кан. 3 п.), многоразлично являемый вѣрующимъ по мощному и благому ходатайству Пресвятой Госпожи Владычицы Богородицы. «Здравія ищущіи притеците къ источнику: Отроковица бо Дѣва жительствуетъ при водѣ» (кан. 9 п. 3 троп.) или «Струи исцѣленій источаеши, Дѣво, притекающимъ источнику Твоему всегда, Богоневѣсто» (3 стихира въ четвергъ вечери св. седмицы и мн. др.). Этими и многими подобными пѣснопѣніями приводя на память вѣрующимъ многочисленныя чудесныя знаменія Божіей благодати, въ минувшія времена явленной при Живоносномъ источникѣ, святая православная Церковь призываетъ чадъ своихъ достойно возвеличить и прославить Пресвятую Дѣву Богородицу. Въ виду этого церковнаго празднества приведемъ на память примѣчательную исторію происхожденія и послѣдующія судьбы славнаго чудесными исцѣленіями священнаго источника и затѣмъ представимъ высокое значеніе его по отношенію къ нему вѣрующихъ и по пѣснопѣніямъ православной Церкви.

    29 April 2022 читать далее