• Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших переведенное на латынь Георгием Флоренцием Григорием, епископом Турским.

    Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших переведенное на латынь Георгием Флоренцием Григорием, епископом Турским.

    По свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, сам император Феодосий лично приехал из Константинополя в Эфес, чтобы поклониться восставшим, как дивному свидетельству истины Христовой. Он пробыл в общении с ними семь дней, после чего юноши мирно уснули, уже до Страшного Суда, а мощи их прославились многими чудотворениями. Этот факт существует и независимо от церковного предания, силой исторической достоверности. Он встречается в Эфиопском календаре и других римских мартирологах; мощи юношей видел русский игумен Даниил, совершивший в ХII веке знаменитое хождение на Восток; марониты-сирийцы, отколовшиеся от Православной Церкви в VII веке, тем не менее продолжали почитать Св. Отроков; современник события, св. Иоанн Колов засвидетельствовал его в житии преп. Паисия Великого (19 июля). – ред.

    1. Когда во всем мире ширилось гонение на христиан, а лживым идолам приносились обагренные кровью жертвы, жили в царском дворце семеро мужей, происходивших из семей известных и благородных, и звали их Ахиллид, Диомед, Диоген, Пробат, Стефан, Самбатий и Квириак. Они часто были свидетелями жестоких преступлений императора, который повелевал вместо Бога вечного почитать бесчувственных и безгласных идолов, и, под воздействием Его, обратились они к благодати крещения и получили в источнике возрождающем имена Максимиан, Малх, Мартиниан, Константин, Дионисий, Иоанн, Серапион. Император Деций же, придя в город Эфес, приказал со всею строгостью разыскать христиан, дабы, если то получится, уничтожить даже имя самой этой веры. Тем временем готовится жертвоприношение, и сам он приносит жертвы, и ласкою, а то и страхом убеждает делать то же своих подданных. Наконец, все принесли жертвы и весь город окутался дымом сих ужасных церемоний. Видя это, сии семь поборников Христовых, простерлись, стеная, в молитве и, посыпая прахом головы, просили у Господа милосердия, дабы, видя то с небес Своих, не допустил Он, чтобы народ Божий был изничтожен в сих превратностях.

    17 August 2021 читать далее


  • Замѣтка: О крестномъ ходѣ на воду, совершаемомъ въ русской Церкви 1 августа, и о днѣ крещенія Руси при святомъ Владимірѣ.

    Замѣтка: О крестномъ ходѣ на воду, совершаемомъ въ русской Церкви 1 августа, и о днѣ крещенія Руси при святомъ Владимірѣ.

    Что послужило поводомъ къ учрежденію 1 августа крестнаго хода для торжественнаго освященія воды на источникахъ, объ этомъ, какъ извѣстно, изъ русской старины до насъ не дошло точныхъ, ясныхъ данныхъ. По-видимому, происхожденіе этого хода, совершающагося по всей Россіи съ древнѣйшихъ временъ, было совершенно забыто еще въ отдаленной древности. По крайней мѣрѣ, въ 1627 г., при патріархѣ Филаретѣ Никитичѣ, уже не имѣли отчетливаго представленія по этому вопросу. Въ составленномъ тогда, по повелѣиію патріарха, «Сказаніи дѣйственныхъ чиновъ святой соборной и апостольской церкви Успенія» происхожденіе этого благочестиваго обычая перенесено на греко-русскую почву. По Сказанію, хожденіе на воду установлено «на воспоминаніе древнихъ чудесъ, содѣявшихся животворящимъ крестомъ и.... иконою Пресвятой Богородицы Владимірскія» въ княженіе на Руси великаго князя Андрея Боголюбскаго и въ царствованіе въ Греціи царя Мануила. И Андрей и Мануилъ оба въ одинъ день выступили противъ своихъ враговъ, первый противъ казанцевъ, второй противъ персовъ, и силою предносимыхъ предъ ними животворящаго креста и иконы Богоматери нанесли врагу пораженіе. Такое объясненіе совершенно недостаточно, какъ по неясности указываемаго имъ взаимоотношенія греческой и русской церковной практики въ данномъ случаѣ, такъ и особенно потому, что оно указываетъ только побужденіе къ почитанію животворящаго креста и иконы Богоматери, а не къ установленію хожденія на воду.

    13 August 2021 читать далее


  • Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Духовное значеніе крещенія Руси.

    Все огромное историческое значеніе Крещенія Руси имѣетъ своимъ корнемъ ту духовную основу, которая была заложена въ душу русскаго народа силою таинства Крещенія, совершившагося 1000 лѣтъ тому назадъ.

    Обдумаемъ значеніе самаго таинства Крещенія. Это таинство является основнымъ таинствомъ въ Христовой Церкви. Установилъ это таинство Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Въ бесѣдѣ съ Никодимомъ Онъ сказалъ: «Аще кто не родится свыше, не можетъ видѣти Царствія Божія. Аще кто не родится водою и Духомъ, не можетъ внити въ Царствіе Божіе» (Іоан. 3, 3-5). Послѣ Своего Воскресенія, посылая Своихъ учениковъ на всемірную проповѣдь, Онъ заповѣдуетъ имъ: «Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матѳ. 28, 19). Въ силу этого, какъ сохранила это традиція Іерусалимской Церкви, и апостолы крестили другъ друга, и Божію Матерь крестили апостолы Петръ и Іоаннъ (см. отрывокъ о семъ сочиненіи у св. Софронія, Патріарха Іерусалимскаго). «Безъ крещенія нѣтъ спасенія», говорить древній церковный писатель Тертулліанъ. Св. Августинъ писалъ о томъ, что «крещеніе необходимо для всѣхъ»; такъ писалъ онъ о необходимости крестить младенцевъ, опираясь при этомъ на авторитетъ древней Церкви.

     

    13 August 2021 читать далее


  • Архимандрит Иустин (Попович) – ОН МЕЖДУ НИМИ (Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония).

    28 июля / 10 августа – день преставления блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) (1863-1936), первого первоиерарха Русской Православной Церкви за границей (1921-1936). Предлагаем читателям статью архим. Иустина (Поповича) посвященную Владыке Антонию. О. Иустин лично знающий Владыку, посвятил ему еще одну свою лецию – «Тайна личности митрополита Антония и его значение для православного славянства», прочитанную в 1939 г. в Белграде на торжественном собрании, посвященном памяти блаженнопочившего Владыки. – ред.

     

    Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому миру, он в этом мире жил миром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. Смерть вскрыла сосуд его тела и блаженный радостно переселился в свою небесную обитель, нерукотворную и вечную. А он только об этом и мечтал. Ибо жил в теле как путник, который, проходя через этот мир, спешит к своему вечному отечеству, на небе которого незаходимо светится неугасимое солнце Христовой истины, любви и правды.

    10 August 2021 читать далее


  • Празднованіе св. отцамъ шести Вселенскихъ Соборовъ.

    Празднованіе св. отцамъ шести Вселенскихъ Соборовъ.

    Въ 16 день іюля и въ V или въ VI недѣлю по пятьдесятницѣ Церковь совершаетъ память св. вселенскихъ шести Соборовъ: перваго, бывшаго въ Никеѣ въ 325 году по Р. X. въ присутствіи Константина Великаго в 318 св. отецъ, вопреки Арію единомысліемъ вѣры уяснившихъ въ первыхъ восьми членахъ Сѵмвола вѣры единосущіе въ трехъ ѵпостасяхъ Богоначальнаго естества и единое поклоненіе Отцу, Сыну и Св. Духу[1]; опредѣлившихъ время празднованія Пасхи в предавшихъ въ руководство Церкви 20 правилъ благочинія.

    Второго, бывшаго въ Константинополѣ, въ 381 году при императорѣ Ѳеодосіѣ Великомъ, въ числѣ 150 св. отецъ, подтвердившихъ вопреки Македонію патріарху константинопольскому равное поклоненіе Св. Духу, купно съ Богомъ Отцемъ в Сыномъ; указавшихъ важность и непреложность вѣры, проповѣданной первымъ Вселенскимъ Соборомъ; распространившихъ изложеніе восьмого члена вѣры; присовокупившихъ четыре послѣдніе члена и предавшихъ въ руководство Церкви 7 правилъ благочинія.

    01 August 2021 читать далее


  • Баронъ Михаилъ Александровичъ Таубе – Родовой знакъ семьи Владиміра Св. въ его историческомъ развитіи и государственномъ значеніи для древней Руси.

    Баронъ Михаилъ Александровичъ Таубе – Родовой знакъ семьи Владиміра Св. въ его историческомъ развитіи и государственномъ значеніи для древней Руси.

    Интересъ къ «загадочному знаку» семьи Владиміра Святого (замѣченному впервые на его златникахъ и сребренникахъ), не ослабѣвавшій у русскихъ историковъ и археологовъ въ теченіе всего прошлаго столѣтія, къ началу новаго вѣка несомнѣнно передвинулся въ болѣе широкую плоскость. Въ связи съ обнаруженіемъ все новыхъ и новыхъ памятниковъ старины, отмѣченныхъ этимъ знакомъ, вопросъ постепенно перешелъ изъ области нумизматики – гдѣ онъ первоначально только и разрабатывался – въ общую область бытовой археологіи домонгольской Руси, со всѣми связанными съ нею отраслями «вспомогательныхъ историческихъ наукъ» – съ вопросами древнѣйшей русской сфрагистики (науки о печатяхъ), княжеской генеалогіи, наслѣдственныхъ знаковъ собственности, ихъ «геральдической» измѣняемости и пр. и пр.

    27 July 2021 читать далее


  • Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой «Достойно есть».

    Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой «Достойно есть».

    Празднество Пресвятой Богородицѣ ради иконы Ея «Достойно есть» воспоминается 11 іюня по ст. ст., въ день откровенія молитвословія «Достойно есть», бывшаго въ воскресенье, 11 іюня 982 г. Въ память чудеснаго откровенія, бывшаго отъ Архангела Гавріила, молитвословія «Достойно есть», ежегодно – 13 іюля по ст. ст., въ Кареѣ отмѣчается мѣстный «Соборъ Архангела Гавріила въ Адинѣ». Того же числа, общецерковно отмѣчается «Соборъ Архангела Гавріила», праздникъ этотъ появился не позднѣе 9 вѣка; поводомъ къ его установленію послужило, вѣроятно, освященіе храма въ Царьградѣ, созданнаго въ честь архангела Гавріила. Предположительно рѣчь можетъ идти объ возобновленіи Архангельскаго храма Хрисовалантскаго м-ря въ Царьградѣ. Согласно житию преп. Ирины Хрисовалантской, въ началѣ эта обитель была мужской, но во время иконоборчества пришла въ упадокъ и опустѣла. Съ побѣдой Церкви надъ иконоборчествомъ, обитель стала женской. Съ 1488 г. на Святой Горѣ совершатся крестный ходъ съ сею честною иконою вокругъ Карей во второй день Пасхи. Икона находится на горнемъ мѣстѣ алтаря Протатскаго храма на Aөонѣ. – ред.

    Невдалекѣ отъ Кареи, по мѣстности, принадлежащей обители Пантократорской, проходитъ значительнаго пространства логъ, въ которомъ находится много келлій. Среди этихъ иноческихъ убѣжищъ стояла, существующая и нынѣ, одна келлія съ небольшою церковью во имя Успенія Пресвятыя Богородицы. Въ этой келлій уединенно спасались исполненный уже дней старецъ-священноинокъ и его послушникъ. Оба они были благоговѣйны, внимательны къ своей иноческой жизни и вѣчному спасенію, рѣдко оставляли свое уединеніе – развѣ только по крайней нуждѣ. Случилось однажды, что старецъ этого послушника, пожелавъ выслушать всенощное бдѣніе подъ Воскресеніе въ Карейскомъ протатскомъ соборѣ, отправился туда; а богобоязненный ученикъ его остался стеречь келлію, получивъ отъ старца заповѣдь исполнить, какъ можетъ, службу дома.

    26 July 2021 читать далее