• Архіепископъ Никаноръ (Бровковичъ) – Кончина Преосвященного Евѳимія, Епископа Саратовскаго и Царицынскаго.

    Архіепископъ Никаноръ (Бровковичъ) – Кончина Преосвященного Евѳимія, Епископа Саратовскаго и Царицынскаго.

    Въ часовъ 20 минутъ по полудни 17-го октября 1863 года, на пятидесятомъ году отъ рожденія, скончался въ Саратовѣ блаженной памяти преосвященный Евѳимій, епископъ саратовскій и царицынскій.

    Кончина его была истинно замѣчательна.

    Тяжко разболѣлся онъ во время послѣдней поѣздки своей по епархіи. Поѣздка эта продолжалась отъ 31 августа по 9-е сентября. Еще съ пятихъ лѣтъ молодости, именно съ послѣднихъ годовъ воспитанія въ курской семинаріи, покойный архипастырь началъ чувствовать въ себѣ недугъ, почти общій всѣмъ людямъ много занимающимся головною работою, обыкновенно требующею сидячаго образа жизни. Недугъ этотъ съ особенною силою раскрылся у покойнаго архипастыря въ послѣдней его поѣздкѣ по епархіи, въ г. Сердобскѣ, 4-го сентября. Причиною развитія недуга были, вѣроятно, изнуреніе отъ дороги, нужда отступить почти отъ всѣхъ установившихся привычекъ въ образѣ жизни, особенно напряженные труды и, можетъ быть, нѣкоторыя неизбѣжныя огорченія при обзорѣ епархіи. Сопровождавшему нашего архипастыря въ его поѣздкѣ члену консисторіи, владыка сказалъ: «вотъ, вмѣсто того, чтобы ѣхать далѣе, мы должны лѣчиться», и пригласилъ къ себѣ врача. Употреблены были какія-то энергическія средства, чтобы хоть на время остановить крайнее обнаруженіе болѣзни, и немощной владыка отправился въ дальнѣйшій путь. Въ большомъ селеніи Бековѣ (5 сентября) болѣзнь его усилилась. Всегда и во всемъ вѣрный себѣ архипастырь Евѳимій, не смотря на крайнее изнуреніе, выдержалъ предположенный путь до конца, и, изнеможенный, къ 9 числу сентября прибылъ въ Саратовъ. Приглашенный врачь, Ив. В. Ельчинскій, нашелъ его въ трудномъ положеніи, – да и самъ владыка сталъ жаловаться на свои недуги.

    30 October 2021 читать далее


  • Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

    Въ Типиконѣ подъ 11-мъ октября читаемъ: «подобаетъ вѣдати, яко по 11 дни сего мѣсяца въ предъидущую недѣлю память совершаемъ святыхъ отецъ, иже на седмомъ вселенскомъ соборѣ въ Никеи собравшихся... И аще случится 11 день настоящій въ недѣлю, поется въ той же день служба святыхъ отецъ седьмаго собора (рядоваго же святого служба оставляется, и поется, егда разсудитъ екклисіархъ)». Въ недѣлю святыхъ отецъ седьмаго вселенскаго собора Церковь предлагаетъ на литургіи евангельское чтеніе, указанное въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ – святыхъ отецъ перваго вселенскаго собора и въ недѣлю святыхъ отецъ шести вселенскихъ соборовъ (Іоан. 17, 1-13). Въ этомъ Евангеліи Церковь произноситъ ходатайственпую молитву Сына Божія о прославленіи Его вѣчною славою чрезъ распространеніе истиннаго богопознанія въ мірѣ, чрезъ соблюденіе вѣрующихъ отъ непріязни, освященіе ихъ истиною, единеніе ихъ между собою и съ Богомъ и вѣчное ихъ блаженство. – ред.

     

    Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора. Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ. Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

    23 October 2021 читать далее


  • Владиміръ Өедоровичъ Соколовъ – Внѣ-богослужебная бесѣда въ новгородскомъ Софійскомъ соборѣ о служителяхъ св. Софіи новгородскихъ святителяхъ.

    Владиміръ Өедоровичъ Соколовъ – Внѣ-богослужебная бесѣда въ новгородскомъ Софійскомъ соборѣ о служителяхъ св. Софіи новгородскихъ святителяхъ.

    На иконе «Собор Новгородских святых» кон. XIX - нач. XX в. изображены новгородские святители: Иоанн II-Илья († 7.09.1186), Никита († 30.01.1109), Евфимий II Вяжицкий († 10.03.1458), Моисей († 25.01.1363), Григорий-Гавриил († 24.05.1193), Иона († 5.11.1470), Феоктист († 23.12.1310) и Нифонт († 21.04.1156).

    О служителяхъ св. Софіи – новгородскихъ святителяхъ. Библейскій взглядъ на общественныя физическія бѣдствія и ихъ значеніе для народа; подобный же взглядъ древнихъ русскихъ лѣтописцевъ. Бѣдствія въ Новгородѣ: пожары, повальныя болѣзни, голодъ и разлитіе Волхова; дѣятельность во время ихъ владыкъ; крестные ходы, общественныя молебствія, постъ и другія мѣры, принимаемыя владыками. Явленіе архіепископа Іоанна, Евѳимія II и видѣніе церковника Аарона въ Софійскомъ соборѣ. Завѣтъ святителей потомкамъ – ежегодно поминать почивающихъ въ соборѣ храмоздателей св. Софіи, святителей и князей на всѣ послѣдующіе вѣка 4 октября и 10 февраля.

    И нынѣ глаголетъ Господь Богъ вашъ: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ, въ постѣ и въ плачи, и въ рыданіи, и расторгните сердца ваши и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостивъ и щедръ есть (Пpop. Іоиль II, 12, 13).

     

    16 October 2021 читать далее


  • ДУХИ ЛЕСТЧИ (Поученіе въ праздникъ св. Іоанна Богослова).

    ДУХИ ЛЕСТЧИ (Поученіе въ праздникъ св. Іоанна Богослова).

    Въ заповѣдныхъ наставленіяхъ апостола любви св. Іоанна Богослова читаемъ: «Возлюбленные! Не всякому духу вѣрьте, но испытывайте духовъ, отъ Бога ли они: потому что много лжепророковъ появилось въ мірѣ» (I Іоанн. IV, I). Вслѣдъ за этимъ наставленіемъ апостолъ и указываетъ, какъ надобно познавать духа Божія и духа лестча, т. е. духа діавола, духа заблужденія, и здѣсь то мы и видимъ, что разумѣетъ апостолъ подъ различными духами. «Всякій духъ, который не исповѣдываетъ Христа, пришедшаго во плоти, не есть отъ Бога, но это духъ антихриста, о которомъ вы слышали, что онъ придетъ и теперь есть уже въ мірѣ. Знающій Бога, слушаетъ насъ; кто не отъ Бога, тотъ не слушаетъ насъ; посему то и познаемъ духа истины и духа заблужденія» (ст. 2, 6).

    Итакъ, подъ духами апостолъ разумѣетъ различныя ученія, касающіяся вѣры. Такимъ образомъ, значитъ, при апостолахъ уже наблюдались раздѣленія среди вѣрующихъ, отступленія, секты и расколы, находились и люди, которые не слушали пастырскаго слова апостоловъ.

    Не приводитъ ли это васъ, возлюбленные, или, по крайней мѣрѣ, нѣкоторыхъ изъ васъ въ недоумѣніе и смущеніе?

    09 October 2021 читать далее


  • Сказаніе объ обрѣтеніи честнаго Креста и гвоздей.

    Сказаніе объ обрѣтеніи честнаго Креста и гвоздей.

    Видѣніе великаго царя Константина, которое онъ видѣлъ на рѣкѣ Дунавіѣ.

    Въ седьмое лѣто царствованія Константина, великаго царя, въ мѣсяцѣ январѣ, 7-го, множество варваровъ собралось у рѣки, называемой Дунавій, желая переправиться чрезъ нее и опустошить всю ту страну до востока. Узнавъ объ этомъ сборищѣ, царь Константинъ, собравъ все свое воинство, явился на противоположномъ берегу рѣки Дунавія и, утвердивъ свою ставку на берегахъ рѣки, удерживалъ ихъ въ теченіи многихъ дней. Но варваровъ собралось множество и они надвигались на него. Константинъ, при видѣ этого множества варваровъ, пришелъ въ сильное волненіе и безпокойство, ибо на утро надлежало вступить съ ними въ бой, – и видитъ въ эту ночь своими глазами блистающій на небѣ крестъ, имѣющій подпись изъ звѣздъ: «Константинъ, симъ побѣждай». Итакъ онъ усердно желалъ узнать, отъ какого Бога было это знаменіе, и, вставши въ трепетѣ и въ великомъ страхѣ, призываетъ первыхъ лицъ своей палаты и приказалъ сдѣлать крестъ, подобный явившемуся ему знаменію, и носить его впереди въ бою. Когда одержана была великая побѣда, и одни изъ враговъ были убиты, а другіе подчинены, онъ возвратился съ великою славою; а спустя немного дней приказалъ призвать всѣхъ жрецовъ такъ называемыхъ боговъ и, показавъ имъ знаменіе, спрашивалъ, какому богу оно принадлежитъ. Тѣ же отвѣтили, говоря: это знаменіе – не земныхъ боговъ, которыхъ мы чтимъ, но есть сила небеснаго Бога; ибо когда сіе знаменіе прошло среди боговъ нашихъ, всѣ они пали и сокрушились[2]. Христіане же, сколько было ихъ въ войскѣ въ эти дни, которыхъ называли назореями, и эти придя говорили царю: умоляемъ твою божественность: этотъ трофей, посланный тебѣ съ неба, принадлежитъ Іисусу Христу, Сыну Бога Живаго, Который, увидѣвъ родъ человѣческій погибающимъ, не пренебрегъ, но какъ благій сошелъ на землю спасти свое созданіе, и по собственной волѣ пострадавъ чрезъ Крестъ, привелъ насъ къ Своему Отцу. Узнавъ это, царь призвалъ Сильвестра, епископа Рима, и, будучи имъ оглашенъ и увѣровавъ искренно отъ всего сердца, крестился самъ и матерь его Елена и многіе изъ палаты его.

    27 September 2021 читать далее


  • Сѵнодикъ: Высокопреосвященный Владиміръ (Петровъ), архіепископъ Казанскій и Свіяжскій.

    2 сентября [1897 г.], въ 4½ часа по полудни, скончался архіепископъ Казанскій Владиміръ. Почившій архипастырь принадлежалъ къ числу старѣйшихъ іерарховъ Россійской Церкви и извѣстенъ былъ своею миссіонерскою дѣятельностію, продолжавшеюся около 30 лѣтъ.

    Преосвященный Владиміръ, – въ міръ Иванъ Степановичъ Петровъ, – родился въ станицѣ Ѳедосѣевской, Донской области. Высшее богословское образованіе получилъ въ Кіевской духовной академіи, въ которой на послѣднемъ курсѣ принялъ монашество съ именемъ Владиміра. Въ 1853 г., по окончаніи курса академіи со степенью магистра, іеромонахъ Владиміръ проходилъ должности преподавателя философіи и психологіи въ Орловской семинаріи и инспектора въ Иркутской (въ 1857 г.) и въ новооткрытой Томской (1858 г.) семинаріяхъ.

    15 September 2021 читать далее


  • Св. Кипріанъ, во время моровой язвы.

    Во время физическихъ или нравственныхъ бѣдствій религія должна явить свою власть и силу. Просвѣтить человѣка, объяснивъ ему его происхожденіе, его обязанности и его конечную цѣль, безъ сомнѣнія много значитъ. Но если разумъ имѣетъ нужду въ просвѣщеніи, то и воля не можетъ обойтись безъ пособій укрѣпляющихъ ее противъ случайностей и трудностей жизни.

    Несчастія въ мірѣ неизбѣжны. Отвергать существованіе ихъ было бы странностію, вызывающею горькую улыбку; мечтать объ уничтоженіи ихъ было бы утопіей, которая предполагаетъ совершенное незнаніе законовъ этого міра. Вся власть человѣка состоитъ въ томъ, чтобы предупредить въ извѣстной степени дѣйствіе причинъ производящихъ физическое зло, или же ослабить его силу. И если бы наука, часто очень безсильная, не имѣла высшихъ утѣшеній, – то судьба человѣка была бы самая жалкая. Вотъ почему самое трогательное назначеніе религіи состоитъ въ томъ, чтобы облегчать бѣдствія этой жизни, вызывая въ сердцѣ несчастныхъ страдальцевъ радостное чувство надежды и упованія. Особенно же въ критическія минуты когда неожиданное бѣдствіе истребляетъ цѣлые народы, какъ-бы посмѣиваясь надъ всѣмн усиліями науки и искусства, религія должна показать, сколько есть въ ней силы и духовнаго богатства!

    13 September 2021 читать далее