Св. священномученикъ Кипріанъ и св. мученица Іустина дѣва (2-го октября ст. ст.). Угодники, которымъ народъ молится о сохраненіи отъ злаго очарованія.

Отъ художества волшебнаго обратився, богомудре, къ познанію божественному, показался еси міру врачъ мудрѣйшій, исцѣленія даруя чествующимъ тя, Кипріане со Іустиною: съ неюже молися человѣколюбцу Владыцѣ спасти души наша (Изъ службы 2-го октября).

Кто не знаетъ, какъ широко распространена въ нашемъ народѣ вѣра въ разнаго рода чарованія и волхвованія? Въ любой мѣстности Россіи вамъ укажутъ на какого-либо колдуна, или знахаря, или вѣдьму, которыхъ боится весь околотокъ и которымъ приписываютъ умѣнье и силу портить людей и животныхъ колдовствомъ и чарами. Конечно, къ этой народной вѣрѣ въ колдовство и волхвованія примѣшано много языческаго суевѣрія, подчасъ самаго грубаго; народъ склоненъ преувеличивать силу и могущество колдуновъ и степень вліянія ихъ темнаго искусства на естественный ходъ событій въ жизни міра и человѣка. Но сама по себѣ эта вѣра не противна христіанскому чувству и даже имѣетъ для себя нѣкоторыя основанія въ Св. Писаніи. Изъ Свящ. исторіи Ветхаго и Новаго Завѣта мы знаемъ, что врагъ человѣческаго рода иногда избиралъ людей, отвергшнхея Бога и ожесточпвшихся въ сердцѣ своемъ, въ орудія своей злокозненной дѣятельности. Такихъ людей Св. Писаніе называетъ волхвами. Силою діавола волхвы, по Божію попущенію, совершали многія поразительныя дѣла, а иногда наводили на людей разныя бѣдствія и болѣзни. Таковы были волхвы египетскіе, которыхъ побѣдилъ пророкъ Моисей; такова была волшебница Аэндорская, вызвавшая тѣнь пророка Самуила; таковъ былъ Симонъ волхвъ, желавшій купить за деньги у апостоловъ Петра и Іоанна силу низводить Духа Св.; таковъ былъ волхвъ Елима, котораго св. апостолъ Павелъ поразилъ слѣпотою, и мн. др.

Очищая въ своихъ пасомыхъ вѣру въ колдовство и волхвованія отъ грубыхъ языческихъ суевѣрій и преувеличеній, пастырь Церкви долженъ въ то же время и ограждать ихъ отъ разныхъ козней служителей діавола. Послѣдняго онъ можетъ достигнуть только посредствомъ церковной молитвы, и это для него тѣмъ удобнѣе, что самъ народъ нерѣдко прибѣгаетъ къ своимъ пастырямъ духовнымъ, прося у нихъ молитвъ церковныхъ къ св. угодникамъ Божіимъ объ огражденіи отъ злаго очарованія. Въ этихъ случаяхъ народъ считаетъ особенно сильнымъ и дѣйствительнымъ заступничество св. мучениковъ Кипріана и Іустины, и жизнь этихъ святыхъ показываетъ, что народная вѣра въ ихъ благодатную помощь въ подобныхъ случаяхъ имѣетъ для себя полное основаніе.

Св. Кипріанъ жилъ въ 3-мъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ. Онъ родился и жилъ въ г. Антіохіи и до своего обращенія ко Христу былъ знаменитымъ волхвомъ. Съ самыхъ юныхъ лѣтъ онъ предался изученію «философіи и волхвованія»; для усовершенствованія въ тайныхъ наукахъ и волшебномъ искусствѣ онъ путешествовалъ по Азіи, Греціи, Египту и вездѣ обучался у знаменитыхъ языческихъ жрецовъ и волхвовъ. Для изученія звѣздочетства онъ ходилъ къ Халдеямъ и, научившись ихъ тайнамъ, возвратился въ свой отечественный городъ Антіохію. Поселившись здѣсь. Кипріанъ началъ проявлять чудеса своего волшебнаго искусства, которому научился во время своихъ путешествій, и другихъ началъ учить тайнамъ этого искусства. Скоро онъ сдѣлался знаменитымъ въ своемъ городѣ; всѣ язычники города относились къ нему съ уваженіемъ и страхомъ; многіе обращались къ нему въ различныхъ своихъ нуждахъ, и онъ помогалъ имъ: однимъ – на любодѣяніе, другимъ – на мщеніе, третьимъ – на воровство и т. п.

Въ то время въ Антіохіи жилъ одинъ языческій жрецъ, по имени Едесій, съ женою и дочерью Іустиною, которая, случайно познакомившись съ христіанскимъ ученіемъ, крестилась сама и обратила ко Христу своихъ родителей. Обладая замѣчательною красотою, Іустина обратила на себя вниманіе одного богатаго языческаго юноши, по имени Аглаида. Онъ сталъ просить ее согласиться быть его женою, но Іустина, посвятивъ всю свою любовь Христу, отказалась отъ брака съ язычникомъ и тщательно избѣгала даже встрѣчи съ нимъ. Отказъ ея еще болѣе разжегъ страсть юноши, и онъ всячески преслѣдовалъ ее, но не могъ добиться успѣха. Тогда онъ рѣшился обратиться къ знаменитому своими волхвованіями Кипріану и просилъ его подѣйствовать своимъ искусствомъ на обращеніе къ нему сердца Іустины. Кипріанъ, надѣясь на богатое вознагражденіе, дѣйствительно употребилъ всѣ средства, какія могъ почерпнуть въ своей наукѣ волхвованія, чтобы склонить Іустину на бракъ съ полюбившимъ ее юношей. Но всѣ его чары оставались безуспѣшными. Ограждаемая силою своей любви и преданности къ Господу, Іустина осталась непреклонною.

Въ это время въ городѣ появилось моровое повѣтріе, и въ народѣ началъ распространяться слухъ, что это могущественный волхвъ Кипріанъ, которому не удаются его волхвованія относительно Іустины, мститъ за нее цѣлому городу, пославъ на народъ смертельную болѣзнь. Весь народъ приступилъ тогда къ Іустинѣ и умолялъ ее умилосердить волхва согласіемъ выйти замужъ за Аглаида. Но Іустина и теперь осталась непоколебимою въ своемъ рѣшеніи. Она успокаивала народъ, обѣщая ему помощь Божію и скорое избавленіе отъ болѣзни. И дѣйствительно, какъ только помолилась она Богу своею чистою молитвою, болѣзнь прекратилась.

Итакъ, могущественный языческій волхвъ былъ посрамленъ смиренною христіанскою дѣвою. Но это пораженіе послужило самому Кипріану во спасеніе; оно заставило его задуматься надъ тѣмъ, чему онъ до тѣхъ поръ служилъ. Онъ понялъ, что есть что-то высшее, чѣмъ его знанія и таинственное искусство, чѣмъ та темная сила, на содѣйствіе которой онъ разсчитывалъ. Онъ понялъ, что все это – ничто предъ познаніемъ Того Бога, Котораго исповѣдуетъ Іустина. Придя къ такому выводу, онъ отправился къ христіанскому епискому Анѳиму, разсказалъ ему о своихъ заблужденіяхъ и обманахъ, передалъ ему всѣ свои пагубныя книги для сожженія и, наставленный епископомъ въ истинахъ христіанской вѣры, принялъ св. крещеніе. Черезъ годъ онъ былъ поставленъ во священника, а потомъ сдѣлался даже епископомъ. Іустина была тогда посвящена имъ въ діакониссы и поставлена начальницею общины христіанскихъ дѣвъ. Въ 304 г. св. Кипріанъ и Іустина за распространеніе и утвержденіе христіанскаго ученія претерпѣли мученическую кончину.

Такимъ образомъ, нашъ народъ, прибѣгая къ свв. Кипріану и Іустинѣ съ молитвами объ огражденіи отъ злаго очарованія, очевидно, руководствуется той мыслью, что эти святые по преимуществу могутъ подавать вѣрующимъ такую помощь, такъ какъ св. Іустина и при жизни съ успѣхомъ противостояла всѣмъ чарамъ и волхвованіямъ, а св. Кипріану постигшій при жизни всѣ тайны чародѣйнаго искусства, можетъ по смерти легко разрушать всѣ козни и ухищренія служителей темныхъ адскихъ силъ. Въ этомъ убѣжденіи отчасти поддерживаетъ насъ и св. Церковь, которая поетъ, обращаясь къ св. Кипріану: «оружіе непобѣдимое намъ на противнаго, блаженне, ты явился еси» (7-я пѣснь канона).

 

Чудотворныя иконы Нерукотвореннаго Спаса, Божіей Матери и святые угодники Божіи, за помощью къ которымъ прибѣгаетъ народъ нашъ въ различныхъ болѣзняхъ и житейскихъ нуждахъ. // «Руководство для сельскихъ пастырей». 1896. Т. 1. № 4. C. 80-84.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: