• ПРОРОЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВТ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА).

    ПРОРОЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВТ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА).

    В своем ответном письме от 3 марта 1960 года Владыка Иоанн пишет г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения следующее:

    «Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а так же о статьях в печати, чернящих их.

    Конечно, молиться за них не только можно, но и должно как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православными и таковыми остались до конца жизни; грех имеют все и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться. Также никак нельзя одобрить статей в печати, напрвленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей. Но самим однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им, если мы тоже виновны в том, искренне исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. «Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое… полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое» (Исаия 5, 20).

    02 July 2017 читать далее


  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Православное почитание Божией Матери, Вильмуассон-Спб. 1992.

    Блаженный Архиепископ Иоанн (Максимович) – Православное почитание Божией Матери, Вильмуассон-Спб. 1992.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Предисловие…………5

    Как Св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь………..13

    Почитание Богородицы И Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли………..53

    "Преукрашенная божественной славою, Она стоит, будет стоять и в день страшного суда и в будущем веке, одесную престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая. Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него перед Милостивым и, обходя землю, помогает людям. Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращенную к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница.

    «Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, жезл старости, Мати Бога вышняго Ты еси, Пречистая» (стихира Одигитрии). «Надежда и предстательство и прибежище христиан», «в молитвах неусыпающая Богородица», «спасающая мир непрестанною Своею молитвою», «день и ночь молится о нас и скиптры царствия Ея молитвами утверждаются» (из разных Богородичных молитв).

    Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала честнейшая Херувим и славнейшая Серафим".

    02 July 2017 читать далее


  • Протопресвитер Василий Бощановский - Религиозно-нравственное воспитание молодежи

    О. о. НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ ЕПАРХИИ

    Вменяю в обязанность о. о. Настоятелям приходов епархии тщательно ознакомиться с докладом многоопытного и просвещенного законоучителя и воспитателя молодежи Протопресвитера о. Василия Бощановского и изложенные в докладе мысли принять к своему руководству и проведению в жизнь.

    Необходимо, чтобы каждая русская православная семья ознакомилась с этим докладом, уразумела важность религиозно-нравственного воспитания молодежи и приложила все свое усердие и старание для его осуществления.

    Да поможет нам всем в этом Господь.

    31 марта /13 апреля 1959 года

    г. Нью-Йорк.

    † Архиепископ Виталий [Максименко].

    Вопрос не новый; вопрос величайшей важности. Это "вопрос", пред которым в недоумении стоит современное человечество. Понятно! Дети, молодежь - радость родителей; надежда государства; украшение Церкви; в потенции они - будущее всего человечества. Воспитание делает человека человеком, вкладывая в это понятие то, что выделяет человека из ряда всех творений Божиих и возводит его на степень богоподобного существа. Воспитание это постепенное раскрытие и совершенствование в молодом поколении тех качеств, которые дают человеку возможность осуществлять цели, поставленные ему Богом.

    В воспитании учащейся молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь. Хорошо воспитанная молодежь, это - не только украшение семьи, но и оплот силы и крепости государства и широкой плодотворной деятельности Церкви. Невоспитанная молодежь свидетельствует о нравственном развале семьи; нравственно больная семья ведет к гибели государство и крайне затрудняет плодотворную работу Церкви. Таков непреложный голос Истории.

    Чем вызывается необходимость религиозно-нравственного воспитания учащейся молодежи?

    26 January 2017 читать далее


  • ХРИСТОС — ЖИЗНЬ НАША. Книга для чтения в семье и школе. Сост. Е. Н. Сумароков (1900)

    ХРИСТОС — ЖИЗНЬ НАША. Книга для чтения в семье и школе. Сост. Е. Н. Сумароков (1900)

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    24 January 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) - ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАШИ ДНИ.

    «Всё у нас должно быть второстепенным

    в сравнении с заботой о детях и с тем,

    чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем».

    Свят. Иоанн Златоуст

    Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступ­лении подростков. Насилия, убийства малолетними преступни­ками родителей, братьев или сестер, — никогда не соверша­лись в таком количестве, как в наше время.

    Мне вспоминается сейчас одно особенно потрясающее преступление.

    Четверо подростков нашли в парке на скамейке неиз­вестного им молодого человека. Они без всякого повода на­пали на него, избили, поджигали ему ступни папиросами, ис­тязали его и, наконец, утопили.

    Они совершили это преступление по какой-то извращенно­сти своей природы, как искатели сильных ощущений. Они и пошли в парк с тем, чтобы найти жертву для своего са­дизма.

    Естественно явилось подозрение, что они психически ненормальны. Однако скоро газеты сообщили, что юноши эти внешне совершенно нормальны. Они не были наркоманами, не происходили изъ подонков общества, а были детьми, каза­лось, совершенно нормальных, благоустроенных семейств.

    Родители говорили о них, как о хороших мальчиках, их умственное развитие в школе расценивалось, как стоя­щее выше среднего.

    Откуда же такой садизм, откуда такая преступная, бес­смысленная жестокость?

    Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения, в котором мы видим растущее число таких чудовищ.

    13 January 2017 читать далее


  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь

    I. Почитание Божией Матери во дни Её земной жизни

    От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о ней, вися на кресте. то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу?

    Еще в дни Её земной жизни друзья Христовы, Апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней, как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се мати Твоя» (Ин. 19:27).

    Евангелист Лука написал несколько Её изображений, одни вместе с Предвечным Младенцем, другие без Него. Когда он принес и показал их Пресвятой Деве, Она одобрила их и сказала: «Благодать Сына Моего будет с ними», и повторила некогда в доме Елисаветы воспетую Ею песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем» (Лк. 1:46).

    Впрочем, Дева Мария уклонялась во время своей земной жизни от славы, принадлежащей Ей, как Матери Господа. Она предпочитала проводить жизнь в тишине и подготовляться к переходу в вечную жизнь. До последнего дня Своей земной жизни Она заботилась о том, чтобы оказаться достойной Царства Сына Своего, и перед смертию молилась, чтобы Он избавил Её душу от злобных духов, встречающих людские души по пути к небу и стремящихся захватить их, чтобы отвести к себе в ад. Господь исполнил молитву Своей Матери и в час кончины Её Сам пришел с неба со множеством Ангелов принять Её душу.

    08 December 2016 читать далее


  • Архимандрит Иустин (Попович) – ИЗБИЕНИЕ ДУШ. Из неопубликованной проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы.

    Архимандрит Иустин (Попович) – ИЗБИЕНИЕ ДУШ. Из неопубликованной проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы.

    Чему учат детей в школах?...Чему на улицах? Чему, чему? Диаволу! Чтобы попирал он все Божие, все Христово! Вот образчик воспитания в сегодняшних школах - ты не смеешь даже упомянуть о Христе, ведь Христос - это, дескать, вымысел - да, да! Этого и хочет диавол, чтобы не было Бога в человеческом сердце, чтобы этот миp был не Божиим храмом, а сумасшедшим домом диавола.

    Да он и в самом деле превратился в дом умалишенных. Разве не видите, разве не замечаете, как один народ сходит с ума вслед за другим, как все бросились друг на друга, все грабят, все требуют, все отнимают друг у друга - и все им мало. Чем же стал этот мир? - Ареной действия диавола, его вотчиной! Ведь чему нас учат, чему поучает нас Европа? - Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. А потому эта жизнь и становится чем? - Сумасшедшим домом, именно так!

    Восстали все на каждого и все на всех! Всем всего мало, все мало да мало, а ведь этот богатый и прекрасный Божий мир, этот Божий храм сколь величествен, сколь обилен для каждой души - всеми присущими ему божественными силами. Только открой свою душу Богу, а не диаволу. Изгони из себя грех, очисти себя от самолюбия. Все захлебнулись - все, помышляя только о земных богатствах, о благосостоянии, о приисках, о заводах... А душа, а души - что с ними? Где душа европейского человека? Где души? Все разнежилось в страстях и похотях миpa сего, в его наслаждениях. Все души заблудились, все ринулись в грех, все обезумели в усладах. Мало удовольствий, мало наслаждений людям, дайте еще больше! И все делается, все творится, все расточается! Все! Дабы только устроить для людей как можно больше удовольствий, а это означает - избиение душ!

    Души умирают и гибнут. Тысячи и тысячи, миллионы душ погибают в наслаждениях, в наслаждениях диавольских, в страстях и похотях миpa сего...

    Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1965.

    Собрание творений преподобного Иустина (Поповича), Пер. С. Фонова. Т. 1. М., 2004. C. 386.

    04 December 2016 читать далее