• Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій - Почему съ молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царяхъ?

     

    Крестъ Господень, какъ орудіе нашего спасенія, сталъ почитаться христіанами еще во времена апостольскія. Однако, во время гоненія христіанъ, почитаніе его могло быть только тайнымъ. «Христосъ распятый» для іудеевъ былъ соблазномъ, для язычниковъ безуміемъ. Посему христіане не высказывали открыто своего почитанія креста, чтобы не подвергать его издѣвательствамъ. Они скрывали изображеніе креста или изображали крестъ такъ, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунокъ прикровенно изображаетъ крестъ.

    27 September 2016 читать далее


  • Протоiерей Iоаннъ Базаровъ – Совершеннолѣтiе дѣвицы.

     

    Протоiерей И. Базаровъ, Совершеннолѣтiе дѣвицы. // Христiанское Чтенiе, 1870, № 6, С. 1192-1215.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Когда вы входите на высокую гору, первые шаги ваши бываютъ легки и веселы, потомъ мало по малу начинаетъ чувствоваться усталость. Но удовольствiе достигнуть вершины, гдѣ васъ ожидаютъ чудные виды на окресности, и эта, полная таинственности, даль одушевляютъ ваши усилiя и вы идете бодрое, забывая трудност восхожденiя. Увлекаясь нетерпѣливымъ желанiемъ скорѣе дойти до вершины горы, неопытный ходокъ готовъ ускорять шаги свои и, выбиваясь изъ силъ, впадаетъ въ изнеможенiе. Но опытный проводникъ не допуститъ васъ до этого, совѣуя не спѣшить и умѣрять шаги на самыхъ первыхъ порахъ, чтобы приберечь силы на остальное восхожденiе. Мало того, онъ посовѣтуетъ вамъ сдѣлать не одинъ привалъ по дорогѣ, на которомъ придется посидѣть, а иногда и подкрѣпить себя пищею или глоткомъ освѣжающаго питья. Только съ такими предосторожностями вы и можете бодро взобраться на вершину горы и съ не истраченными силами насладится удовольствиiемъ развернувшейся предъ вами картины.

    Жизнъ наша есть также восхожденiе на высокую гору. И здѣсь видна та же бодрость и поспѣшность въ началѣ, за тѣмъ усталось и, подъ конецъ, изнеможенiе. Благоразумiе опытности для вступающихъ въ жизнь – это совѣтъ проводника при восхожденiи на гору. И здѣсь нужны также отдыхи и привалы, на которыхъ слѣдуетъ осткановиться, чтобы вздохнуть, собраться съ силами, подкрѣпить себя пищею и потомъ бодро идти далѣе. Первый изъ таковыхъ приваловъ въ жизни есть совершеннолѣтiе молодаго человѣка. Это, такъ сказать, первый отрогъ горы, представляющiй возможность присѣсть и оглянуться на пройденный путь, прежде чѣмъ пцститься далѣе къ желанной цѣли.

    Но что такое совершеннолѣтiе молодости? Есть ли это какой необходимый терминъ, обозначенный природою, или только произвольно назначенный срокъ для самостоятельности человѣка? Мы можемъ сказать: и то и другое. Совершеннолѣтiе человѣка бываетъ троякое: физическое, гражданское и нравственное.

    14 September 2016 читать далее


  • Священникъ Николай Тихвинскій – Противъ безбрачныхъ сожительствъ.

    Священникъ Николай Тихвинскій – Противъ безбрачныхъ сожительствъ.

    Священникъ Николай Тихвинскій, Противъ безбрачныхъ сожительствъ, Вятка 1897.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Безъ священныхъ молитвъ своихъ рабовъ на сочетаніе брака совокупляющіе небоголюбивъ бракъ составляютъ имъ, но блудническое смѣшеніе утверждаютъ; кого не совокупилъ Богъ, священными молитвами призываемый, тѣ всѣ сходятся на грѣхъ». (Кормч. г. 43.) Давно были сказаны эти слова, болѣе восьмисотъ лѣтъ тому назадъ, христіанскимъ православнымъ греческимъ царемъ Алексіемъ Комнинымъ. Но и задолго до него, отъ дней св. апостоловъ, ближайшихъ учениковъ Господа Іисуса Христа, и послѣ него, постоянно до нашего времени, вѣрующіе во Іисуса Христа и исполняющіе Его святое Евангеліе и ученіе апостольское, въ полнотѣ раскрытое богоносными св. отцами, исповѣдывали, что вѣнчаиіе и брачное благословеніе не отъ кого другаго должно принимать, какъ отъ Священника предъ людьми въ церкви, и что незаконны тѣ супружества, которыя совершаются не съ благословеніемъ церковнымъ, безъ вѣнчанія отъ пастыря (Кормч. гл. 51.). При такомъ исповѣданіи древніе христиане смотрѣли на незаконные, безбрачныя супружескія сожитія, какъ на нарушеніе воли Божіей, отступленіе отъ закона христіанскаго, грубое своеволіе и потворство животной чувственности. Не иначе и нынѣ благочестивые православные христіане смотрятъ на незаконныя супружества. При видѣ ихъ, глубокая скорбь чувствуется на сердцѣ. Равнодушнымъ зрителемъ ихъ оставаться и ничего не предпринимать противъ нихъ есть грѣхъ и преступленіе. Братская о Христѣ любовь и искреннее желаніе душевнаго блага и спасенія побуждаютъ насъ сказать незаконнымъ сожителямъ слово увѣщанія съ разъясненіемъ того, съ какого вѣдома и благословенія, по волѣ Божіей, начиналась супружеская жизнь въ ветхомъ завѣтѣ, въ дохристіанское время, кто долженъ быть совершителемъ брака въ новомъ завѣтѣ, въ христіанствѣ, какая благодать сообщается въ таинствѣ брака и почему она необходима, насколько законны и основательны причины, по которымъ являются безбрачныя сожительства.

    13 September 2016 читать далее


  • Проф. А. А. Дмитриевскій – Недостатки современнаго церковно-религіознаго воспитанія и причины, ихъ породившія.

    Проф. А. А. Дмитриевскій, Недостатки современнаго церковно-религіознаго воспитанія и причины, ихъ породившія. // Труды Кіевской Духовной Академіи, 1901, Т. 2, С. 33-64.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Подъ «воспитаніемъ въ древне-русскомъ духѣ» нашего юношества мы разумѣемъ именно воспитаніе церковно-религіозное, такъ какъ иного воспитанія древняя Русь не знала и даже чуждалась. Наши предки родились, жили и умирали въ польномъ согласіи и единенія съ православною церковью. Строгимъ соблюженіемъ Церковнаго Устава и требованій церкви православной въ своей повседневной жизни, своею набожносію и религіозностію поражали не только заѣзжихъ къ намъ иновѣрцевъ съ Запада, но даже единовѣрцевъ православнаго Востока, и такимъ образомъ за нашимъ отечествомъ упрочили наименование «Святая Русь». «Святая Русь»! Вотъ какое дорогое наслѣдіе мы получили отъ нашихъ предковъ! Будемъ же стараться всѣми отъ насъ зависящими способами и средствами сохранить его, какъ драгоцѣнную святыню, и передать незапятнаннымъ это имя по наслѣдству и нашимъ потомкамъ, чтобы не получить отъ нихъ упрека въ легкомысленной расточительности...

    13 September 2016 читать далее


  • Проф. И. М. Андреев – О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    Проф. И. М. Андреев – О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    «Безъ Мене не можете творити ничесоже».

    (Иоанн. 15, 5)

    Прежде всего мы считаем необходимым прямо и определенно заявить, что по нашему глубокому и непоколебимому убеждению только канонически истинная Православная Церковь, обладающая полнотой Благодати Св. Духа, со своими св. Таинствами, св. Догматами, святоотеческой литературой, с развернутым учением о христианской нравственности в Нравственном Богословии, — может дать незыблемый фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы нравственного воспитания детей.

    13 September 2016 читать далее


  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИЮТА СВЯТОГО ТИХОНА.

    Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИЮТА СВЯТОГО ТИХОНА.

    Дорогие дети!

    Уже начиная с этого дня мы в церковном богослужении поем: «Христос рождается, славите!» Это возвещает нам наступление Рождества Христова, и мы призываемся, таким образом, приготовиться к встрече с Ним.

    Что означает это приготовление? Оно означает, что надо так настроить свою душу, чтобы она могла стать как бы яслями для Младенца Христа. И праздник должен помочь нам в этом. В конце Рождественского поста Церковь особо восхваляет трех отроков и пророка Даниила, указуя их нам как образцы для подражания. Но каким же образом они стали знамениты?

    22 June 2016 читать далее


  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – ПИСЬМО К УЧЕНИКАМ И УЧЕНИЦАМ. «Кто ссорится – тешит диавола; кто мирится – радует Христа...».

    Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – ПИСЬМО К УЧЕНИКАМ И УЧЕНИЦАМ. «Кто ссорится – тешит диавола; кто мирится – радует Христа...».

    Дорогие мои ученики и ученицы!

    К моему большому сожалению, я не оставлен вашим законоучителем и теперь только письменно могу обратиться к вам. Два учебных года я был с вами, поучая вас истинам святой православной веры и проповедуя вам слово Господне. Время, которое я провел с вами, никогда не исчезнет из моих воспоминаний. Как всегда, я и сейчас часто вспоминаю всех вас, каждого в отдельности, и всем желаю всего самого хорошего. Я всегда буду вас считать моими дорогими учениками, и мне будет приятно, если вы не будете забывать меня, время от времени посылая мне письма. Всегда с большим удовольствием получал и читал ваши письма.

    24 May 2016 читать далее