-
Священникъ Александръ Грамматинъ – Воздвиженіе Креста Господня.
Апостолы и первые ученики Христовы, преслѣдуемые всюду врагами, не могли сохранить древа животворящаго Креста, «на немъ же распяся Христосъ царь и Господь». По вознесеніи Спасителя на небо и по сошествіи Святаго Духа, они разсѣялись по разнымъ странамъ міра для проповѣди евангельской, оставивъ во власти іудеевъ сей залогъ спасенія человѣческаго. Вскорѣ и самый Іерусалимъ былъ покоренъ и разрушенъ римлянами. Всѣ предметы, напоминавшіе объ Іисусѣ Христѣ, о Его чудесахъ, смерти и воскресеніи были истреблены злобою и ненавистію; крестъ, на которомъ Онъ былъ распятъ, сокрытъ подъ землею и долгое время оставался въ забвеніи.
Начались гоненія на христіанъ, съ небольшими перерывами продолжавшіяся первые три вѣка христіанства. Но не смотря на всѣ ожесточенія враговъ св. Церкви вѣра въ Іисуса Христа распространялась все болѣе и болѣе. Такъ было до четвертаго вѣка.
27 September 2023 читать далее
-
Священникъ Михаилъ Хитровъ – Христіанинъ – крестоносецъ (Къ празднику воздвиженія честнаго креста Господня).
Въ первый разъ крестъ Госнодень былъ воздвигнутъ на Голгоѳѣ – во время искупительныхъ страстей Богочеловѣка. О, тогда еще крестъ внушалъ всѣмъ невообразимый ужасъ. Ничего позорнѣе, ничего страшнѣе, ничего мучительнѣе не было въ мірѣ, какъ крестъ... На крестѣ пригвождали только самыхъ низкихъ преступниковъ, и то – изъ рабовъ... Крестъ – это была послѣдняя бездна униженія и страданій...
Прошло безъ малаго триста лѣтъ – и какой невообразимый переворотъ! То, что внушало ужасъ и отвращеніе, возсіяло надъ міромъ, какъ священное знамя, какъ оружіе непобѣдимое, какъ лучезарный скипетръ Царя Царей, какъ древо жизни и спасенія, предъ которымъ склонились всѣ силы міра сего, всѣ властители, вся вселенная...
«Я собственными очами видѣлъ на солнцѣ знаменіе креста, съ надписью: симъ побѣдиши!» говоритъ первый христіанскій Императоръ – Константинъ Великій. Исполняя желаніе державнаго сына, мать его св. Елена совершила путешествіе въ Іерусалимъ, и тамъ, гдѣ нѣкогда капали на землю слезы Матери Царя Царей, стоявшей у креста возлюбленнаго Своего Сына, мать царя земнаго первая склонила колѣна предъ обрѣтеннымъ его животворящимъ крестомъ.
Совершаемый ежегодно церковный праздникъ воздвиженія честнаго креста Господня напоминаетъ намъ, христіанамъ, объ этой славѣ креста Христова.
Но этотъ праздникъ говоритъ намъ и еще нѣчто. Что же такое?
27 September 2023 читать далее
-
ЗАВѢТЫ САРОВСКАГО ПОДВИЖНИКА И ЕГО ДУХОВНЫЙ ОБРАЗЪ.
Отходя въ жизнь загробную, люди имѣютъ обыкновеніе дѣлать духовныя завѣщанія. Исполненіе этихъ завѣщаній для оставшихся въ живыхъ считается священнымъ долгомъ. И великій Саровскій подвижникъ, о. Серафимъ, оставилъ міру такое завѣщаніе. Оно состоитъ не въ матеріальныхъ благахъ, которыя презрѣлъ святый старецъ, а въ тѣхъ наставленіяхъ и правилахъ жизни, руководясь которыми люди достигнутъ спасенія души, такого сокровища, котораго нельзя купить никакими цѣнностями міра.
Завѣты о. Серафима обнимаютъ собою всю сферу жизненныхъ условій и житейскихъ отношеній человѣка.
01 August 2023 читать далее
-
Протоіерей Димитрій Склобовскій – Зависть и недоброжелательство.
Всѣ мы знаемъ, что Христіанская вѣра и благочестіе основываются на любви, безъ которой не имѣютъ значенія другія добродѣтели; въ Словѣ Божіемъ и въ святоотеческихъ писаніяхъ, такъ сказать, на каждомъ шагу внушается намъ эта истина. И однакоже мы большею частію не покоряемся въ нашей жизни этой Божественной Истинѣ; напротивъ, съ теченіемъ времени любовь между нами все болѣе и болѣе видимо сокращается и уменьшается; вмѣсто любви все болѣе возрастаетъ и умножается самолюбіе, болѣе и болѣе разгорается и увеличивается зависть и недоброжелательство, которыя, кажется, скоро вытравятъ между нами все доброе, уничтожатъ всякую добродѣтель и окончательно погубятъ наше благополучіе и благосостояніе, сдѣлаютъ самую жизнь для насъ тяжелою и ненавистною. Въ самомъ дѣлѣ, только вѣдь отъ добра слѣдуетъ ожидать добра, только отъ взаимной любви и доброжелательства можетъ происходить наше истинное благоустройство о благополучіе; а отъ зла можетъ произойти только зло, отъ зависти и ненависти происходитъ неизбѣжно только разстройство и безпорядокъ. Какъ кротость и доброжелательство ко всѣмъ привлекаютъ къ намъ Божію милость и благоволеніе, такъ, напротивъ, раздражительность и ненависть лишаютъ насъ того и другого. Люди смиренные, съ терпѣніемъ и кротостію переносящіе наносимыя имъ обиды и напасти, суть избранныя овцы словеснаго стада Христова, для которыхъ Господь Іисусъ Христосъ есть добрый пастырь; покрывающій ихъ Своимъ Божественнымъ покровительствомъ, сохраняющій ихъ невредимыми отъ всѣхъ козней вражіихъ, спасающій ихъ отъ всѣхъ бѣдъ с напастей; между тѣмъ какъ люди самолюбивые и гордые, за все и про все вступающіе въ распрю и вражду то съ тѣмъ, то съ другимъ, за зло платящіе зломъ, за оскорбленіе оскорбленіемъ, очевидно лишаются всякаго Божія покровительства, какъ явные противники священнѣйшаго завѣта любви Христовой; лишаются Божіей милости и благоволенія и не могутъ быть овцами Святого стада Христова, такъ какъ сами себя превращаютъ въ волковъ вредящихъ сему стаду.
22 July 2023 читать далее
-
Значеніе христіанской любви въ жизни.
Тоска царитъ въ душѣ современнаго человѣка и внѣ ея – вь мірѣ, царитъ, какъ слѣдствіе ярко и болѣзненно чувствуемаго разлада между окружающей насъ жизнью и нашими душевными переживаніями и поступками – съ одной стороны и евангельскими завѣтами, мучительными религіозными исканіями и стремленіями нашихъ дней – съ другой. Христосъ совершилъ дѣло нашего спасенія, и мы должны усвоить его результаты. Христіанская любовь – вотъ путь къ усвоенію дѣла Христа. Христосъ принесъ въ міръ любовь и намъ заповѣдывалъ ее, а мы, называясь христіанами, не исполняемъ Его заповѣдей. Мы любимъ говорить о христіанской любви къ ближнему и, заслушиваясь собственныхъ красивыхъ фразъ, забываемъ осуществлять ее на дѣлѣ.
Устами своими люди повторяютъ великія евангельскія слова, шутятъ, играютъ судьбою, счастьемъ, жизнью ближняго во имя самыхъ маленькихъ, низменныхъ своихъ интересовъ. И это дѣлаютъ часто люди, которыхъ ни мы, ни они сами себя не считаютъ жестокими. Одно изъ самыхъ, напримѣръ, распространенныхъ развлеченій – посѣщеніе цирковъ, звѣринцевъ. Почему-то считаютъ эти зрѣлища особенно пригодными для дѣтей. А вѣдь ни для кого не тайна, цѣною какихъ мученій, постояннаго риска жизнью тѣшатъ публику артисты цирка и укротители звѣрей. Главный интересъ для публики представленій въ циркѣ и звѣринцѣ заключается въ томъ, сорвется или нѣтъ акробатъ съ трапеціи или проволоки, натянутой гдѣ-нибудь подъ самымъ потолкомъ цирка, не упадетъ ли съ лошади наѣздница, на полномъ скаку продѣлывающая головоломныя упражненія, не разобьется ли, свалившись съ вершины пятисаженнаго шеста, десятилѣтній мальчуганъ, не растерзаетъ ли, или по крайней мѣрѣ, не поймаетъ ли укротителя дикій звѣрь. Не смѣя себѣ признаться, а чаще даже совсѣмъ не сознавая этого, люди жаждутъ человѣческой крови и страданій, щекочутъ себя мыслью объ ихъ возможности. Зрѣлищемъ, разсчитаннымъ на удовлетвореніе таящихся въ глубинѣ человѣческой души звѣрскихъ инстинктовъ, люди, совершенно того не понимая, калѣчатъ и отравляютъ души своихъ собственныхъ дѣтей. Они готовы считать неестественнымъ, объяснять излишней нервностью, если ребенокъ страдаетъ при видѣ ударовъ, какіе наносятъ другъ другу клоуны, если онъ не можетъ съ корректнымъ внѣшнимъ спокойствіемъ созерцать происходящую на его глазахъ игру со смертью.
16 June 2023 читать далее
-
Цѣль жизни.
Какую цѣль должна имѣть наша жизнь, вотъ важнѣйшій изъ всѣхъ вопросовъ, требующихъ отвѣта отъ человѣка.
Вопросъ о цѣли жизни есть вопросъ исключительно фолософскій. Никакая другая наука не занимается разрѣшеніемъ этого вопроса, потому что всѣ другія науки имѣютъ дѣло лишь съ частью міра явленій, философія же обозрѣваетъ цѣлое. Но философская точка зрѣнія есть общечеловѣческая, потому что единственное основаніе, на которомъ она утверждается, есть общее наше приданое, разумъ; потому на вопросъ о цѣли человѣческой жизни долженъ умѣть отвѣтъ дать каждый разумный человѣкъ; къ философствованію и способенъ каждый. Первое «почему» дитяти въ существѣ дѣла есть вопросъ философскій и въ этомъ вопросѣ сказывается сознаніе высшаго права, какое внѣдрено въ грудь каждаго, одареннаго разумомъ человѣка.
Философія для разрѣшенія настоящей своей проблемы слѣдовательно не имѣетъ другаго базиса и никакого другаго средства кромѣ разума. Оттого философія не входитъ въ союзъ и ни съ какой религіей. Область философіи не религіозное чувство, а зеркало разума, смотрѣть въ которое составляетъ сущность философіи. Для познанія человѣческаго есть одна только способность, разумъ, и на него единственно философія и опирается. И вѣра есть только особая вѣтвь разума. Все-таки философія не составляетъ противуположности религіи; она хочетъ быть только независимой отъ религіи. Религіи іудейской, христіанской, магометанской для философіи нѣтъ.
16 June 2023 читать далее
-
Тайна спасенія (Изъ письма одного старца).
Вы пишете, что желаете сохранить письма, посланныя мною Вамъ въ первые дни нашего знакомства, которыя якобы еще не оцѣнены Вами по достоинству. Вы считаете себя какъ бы еще не выросшими до такого состоянія, чтобы понять глубину смысла, содержащагося въ тѣхъ письмахъ. Скажу Вамъ – моимъ самымъ роднымъ и близкимъ по духу спасенія о Христѣ – вся сила словъ писанія (писемъ) въ томъ, что происходитъ она отъ Первоисточника Божественной Любви и является чѣмъ то свѣтлымъ, теплымъ, жизненнымъ, но какъ это дѣйствуетъ на нашу душу, остается тайной. Почему же? Потому что сила та вышла непосредственно по внушенію Утѣшителя – Св. Духа ради заслугъ Спасителя нашего Іисуса Христа. И вотъ когда проходитъ ваша мысль писаніе, ощущается что то пріятное ободряющее, но непонятное... Откуда сила, свѣтъ, теплота, жизненность въ словахъ?! Вотъ какъ совершается въ насъ тайна Божія.
Въ самомъ дѣлѣ, давно ли, напримѣръ, мы были маленькіе, а теперь выросли, а нѣкоторые уже и состарѣлись; дни шли для насъ незамѣтно, какъ секунды, а годы – какъ часы, вся жизнь представляется днемъ, и этотъ день уже къ вечеру... А между прочимъ сколько совершилось въ этотъ день тайнъ Божіихъ!.. Сколько совершилось и нашихъ вольныхъ и невольныхъ ошибокъ, которыя отпечатались какъ бы на фотографическихъ пластинкахъ; такова уже природа человѣческой души: что видѣлъ, слышалъ, – все и отпечаталось въ ней.
12 June 2023 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧИЛИЩЕ МОЛИТВЫ
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- НЕИЗВРАЩЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Икона Богородицы «Непроходимая Дверь» – пророческая дверь непроходимая, виденная пророком Иезекиилем.
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)