Соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ.

30 апрѣля/13 мая 1990 года, въ 5-ю недѣлю по Пасхѣ, Русской Православной Зарубежной Церковью было совершено прославленіе цѣлаго сонма оптинскихъ подвижниковъ, жившихъ въ XIX, XX вѣкахъ. Вотъ ихъ имена: преподобный Моисей, преп. Антоній, преп. Левъ, преп. Макарій, преп. Исаакій (первый), преп. Амвросій, преп. Іосифъ, преп. Анатолій (старшій), преп. Иларіонъ, преп. Варсонофій, преп. Анатолій (младшій), преп. Исаакій (второй), преп. Нектарій и преп. Никонъ. Эти преподобные отцы прославились даромъ чудотворенія и были удостоены Богомъ особымъ благодатнымъ даромъ – старчествомъ.

Благодатное старчество есть одно изъ высочайшихъ достиженій духовной жизни Церкви, это ея цвѣтъ, это вѣнецъ духовныхъ подвиговъ, плодъ безмолвія и Богосозерцанія. Оно органически связано съ монашескимъ внутреннимъ подвигомъ, имѣющимъ цѣль достиженія безстрастія, а потому и возникло одновременно съ монашествомъ на зарѣ христіанства.

Но въ теченіе вѣковъ старчество процвѣтаетъ мѣстами, достигая апогея своего развитія, потомъ ослабѣваетъ, приходитъ въ упадокъ и даже совсѣмъ забывается, чтобы снова возродиться.

Такъ забыто оно было и въ Россіи ко времени преп. Паисія Величковскаго (18-й вѣкъ). Своими подвигами, переводами святоотеческихъ книгъ и личнымъ примѣромъ, онъ черезъ своихъ учениковъ возродилъ старчество, которое и стало процвѣтать въ Россіи во многихъ мѣстахъ. Первые Оптинскіе старцы Левъ, Макарій, Моисей и Антоній, были близкими учениками и послѣдователями учениковъ великаго старца Паисія.

Благодатный старецъ, своимъ личнымъ опытомъ прошедшій школу трезвенія и умно-сердечной молитвы и изучившій, благодаря этому, въ совершенствѣ духовно-психическіе законы, и лично достигшій безстрастія, самъ становится способнымъ руководить новоначальнымъ инокомъ въ его «невидимой брани» на пути къ безстрастію. Онъ долженъ проникать до самыхъ глубинъ души человѣческой, видѣть самое зарожденіе зла, причины этого зарожденія, установить точный діагнозъ болѣзни и указать точный способъ лѣченія. Старецъ искусный духовный врачъ. Онъ долженъ ясно видѣть «устроеніе» своего ученика, характеръ его души и степень духовнаго развитія его. Онъ долженъ непремѣнно обладать даромъ разсужденія и «различенія духовъ», т.к. ему все время приходится имѣть дѣло со зломъ, стремящимся преобразиться во ангела свѣтла, но какъ достигшій безстрастія, старецъ обычно обладаетъ и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворенія, пророчества.

Старчество на своихъ высшихъ степеняхъ, какъ, напримѣръ, преп. Серафимъ Саровскій, получаетъ полноту свободы въ своихъ проявленіяхъ и дѣйствіяхъ, не ограниченныхъ никакими рамками, такъ какъ уже не онъ живетъ, но въ немъ живетъ Христосъ (Гал. 2, 20) и всѣ его дѣйствія въ Духѣ Святѣ, а потому всегда въ гармоніи съ Церковью и ея установленіями.

Старчество не есть іерахическая степень въ Церкви, это особый родъ святости, а потому можетъ быть присущъ всякому. Старцамъ можетъ быть монахъ безъ всякихъ духовныхъ степеней, какимъ былъ вначалѣ о. Варнава Геѳсиманскій. Старцемъ можетъ быть и епископъ, напримѣръ, Игнатій (Брянчаниновъ). Изъ іереевъ назовемъ св. Іоанна Кронштадтскаго. Наконецъ, старчествовать можетъ и женщина, какъ, напримѣръ, прозорливая блаженная Параскева Ивановна, во Христѣ юродивая Дивѣевская, безъ совѣта которой ничего не дѣлалось въ монастырѣ.

Предавшіе себя всецѣло водительству истиннаго старца, испытываютъ особое чувство радости и свободы о Господѣ. Старецъ – непосредственный проводникъ воли Божіей. Общеніе же съ Богомъ всегда сопряжено съ чувствомъ духовной свободы, радости и неописуемаго мира въ душѣ. Вліяніе старчества распространялось далеко за предѣлами стѣнъ монастыря. Старцы духовно окормляли не только иноковъ, но и мірянъ. Обладая даромъ прозорливости, они всѣхъ назидали, увѣщевали и утѣшали (1 Кор. 14, 1-3); исцѣляли отъ болѣзней душевныхъ и тѣлесныхъ, предостерегали отъ опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божію.

Такимъ образомъ, старчество есть пророческое служеніе.

Истинное старчество, какъ было сказано выше, есть особое благодатное дарованіе, непосредственное водительство Духомъ Святымъ, особый видъ святости.

Въ то время, какъ церковной власти обязаны подчиняться всѣ члены Церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого. Старецъ никогда никому не навязывается, подчиненіе ему всегда добровольно, но, найдя истиннаго, благодатнаго старца и подчинившись ему, ученикъ долженъ уже безпрекословно повиноваться во всемъ ему, такъ какъ черезъ него открывается непосредственно воля Божія. Такое иноческое послушаніе, въ томъ видѣ или характерѣ, какъ оно проходилось среди древняго монашества, епископъ Игнатій называетъ «высокимъ духовнымъ таинствомъ». То же самое, вопрошать старца ни для кого не обязательно, но, спросивъ совѣта, или указанія, надо непремѣнно слѣдовать ему, потому что всякое уклоненіе отъ явнаго указанія Божія чрезъ старца влечетъ за собою наказаніе.

Современное Христіанство вопіетъ: «Спаси мя, Господи, яко оскудѣ преподобный»! При такомъ ужасномъ оскудѣніи истинныхъ старцевъ, да будутъ духовные взоры наши обращены къ новопрославленнымъ старцамъ Оптинскимъ. «Имъ бо дадеся благодать молитися за ны». Молитвами сихъ теплыхъ предстателей, да принесемъ и мы плоды покаянія во спасеніе душъ нашихъ и многострадальной родины нашей Россіи.

Преподобніи отцы Оптинстіи, молите Бога о насъ!

***

МОЛИТВА ПОСЛѢДНИХЪ ОПТИНСКИХЪ СТАРЦЕВЪ

Господи, дай мнѣ съ душевнымъ спокойствіемъ встрѣтить все, что принесетъ мнѣ наступающій день. Дай мнѣ всецѣло предаться волѣ Твоей святой. На всякій часъ сего дня во всемъ наставь и поддержи меня. Какія бы я ни получалъ извѣстія въ теченіе дня, научи меня принять ихъ со спокойной душою и твердымъ убѣжденіемъ, что на все святая воля Твоя.

Во всѣхъ словахъ и дѣлахъ моихъ руководи моими мыслями и чувствами. Во всѣхъ непредвидѣнныхъ случаяхъ не дай мнѣ забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно дѣйствовать съ каждымъ членомъ семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мнѣ силу перенести утомленіе наступающаго дня и всѣ событія въ теченіе дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, вѣрить, надѣяться, терпѣть, прощать и любить. Аминь.

Указъ Архіерейскаго Синода о прославленіи Оптинскихъ старцевъ.

(Изъ дѣяній Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей).

Въ пятницу четвертой седмицы по Пасхѣ, 28-го апрѣля ст. ст. 1990 года, мы, архіереи Русской Православной Церкви Заграницей, въ преполовеніе нынѣшней сессіи нашего Собора въ обители Преображенія Господня въ Мансонвиллѣ (Канада), завершая подготовку къ прославленію Богу угодившихъ приснопамятныхъ старцевъ Оптинскихъ, предначатую Соборомъ нашимъ въ 1988 юбилейномъ году, когда празднуемо было 1000-лѣтіе крещенія Руси, молитвенно обращая сердца и умы наши къ этимъ знаменитымъ подвижникамъ благочестія, процвѣтшимъ въ странѣ Россійской, согласно признаемъ, что:

1. Изъ большого числа рабовъ Божіихъ, подвизавшихся въ Козельской Введенской Оптиной Пустыни, превосходя многихъ и многихъ своимъ житіемъ и подвигами, особенно умиляютъ сердца благочестивыхъ людей приснопамятные старцы іеросхимонахи Левъ, Моисей, Антоній, Исаакій I-й, Макарій, Амвросій, Іосифъ, Анатолій I-й, Иларіонъ, Варсонофій, Анатолій (младшій), Исаакій II-й, Нектарій и Никонъ (съ 1828 по 1928 гг.)

2. Множеству соотечественникамъ нашимъ они съ любовью отеческой оказали свою благодатную помощь, «назидая, увѣщевая и утѣшая», т. е., по слову апостола Павла, совершая пророческое служеніе среди русскаго народа (1 Кор. 14, 1. 3). А это и есть то славное служеніе старческое, которое особенно процвѣло въ Оптиной Пустыни, вдохновляемое наставленіями учениковъ преподобнаго Паисія Величковскаго, прославленнаго въ Свято-Ильинскомъ скиту на святой горѣ Аѳонъ 19 іюля 1982 года.

3. Эти праведники силою Божіею проявили себя прозорливостью, исцѣленіями и иными многими чудесами, что засвидѣтельствовано въ жизнеописаніяхъ ихъ, изданныхъ въ Оптиной Пустыни, а также въ трудѣ священномученика Никодима Бѣлгородскаго «Отечественные подвижники благочестія XVIII и XIX вѣковъ» и въ другихъ книгахъ и періодическихъ изданіяхъ. Выборки изъ этихъ свидѣтельствъ были собраны въ Свято-Троицкомъ монастырѣ и представлены на разсмотрѣніе членовъ Собора въ іюлѣ 1988 года.

4. Неутомимо назидая исповѣдью и отвѣтами при откровеніи помысловъ — какъ монашествующихъ обоего пола, такъ и мірянъ, эти чудные старцы, особенно Макарій и Амвросій, находили время и силы и для письменныхъ отвѣтовъ, и для продолженія великаго дѣла преподобнаго Паисія Величковскаго, заключавшагося въ переводѣ и изданіи твореній аскетическихъ писателей, наставниковъ духовной жизни и молитвы Іисусовой, непрестанными дѣлателями которой были и сами эти старцы.

5. Устроеніе какъ знаменитаго Оптинскаго скита, такъ и обителей, въ частности женскихъ, обязано нѣкоторымъ изъ тѣхъ угодниковъ Божіихъ, переносившимъ при этомъ великія скорби и истощившимъ себя для этого дѣла до конца.

6. Находя необходимое, полное любви слово, какъ для простой крестьянки, такъ и для знаменитыхъ русскихъ писателей и философовъ, старцы, поистинѣ, были «всѣмъ для всѣхъ, чтобы спасти по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ» (1 Кор. 9, 22). Этихъ «нѣкоторыхъ» было множество, имѣются они и теперь, будутъ и впредь, воодушевляемые памятью о молитвенной помощи святыхъ старцевъ.

На такое благодатное заступничество ихъ уповая, Архіерейскій Соборъ, вѣруя въ ихъ святость, постановляетъ:

а) Прославить въ ликѣ Святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ старцевъ Оптинскихъ, преподобныхъ и богоносныхъ отцовъ нашихъ Льва, Моисея, Антонія, Исаакія I-го, Макарія, Амвросія, Іосифа, Анатолія I-го, Иларіона, Варсонофія, Анатолія (младшаго), Исаакія II-го, Нектарія и Никона.

б) Прославленіе (канонизацію) совершить 29-го и 30-го апрѣля ст. ст. сего года въ Свято-Николаевскомъ каѳедральномъ соборѣ въ г. Монреалѣ (Канада).

в) Празднованіе памяти преподобныхъ старцевъ Оптинскихъ, совершать 10 октября ст. ст. повсемѣстно.

г) Празднованіе памяти преподобнаго Паисія Величковскаго, прославленнаго на Аѳонѣ въ 1982 году, совершать 17 ноября ст. ст. повсемѣстно.

д) Поручить Архіерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, оповѣщая о состоявшемся прославленіи, призвать клиръ и паству нашу къ усерднымъ молитвамъ новопрославленнымъ угодникамъ Божіимъ.

Предсѣдатель Архіерейскаго Собора

☦ Митрополитъ Виталій.

Члены Собора:

☦ Архіепископъ Антоній, ☦ Архіепископъ Антоній, ☦ Архіепископъ Антоній, ☦ Архіепископъ Павелъ, ☦ Архіепископъ Лавръ, ☦ Епископъ Алипій, ☦ Епископъ Маркъ, ☦ Епископъ Лазарь, ☦ Епископъ Иларіонъ, ☦ Епископъ Даніилъ, ☦ Епископъ Константинъ, ☦ Епископъ Григорій.

Молитва святымъ преподобнымъ старцемъ Оптинскимъ.

О, божественный сонме преподобныхъ отецъ, богоносніи старцы Оптинстіи, ангельскимъ житіемъ на земли просіявшіи и въ небеснѣмъ градѣ прославленніи! Вѣмы, яко во дни земнаго служенія вашего никтоже тощъ и неутѣшенъ отъ васъ отыде, но всѣмъ вся бысте: болящимъ — цѣлителіе, сомнящимся — утвержденіе, печальнымъ — утѣшителіе, яко благодать исцѣленія, прозрѣнія, немощныхъ душъ врачеванія обильна въ васъ явися. Но и нынѣ всѣмъ намъ есте предстателіе, и о страждущемъ отечествѣ нашемъ присніи предъ престоломъ Божіимъ печальницы, вамъ бо дадеся еже за ны молитися: призрите убо отъ горнія славы и видите стадо ваше, еже пасли есте на пажити ученія Христова, яко смятено есть и повержено, и отъ волковъ душетлѣнныхъ расхищаемо. Посѣтите насъ, немощныхъ и безпомощныхъ, благосердіемъ вашимъ, заблуждшія взыщите, расточенныя соберите, прельщенныя обратите, и совокупите святѣй, соборнѣй и апостольстѣй Церкве: яже во иночестѣмъ житіи оградите отъ всѣхъ навѣтъ вражіихъ, юность вразумите, старость поддержите, супружества въ мирѣ и единомысліи соблюдите. Услышите насъ, душъ божественніи врачеве, и наставите насъ на путь покаянія, да послѣдующе словесемъ вашимъ, возложимъ себе и весь животъ нашъ въ руцѣ превеликаго милосердія Божія, да руководитъ воля Его нашими мысльми и чувствы во всѣхъ дѣлѣхъ и словесѣхъ нашихъ. Прострите намъ руку помощи, отцы всеблаженніи, и научите насъ молитися, вѣровати, уповати, терпѣти, прощати и любити. Да тако въ заповѣдехъ Господнихъ присно ходяще, сподобимся ходатайствомъ вашимъ вѣчныя радости, Царствія небеснаго, идѣже вкупѣ съ вами прославимъ Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ, Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки. Аминь.

Тропарь, гласъ 1:

Въ молитвахъ непрестанныхъ пребывающе, / благiя же и злыя любовiю объемлюще, преподобнiи старцы Оптинстiи, / Богу и ближнимъ послужисте, / бдѣнiемъ, слезами и пощениiемъ дарованiе многоразличныхъ чудесъ прiясте. / Слава Давшему намъ таковыя ходатаи, / слава Прославльшему васъ, // слава Богу дивному во святыхъ Своихъ.

Кондакъ, гласъ 8:

Иже отъ мiра суетнаго уклонившеся, / и честнымъ житiемъ сокровище обрѣтше, / попеченiя о грѣшныхъ сущихъ въ мiрѣ, не оставистѣ, / но яко суще заблуждающимъ наставницы, / и насъ отъ суеты мiрскiя да избавите, яко да зовемъ: // радуйтеся, старцы богомудрiи.

***

Дни памяти:

Соборъ преп. отцевъ Оптинскихъ 10-го октября

Преп. Левъ Оптинскій 11-го октября (†1841 г.) >>> Его житіе

Преп. Макарій Оптинскій 7-го сентября (†1860 г.)

Преп. Моисей Оптинскій 16-го іюня (†1862 г.)

Преп. Антоній Оптинскій 8-го августа (†1865 г.)

Преп. Иларіонъ Оптинскій 18 сентября (†1873 г.)

Преп. Амвросій Оптинскій 10-го октября (†1891 г.) >>> Его житіе

Преп. Анатолій (старшій) Оптинскій 25-го января (†1894 г.) >>> Его житіе

Преп. Исаакій (первый) Оптинскій 22-го августа (†1894 г.)

Преп. Іосифъ Оптинскій 9-го мая (†1911 г.)

Преп. Варсонофій Оптинскій 1-го апрѣля (†1913 г.)

Преп. Анатолій (младшій) Оптинскій 30-го іюля (†1922 г.)

Преп. Нектарій Оптинскій 29-го апрѣля (†1928 г.)

Преп. Никонъ Оптинскій 25-го іюня (†1931 г.)

Преп. Исаакій (второй) Оптинскій 26-го декабря (†1938 г.)

 

Оптинскіе старцы. Лондонъ (Канада): Издательство «Заря», 1990. С. 3-5, 82-86.

***

В начале ХХ в. в Св. Иоанно-Предтеченским ските одновременно старчествовали преподобные Иосиф, Варсонофий и Нектарий, а в монастыре духовным окормлением паломников занимался воспитанный в скитской традиции преподобный старец Анатолий Младший.

Преподобные Нектарий, Иосиф и Варсонофий. Братия Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни. Нач. XX в.

Преподобный старец Анатолий Младший с братией. 1910-е гг.

***

Другие материалы по этой теме:

Архиепископ Антоний (Синкевич), Лос-Анжелосский – Любовь к Богу и Ближнему (Слово на Всенощной в день прославления Св. Оптинских старцев).

Разсказы объ Оптинскихъ старцахъ.

«БУДУТ ИСКАЖАТЬ ВЕРУ НЕЗАМЕТНО». Наставление Оптинского старца Анатолия Младшего монашествующим последних времен.

Преподобный Амвросий Оптинский – Ответы осуждающему Православную Церковь.

Преподобный Амвросий Оптинский – Объяснение кондака Рождества Христова и ирмоса «Христос Раждается» (Из писем преподобного).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: