Замѣтка: Есть ли разница между духовникомъ и старцемъ?

Какъ смотрѣли на старчество сами подвигоположники старчества въ Оптинской Пустыни – преподобные Левъ (†1841) и Макарій (†1860)? По этому поводу иметься слѣдующій ихъ отвѣть данный духовнымъ чадамъ:

«Мы прочли ваше письмо съ немалымъ удивленіемъ; «маловѣре, почто усумнился еси» (Матѳ. 14, 31)! Такъ говорилъ божественный Спаситель возлюбленному Своему ученику Петру, въ то время, когда онъ утопалъ; теперь тоже потопленіе случилось съ вами, и мы тѣмъ же гласомъ Спасителя взываемъ къ вамъ: маловѣре, неужели многократные опыты нашихъ наставленій отъ божественныхъ писаній и святыхъ богоносныхъ отецъ не могли удостовѣрить васъ въ истинѣ спасительнаго пути, коимъ шествовали преподобные отцы, которымъ мы тщимся подражать, по мѣрѣ силъ нашихъ? Хотя недостойны и скудны въ добродѣтеляхъ, но желаемъ вамъ, хотящимъ спастися, – шествовать путемъ, указаннымъ намъ ими; а потому нимало огорчаетъ насъ ваше маловѣріе; если вамъ угодно слушать насъ, то почто: «злая помышленія входятъ въ сердца ваша» (Матѳ. 9, 4). Разсматривая, едва не по тонку, дѣйствіе врага рода человѣческаго, видимъ, какъ онъ тщится, подъ предлогомъ истины, совратить васъ съ пути избраннаго – съ пути добродѣтели! – Спрашиваю васъ: можетъ ли учить иностранному языку тотъ, кто онаго не знаетъ? Великое различіе между людьми дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. – Кто въ какой чинъ призванъ, тотъ въ немъ да пребываетъ. – Опытъ лучшій учитель. Писано есть: «да будутъ тебѣ друзи мнози, но совѣтникъ едина отъ мысящъ» (Сир. 6, 6)! А когда усумнѣваетесь въ совѣтахъ и наставленіяхъ нашихъ, почто прибѣгаете къ намъ?

По уставамъ иноческаго преданія, при постриженіи, отъ Евангелія предаютъ старицамъ, а не духовнымъ отцамъ, которымъ должны новоначальныя открывать свою совѣсть, для полученія совѣтовъ и наставленій, какъ противостоять искушеніямъ вражіимъ; но это не есть исповѣдь, а откровеніе, исполняя въ семъ случаѣ апостолъское преданіе: «исповѣдайте другъ другу согрѣшенія ваша» (Іак. 5, 16). Таинство же исповѣди совершенно другое, и не имѣетъ къ откровенію никакого отношенія; обязанности духовника совершенно другія, нежели отношенія къ старицамъ. Припоминаемъ объ одной сѵнклитикѣ[1], которую архіерей предалъ одной старицѣ, и вопросилъ ее, въ какомъ находится исправленіи? Получилъ отвѣтъ, что слишкомъ добра къ ней; тогда онъ предалъ ее другой старицѣ строжайшей, и, по прошествіи нѣкотораго времени, узналъ отъ нее, что сія смягчила ея нравы; не есть ли оное образъ и нынѣшняго преданія? Мать игуменія поступаетъ благоразумно и сообразно уставамъ иноческаго преданія, желая оныхъ заблаговременно пріучать къ очищенію своей совѣсти, до постриженія въ монашество; а тѣмъ самымъ дѣлаетъ настоящій искусъ, по преданію святыхъ отецъ, въ иночествѣ просіявшихъ. – Что же касается до того, что въ келліи безъ священника невозможно молиться, то это болѣе смѣха достойно, нежели вѣроятія. Сколько видимъ святыхъ женъ, въ пустынѣ жительствовавшихъ, въ постѣ просіявшихъ; – чѣмъ онѣ занимались, какъ не молитвою въ уединеніи: святая Марія египетская въ пустынѣ безъ пресвитера приносила свои молитвы, и токмо въ послѣдній годъ жизни удостоилась узрѣть святаго Зосиму и принять отъ него Святыя Христов Тайны. – На счетъ же того, что безъ благословенія старицы ничего не дѣлать, не только полезно, но и спасительно. – Изъ множества примѣровъ, имѣющихся въ Патерикѣ и писаніяхъ святыхъ отецъ, напоминаемъ о томъ ученикѣ, который, будучи посланъ за послушаніе отъ старца въ городъ, едва не впалъ въ любодѣяніе; но, воспомянувъ старца, невидимою силою былъ восхищенъ, и очутился въ въ келліи своей. Что относится до старцевъ, то въ дѣвичьихъ монастыряхъ подразумѣвать должно о старицахъ. Не всѣ старцы были священники, сіе ясно видѣть можно изъ житія преподобнаго Пафнутія, боровскаго чудотворца (1-го мая); ибо у него въ монастырѣ изъ 700 братій не было ни одного священника, но всѣ были подъ руководствомъ старцевъ. – Итакъ лучше сообразоваться съ, уставами иноческаго житія, и быть спокойными.

Въ Добротолюбіи, въ посланіи святаго Кассіана къ Леонтину игумену, напечатано: «авва Моѵсей рече: да не точію, яже творимъ, но и яже помышляемъ, открываемъ отцемъ; и да ни въ чемъ же своему помыслу вѣруемъ, но и во всемъ слосвесемъ старецъ да послѣдуемъ; и оно быти добро вѣруемъ, еже аще они искусятъ. Сіе же дѣланіе не точію истиннымъ разсужденіемъ и правымъ путемъ инока невредима пребывати устрояетъ, но и отъ всѣхъ сѣтей діавольскихъ безъ вреда того сохраняетъ» (4-й части лист. 157 на оборотѣ). Сія помянувъ вашей любви отъ многаго малое; и поручая, покрову Божію и слову благодати Его. остаюсь вашъ недостойный богомолецъ, многогрѣшный I. Л. и многогрѣшный I. М. 19 сентября 1840 года».

 

Собраніе писемъ блаженныя памяти Оптинскаго старца іеросхимонаха Макарія. Изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. М. 1863. С. 34-37.

 

[1] Сѵнклитикія – близкая родственница высокопоставленнаго члeна правительства. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: