Житіе преподобнаго отца нашего Иларіона Оптинскаго.

Преп. Иларіонъ Оптинскій (въ міру Родіонъ Никитичъ Пономаревъ) родился въ Пасхальную ночь съ 8-го на 9-ое апрѣля 1805 г. Его родители были люди богобоязненные и въ такомъ духѣ воспитывали и своихъ дѣтей.

Родіонъ въ дѣтствѣ былъ тихаго, кроткаго нрава. Будучи при этомъ и неловкимъ, онъ рѣдко игралъ со своими сверстниками. Видя его сосредоточеннымъ и не понимая направленія мыслей юноши, нѣкоторые изъ домашнихъ обращались съ нимъ небрежно и непривѣтливо, въ результатѣ чего онъ не былъ избалованъ лаской и вниманіемъ, что и усугубило его сосредоточенность.

Въ 1820 году Родіонъ переѣхалъ со своими родителями въ Новохоперскій уѣздъ Воронежской губерніи, гдѣ онъ жилъ до 20-лѣтняго возраста. Любимымъ его развлеченіемъ была охота. Онъ былъ полезнымъ помощникомъ отца, привыкая постепенно къ ремеслу портного и затѣмъ, чтобы лучше изучить это дѣло, онъ уѣхалъ въ Москву, гдѣ и пробылъ три съ половиной года. Вскорѣ послѣ своего возвращенія домой, онъ переѣхалъ въ Саратовъ, гдѣ Пономаревы открыли свою мастерскую. Здѣсь было два брачныхъ предложенія ему, но въ судьбахъ Божіихъ было о немъ предопредѣлено иное и оба эти предложенія разстроились. Условія религіозной жизни въ той мѣстности имѣли значительное вліяніе на дальнѣйшее направленіе его внутренней жизни: городъ былъ наводненъ раскольниками всякихъ толковъ, было немало и иновѣрцевъ. Нѣсколько частныхъ лицъ боролись противъ раскола. Къ нимъ примкнулъ и Родіонъ и нашелъ для себя на этомъ поприщѣ широкую дѣятельность, результаты которой были: возвратъ въ лоно св. Церкви много заблудшихъ и погибшихъ душъ.

Между тѣмъ, внимательное изученіе Библіи и святоотеческихъ книгъ пробудило въ Родіонѣ стремленіе къ монашеской жизни, которая влекла его къ себѣ еще съ дѣтства. Чтобы ближе присмотрѣться къ монашеству и уяснить себѣ, какой изъ монастырей избрать, Родіонъ провелъ часть 1837 г. и весь 1838 г. въ посѣщеніи разныхъ монастырей. Пристанищемъ своимъ онъ избралъ Оптину Пустынь.

Въ началѣ своего пребыванія въ скиту Родіонъ помѣщался рядомъ съ кельей жившаго на покоѣ высокодуховнаго человѣка, бывшаго Валаамскаго игумена, о. Варлаама. Впослѣдствіи, преп. Иларіонъ съ благодарностью и любовію вспоминалъ объ о. Варлаамѣ и о благодѣтельномъ на себѣ вліяніи его мудрыхъ совѣтовъ и примѣра его строгой подвижнической жизни, столь важныхъ особенно для новоначальныхъ. Старецъ игуменъ скончался и Родіонъ былъ избранъ въ келейники скитоначальнику преп. Макарію, и оставался на этомъ послушаніи въ теченіе 20 лѣтъ, т. е. до дня блаженной кончины старца, послѣдовавшей 7-го сентября 1860 года. Какъ и другая братія, Родіонъ исповѣдывался у преп. Макарія, и, вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ ежедневно ходилъ на откровеніе помысловъ въ монастырь къ преп. Льву. Родіонъ предпринялъ многотрудный подвигъ очищенія своего сердца отъ страстей, для чего и подъялъ на себя спасительный крестъ послушничества, полностью предавъ свою волю и помышленія въ подчиненіе обрѣтенному имъ духовному отцу и наставнику, находясь при этомъ во все это время, какъ келейникъ, въ самыхъ близкихъ съ нимъ сношеніяхъ.

Кромѣ этого послушанія, со дня поступленія своего въ скитъ и послѣ принятія іеродіаконскаго сана, т.е. въ теченіе 12 лѣтъ, онъ по нуждамъ скитской братіи и хозяйства былъ и огородникомъ, и садовникомъ, варилъ квасъ, пекъ хлѣбъ, занимался на пасѣкѣ уходомъ за пчелами, не считая многихъ другихъ отраслей хозяйства, на которыхъ ему приходилось трудиться временно или постоянно.

Эта внѣшняя дѣятельность жизни преп. Иларіона была видима всѣми, труды же его и преуспѣяніе во внутреннемъ дѣланіи сокровенны были въ Богѣ. Но они имѣли внимательнаго и опытнаго цѣнителя: ихъ зрѣло просвѣщенное духовнымъ разумомъ око мудраго наставника, о чемъ и засвидѣтельствовалъ преп. Макарій, передавая ему въ послѣдніе дни своей предсмертной болѣзни преп. Иларіону вмѣстѣ съ другимъ своимъ ученикомъ преп. Амвросіемъ продолженіе послѣ себя своей старческой дѣятельности, и вручивъ его духовному руководству многихъ духовныхъ дѣтей своихъ. Принявъ на себя отъ своего старца это послушаніе, преп. Иларіонъ несъ его до послѣдняго дня своей жизни.

Кромѣ того, съ 8 апрѣля 1863 года преп. Иларіонъ былъ назначенъ начальникомъ скита и общимъ духовникомъ обители. Помимо братіи, ему приходилось исповѣдывать и увѣщевать многочисленныхъ посѣтителей, приходившихъ поговорить съ нимъ о своихъ душевныхъ нуждахъ. Наставленія преподобнаго были кратки, ясны, просты и убѣдительны, потому что онъ самъ исполнялъ то, что совѣтовалъ другимъ.

Училъ преп. Иларіонъ о незлобивомъ и безгнѣвномъ перенесеніи оскорбленій, училъ принимать ихъ съ самоукореніемъ, какъ посланныя промысломъ Божіимъ за грѣхи наши для душевной пользы.

«Не стыдись, говорилъ онъ, обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готовъ принять отъ него за грѣхи свои и посрамленіе, чтобы чрезъ это избѣжать вѣчнаго стыда».

«Церковь, училъ онъ, есть для насъ земное небо, гдѣ Самъ Богъ невидимо присутствуетъ и назираетъ предстоящихъ; поэтому въ церкви должно стоять чинно, съ великимъ благоговѣніемъ. Будемъ любить церковь и будемъ къ ней усердны; она намъ отрада и утѣшеніе въ скорбяхъ и радостяхъ».

Въ ободреніе скорбящихъ преподобный часто говорилъ: «аще Богъ по насъ, кто на ны?» (Рим. 8, 31). Каждое дѣло необходимо начинать съ призываніемъ въ помощь имени Божія». Часто говорилъ преподобный о храненій совѣсти, о внимательномъ наблюденіи за своими мыслями, дѣйствіями и словами и о покаяніи въ нихъ. Училъ немощи и недостатки подчиненныхъ нести благодушно. «Замѣчанія дѣлай, наставлялъ онъ, не давая пищи собственному самолюбію, соображая, могъ ли бы ты самъ понести то, что требуешь отъ другого... Если чувствуешь, что гнѣвъ объялъ тебя, сохраняй молчаніе и до тѣхъ поръ не говори ничего, пока непрестанной молитвою и самоукореніемъ не утишится твое сердце. Полезнѣе для души сознавать себя во всемъ виноватымъ и послѣднимъ изъ всѣхъ, нежели прибѣгать къ самооправданію, которое происходитъ отъ гордости, а гордымъ Богъ противитися, смиреннымъ же даетъ благодать... Истинная любовь не разражается, не мыслитъ зла, николиже отпадаетъ».

Послѣ обычныхъ привѣтствій преподобный умѣлыми вопросами вызывалъ откровенное объясненіе посѣтителей о цѣли ихъ посѣщенія и составлялъ себѣ понятіе объ ихъ душевномъ состояніи. Когда находилъ нужнымъ, предлагалъ посѣтителю подготовиться къ очищенію своей совѣсти исповѣдью, назначая для этого не менѣе трехъ дней, – пересмотрѣть всю свою прежнюю жизнь съ семилѣтняго возраста, припомнить и отыскать преимущественно забытые грѣхи. Преп. Иларіонъ вѣрилъ, что забытые грѣхи, обратившіеся въ навыкъ и никогда неисповѣданные, чаще всего являются причиной душевныхъ и тѣлесныхъ болѣзней.

Возбудивъ сознаніе и сокрушеніе о грѣхахъ, преподобный иногда, по степени важности ихъ, налагалъ на кающагося эпитимію, сообразуясь съ родомъ жизни, званіемъ, состояніемъ, занятіями, здоровьемъ, лѣтами, причемъ, требовалъ, чтобы кающійся исполнялъ ее въ точности и неопустительно.

По исповѣди допускалъ къ принятію св. Тайнъ. Многіе, получивъ на исповѣди отъ преподобнаго ощутительную пользу душевную, продолжали и послѣ жить по наставленіямъ его, исправлялись отъ душевныхъ недуговъ и жили за молитвами своего старца благочестиво и благополучно и имѣли его уже своимъ постоянннымъ духовникомъ и наставникомъ. Также приводили къ преподобному страдавшихъ нервными и душевными болѣзнями, бѣсноватыхъ, которыхъ онъ чудеснымъ образомъ, силой благодати, пребывавшей въ немъ, исцѣлялъ во время исповѣди.

Одна сорокалѣтняя крестьянка Одоевскаго уѣзда, часто посѣщавшая обитель, сама разсказывала, что въ продолженіе многихъ лѣтъ сильно страдала припадками, сопровождавшимися корчами, судорогами, крикомъ; на разные голоса. Въ состояніи припадка, она неистово кричала, бранилась и обнаруживала такую неестественную силу, что нѣсколько мужчинъ не могли удержать ее. Услышавъ о преп. Иларіонѣ, она обратилась къ нему за помощью. Какъ всегда, преподобный исповѣдалъ ее во всѣхъ грѣхахъ, особенно нераскаянныхъ, и благодатной силой Таинства Покаянія она получила совершенное исцѣленіе. Много было и другихъ чудесъ: исцѣленіе безплодной женщины, предсказаніе нежданныхъ событій жизни и кончины и т. п. Искренне слушавшіе преподобнаго и исполнявшіе его слова на дѣлѣ, получали обиліе благодатной помощи во всемъ. Обратное сему приводило къ трагическимъ послѣдствіямъ.

Послѣднимъ испытаніемъ Божіимъ преподобнаго была тяжкая, почти двухлѣтняя болѣзнь. Много трудовъ понесъ онъ въ этомъ новомъ мучительномъ испытаніи духовныхъ силъ его.

Въ своей болѣзни преподобный не о томъ просилъ Господа, «да взятіемъ возмется искушеніе», но о томъ, да подастъ Ему Отецъ Небесный въ семъ испытаніи терпѣніе. Врачей преподобный принималъ, понуждаемый лишь любовію къ духовнымъ своимъ дѣтямъ, уступая ихъ желанію и усердію, а также и потому, что, находя себя въ обиліи своего смиренія много согрѣшившимъ предъ Отцомъ своимъ Небеснымъ, считалъ себя за то достойнымъ понести и изреченное премудрымъ Сирахомъ наказаніе: «согрѣшаяй предъ Сотворшимъ его, впадетъ въ руцѣ врачу» (38, 15).

Видѣвшіе преподобнаго на предсмертномъ болѣзненномъ одрѣ, видѣли высоту его терпѣнія, кротости и смиренія, какой на землѣ и въ мысляхъ не многіе достигаютъ. До послѣдней минуты онъ, какъ и въ теченіе всей своей монашеской жизни, ни разу не оставлялъ исполненія всѣхъ положенныхъ въ скиту келейныхъ и молитвенныхъ правилъ, а равно – когда приступалъ къ принятію Святыхъ Тайнъ и полнаго правила для причащающихся. 18 сентября 1873 г., выслушавъ въ послѣдній разъ утреннее правило и принявъ въ 1-омъ часу утра св. Тайны, преп. Иларіонъ въ 6 часовъ утра окончилъ послѣдній, многострадальный подвигъ своей богоугодной и многоназидательной жизни. Тихая, благодатно-мирная кончина послѣдовала въ полномъ сознаніи.

Преподобие отче Иларіоне, моли Бога о насъ!

 

Оптинскіе старцы. Лондонъ (Канада): Издательство «Заря», 1990. С. 29-33.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: