• Почему св. мученика Христофора изображаютъ съ песьей головой.

    Почему св. мученика Христофора изображаютъ съ песьей головой.

    Каноническое изображение св. муч. Христофа.

    Кому не приходилось видѣть это весьма странное и очень распространенное изображеніе и кто не задавался вопросомъ о мотивахъ, которымъ обязано своимъ происхожденіемъ это изображеніе? Конечно, всякому просвѣщенному человѣку должно было быть яснымъ, что въ основѣ такого изображенія должно лежатъ какое-нибудь заблужденіе. Уже св. Димитрій Ростовскій въ своемъ «Розыскѣ» писалъ: «Неразсудніи иконописцы обыкоша нелѣпая писати, якоже и св: мученика Христофора съ песіею головою, а святыхъ мученикъ Флора и Лавра съ лошадьми, яже суть не билица», а Свят. Сѵнодъ въ первый же годъ своего существованія, вмѣстѣ, съ другими энергичными мѣрами противъ суевѣрій, принялъ мѣры и къ устраненію изъ церквей «нелѣпыхъ писаній» иконописцевъ. Но недостаточно то или другое заблужденіе называть заблужденіемъ, а нужно показать еще почему оно заблужденіе. Тогда только оно потеряетъ свою обаятельную, силу надъ умами темныхъ людей. Пока это не сдѣлано, до тѣхъ поръ необычный иконный видъ св. мученика будетъ привлекать къ нему по естественнымъ психологическимъ законамъ все большее вниманіе, слѣпая традиція будетъ торжествовать свою силу.

    01 July 2019 читать далее


  • «НЫНЕ ПРАЗДНИК ДУХОВНОГО НЕБА НАД РОССИЕЙ». Слово святителя Архиепископа Иоанна (Максимовича) в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших.

    «НЫНЕ ПРАЗДНИК ДУХОВНОГО НЕБА НАД РОССИЕЙ». Слово святителя Архиепископа Иоанна (Максимовича) в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших.

    Сегодня праздник Всех святых в земле Российской просиявших – всех святых, которых возрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до Великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России еще и прежде того как они вошли в состав земли Российской просияли святыми угодниками Божиими.

    29 June 2019 читать далее


  • Замѣтка: Существуетъ ли имя святой жены Валерій въ Православныхъ Святцахъ?

    14 лѣтъ тому назадъ родилась у насъ дочь, которую матери хотѣлось назвать Валеріей, по имени знакомой игуменіи одного женскаго монастыря. Попросили мы о томъ нашего приходскаго священника, нынѣ уже покойнаго. Застигнутый нашей просьбой врасплохъ и самъ зная имя Валеріи, употребительное въ монастыряхъ, онъ согласился съ нами и нарекъ нашу дочь Валеріей, обѣщавшо позднѣе сообщить намъ день празднованія этой святой православной Церкви. Этимъ днемъ онъ послѣ назвалъ 7-е ноября.

    Такъ мы праздновали именины нашей дочери нѣсколько лѣтъ, пока случайное обстоятельство не раскрыло намъ, что въ день 7-го ноября справляется церковію память мученика Валерія, но не святой Валеріи. На просьбу нашу о болѣе точномъ опредѣленіи дня чествованія Церковью жены Валеріи нашъ священникъ отвѣтилъ, что онъ, исполняя желаніе родителей, допустилъ очевидную ошибку, такъ какъ, по наведеннымъ справкамъ во всѣхъ, доступныхъ ему пособіяхъ, имя святой Валеріи не встрѣчается нигдѣ, и что слѣдовательно употребленіе этого имени въ женскихъ монастыряхъ равносильно такимъ монашескимъ именамъ, какъ Сергія, Филарета, и пр.

    27 June 2019 читать далее


  • Архимандритъ Константинъ (Зайцевъ) – Парадоксъ православной святости.

    Архимандритъ Константинъ (Зайцевъ) – Парадоксъ православной святости.

    Истинные праведники всегда помышляютъ въ себѣ, что недостойны они Бога, самое то, что они истинные праведники дознается изъ того, что они признаютъ себя окаянными и недостойными попеченія Божія и исповедуютъ сіе тайно и явно и умудряются на то Святымъ Духомъ – чтобы пребывать въ трудѣ и тѣснотѣ пока находятся въ жизни сей. Время же упокоенія Богъ соблюлъ имъ въ будущемъ вѣкѣ. И имѣющіе въ себѣ живущаго Господа, посему самому не желаютъ быть въ покоѣ и освободиться отъ скорби, хотя по временамъ и дается имъ таинственное утѣшеніе въ духовномъ.

    Преп. Исаакъ Сиринъ

     

    Что значитъ быть святымъ?

    «Святымъ называется тотъ, кто чистъ отъ зла и грѣха», – училъ св. Антоній Великій.

    Каковъ путь очищенія отъ зла и грѣха? «Умное» дѣланіе.

    Что такое «умъ»?

    22 June 2019 читать далее


  • О необходимости особеннаго почитанія того святого, имя котораго наречено, и пріобрѣтенія его иконы.

    О необходимости особеннаго почитанія того святого, имя котораго наречено, и пріобрѣтенія его иконы.

    Икона «Деисус и молящиеся новгородцы». 2-я пол. XV в. НГОМЗ

     

    Указъ

    ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА,  САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССІЙСКАГО,

    изъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода на имя Его Высокопреосвященства.

    [О прибавленіи въ метрическихъ записяхъ о рожденіи и крещеніи имени въ честь святого, какого наречено имя и когда празднуется память сего святого.]

    По указу ЕГО ИМПЕГАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ слушали: рапортъ одного изъ Епархіальныхъ Преосвященныхъ по дѣлу о дополнения метрической записи о рожденіи и крещеніи. И, по справкѣ, Приказали: Одинъ изъ Епархіальныхъ Преосвященныхъ сообщилъ Святѣйшему Сѵноду о поступившемъ къ нему рапортѣ одного изъ священниковъ епархіи, въ коемъ, между прочимъ, изъяснено, что одною изъ причинъ упадка церковности среди православнаго народа служитъ незнаніе въ честь какого святого наречено имя и когда празднуется память сего святого, почему день памяти сего святого для многихъ ничѣмъ не отличается отъ ряда будничныхъ дней, если-же при нареченіи имени священникъ скажетъ, въ честь какого святого онъ даетъ имя, то эти свѣдѣнія часто забываются, почему представляется желательнымъ въ метрической книгѣ, въ актѣ крещенія, прописать, въ честь какого святого дано крещенному имя и когда оный празднуется. Преосвященный, признавая съ своей стороны изъясненное заявленіе священника справедливымъ, ходатайствуетъ предъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ о замѣнѣ въ метрической книгѣ 1-й части о родившихся графы: «рукоприкладство свидѣтелей записи по желанно» графою: «въ честь какого святого наречено имя и когда оный празднуется». Обсудивъ изложенное и признавая ходатайство Преосвященнаго о дополненіи метрической записи о рожденіи и крещеніи указанными свѣдѣніями заслуживающимъ уваженія, Святѣйшій Сѵнодъ онредѣляетъ: предписать, на будущее время, въ метрической записи о рожденіи и крещеніи въ графѣ «имена родившихся» прибавлять, послѣ написанія имени, слова: «въ честь святого (имя рекъ) празднуемаго церковью (тогда-то)».

    21 June 2019 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – СВЯТОСТЬ. Поученіе въ недѣлю разслабленнаго.

    Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – СВЯТОСТЬ. Поученіе въ недѣлю разслабленнаго.

    И бысть Петру, посѣщающу всѣхъ, снити и ко святымъ, живущимъ въ Лиддѣ

    (Дѣян. 9, 32).

     

    Сими словами начинается сегоднешнее апостольское чтеніе, въ которомъ повѣствуется о двухъ чудесахъ ап. Петра: о чудесномъ исцѣленіи разслабленнаго Енея и о чудѣ воскрешенія Тавиѳы. Первое чудо совершено апостоломъ Петромъ въ городѣ Лиддѣ, второе въ Іоппіи, извѣстной нынѣ подъ именемъ Яффы. Оба города принадлежали къ числу прибрежныхъ Финикійскихъ городовъ. Во всѣхъ этихъ городахъ было немало христіанъ. Но первоначально они не назывались христіанами, а носили другія имена, въ ряду которыхъ употребляемо было имя святыхъ, также имя учениковъ. То и другое имя упоминается въ сегоднешнемъ апостольскомъ чтеніи, въ которомъ сказано, что апостолъ Петръ, обозрѣвая населенные христіанами города, пришелъ ко святымъ, живущимъ въ Лиддѣ, что въ Іоппіи жила одна ученица, именемъ Тавиѳа, и что въ Іоппію пригласили Петра изъ Лидды ученики (Дѣян, 9, 36. 38). Въ настоящія минуты остановимъ вниманіе на значеніи имени: святый.

    19 May 2019 читать далее


  • Документы изъ прославленія Новыхъ Мучениковъ Российскихъ, совершеннаго Соборомъ Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 г.

    Документы изъ прославленія Новыхъ Мучениковъ Российскихъ, совершеннаго Соборомъ Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 г.

    АКТЪ

    прославленія Новыхъ Мучениковъ Российскихъ,

    изданъ Соборомъ Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Соборъ Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей, какъ представляющій единственную свободную часть Русской Православной Церкви, съ благоговѣніемъ имѣлъ сужденіе о мученическомъ и исповѣдническомъ подвигѣ безчисленныхъ вѣрующихъ на Русской Землѣ, пострадавшихъ отъ рукъ безбожниковъ, – гонителей Вѣры Христовой.

    18 February 2019 читать далее