Къ вопросу о чествованіи памяти патріарха Константинопольскаго Фотія.

Фотій, патріархъ Константинопольскій (857-867; 877-887 г.; † 891), занимаетъ важное мѣсто въ исторіи Православной Церкви. Лично извѣстный святостію жизни, онъ былъ въ то же время крѣпкимъ стоятелемъ за Православіе. Еще въ юности онъ вмѣстѣ съ благочестивыми родителями своими терпѣлъ за св. вѣру изгнаніе отъ иконоборцевъ. По вступленіи на патріаршій престолъ Новаго Рима (Константинопольскій), святитель Фотій мужественно отстаивалъ древнее преданіе св. вѣры противъ нововведеній западной церкви: обличалъ властолюбивыя притязанія Римскихъ епископовъ, опровергалъ ложныя ученія латинянъ объ исхожденіи Духа Св. и отъ Сына, о безбрачіи священниковъ и т. п.

Вступленіе Фотія на Константинопольскій патріаршій престолъ, на мѣсто незаконно низверженнаго св. Игнатія{1}, не можетъ бросать никакой тѣни на его нравственный образъ: какъ при самомъ своемъ посвященіи, такъ и въ послѣдующее время Фотій неоднократно заявлялъ самымъ рѣшительнымъ и опредѣленнымъ образомъ, что онъ не повиненъ въ низложеніи св. Игнатія, что занялъ престолъ противъ своей воли и по принужденію, единственно ради мира и блага Церкви, въ виду крайности положенія послѣдней, что ради Церкви онъ лишилъ себя покоя на всю свою жизнь и пр. Если св. Игнатій и его приверженцы не признавали въ началѣ законнымъ патріархомъ Фотія, то это было временнымъ недоразумѣніемъ, которое кончилось трогательнымъ примиреніемъ обоихъ достойнѣйшихъ первосвятителей, послѣ вторичнаго возведенія на престолъ патр. Игнатія (въ 867 г.) и возвращенія изъ ссылки невиннаго патр. Фотія (875 г.). Если, замѣтимъ, епископы Римскіе (Николай I, Адріанъ II, Мартинъ II, Стефанъ V и др.) осуждали патр. Фотія, якобы дерзкаго похитителя патріаршаго престола, при жизни законнаго патріарха, то это просто объясняется достохвальною твердостію и неуступчивостію Фотія какъ въ догматахъ вѣры, такъ и въ законныхъ правахъ іерархическихъ; притомъ жо и сами папы иногда признавали Фотія законнымъ патріархомъ (Іоаннъ VIII, Адріанъ III).

Имя патр. Фотія въ восточной Церкви тѣсно связано съ цѣлостію и неизмѣнностію Православія и съ самаго IX ст. чтилось въ благоговѣйной памяти, какъ имя святаго, о чемъ свидѣтельствуютъ древніе памятники{2}, въ особенности же древніе прологи, синаксари, минологи и агіологи{3}, въ которыхъ память св. Фотія положена на 6 февр. Чтимая всегда на востокѣ память св. Фотія особенно свято хранилась въ св. Христовой Церкви, или въ Константинопольскомъ патріаршемъ округѣ{4}. Здѣсь въ обители, глаголемой пустынной или безмолвной, въ которой погребено тѣло сего святителя, въ храмѣ Предтечи и Крестителя Іоанна, издревле ежегодно, 6 февр., совершалась служба св. Фотію съ особеннымъ торжествомъ. Съ такимъ же торжествомъ стали въ недавнее время праздновать память св. Фотія на о. Халки въ Ставропигійной обители Св. Троицы, по преданію, основанной Фотіемъ, при которой въ 40-хъ годахъ настоящаго столѣтія устроено и извѣстное Богословское Училище. При патр. Анѳимѣ VI (въ первое патріаршество его, 1845-1848 г.) въ этой обители установлено праздновать память св. Фотія дважды въ теченіе года – 6 февр., въ день его успенія, и на 3-й день послѣ 50-цы, т. е. непосредственно послѣ праздника обители – Св. Духу{5}. Такъ какъ память св. Фотія праздновалась издревле на востокѣ, то, можно полагать, существовала и особая ему служба. Въ настоящее время тамъ употребляется новая служба св. Фотію, составленная митрополитомъ Ставропольскимъ Константиномъ Типалдомъ и изданная въ 1848 г., по благословенію патр. Анѳима VI{6}; служба эта уже въ 1848 г. переведена на славянскій языкъ іером. Рыльской обители и учителемъ Богословскаго Училища св. Христовой Церкви, Неофитомъ{7}.

При такомъ великомъ значеніи патр. Фотія въ исторіи Православной Церкви и благоговѣйномъ почитаніи его памяти на востокѣ, не можетъ оставаться безучастной въ отношеніи къ священной памяти сего святителя и наша Православно-Россійская Церковь, уже въ силу своего постояннаго близкаго участія въ общецерковной жизни{8}. Но этого мало. Память патр. Фотія намъ дорога не по одному только его общецерковному значенію, но и въ особенности по его участію въ судьбѣ нашихъ предковъ, славянъ вообще и русскихъ въ частности, на самыхъ первыхъ порахъ исторической жизни. Отъ Фотія, какъ бы отъ первоисточника разливаются первые лучи свѣта вѣры во всѣ концы славянскаго міра. Фотію еще до патріаршества суждено было даже воспитывать, въ званіи учителя, тѣхъ, которые вмѣстѣ съ нимъ были главными дѣятелями въ просвѣщеніи Православной вѣрой славянъ, именно императора Михаила III и Константина Философа. Когда у славянъ пробудилось желаніе познать истинную вѣру, то Фотій уже, тогда патріархъ, едва ли не первый выступаетъ для удовлетворенія этой ихъ потребности. Онъ, безъ сомнѣнія, участвовалъ въ посылкѣ Константина и Меѳодія какъ къ Хозарамъ (среди которыхъ жили и славяне), такъ и къ Моравамъ. Многія событія, которыми сопровождались то и другое посольства и которыя имѣли глубокое значеніе для славянъ, напр. открытіе мощей св. Климента въ Херсонѣ, изобрѣтеніе славянскихъ письменъ и переводъ священныхъ книгъ на славянскую рѣчь, совершились несомнѣнно съ благословеніемъ (если не по совѣтамъ) патр. Фотія. Обращеніе ко Христу и самое крещеніе князя Болгарскаго, а затѣмъ и его подданыхъ также были дѣломъ трудовъ и заботъ патр. Фотія: не даромъ въ посланіи своемъ къ Борису онъ называетъ его «дорогимъ украшеніемъ трудовъ своихъ и законнымъ чадомъ своихъ духовныхъ болѣзней», а въ окружномъ посланіи къ восточнымъ патріаршимъ престоламъ въ числѣ важныхъ успѣховъ Православія полагаетъ то, что «даже и болгарскій народъ – грубый и христоненавистный... чудесно привился къ вѣрѣ христіанской». Наконецъ, что самое важное для насъ, и наши предки, Руссы, получили первое крещеніе свое отъ патр. Фотія (866 г.), и собственно онъ былъ въ рукахъ Промысла Божія первымъ и главнымъ орудіемъ къ ихъ обращенію. Когда, предводимые князьями Аскольдомъ и Диромъ, они явились грозно подъ стѣнами Константинополя, то никто не могъ думать, что это нашествіе ихъ окончится обращеніемъ ихъ ко Христу. Но усердная молитва патр. Фотія вмѣстѣ съ царемъ (Михаиломъ III) и народомъ привела ихъ къ этому, сотворивши надъ ними то, въ чемъ они не могли не видѣть чудной силы и превосходства христіанской вѣры. Ибо, когда погружена была въ море патр. Фотіемъ риза Богоматери, море покрылось бурею и судамъ Руссовъ пришлось потерпѣть крушеніе{9}. Вразумленные этимъ чудомъ, Руссы просятъ черезъ своихъ пословъ въ Царьградѣ себѣ крещенія, и патр. Фотій посылаетъ къ нимъ епископа, который и крестилъ ихъ. Самъ онъ впослѣдствіи торжественно свидѣтельствовалъ объ этомъ въ посланіи къ восточнымъ патріаршимъ престоламъ, говоря, что «и народъ, глаголемый Россъ..., перемѣнилъ нынѣ языческое и безбожное ученіе, которое прежде содержалъ, на чистую и правую христіанскую вѣру»... и что «столько воспламенила его любовь и ровность къ вѣрѣ, – благословенъ Богъ во вѣки, – да воскликнетъ паки Павелъ, – что онъ принялъ и епископа и пастыря и христіанское богослуженіе съ великимъ усердіемъ и тщаніемъ»{10}.

Дорого было и въ глазахъ нашихъ предковъ и это первое крещепіе и участіе въ немъ патр. Фотія. И память о Фотіѣ до того срослась съ крещеніемъ русскаго народа, что и всѣ крещенія нашихъ предковъ въ послѣдующее время приписывались ему же. Такъ, патр. Фотію наши предки приписывали крещеніе Вел. Кн. Ольги (которое па самомъ дѣлѣ совершилось спустя почти 100 лѣтъ послѣ Фотія, при имп. Константинѣ Багрянородномъ и парт. Поліевктѣ, въ 957 г.{11}); ему также приписывается въ лѣтописяхъ нашихъ посольство въ Россію первыхъ митрополитовъ, а слѣдовательно и крещеніе Вел. Кн. Владиміра и всего русскаго народа (которое между тѣмъ совершилось при имп. Василіѣ и Константинѣ и патр. Николаѣ Хрисовергѣ, въ 988 г.){12}; даже въ Церковномъ Уставѣ св. Владиміра послѣднему влагается въ уста рѣчь (по нѣкоторымъ спискамъ) о томъ, будто крещеніе онъ принялъ отъ патр. Фотія и взялъ отъ него митр. Михаила{13}.

Все это указываетъ на то уваженіо, которымъ пользовался у нашихъ предковъ патр. Фотій. Въ настоящее время, когда, по случаю юбилеевъ св. Кирилла и Меѳодія, предъ нашимъ сознаніемъ такъ ясно раскрылось важное значеніе апостольскихъ трудовъ ихъ для славянъ, благовременно почтить должнымъ вниманіемъ и памятнаго нашимъ предкамъ патр. Фотія. Ему обязанъ первоучитель нашъ Константинъ Философъ своимъ воспитаніемъ; ему обязаны всѣ славяне избраніемъ и посольствомъ къ нимъ братьевъ-просвѣтителей; ему и мы, русскіе, обязаны первымъ крещеніемъ. На этомъ основаніи, полагаемъ, будетъ совершенно справедливо и законно, чествуя своихъ славянскихъ апостоловъ, почитать память и пославшаго ихъ святителя, который вообще принималъ очень близко къ сердцу обращеніе наше ко Христу{14}.

 

П. И.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1886. Т. 1. № 6. С. 155-162.

 

{1} Память котораго почитается Церковію Православною 23 окт.

{2} Напр., въ соч. Βίος Εὐθυμίου, писанномъ вскорѣ послѣ смерти патр. Фотія, еп. Василій, упомянувъ о томъ, что настоятель Писсадинонской киновіи (на Олимпѣ), Николай, не рѣшился признать новаго патр., Фотія, послѣ незаконно низложеннаго Игнатія, замѣчаетъ далѣе: «хотя новый патріархъ былъ и православенъ и всѣми добродѣтелями изукрашенъ. Ибо Фотій былъ блаженъ, какъ бы лучами свѣта (φωτὸς ἀκτῑσι), сообразно съ именемъ своимъ, освѣщая концы земли полнотою ученій, Христу отъ самыхъ пеленъ возлюбленный..., котораго и жизнь дивная и конецъ необыкновенный, чудесами отъ Бога засвидѣтельствованный». См. Ист. Аѳона, еп. Порфирія, ч. III, отд. 1, стр. 25, прим. Кіевъ. 1877 г.

{3} Таковы, напр., а) Агіологъ при Евангеліи XI в., пожертв. Гуріемъ, еп. Таврич., въ Археол. Муз. Кіев. дух. Акад., б) Минологъ при Евангеліи XII в., присл. изъ Іерусалима архим. Антониномъ въ Кіев. дух. Акад. Оба списка пергаментные, назначаютъ на лит. 6 февр. Ев. отъ Іоан. X, 10-16, в) Синаксарь ХIII в., хран. въ Моск. Акад. Библ. подъ № 390, г) Синаксарь изъ минологовъ и миней IX-XI в., святогорца старца Никодима, д) Синаксарь, изд. въ XVII в. Клермонтскияъ іезуитомъ Сирмондомъ. Здѣсь же упомянемъ «Annus ecelesiasticus» Мартынова и «Полный Мѣсяцесловъ Востока», архим. Сергія, М. 1876 г.

{4} Представленныя здѣсь свѣдѣнія о празднованіи памяти Фотія на востокѣ заимствованы изъ Предисловія къ Службѣ св. Фотію, о которой будетъ сейчасъ сказано.

{5} Этотъ второй праздникъ св. Фотію въ Ставропигійной обители Св. Троицы установленъ по обычаю Аѳонскихъ и др. монастырей, празднующихъ непосредственно послѣ своего праздника память ктиторовъ своихъ. Нельзя однако не обратить вниманія на умѣстность сближенія памяти Фотія съ праздникомъ Св. Духа, ипостасное исхожденіе Котораго отъ одного Отца онъ такъ ревностно защищалъ.

{6} Вотъ ея заглавіе въ перев. на слав. языкъ: «Служба иже во святыхъ отца нашего и равноапостола Фотія, патр. Царяграда, исповѣдника. Собрана убо отъ древнѣйшихъ церковныхъ пѣсней и сочинена преосвященнѣйшимъ митрополитомъ Ставропольскимъ Господиномъ Константиномъ Типалдомъ, изданная же щедрымъ иждивеніемъ славно патріаршествующаго Всесвятѣйшаго Вселенскаго Патріарха Великаго Господина Анѳима, иже отъ Ефеса, изъ острова Куталы (Κούταλη), въ Константинополѣ, въ собств. патр. тип. 1848 года».

{7} Изд. иждивеніемъ того же Типалда, въ Константинополѣ, въ патр. тип. 1849 г.

{8} Вотъ нѣкоторыя мѣста изъ предисловія къ Службѣ св. Фотію, прекрасно обрисовывающія характеръ, значеніе въ Церкви и святость этого патріарха и приводящія къ необходимости повсемѣстнаго его чествованія въ Православной Церкви: «Фотій великій по истинѣ и доблій защитникъ Евангелія, Фотій равноапостольный и величайшій во отцѣхъ и святителѣхъ, благочестивыя вѣры неустрашимый исповѣдникъ, и православствующія вселенныя присноживущій патріархъ. И нѣмы убо да будутъ устнѣ льстивыя, глаголющія на праведныя беззаконіе, – устнѣ манихеовъ и савелліанъ, аріановъ и духоборцевъ..., яково... произнесоша хульнѣ и на иныя блаженныя и богоносныя отцы церковныя. Да почитается же напротивъ и чудимъ да бываетъ иже во святыхъ всечудный Фотій, иже зря Ассирійскаго онаго змія (Апок. 12, 4), отторгающа третію часть мысленнаго неба звѣздъ, ста посредѣ якоже другій Михаилъ, и первый, первый той, первый всѣхъ возопи: станемъ добрѣ, станемъ первіи во Евангеліи, въ проповѣди апостоловъ и пророковъ, во ученіи единыя, святыя Соборныя и Апостольскія Церкве...: и новый за сіе Моѵсей, новый Илія Ѳесвитяннпъ да напнсуется отъ всякаго племене и языка, православную вѣру и нравственность, и религію исповѣдающаго. Да почитается же свѣтлый храборникъ и святолѣпными пѣснии божественный отецъ и учитель да чествуется, яко Германовъ и Игнатіевъ искренний же преемнииъ и святостію равночестный...». Сравнивши Фотія съ ап. Павломъ и Іоанномъ Златоустомъ, составитель Службы восклицаетъ: «Чимъ прежде его бывшихъ отецъ нижшій?... О отче, отче, колеснице новаго Израиля и конниче его, воспріемли побѣдительная твоя: десница Господня, яже на земли скорбми тя благослови..., сія и нынѣ увѣнчиваетъ іерархическій твой верхъ вѣнцемъ славы присносущныя и блаженства».

{9} О чудесномъ спасеніи отъ Руссовъ послѣ молитвъ къ Матери Божіей и изнесенія (изъ Влахернскаго храма) Ея чудной ризы разсказываетъ самъ Фотій, не упоминая только о бурѣ. См. Ист. хр. въ Рос. до Влад., Макарія, стр. 211-212, прим. 430.

{10} Ист. хр. въ Рос. до Влад., Макарія, стр. 212, прим. 431. См. также самое Окруж. Посл. въ кн. Иванцова-Платонова «О Римскомъ католицизмѣ», ч. I, стр. 238-239.

{11} Ист. хр. въ Рос. до Влад., Макарія, Спб. 1868, стр. 252-254.

{12} Ист. Р. Ц., Макарія, 1868 г., т. I, стр. 35-37. Никон, л. 1, 91: «посла въ греки къ пр. Фотію патріарху, и взя отъ него перваго митрополита Михаила»; 103: «иде Михаилъ въ Новгородъ съ епископы Фотѣя патріарха; даде бо ему Фотій патріархъ шесть епископовъ на помощь»; 104: «взя Владиміръ у блаженнаго патріарха Фотія митрополита Кіеву Леонта».

{13} Ист. Р. Ц., Макарія, т. 1, стр. 281 и 284. Въ Уставѣ краткой ред. кн. Владиміръ говоритъ о себѣ: «се Азъ... успріалъ есмь крещеніе святое отъ греческихъ царей Константина и Василія и Фотѣя патріарха, узяхъ перваго митрополита Михаила на Кіевъ и на всю Русь, иже крести землю русскую»... Почти также говорится объ этомъ и въ Уставѣ обшир. Ред. РдСП.

{14} Объ участіи патр. Фотія въ просвѣщеніи св. вѣрою славянъ такъ поется въ одной стихирѣ (на хвалитѣхъ) вышеуказанной службы Фотію: «Со апостолы совокупился еси, яко равноапостолъ: ибо ты Болгаріи и всему словенскому племени божественный проповѣдникъ явився, ко Христу сіе привелъ еси, возродивъ крещеніемъ святымъ, еже и сохраняй православно».




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: