Замѣтка: Почему русскіе празднуютъ память святыя великомученицы Екатерины 24 ноября, а греки 25-го?

Мученическая кончина святой славной и велемудрой[1] великомученицы Екатерины, согласно мѣсяцесловамъ, находящимся донынѣ въ библіотекѣ древняго монастыря[2] Богопроходной горы Синайской, а также и по всѣмъ мѣсяцесловамъ, кои были напечатаны 200 лѣтъ тому назадъ и употреблялись во всѣхъ православныхъ церквахъ, свершилась въ 305 году, ноября 24 дня, при императорѣ Максиміанѣ.

По нѣкоторымъ древнимъ преданіямъ, тѣло преславной дѣвы-мученицы Екатерины было перенесено ангелами изъ Александріи на одну изъ вершинъ Синая, повыше Хорива, гдѣ еще и понынѣ виднѣется на той вершинѣ, на высокой гранитной скалѣ, – твердость алмаза имѣющей, – отпечатокъ ея священнаго тѣла; по истеченіи же трехъ почти вѣковъ найдены, 25 ноября, святыя мощи великомученицы Екатерины на той же вершинѣ горы Синая, которая съ того времени названа горою святой Екатерины. Сіи мощи были положены въ мраморную, изящно отдѣланную, раку[3] и понынѣ, исполненныя чуднаго благоуханія, сохраняютъ на одномъ изъ ручныхъ пальцевъ перстни, которые носила дѣва-мученица, въ томъ числѣ и одинъ, поразительной красоты, брилліантовый перстень[4].

Съ этого времени синаиты начали праздновать память святой Екатерины не только 24 ноября, день мученической ея кончины, но и 25 ноября, день обрѣтенія святыхъ мощей ея; между тѣмъ какъ православная Церковь, вообще, продолжала праздновать память святой, согласно древнему постановленію, 24 ноября, какъ и донынѣ чествуетъ ея память православная россійская Церковь. Но въ срединѣ XVII вѣка, Синайскій монастырь, какъ письменнымъ посланіемъ, такъ и чрезъ командированную имъ депутацію изъ членовъ Синайской братіи, вынужденъ былъ обратиться къ великой Константинопольской Церкви съ ходатайствомъ установить день празднованія памяти святой Екатерины 25 ноября, день открытія святыхъ мощей ея и вмѣстѣ отданія праздника «Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы», во избѣжаніе сугубыхъ всенощныхъ бдѣній, одного – 24, а другого 25 ноября. Великая Церковь, съ вѣдома и одобренія другихъ патріаршихъ престоловъ, признавъ ходатайство синаитовъ заслуживающимъ уваженія, постановила впредь совершать чествованіе памяти святой Екатерины 25 ноября.

Россійская же Церковь, которой, въ силу обстоятельствъ тогдашняго времени, вѣроятно, не было предложено высказаться по вопросу о перенесеніи дня празднованія святой великомученицы Екатерины, продолжаетъ и понынѣ праздновать память ея, согласно древнему установленію, 24 ноября, то есть, въ самый день ея мученической кончины[5].

 

Протоіерей Ангелъ Пефани.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1898. № 47. С. 1803-1804.

 

[1] Екатерина славилась не только своей красотой и скромностью, но и великою мудростью и краснорѣчіемъ, а потому она и называлась «прекрасною и велемудрою Екатериною». Она была достаточно знакома съ эллинскою и латинскою литературою, владѣла многими языками и съ любовью занималась чтеніемъ произведеній Гомера и Виргилія, а также медицинскихъ сочиненій Гиппократа и Галена.

[2] Священная Синайская обитель построена императоромъ Іустиніаномъ около 560 г. по Р. X. Богопроходная гора Синай возвышается надъ уровнемъ моря на 7088 парижскихъ футовъ, или 7533 23/100 русскихъ футовъ; расположена въ каменистой Аравіи, которая именуется также и третьей Палестиною.

[3] Кромѣ древнѣйшей этой раки, въ коей покоятся святыя мощи дѣвы-мученицы, въ Синайскомъ монастырѣ находятся еще другія двѣ серебряныя раки, изъ коихъ одна – принесенная въ даръ благочестивѣйшею императрицею Екатериной Великой.

[4] Согласно сказанію Четьихъ-Миней, драгоцѣнное кольцо дѣвы-мученицы Екатерины было подарено ей Самимъ Господомъ во время сновидѣнія.

[5] Въ Афонскихъ монастыряхъ, какъ равно и въ церкви Іерусалимской, память святой Екатерины еще доселѣ празднуется 24 ноября.

 

Честная левая рука святой великомученицы Екатерины




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: