Бесѣда на память преподобнаго Самасона страннопріимца (Память его 27-го іюня).

Страннолюбіе есть одинъ изъ видовъ любви и милосердія къ ближнему, состоящій въ томъ, чтобы человѣка, не имѣющаго пристанища, ввести въ домъ и упокоить. Значеніе этой добродѣтели въ дѣлѣ благоугожденія Богу и спасенія души открывается изъ того, что Самъ Господь, нашъ Іисусъ Христосъ, неимѣвшій на землѣ пристанища, гдѣ бы могъ «главу подклонити» (Мѳ. 8, 21), нѣкогда на страшномъ судѣ воспомянетъ страннолюбцевъ: «страненъ бѣхъ», речетъ Онъ, «и введосте Мене» (Мѳ. 25, 35). На основаніи сего въ Христіанской Церкви издревле страннопріимство считалось одною изъ священныхъ обязанностей какъ для первостоятелсй церквей, которые, по апостолу, должны быть страннолюбивы (1 Тим. 3, 2), такъ и для всѣхъ членовъ христіанскаго общества, въ которомъ живо и дѣйственно было неоднократное апостольское наставленіе: «страннюлюбія держитесь (Рим. 12, 13), страннолюбія не забывайте (Евр. 13, 1), будьте страннолюбцы другъ къ другу» (1 Петр. 4, 9), тѣмъ болѣе, что не забвенна была и священная память первыхъ провозвѣстниковъ вѣры, подъ видомъ странниковъ прошедшихъ дальнѣйшія страны міра «безъ влагалища, пиры и сапоговъ» (Лук. 10, 4). Въ сонмѣ святыхъ, стяжавшихъ себѣ вѣнецъ небесной славы, мы чтимъ и страннопріимцевъ. Таковъ, воспоминаемый Церковію въ настоящую седьмицу, преп. Сампсонъ страннопріимецъ, всю свою жизнь посвятившій на служеніе странникамъ.

Преп. Сампсонъ родился въ Римѣ отъ знатныхъ и богатыхъ родителей, хорошо обучился мірскимъ наукамъ, особенно врачебной, но знаніе свое преимущественно прилагалъ къ дѣлу благотворенія больнымъ бѣднымъ и безпріютнымъ странникамъ. По смерти родителей онъ роздалъ доставшееся ему наслѣдство нищимъ, отпустилъ рабовъ своихъ, оставилъ отечество и самъ сдѣлался странникомъ. Извѣдавъ опытно нужды и скорби странствованія, но вмѣстѣ познавъ непонятную для міролюбцевъ сладость жизни, отрѣшенной отъ житейскихъ заботъ, преп. Сампсонъ, по волѣ Божіей поселившись въ Константинополѣ, обратилъ свой домъ въ пріютъ для странниковъ, которымъ лично и служилъ со всѣмъ усердіемъ души, всецѣло проникнутой духомъ евангельской любви. Патріархъ, узнавъ о добродѣтеляхъ преподобнаго, посвятилъ его въ санъ пресвитера. Скоро Промыслъ Божій помогъ св. страннопріимцу разширить кругъ своей дѣятельности на излюбленномъ имъ поприщѣ. Императоръ Юстиніанъ, изцѣленный отъ болѣзни преп. Сампсономъ, въ награду его, по желанію преподобнаго, устроилъ обширную страннопріимницу и больницу, отдавъ ихъ въ завѣдываніе и распоряженіе преподобному. Такъ до конца своей жизни преп. Сампсонъ былъ вѣренъ своему призванію и, достигши глубокой старости, скончался въ 530 году по Р. Хр. 27 іюня! Божіе благоволеніе и по смерти преподобнаго не преставало осѣнять устроенное имъ заведеніе, гдѣ молитвами и ходатайствомъ угодника Божія больные получали преимущественную помощь въ недугахъ своихъ. Неоднократно и самъ преподобный являлъ свое попеченіе о благоустройствѣ посвященнаго его памяти заведенія. Такъ, когда одинъ изъ строителей, по лѣности своей, небрежно исполнялъ свои обязанности и не радилъ о нуждахъ призрѣваемыхъ, преп. Сампсонъ, явившись ему въ нощномъ видѣпіи, строго наказалъ и исправилъ къ ревностному служенію. Другой строитель, страдавшій скупостію и потому скудно удовлетворявшій потребностямъ помѣщающихся въ пріютѣ, былъ наказанъ тяжкою глазною болѣзнію и только по молитвамъ преподобнаго получилъ изцѣленіе.

Примѣръ преп. Сампсона да укрѣпляетъ и всѣхъ насъ, братіе, въ чувствѣ страннолюбія, съ увѣренностію, что призрѣніе странныхъ есть великое дѣло человѣколюбія, завѣщеваемое Спасителемъ и Его учениками! Правда, въ настоящее время, съ ослабленіемъ чистоты и простоты нравовъ, странничество иногда проявляется среди общества въ такомъ видѣ, что невольно охлаждаетъ страннолюбивое чувство. Встрѣчаются, напримѣръ, нерѣдко такіе странники, которыхъ справедливѣе назвать праздношатающимися, – такъ какъ они, по лѣности и ради легкаго прибытка отъ благотворителей, намѣренно избѣгаютъ труда и исполненія предлежащихъ имъ по званію обязанностей, – а по испорченности своихъ нравовъ не безопасны для самихъ благотворителей, готовыхъ оказать имъ пристанище въ своемъ домѣ. Есть даже такіе странники, которые этимъ именемъ, какъ священнымъ для христіанъ, хотятъ прикрыть свое преступное стремленіе къ самочинному образу жизни, съ изувѣрствомъ отвергая законныя требованія власти и необходимыя въ составѣ гражданскаго общества условія общежитія. Но, предоставляя таковыхъ нарушителей правды суду Божію и отвѣтственности предъ закономъ гражданскимъ, мы, братіе, должны, по слову апостола, «вся искушающе добраго держаться» (1 Солун. 5, 20) и не ослаблять человѣколюбиваго чувства въ сердцѣ своемъ, ради нѣкоторыхъ случаевъ злоупотребленія нашимъ довѣріемъ. Гостепріимство есть столь древняя и всеобщая добродѣтель, что даже непросвѣщенные христіанствомъ свято ее исполняютъ, тѣмъ болѣе христіанамъ стыдно ее нарушать или отвергать. Отказать въ гостепріимствѣ страннику, какъ пришельцу изъ другихъ мѣстъ, было бы противно закону общенія людей, данному отъ Бога, Который отъ «одной крови произвелъ родъ человѣческій для обитанія по всему лицу земли» (Дѣян. 17, 26). Самъ Господь заповѣдалъ евреямъ: «пришельца не озлобите, ниже оскорбите его: пришельцы бо бѣста въ землѣ Египетской» (Исх. 22, 21). Потому взаимное благо людей, истекающее изъ между-народныхъ сношеній ихъ между собою, естественно должно располагать каждаго свято блюсти правила гостепріимства. Кромѣ того, въ отечествѣ нашемъ есть много странниковъ, руководимыхъ стремленіемъ посѣщать святыя мѣста Православной Церкви. Благомыслящій человѣкъ не назоветъ эти богомольпыя путешествія безцѣльными и безполезными въ общемъ строѣ народной жизни, – напротивъ это живые носители духа благочестія народнаго. Съ искреннею вѣрою, обтекая мѣста, ознаменованныя особеннымъ явленіемъ благодати Божіей въ чудотворныхъ иконахъ и нетлѣнпыхъ мощахъ угодниковъ Божіихъ, эти странники-богомольцы разносятъ всюду благоуханіе святыни, благословеніе и милость отъ крѣпкихъ молитвенниковъ земли Русской, – питаютъ духъ народнаго благочестія, повѣдая видѣнное и слышанное о жизни и подвигахъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Отказывать въ гостепріимствѣ таковымъ странникамъ непохвалыю и небезопасно, потому что чрезъ это можно обличить себя въ недостаткѣ благочестія и лишиться Божія благословенія, пренебрегши страннолюбіе, чрезъ которое, по слову св. апостола Павла, «нѣціи не вѣдяще страннопріяша ангелы» (Евр. 13, 2). Наконецъ болѣе общимъ предметомъ попеченія страннолюбца представляются тѣ безпріютные бѣдные, для которыхъ общественная и частная благотворительность устрояетъ страннопріимные домы, богодѣльни и т. п. Содѣйствовать процвѣтанію сихъ заведеній есть обязанность каждаго члена общества, какъ по чувству христіанскаго милосердія, такъ и по долгу признательности къ престарѣлымъ и немощнымъ братіямъ нашимъ, тѣмъ болѣе, что этотъ способъ благотворенія самый правильный и цѣлесообразный, потому что даетъ возможность благотворить бѣднымъ не временно и не безъ разбора, но по правильному усмотрѣнію нуждъ бѣдныхъ и съ разумнымъ приложеніемъ способовъ къ ихъ удовлетворенію.

Подвизайтесь же, братіе, въ подвигахъ благотворепія каждый по изволенію сердца своего! Кто подастъ прохожему страннику «чашу студеной воды, не погубитъ мзды своей» (Мѳ. 10, 42). Аминь.

 

Воскресныя Бесѣды. Бесѣда двадцать пятая.

 

«Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879. № 23. С. 187-188.

 

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 8-й:

Въ терпѣ́ніи твое́мъ стяжа́лъ еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне,/ въ моли́твахъ непреста́нно терпѣ́вый,/ ни́щія возлюби́вый и сія́ удовли́вый./ Но моли́ся Христу́ Бо́гу, Сампсо́не ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́мъ на́шимъ.

Инъ тропарь, гласъ 4-й:

Нося́й подо́біе Бо́жіихъ щедро́тъ,/ боже́ственныя благосты́ни, источа́еши то́ки,/ Сампсо́не свяще́ннѣйшій,/ ты бо богоподража́тельнымъ состра́стіемъ просія́въ,/ яви́лся еси́ скорбя́щимъ и стра́ждущимъ врачъ,/ подава́я чту́щимъ тя// крѣ́пость неизсяка́емую.

Кондакъ, гласъ 8-й:

Яко врача́ всеизря́дна и моли́твенника благопрія́тна,/ къ ра́цѣ твое́й боже́ственнѣй притека́юще, Сампсо́не богому́дре преподо́бне,/ соше́дшеся любо́вію, псалмы́ и пѣ́сньми, ра́дующеся, Христа́ прославля́емъ,// такову́ю тебѣ́ благода́ть подава́юща исцѣле́ній.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: