Бесѣда на память преподобной Маріи Египетской (Память ея 1-го апрѣля).
Преподобная Марія была родомъ изъ Египта. Въ самыхъ юныхъ лѣтахъ, обуреваемая страстями, она удалилась изъ подъ мирнаго родительскаго крова въ шумный и торговый городъ Александрію, на гибельное торжище порока. Здѣсь она 17 лѣтъ провела въ самомъ стыдномъ развратѣ, ниспадая глубже и глубже въ бездну грѣха. Однажды она увидѣла на берегу моря бодьшое собраніе людей, готовыхъ отплыть во Св. градъ Іерусалимъ на поклоненіе гробу Господню и животворящему Кресту. Марія вступила съ ними въ корабль. Не чувство благочестія влекло ее къ святымъ мѣстамъ, побуждало ее праздною поѣздкою оразнообразить свою жизнь то-же безумное разженіе плоти, по дѣйствію котораго ея сожженная совѣсть и омраченный умъ уже давно оставались мертвы и глухи къ внушеніямъ добра. Марія, какъ на пути въ Іерусалимъ, такъ и въ первое время пребыванія въ немъ, продолжала свою прежнюю беззаконную жизнь. Въ ея растлѣнной душѣ, по-видимому, неоставалось и малѣйтей искры страха Божія. Между тѣмъ и для этого погибшаго созданія, по благости Божіей, долженъ былъ скоро настать свѣтлый день внутренняго обновленія и возстанія изъ бездны грѣховной. Бывши въ Іерусалимѣ, Марія, въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня, изъ любопытства пошла въ храмъ Вокресенія Христова, куда стремились толпы богомольцевъ. Но, при входѣ въ храмъ, какая-то не видимая сила отталкивала Марію назадъ и препятствовала войти въ храмъ, тогда какъ всѣ другіе безпрепятственно входили. Послѣ неоднократно повторившейся безплодной попытки проникнуть внутрь храма, Марію внезапно озарила мысль о ея недостоинствѣ приблизиться святынѣ. Оставшись въ притворѣ, она поверглась съ пламенною молитвою предъ иконою Бокіей Матери, покаялась въ своихъ грѣхахъ и дала рѣшительное обѣщаніе исправиться. Послѣ сего она безпрепятственно вошла въ храмъ, объятая страхомъ, и въ слезахъ сердечнаго сокрушенія облобызала Св. животворяцій Крестъ и Гробъ Спасителя. По выходѣ изъ храма, услышавъ голосъ: «иди за Іорданъ, тамъ обрѣтешь покой». Марія пріобщилась Св. Таинъ въ монастырѣ Св. Іоанна Крестителя находившемся близь Іордана и удалилась въ глубину пустыни Іорданской, гдѣ и пробыла безъисходно 48 лѣтъ, ни кѣмъ не вѣдомая и сама не видѣвшая ни кого, кромѣ звѣрей пустынныхъ.
Но, по устроенію Божію, дабы явить міру необычайный подвигъ Преподобной, ее встрѣтилъ въ пустынѣ инокъ одного, сосѣдняго съ пустыней, монастыря преп. Зосима, по обычаю удалившійся изъ своего монастыря на время Св. Четыредесятницы для уединенныхъ подвиговъ. На Маріи вся одежда отъ времени, уже истлѣла и она, увидавъ Зосиму, устремилась бѣжать отъ него, но, по усиленной просьбѣ старца, приблизилась къ нему, прикрывшись одеждою, брошенною ей Зосимою. Въ бесѣдѣ съ старцемъ Марія повѣдала свою прежнюю жизнь и обстоятельства своего обращенія на путь добродѣтели. Она 17 лѣтъ жила въ полномъ рабствѣ страстямъ, но и по обращеніи своемъ еще 17 лѣтъ боролась съ своими порочными навыками и наконецъ достигла вожделеннаго покоя духа. Она сдѣлалась ангелоподобнымъ существомъ: преп. Зосима видѣлъ ее во время молитвы, вознесенною отъ земли и стоящею на воздухѣ, – видѣлъ, какъ она двукратно переходила Іорданъ, какъ бы по суху. Преп. Марія просила Зосиму на слѣдующій годъ прійти въ пустыню съ Св. Дарами для попріобщенія. Зосима исполнилъ это желаніе. За тѣмъ еще разъ она просила старца прійти, но Зосима нашелъ ее уже умершею, лежащею на землѣ лицемъ на востокъ, съ сложенными руками, около нея на пескѣ была надпись, обозначавшая время смерти Преподобной. Она скончалась 1 апрѣля въ 530 году по Р. Хр. Зосима предалъ тѣло ея погребенію въ пустынѣ.
Въ жизни преп. Маріи открываются предъ нами, братіе, въ разительной противоположности два состоянія души грѣховной и обновленной покаяніемъ! Въ грѣховномъ состояніи человѣкъ среди всѣхъ благъ и удовольствій чувственныхъ, волнуемый ненасытностію страстей, никогда не можетъ найти себѣ полнаго удовлетворенія и достигнуть истиннаго мира и радости. Бываютъ минуты, когда грѣшникъ ясно понимаетъ свое жалкое положеніе въ рабствѣ страстямъ и невольно взываетъ: окаяненъ азъ человѣкъ: кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея (Рим. 7, 24)? Но чѣмъ глубже погрязаетъ человѣкъ въ порокахъ, тѣмъ безсознательнѣе онъ становится къ своему нравственному состоянію, умъ и совѣсть его омрачаются, благія чувства и стремленія замираютъ; онъ дѣлается, подобно бездыханному трупу, холоднымъ и равнодушнымъ ко всему святому... Въ такомъ состояніи не оставляетъ человѣка благость Божія. Своимъ животворнымъ гласомъ, вѣщаніе коего слышится, то въ особыхъ явленіяхъ природы, то въ обстоятельствахъ жизни человѣческой, а иногда въ необыкновенныхъ, чудесныхъ знаменіяхъ. Всеблагій Богъ возбуждаетъ человѣка отъ грѣховнаго омертвенія и даетъ ему благодатную силу возстать изъ бездны грѣха. Такъ и совершилось съ преп. Маріею, бывшею одною изъ величайшихъ грѣшницъ и достигшею потомъ равноангельскаго совершенства.
Что же поддерживало Преподобную на высотѣ самоотверженія и всецѣлаго отреченія отъ міра въ теченіе почти пятидесятилѣтняго ея пребыванія въ пустынѣ? Благодать Господа Іисуса Христа, Его же возлюбила Преподобная, Его же возжелала, Его же ради она плоть свою изнурила. Потому Христосъ не только простилъ грѣхи ея многіе за то, что она много возлюбила, но даровалъ ей такую силу, что она могла по истинѣ сказать съ Апостоломъ: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Фил. 4, 13).
Да объемлетъ же и всѣхъ насъ, братіе, таже любовъ Христова, какая одушивляла преп. Марію. Только во Христѣ и со Христомъ мы обрящемъ истинный покой и свободу отъ рабства страстямъ. Эти враги наши расточатся, исчезнутъ какъ дымъ и растаятъ какъ воскъ отъ лица огня Божественной любви, возженной въ сердцѣ христіанина. «Какъ желѣзо или свинецъ, говоритъ преп. Макарій Великій, золото и серебро, вложенныя въ огонь распускаются и твердость своего естества перемѣняютъ въ мягкость и, пока бываютъ въ огнѣ, отъ силы огня дѣлаются неупорными, уступчивыми, сложившими съ себя естественную свою твердость, такъ душа, пріявъ въ себя небесный огнь любви, устраняется отъ всякаго пристрастія къ духу міра, освобождается отъ узъ порока, отлагаетъ естественную свою грѣховную жесткость». (Слов. 5, гл. 9). Аминь.
Воскресныя Бесѣды. Бесѣда тринадцатая.
«Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879. № 11. С. 86-87.
⸭ ⸭ ⸭
Тропарь, гласъ 5-й:
Просвѣти́вшися боже́ственно благода́тiю Креста́,/ покая́нiя яви́лася еси́ свѣтоявле́нное сiя́нiе,/ страсте́й мглу́ отгна́вши, всечестна́я./ Тѣ́мже я́ко а́нгелъ Бо́жiй Зоси́мѣ свяще́нному яви́лася еси́ въ пусты́ни,/ Марíе преподо́бная ма́ти.// Съ ни́мже моли́ о всѣ́хъ на́съ.
Инъ тропарь, поемый на Аѳонѣ, гласъ 5-й:
Осія́ема богоду́хновеннѣ Креста́ благода́тію,/ покая́нія явле́на бы́сть свѣтови́днаго заря́,/ стра́стное помраче́ніе отве́ргши, всечестна́я,/ сего́ ра́ди я́ко а́нгелъ Божій/ Зоси́мою свяще́ннымъ узрѣ́ся въ пусты́ни,/ Марíе, преподо́бная ма́ти,// съ ни́мже моли́ о всѣ́хъ на́съ.
Кондакъ, гласъ 4-й:
Грѣха́ мглы́ избѣжа́вши,/ покая́нія свѣ́томъ озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегрѣше́ній обрѣла́ еси́ оставле́ніе// и со а́нгелы при́сно сра́дуешися.
Инъ кондакъ, гласъ 3-й:
Блуда́ми пе́рвѣе преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва невѣ́ста дне́сь покая́ніемъ яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́моны Креста́ ору́жіемъ погубля́етъ./ Сего́ ра́ди Ца́рствія невѣ́ста яви́лася еси́,// Марíе пресла́вная.