Воскресная Бесѣда: Преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ (Память его 30-го марта).

Въ примѣръ постящимся во дни св. Четыредесятницы св. Церковь предлагаетъ жизнь и духовные подвиги преподобнаго Іоанна Лѣствичника, подобно намъ обложеннаго немощію плоти, но который «постомъ, бдѣніемъ и молитвою сдѣлался и въ тѣгоси, яко ангелъ». (Кондакъ 30 марта).

Преподобный Іоаннъ жилъ въ 6 вѣкѣ по Р. Христовѣ, родомъ былъ изъ Сиріи. Онъ названъ Лѣствичникомъ, или списателемъ лѣствицы, по написанному имъ нравоучительному сочиненію, имѣющему названіе: лѣствица рая, въ которомъ онъ изложилъ постепенное восхожденіе человѣка, путемъ добродѣтелей, какъ по лѣстницѣ, отъ земли къ небу. По мѣсту своихъ иноческихъ подвиговъ, проподобпый называется Синаитомъ, потому что почти всю свою жизнь провелъ въ Синайский пустынѣ. Будучи еще 16 лѣтъ, онъ восчуствовалъ къ душѣ благое стремленіе къ уединенной подвижнической жизни и удалился на Синайскую гору, гдѣ нѣкогда Господь благоволилъ дать людямъ, чрезъ Моѵсея, законъ, написанный на двухъ скрижаляхъ и содержащій въ 10 заповѣдяхъ обязанности человѣка къ Богу и ближнимъ. На этой священной горѣ, окруженной трудно проходимою пустыней и потому представлявшей всѣ удобства для уединенія, преп. Іоаннъ началъ свою подвижническую жизнь, подъ руководствомъ старца Мартирія. Юный подвижникъ всецѣло предалъ себя въ жертву Богу; отрѣшившись всякаго самовольнаго хотѣнія и самолюбія, но съ кротостію и смиреніемъ повинуясь своему духовному руководителю, стремился къ высотѣ духовной: тѣло вознесъ на Синайскую гору, а душу на гору небесную, – восшествіемъ на гору видимую поучался возноситься и приближаться къ созерцанію невидимаго Бога. Проживъ въ Синайской обители 19 лѣтъ, до сорокалѣтняго своего возраста, преподобный удалился въ ближайшую пустыню на уединенное жительство и здѣсь подвизался 40 лѣтъ, словомъ и примѣромъ назидая приходящихъ къ нему за совѣтомъ. Единому Богу вѣдомы труды, бдѣнія, сердечные вопли слезы преподобнаго въ продолженіе сей великой четыредесятницы! Долго послѣ его кончины показывали весьма тѣсную пещеру, мѣсто его тайныхъ подвиговъ, прозванную слезоточную, потому что она была орошаема слезами преподобнаго. Изъ подвижнической жизни его особенно указываетъ жизнеописатель преподобнаго слѣдующія черты его смиренномудрія. Такъ онъ чтобы не дать повода возникнуть въ душѣ самомнѣнію и совершенно сокрушитъ рогъ гордыни, во время поста не уклонялся отъ пищи, но вкушалъ все, что было дозволено иноческимъ уставомъ, но это принятіе пищи было такъ мало, что онъ казался болѣе отвѣдывающимъ, нежели вкушающимъ пищу. Одаренный Богопросвѣщеннымъ умомъ преподобный изъ сокровищницы Слова Божія и изъ опытовъ собственной жизни износилъ спасительные уроки и съ любовію поучалъ въ всѣхъ приходящихъ къ нему, руководя ихъ ко спасенію. Но когда явились нѣкоторые, по зависти укорявшіе его въ многоглаголаніи и лживости словесъ, преподобный наложилъ на себя подвигъ молчанія и въ теченіи цѣлаго года не отверзалъ устъ своихъ, этимъ и онъ заградилъ уста завистниковъ, которые сознали потомъ свою исправду и сами приступили къ нему съ усильною мольбою не лишать послушающихъ душеспасительной его бесѣды. Сдѣлавшись игуменомъ Синайской горы, преп. Іоаннъ въ руководство братіи написалъ сочиненіе подъ названіемъ: лѣствица рая, исполненное столь глубокими и основанными на долговременномъ опытѣ его подвижнической жизни совѣтами, что это сочиненіе сдѣлало имя преп. Іоанна извѣстнымъ повсюду и дало ему названіе Лѣствичника. Потомъ онъ еще написалъ книгу къ пастырю. Преподобный скончался 80 лѣтъ около 606 г. по Р. Хр.

Преп. Іоаннъ, какъ примѣромъ своей жизни, такъ и руководственнымъ для христіанъ сочиненіемъ своимъ – лѣствица рая – поучаетъ насъ тому, что достиженіе спасенія требуетъ со стороны человѣка труда, самоотверженія и усиленныхъ подвиговъ. На самой первой степени восхожденія къ небу душѣ, отягощенной земными пристрастіями, не легко подняться на высоту благочестія, пока не будутъ, прерваны связи, прикрѣпляющія ее къ землѣ, къ чувственности. Этотъ начальный шагъ особенно важенъ, но въ тоже время тѣмъ болѣе труденъ, что узы, привязывающія насъ къ землѣ, многочисленны и считаются столь естественными, привычными, что мы часто даже и не сознаемъ, какъ, они лишаютъ насъ свободы даже на краткое время вознести свой умъ и сердце горѣ – къ Богу! Обыкновенно говорятъ: мы не имѣемъ времени часто ходить въ церковь, не успѣли исполнить христіанскаго долга говѣнія во время поста, потому что обязаны семействомъ, службою, непрерывными занятіями для снисканія средствъ къ жизни, – не можемъ соблюдать постъ, потому что чувствуемъ, что отъ этого ослабѣваютъ тѣлесныя силы и страдаетъ здоровье, – не можемъ помогать бѣднымъ, потому что у самихъ средства къ жизни не велики и т. п. Всѣ подобныя отговорки ни что иное выражаютъ, какъ неполное и нетвердое сознаніе превосходства христіанскаго долга предъ временными житейскими обязанностями и удобствами жизни, недостатокъ ревности къ дѣлу спасенія души къ своей и даже нравственную безпечность. Между тѣмъ царствіе Божіе, по слову Спасителя, силою берется и употребляющіе усиліе восхищаютъ его (Mѳ. II, 12), Тоже показываетъ примѣръ св. подвижниковъ, въ отрѣшеніи отъ міра и всѣхъ земныхъ привязанностей полагавшихъ начало восхожденія своего къ высотѣ благочестія. Примѣры св. подвижниковъ, отшельниковъ отъ міра, конечно не въ томъ отношеніи выставляются намъ для подражанія, что и всѣ мы живущіе въ мірѣ, должны оставить свои житейскія обязанности ради снисканія царствія Божія: это удѣлъ избранныхъ. Но всѣ мы въ сихъ примѣрахъ должны имѣть образцы той святой ревности о своемъ спасеніи, которая необходима каждому, хотящему благочестно жить. Съ этою ревностію и среди міра, не оставляя обязанностей своего званія, всѣ мы можемъ, съ помощію Божію, содѣловать свое спасеніе. Эта ревность отгонитъ отъ насъ духъ праздности и унынія, покажетъ намъ возможность совмѣстить съ исполненіемъ житейскихъ обязанностей соблюденія христіанскаго долга въ отношеніи молитвы поста и другихъ благочестивыхъ упражненій, предписываемыхъ Церковію для руководства къ нашему небесному восходу. Аминъ.

 

Воскресныя Бесѣды. Бесѣда двѣнадцатая.

 

«Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879. № 11. С. 85-86.

⸭    ⸭    ⸭

Великій учитель христіанской добродѣтели, преп. Іоаннъ Лѣствичникъ на вопросъ нѣкоторыхъ мірскихъ людей, можно ли оженившимся, связаннымъ общественными заботами, совершать подвиги житія иноческаго, прямо сказалъ: «все, что можете творить добраго, творите. Удержите языкъ свой отъ злословія и лжи, руки отъ хищенія и татьбы, умъ отъ превозношенія и презорства, изгоните изъ своихъ сердецъ всякую ненависть, не устраняйтесь отъ церковнаго собранія, къ нуждающимся будьте сострадательны, никого не соблазняйте, не смотрите на чужихъ женъ съ завистію и вожделѣніемъ; тогда недалеко будете отстоять и отъ царствія небеснаго» (Лѣствица возводящая на небо, степ. 1-я – о отверженіи житія мірскаго).

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 3-й:

Боже́ственную лѣ́ствицу всѣ́мъ утверди́въ,/ слове́съ твои́хъ худо́жество,/ мона́шествующимъ настав́никъ показа́лся еси́,/ отъ дѣ́яній, Іоа́нне, очище́нія, къ созерца́нія возводя́й осія́нію./ О́тче преподо́бне,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́мъ ве́лію ми́лость.

Кондакъ, гласъ 1-й:

Плоды́ присноживо́тныя/ отъ кни́ги своея́ принося́ уче́нія, му́дре,/ сердца́ услажда́еши тѣ́мъ съ трезве́ніемъ внима́ющихъ, блаже́нне./ Лѣ́ствица бо е́сть, души возводя́щи/ отъ земны́хъ къ небе́сней и пребыва́ющей сла́вѣ// вѣ́рою чту́щія тя.

 

См. также:

Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Планъ составленія «Лѣствицы» (небесной) преподобнымъ Іоанномъ Лѣствичникомъ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: