Замѣтка: Продолжительность такъ называемаго пасхальнаго года и зависящія отъ нея измѣненія въ чтеніи зачалъ рядовыхъ литургійныхъ воскресныхъ Евангелій.

Первый вселенскій соборъ утвердилъ постановленіе и правила александрійской церкви относительно времени празднованія св. Пасхи и грозилъ отлученіемъ тому, кто вздумалъ бы не подчиняться этому постановленію и началъ бы праздновать православную Пасху вмѣстѣ съ іудеями. Св. отцы Антіохійскаго собора, первымъ своимъ правиломъ наистрожайше утвердивъ, установили непоколебимо соблюдать святое постановленіе перваго вселенскаго собора, слѣдующими словами: «всѣмъ дерзающимъ нарушатъ уставъ святаго и великаго собора въ Никеи бывшаго въ присутствіи благочестивомъ Боголюбивѣйшаго Государя Константина, о святомъ празднествѣ спасительныя Пасхи, отлучаемъ и извергаемъ отъ церкви, естьли они будутъ упорно стоятъ противу того добраго устава (соборнаго)». Александрійскою же церковію постановлено было праздновать Пасху въ первое воскресенье послѣ мартовскаго полнолунія, которое случится не раньше 21-го марта (полнолуніе пасхальное). Когда же мартовское полнолуніе придется раньше 21-го марта, постановлено за пасхальное полнолуніе считать слѣдующее за нимъ, то, которое наступитъ черезъ 30 дней послѣ него; напр., если мартовское полнолуніе случится 19-го марта, то пасхальное полнолуніе будетъ 18-го апрѣля. Итакъ, время празднованія Пасхи зависитъ отъ теченія луны. Лунный гражданскій годъ, состоящій изъ 6 полныхъ (въ 30 дней) мѣсяцевъ и 6 неполныхъ (въ 29 дней), меньше на 11 дней солнечнаго гражданскаго (юліанскаго) года, равнаго 365 днямъ. Поэтому мартовское полнолуніе какого-либо года всегда случается на 11 дней раньше мартовскаго полнолунія предшествующаго года; если мартовское полнолуніе случится 21-го марта, то въ слѣдующемъ году оно выпадетъ 10-го марта. Это полнолуніе, по приведенному соборному постановленію, не считается пасхальнымъ, которымъ нужно считать выпадающее на 9-е апрѣля. Подобныя перенесенія пасхальныхъ полнолуній совершаются и тогда, когда въ предшествующіе годы они будутъ случаться 22, 24, 25, 27, 29 и 30 марта; въ такихъ случахъ пасхальными полнолуніями будутъ тѣ, которыя выпадутъ на 30 дней позже: 10, 12, 13, 15, 17 и 18 апрѣля. Пасха же должна быть празднуема въ слѣдующіе за пасхальными полнолуніями воскресные дни. Отсюда видно, что періодъ времени, проходящій отъ дня Пасхи одного года до дня Пасхи другого, слѣдующаго за нимъ, бываетъ не одинаковъ: онъ можетъ быть длиннѣе и короче гражданскаго года. Такой періодъ времени носитъ названіе пасхальнаго года. Мы займемся опредѣленіемъ его продолжительности, а также указаніемъ тѣхъ измѣненій, которыя должны происходить въ чтеніи зачалъ рядовыхъ воскресныхъ Евангелій – въ зависимости отъ измѣненій этой продолжительности.

Сначала разсмотримъ тѣ случаи, когда пасхальный годъ будетъ длиннѣе гражданскаго (солнечнаго). Изъ предыдущаго легко видѣть, что пасхальный годъ будетъ длиннѣе гражданскаго каждый разъ, когда пасхальное полнолуніе необходимо переносить съ марта на апрѣль. Для опредѣленія разницы между пасхальнымъ и гражданскимъ годами возьмемъ частный случай. Мартовское полнолуніе случается, положимъ, 21-го марта, которое придется въ субботу; тогда Пасха должна праздноваться 22-го марта. Въ слѣдующемъ году пасхальное полнолуніе должно быть 9-го апрѣля; оно падетъ въ простомъ году на пятницу, а въ високосномъ на субботу; Пасха будетъ праздноваться въ первомъ случаѣ 11-го апрѣля, во второмъ – 10-го. Отъ 22-го марта до 11-го апрѣля проходитъ 20 дней, а до 10-го – 19. Слѣдовательно, 20 дней для простого года и 19 для високоснаго есть искомая разница между этими годами и пасхальнымъ. Если прибавимъ эти разности къ продолжительности гражданскихъ годовъ, то и получимъ искомую продолжительность пасхальнаго года въ 385 дней (55 недѣль). Но если полнолуніе, случившееся 21-го марта, приходится въ воскресенье, то Пасху нужно праздновать въ слѣдующее воскресенье, 28-го марта. Въ слѣдующемъ же году (если онъ простой) пасхальное полнолуніе придется 9-го апрѣля (въ субботу), а Пасху должно праздновать 10-го апрѣля; если годъ високосный, то 9-го апрѣля придется въ воскресенье, а Пасху придется праздновать въ слѣдующее воскресенье, 16-го апрѣля. Слѣдовательно, разность между продолжительностью пасхальнаго года и гражданскаго простого будетъ не 20 дней, а только 13; между пасхальнымъ и високоснымъ годами по прежнему разность остается 19 дней. Значитъ, продолжительность пасхальнаго года, можетъ быть еще равна 365 + 13 = 378 днямъ (54 недѣлямъ). Другой продолжительности кромѣ вычисленныхъ пасхальный годъ, большій гражданскаго имѣть не можетъ. Если пасхальное полнолуніе случится 18-го апрѣля, которое придется въ воскресенье, тогда праздновать Пасху нужно будетъ въ слѣдующее воскресенье, т. е. 25-го апрѣля. Это есть самая поздняя Пасха; она возможна въ простомъ году тогда, если въ предыдущемъ году она праздновалась 5-го апрѣля, а въ високосномъ – если въ предыдущемъ году праздновалась 6-го апрѣля.

Пользуясь тѣми же соображеніями, можно опредѣлить продолжительность пасхальнаго года, который будетъ короче юліанскаго. Это всегда возможно только послѣ пасхальныхъ полнолуній, случающихся въ апрѣлѣ. Апрѣльскія же полнолунія могутъ быть 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 17 и 18 чиселъ. Легко видѣть, что если пасхальныя полнолунія для какихъ-либо годовъ будутъ падать на указанныя числа апрѣля, то въ слѣдующіе за ними годы они будутъ приходиться, соотвѣтственно, 21, 22, 24, 25, 27, 29, 30 марта, затѣмъ 1, 2, 4, 6 и 7 апрѣля, т. е. въ этомъ случаѣ отъ одного пасхальнаго полнолунія до другого не проходитъ полнаго юліанскаго года. Не трудно опредѣлить здѣсь продолжительность пасхальнаго года. Беремъ частный примѣръ. Пасхальное полнолуніе, падающее на 1-е апрѣля, случится въ воскресенье; тогда въ слѣдующемъ году пасхальное полнолуніе будетъ 21-го марта, которое придется въ четвергъ, если этотъ годъ простой, и въ пятницу, если онъ високосный. Пасху же въ данномъ году, по соборному постановленію, нужно будетъ праздновать 8-го апрѣля, а въ слѣдующемъ простомъ 24-го марта – и въ високосномъ 23-го марта. Значитъ, пасхальный годъ въ данномъ случаѣ будетъ короче простого юліанскаго на 15 дней, а високоснаго на 16 дней, т. е. въ томъ и другомъ случаѣ будетъ продолжаться 365 – 15 = 366 – 16 = 350 дней (50 недѣль). Но если пасхальное полнолуніе 1-го апрѣля придется, предположимъ, въ субботу, тогда Пасха будетъ 2-го апрѣля; въ слѣдующемъ же году пасхальное полнолуніе 21-го марта для простого года случится въ среду, а для високоснаго въ четвергъ; Пасху въ первомъ случаѣ придется праздновать 25-го марта, а во второмъ – 24-го марта. Какъ видимъ, между простымъ юліанскимъ годомъ и пасхальнымъ разность будетъ въ 8 дней, а високоснымъ и пасхальнымъ – 9 дней; во всякомъ случаѣ продолжительность пасхальнаго года будетъ = 365 – 8 = 366 – 9 = 357 днямъ (51 недѣлѣ). Итакъ, пасхальный годъ, который короче юліанскаго года, можетъ продолжаться или 50 недѣль (самый короткій пасхальный годъ), или 51 недѣлю.

Каждый пасхальный годъ дѣлится въ церковномъ кругу на три части: первую, предшествующую Пасхѣ и заключающую въ себѣ 10 седмицъ (Постная Тріодь), вторую непосредственно слѣдующую за Пасхой въ 8 седмицъ (Цвѣтная Тріодь) и третью, заключающую остальныя рядовыя седмицы, которыхъ можетъ быть 32, 33, 36, 37. Первыя двѣ изъ указанныхъ частей пасхальнаго года имѣютъ опредѣленную неизмѣнную продолжительность, и для каждаго дня этихъ частей положено читать опредѣленное евангельское зачало, согласно съ тѣмъ, какія событія изъ жизни Господа нашего Іисуса Христа воспоминаются въ эти дни. Но рядовыхъ седмицъ бываетъ и больше, и меньше; въ зависимости отъ этого долженъ мѣняться и порядокъ чтеній литургійныхъ Евангелій, которыхъ положено, для воскресныхъ дней, 32 зачала. Начинаютъ чтенія этихъ Евангелій съ недѣли Всѣхъ Святыхъ и продолжаютъ до недѣли Мытаря и Фарисея. Изъ числа 32 евангельскихъ зачалъ послѣднее зачало о Закхеѣ неизмѣнно положено вычитывать въ недѣлю непосредственно передъ недѣлей Мытаря и Фарисея. По-видимому, въ тѣ годы, когда рядовыхъ недѣль бываетъ больше 32-хъ, на нѣкоторыя недѣли не достанетъ рядовыхъ Евангелій. Но нужно помнить, что въ нѣкоторыя изъ рядовыхъ недѣль положено читать свои опредѣленныя зачала, а рядовыя оставляются. Такихъ недѣль можетъ быть пять: недѣля Св. Праотецъ (2-я предъ Рождествомъ Христовымъ), недѣля Св. Отецъ (1-я предъ Рождествомъ Христовымъ), недѣля по Рождествѣ Христовѣ, недѣля предъ Просвѣщеніемъ и недѣля по Просвѣщеніи. Можетъ получиться пять литургійныхъ Евангелій въ запасѣ; а ихъ больше и не нужно, потому что рядовыхъ недѣль не бываетъ больше 37-ми. Но въ Служебномъ Евангеліи сдѣлано замѣчаніе, что рядовыхъ Евангелій можетъ не хватить. Въ послѣднемъ случаѣ положено читать 62-е зачало Евангелія отъ Матѳея о женѣ Хананеянкѣ. Когда это возможно? На этотъ вопросъ не трудно отвѣтить, если обратимъ вниманіе на то, что одной изъ указанныхъ выше недѣль, въ которыя оставляются рядовыя Евангелія, можетъ и не быть. Это можетъ случиться съ недѣлею по Рождествѣ Христовѣ, если она сходится съ недѣлею предъ Просвѣщеніемъ. Предположимъ, что Рождество Христово приходится въ воскресенье; тогда Обрѣзаніе Господне будетъ въ воскресенье, Богоявленіе – въ пятницу; въ данномъ случаѣ недѣля по Рождествѣ Христовѣ будетъ недѣлею и предъ Просвѣщеніемъ. То же самое произойдетъ, если Рождество Христово случится въ понедѣльникъ или вторникъ. Но изъ этихъ трехъ случаевъ только одинъ влечетъ за собою недостачу въ рядовыхъ Евангеліяхъ для рядовыхъ недѣль, когда Рождество Христово бываетъ въ понедѣльникъ; тогда рядовыхъ Евангелій можетъ быть оставлено только четыре: въ недѣли Св. Праотецъ, Св. Отецъ, предъ Просвѣщеніемъ (она же и по Рождествѣ Христовѣ) и по Просвѣщеніи; между тѣмъ это можетъ случиться, когда рядовыхъ недѣль всего будетъ 37, т. е., когда необходимо будетъ помимо указанныхъ четырехъ зачалъ еще 33 зачала, а ихъ имѣется только 32. Въ такомъ случаѣ и нужно читать 62-е зачало Евангелія отъ Матѳея въ недѣлю, предшествующую недѣлѣ Закхея. Въ остальныхъ двухъ случаяхъ хватитъ рядовыхъ Евангелій.

Какъ извѣстно, празднованіе Пасхи случается въ различныя числа, въ промежутокъ времени отъ 22-го марта до 25-го апрѣля включительно. Пасха чрезъ каждые 532 года начинаетъ по порядку падать на тѣ же числа мѣсяцевъ марта и апрѣля, въ какія она приходилась въ предыдущіе 532 года. Этотъ періодъ времени носитъ названіе великаго индиктіона. Въ продолженіе великаго индиктіона приходится 22 раза читать 62-е зачало Евангелія отъ Матѳея о Хананеянкѣ: два раза въ високосномъ году, если Пасха случится 14-го апрѣля, а въ предыдущій годъ она была 25-го марта, и если случится 21-го апрѣля, а въ предыдущій годъ она была 1-го апрѣля; 12-ть разъ – въ томъ случаѣ, если въ годы простые Пасха случится 15-го апрѣля, а въ предыдущемъ она была 26-го марта; 8-мъ разъ – когда она въ простомъ году придется 22-го апрѣля, а въ предыдущемъ случилась 2-го апрѣля.

 

Л. Ш.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1894. Т. 1. № 16. С. 424-430.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: