Замѣка: Какія измѣненія могутъ бытъ въ чтеніи рядовыхъ литургійныхъ зачалъ Евангельскихъ, если случится «Пасха внутрь» и «Пасха внѣ»?
Въ церковной практикѣ принято начинать чтеніе рядовыхъ литургійныхъ зачалъ Евангелія со дня Пасхи и продолжать до другой Пасхи. Но Пасха бываетъ не въ одно время; иногда она приходится рано, иногда поздно: самая ранняя Пасха бываетъ 22 марта, а самая поздняя 25 апрѣля. Вслѣдствіе этого число недѣль въ церковномъ году, въ смыслѣ распредѣленія Евангельскихъ чтеній, бываетъ неодинаково. Когда одна Пасха бываетъ поздно, а другая, слѣдующая за ней, рано, тогда въ церковномъ году бываетъ менѣе 52 недѣль, такъ что послѣ одной Пасхи не успѣваетъ пройти цѣлый гражданскій годъ, т. е. 365 дней, какъ приходитъ уже другая Пасха: для обозначенія такого случая въ церковномъ уставѣ принято особое выраженіе: Пасха внутрь. Когда же одна Пасха бываетъ рано, а другая, слѣдующая за ней, поздно, тогда въ церковномъ году, въ смыслѣ распредѣленія Евангельскихъ чтеній, бываетъ болѣе 52-хъ недѣль, такъ что вторая Пасха не наступаетъ и по истеченіи гражданскаго года, т. е. 365 дней: такой случай обозначается въ уставѣ выраженіемъ: Пасха внѣ. Смотря потому, бываетъ ли «Пасха внутрь» или «Пасха внѣ», бываютъ и измѣненія въ чтеніи рядовыхъ Евангельскихъ зачалъ литургійныхъ вообще, и въ частности литургійныхъ недѣльныхъ, т. е. воскресныхъ.
Если случится «Пасха внутрь» то нѣкоторыя зачала Евангельскія окажутся лишними; а если будетъ «Пасха внѣ», то для лишнихъ седмицъ и недѣль рядовыхъ зачалъ Евангелія недостанетъ. – Когда бываетъ «Пасха внутрь», тогда отъ недѣли Всѣхъ Святыхъ до начала Постной Тріоди бываетъ не болѣе 32-хъ недѣль, иногда даже менѣе, – и въ томъ случаѣ, когда отъ недѣли Всѣхъ Святыхъ до недѣли Мытаря и Фарисея проходитъ не болѣе и не менѣе 32-хъ недѣль, положенныя зачала Евангельскія прочитываются всѣ, тогда измѣненій не бываетъ. Когда же отъ недѣли Всѣхъ Святыхъ до начала Постной Тріоди пройдетъ менѣе 32-хъ недѣль, нѣкоторыя положенныя зачала вовсе оставляются. Такъ, если отъ недѣли Всѣхъ Святыхъ до недѣли Мытаря и Фарисея пройдетъ только 29-ть недѣль, то положенныя зачала для 30-й, 31-й недѣли остаются непрочитанными; а Евангеліе 32-й недѣли о Закхеѣ при всѣхъ измѣненіяхъ, зависящихъ отъ «Пасхи внѣ и внутрь», всегда вычитывается предъ недѣлей Мытаря и Фарисея.
Съ недѣли же Мытаря и Фарисея, начинаются особыя недѣли, такъ называемыя, приготовительныя къ Великому посту, для которыхъ положены особыя зачала, гдѣ раскрываются особенно высокія истины христіанской вѣры и указываются примѣры имѣющіе отношеніе къ Великому посту. – Если же случится «Пасха внѣ» и отъ Пасхи до Пасхи пройдетъ болѣе 50-ти седмицъ и недѣль, то для лишнихъ седмицъ и недѣль рядовыхъ зачалъ Евангельскихъ не достанетъ. Не доставать рядовыхъ зачалъ Евангелія можетъ только предъ началомъ Постной Тріоди: дѣло въ томъ, что зачала Евангельскія положены только для 32-хъ недѣль; поэтому для тѣхъ недѣль, которыя будутъ слѣдовать за 32-ю недѣлею, и не достанетъ рядовыхъ зачалъ Евангелія. Въ подобныхъ случаяхъ въ церковномъ уставѣ положено дѣлать «отстрочку»: въ седмичные дни читаются тѣ рядовыя зачала Евангелія отъ Луки, которыя были прочитаны предъ недѣлею Мытаря и Фарисея, – и сколько лишнихъ дней окажется сверхъ 32-й седмицы до недѣли Мытаря и Фарисея, столько и должно отсчитать зачалъ Евангелія. На этотъ предметъ Типиконъ такъ гласитъ: «увѣдавъ извѣстно, въ кое число мѣсяца предъ Мясопустною недѣлею будетъ недѣля о Мытари и Фарисеи, и вспять изчеть на мимошедшія недѣли возвратився, начни рядъ досязающъ недѣли о Мытари и Фарисеи»{1}.
Для недѣль же, т. е. воскресныхъ дней, читать прежде читанныя зачала нѣтъ нужды, поелику въ году есть такія недѣли, въ которыя по уставу читаются особыя зачала, а рядовыя зачала оставляются; это недѣли: свв. Праотецъ, свв. Отецъ, по Рождествѣ Христовѣ, предъ Просвѣщеніемъ и по Просвѣщеніи. Въ недѣлю свв. Праотецъ всегда положено читать 76-е зачало Евангелія отъ Луки, какъ имѣющее отношеніе къ воспоминанію этой недѣли, – вслѣдствіе чего рядовое зачало въ недѣлю свв. Праотецъ оставляется, и его можно читать въ «отступкѣ». Въ недѣлю свв. Отецъ, или въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ непремѣнно читается 1-е зачало Евангелія отъ Матѳея, заключающее въ себѣ родословіе Христа Спасителя; «рядъ же недѣли оставляется»{2}. Въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ воспоминается избіеніе 14-ти тысячъ младенцевъ Виѳлеемскихъ, а потому тогда и положено – 4-е зачало отъ Матѳея. Въ недѣлю предъ Просвѣщеніемъ читается 1-е зачало Евангелія отъ Марка, гдѣ воспоминается проповѣдь Крестителя Господня о покаяніи. Въ эти недѣли рядовыя зачала или читаются «подъ зачало» (т. е. два Евангелія читаются, какъ одно) съ указанными зачалами, если не будетъ въ томъ году отступки, или оставляются и читаются послѣ въ «отступкѣ»{3}. Относительно же недѣли Мытаря и Фарисея читаемъ въ Типиконѣ: «аще же когда преизбудетъ недѣль сихъ, оставивъ блюди рядъ о Мытари и Фарисеи»{4}, т. е. если нѣкоторыя зачала изъ указанныхъ сейчасъ недѣль окажутся лишними, ихъ читать не должно, а оставивъ начинать читать то зачало, которое положено на недѣлю Мытаря и Фарисея, т. е. 89-е зачало Евангелія отъ Луки.
Наконецъ, можетъ случиться самый большій возможный промежутокъ между двумя пасхами: тогда по выраженію Типикона бываетъ великая отступка, такъ что для одной изъ недѣль – воскресеній, слѣдующихъ за 32-ю недѣлею, не достанетъ рядовыхъ зачалъ и сейчасъ указанныхъ недѣль. Въ этомъ послѣднемъ случаѣ положено читать 62-е зачало Евангелія отъ Матѳея о женѣ хананеянкѣ: «аще бо за еже не снизитися Пасцѣ», замѣчаетъ Служебное Евангеліе, «не достанетъ и въ Луцѣ субботъ и недѣль: чтется тамо сія недѣля Матвеева, яже есть ханааныня, прежде Закхеевы».
«Руководство для сельскихъ пастырей». 1894. Т. 1. № 2. С. 48-51.
{1} Типик., послѣдов. 7 янв., зри.
{2} Типик., послѣдов. 20 дек.
{3} Типик., послѣдов. 7 янв.
{4} Типик., послѣдов 7 янв.