Замѣтка: О надписаніи на иконѣ вокругъ лика Христа Спасителя.

На иконѣ Христа Спасителя въ сіяніи вокругъ лика обыкновенно пишутся три греческія буквы ὁ (омикронъ) ὦ (омега съ облеченнымъ удареніемъ) и ν (ни). Иногда же, по невѣдѣнію, вмѣсто этихъ трехъ греческихъ буквъ пишутся соотвѣтствующія имъ или похожія на нихъ по начертанію три славянскія, именно Ὀ (онъ), Ѿ (отъ) и Ν (нашъ). Такая замѣна однихъ буквъ другими, уничтожающая смыслъ и значеніе установленнаго Церковію надписанія греческаго, даетъ поводъ нѣкоторымъ православнымъ, не понимающимъ значенія установленнаго Церковію надписанія и при правильномъ его начертаніи, относиться къ этому надписанію вообще отрицательно и даже одобрять входящій въ послѣднее время у насъ въ употребленіе обычай писать изображенія Спасителя безъ этого надписанія.

Надписываемыя на иконахъ Спасителя вокругъ Его лика буквы составляютъ собою греческое слово: ὁ ὦν, которое, по славянски переводится словомъ Сый, по русски Сущій, по еврейски Іегова. Св. Григорій Богословъ относительно этихъ наименованій такъ говоритъ въ своемъ четвертомъ словѣ о богословіи. «Посему, сколько для насъ удобопостижимо, наименованія: Сый (въ подлинникѣ ὁ ὦν) и Богъ суть нѣкоторымъ образомъ наименованія сущности; особливо же таково имя Сый, не потому только, что вѣщавшій Моисею на горѣ, когда вопрошенъ былъ о имени, какъ наименовать Его, Самъ нарекъ Себѣ имя сіе и повелѣлъ сказать народу: Сый посла мя (Исх. 3, 14), но потому, что наименованіе сіе находимъ наиболѣе свойственнымъ Богу. Ибо имя Θεός (Богъ), которое искусные въ корнесловіи производятъ отъ θέειν (бѣжать) или αἴθειν (жечь), по причинѣ приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Богъ именуется и огнемъ истребляющимъ, Второзакон. 4, 24), есть имя относительное, а не отрѣшенное, подобно какъ и имя Господь, которое также принадлежитъ къ наименованіямъ Божіимъ. Ибо сказано: Азъ Господь Богъ, сіе Мое есть имя (Ис. 42, 6); также: Господь имя Ему (Амос. 4, 13). Но мы ищемъ имени, которымъ выражалось бы естество Божіе или самобытность и бытіе, ни съ чѣмъ другимъ не связанное. А имя Сый, дѣйствительно, принадлежитъ собственно Богу, и всецѣло Ему одному, а не кому-либо прежде и послѣ Него, потому что и не было, и не будетъ чѣмъ-либо ограничено или пресѣчено. Что касается до другихъ именъ Божіихъ, то нѣкоторыя очевиднымъ образомъ означаютъ власть, а другія домостроительство, и послѣднее частію до воплощенія, частію по воплощеніи»{1}. – Именемъ Сый Богъ благоволилъ наименовать Себя Моисею, когда послѣдній, отрекаясь отъ поручаемаго ему дѣла освобожденія израильтянъ отъ рабства египетскаго, сказалъ Богу: «вотъ, я приду къ сынамъ израилевымъ и скажу имъ: Богъ отцевъ моихъ послалъ меня къ вамъ» (для того чтобы вывести васъ изъ Египта). «А они скажутъ мнѣ: какъ Ему имя? что сказать мнѣ имъ»? Говоря, такъ, Моисей, очевидно, выражалъ ту мысль, что евреи если и не забыли совсѣмъ вѣры отцевъ своихъ, то во всякомъ случаѣ уже значительно поколебались въ ней и, подъ вліяніемъ египетскаго многобожія, представляли Бога отцевъ своихъ подобнымъ богамъ египетскимъ, а потому естественно не могли имѣть такой непоколебимо твердой надежды на обѣщаемое отъ имени этого Бога избавленіе, какая потребна была для безпрекословнаго повиновенія ихъ распоряженіямъ Моисея. Въ отвѣтъ на такое-то прошеніе Моисея и сказалъ Богъ. «Я есмь Сущій. Такъ и скажи сынамъ израилевымъ: Сущій послалъ меня къ вамъ.... Вотъ имя Мое на вѣки». Прямой смыслъ этихъ словъ, очевидно, тотъ, что Богъ Авраама, Исаака, Іакова, обѣщающій теперь избавленіе отъ рабства, не такой, какъ боги египетскіе: Онъ – вѣчный, самобытный, всемогущій, неизмѣнный; и потому не только можетъ, а и готовъ исполнить свое обѣщаніе.

Божественное имя Сый, приличествующее всѣмъ тремъ лицамъ Божества, въ данномъ случаѣ есть собственно имя Сына Божія, воплотившагося нашего ради спасенія. Чтобы увѣриться въ этомъ, вспомнимъ, что явленія Божіи, бывшія Аврааму, Моисею, Исаіи и другимъ пророкамъ, по ученію священныхъ писателей Новаго Завѣта, а за ними отцевъ и учителей Церкви, были явленія Сына Божія. Такъ, св. ап. Павелъ гласъ Божій, бывшій на Синаѣ въ 50-й день по выходѣ евреевъ изъ Египта, называетъ гласомъ Ходатая Завѣта Новаго Іисуса (Евр. 12, 18-26; Ис. 6, 1-3). По выраженію свв. отцевъ Антіохійскаго собора Сынъ Божій, «исполняя волю Отца, являлся патріархамъ то какъ ангелъ, то какъ Господь, то какъ Богъ». Если же такъ, то ясно, что и явившійся Моисею въ купинѣ, бесѣдовавшій съ нимъ при этомъ явленіи и наименовавшій Себя Сущимъ былъ, именно, Сынъ Божій. Св. архидіаконъ Стефанъ въ рѣчи своей къ членамъ синедріона, говоря объ этомъ явленіи Моисею Ангела Господня, называющаго Себя Богомъ Авраама, Исаака и Іакова, замѣчаетъ: «сего Моисея Богъ князя и избавителя посла рукою Ангела, явившагося ему въ купинѣ» (Дѣян. 7, 30-35). Указанное здѣсь отличіе Бога, являющагося и посылаемаго, отъ Бога невидимаго и посылающаго ясно даетъ видѣть въ томъ и другомъ различныя лица Божіи, и кому же, какъ не Сыну Божію, Котораго Богъ Отецъ послалъ въ міръ, да спасется Имъ міръ (Іоанн. 3, 17), и свойственно было явиться въ образѣ посланнаго? Евангелистъ Іоаннъ именуетъ Сына Божія Словомъ Божіимъ, Которое было въ началѣ (Іоан. 1, 1). По изъясненію свв. отцевъ, симъ именемъ Сынъ Божій называется потому, что Онъ открылъ и открываетъ намъ Бога Отца, какъ слово открываетъ мысль: какъ мысль не можетъ быть открыта безъ слова, такъ и Бога никто же видѣ нигдѣ же, Единородный Сынъ, Сый въ лони Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). Достопримѣчательно, что первымъ свойствомъ этого Бога Слова св. евангелистъ именуетъ то, что оно было въ началѣ, т. е., Его вѣчное бытіе. «Самъ евангелистъ, говоритъ св. Василій Великій, въ другой книгѣ открылъ намъ значеніе сего бѣ, сказавши: Сый и Иже бѣ и грядый, Вседержитель» (Апок. 1, 8). А это наименованіе совершенно равносильно тому, какимъ Богъ, явившійся Моисею въ купинѣ въ образѣ Ангела, благоволилъ наименовать Себя, сказавъ: Азъ есмь Сый. Сіе Мое есть имя вѣчное (Исх. 3, 14. 15). Иначе сказать: первое отличительное свойство Сына Божія есть то, что Онъ есть Сый, Сущій – ὁ ὦν.

Изъ всего сказаннаго нами о словѣ Сый – ὁ ὦν мы приходимъ къ слѣдующимъ выводамъ касательно надписанія – ὁ ὦν на иконѣ Спасителя вокругъ Его лика. Такъ какъ изображаемый на иконѣ Христосъ Спаситель есть Богъ вѣчный, самобытный, всегда сущій и неизмѣняемый, вчера и днесь той же и во вѣки (Евр. 13, 8), то, выражая такое ученіе объ Іисусѣ Христѣ надписаніемъ ὁ ὦν на святыхъ иконахъ, Православная Церковь дѣйствуетъ «не нововводно, но послѣдующе божественнымъ писаніямъ св. пророковъ и апостоловъ», объясненнымъ соборами и святыми отцами. Потому-то, слѣдуя завѣщанію отцевъ Трулльскаго собора «хранити неприкосновенну нововведеніямъ и измѣненіямъ вѣру преданную намъ отъ самовидцевъ и служителей Слова, богоизбранныхъ апостоловъ и св. отцами на вселенскихъ соборахъ утвержденную» (1 прав.), не должно соглашаться съ тѣми, которые, въ угоду не признающимъ или забывающимъ богочеловѣческую природу Спасителя, готовы отметать это древнее надписаніе, во имя его непониманія и искаженія многими.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1899. Т. 2. № 31. С. 326-329.

 

{1} Творен. св. Григор. Богосл. ч. 3, изд. 3, стр. 78-79.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: