Нѣсколько словъ о новолѣтіи и лѣтосчисленіи въ Церкви Христіанской.

Языческій міръ, при появленіи вѣры христіанской, руководясь календаремъ Юлія Цезаря, бывшемъ во всеобщемъ употребленіи въ римской имперіи, праздновалъ начало новаго года съ 1 Января и велъ свое лѣтосчисленіе отъ основанія Рима[1]. Христіанская церковь, не давая никакого значенія языческому началу года съ Января, сопровождавшемуся разными языческими воспоминаніями и суевѣрными обычаями, въ опредѣленіи начала года руководилась своими воспоминаніями; началомъ церковнаго года она всегда поставляла какое нибудь важное для вѣры христіанской событіе. По этому въ различныхъ церквахъ и начало новаго года было различно. Большая часть восточныхъ церквей, вмѣсто Генваря начинали годъ съ Пасхи или съ м. Марта, ознаменованнаго сотвореніемъ міра, воплощеніемъ Бога-Слова, искупительною смертію и живоноснымъ воскресеніемъ Спасителя[2]. Въ этомъ случаѣ онѣ конечно руководились и примѣромъ іудейской ветхозавѣтной церкви, праздновавшей новолѣтіе 1 Марта[3]. Вь западныхъ церквахъ за начало года принимался праздникъ Рождества Христова[4].

Кромѣ январскаго новодѣтія у римлянъ, со временъ Августа Кесаря употреблялись индикты, (періодъ времени состоявшій изъ 15 лѣтъ) начинавшіеся съ 1 Сентября[5].

Въ 312 году, Константинъ Великій, одержавъ побѣду надъ Максентіемъ, даровалъ христіанамъ полную свободу исповѣдывать свою вѣру. Въ намять сего важнаго событія отцы и учители Церкви положили начать годъ сей, яки начатокъ свободы христіанскія, а потомъ начинать и слѣдующія годы съ 1 Сентября, воспоминающе Христово въ той день посреди соборища іудейскаго вшествіе и лѣта Господня пріятна отъ книги Исаиной возвѣщеніе (Лук. IV, 18. 19). Новольтіе это названо индиктомъ (въ смыслѣ новаго года)[6]. Отселѣ индикты сдѣлались общеупотребительными въ Восточной Церкви и при императоръ Юстиніанѣ (540 г.) перенесено было начало гражданскаго года на нихъ. По нимъ (индиктамъ) ведено было лѣтосчисленіе гражданское и церковное восточными государями и патріархами, и мартовское новолѣтіе оставалось собственно пасхальнымъ.

Съ введеніемъ въ Россіи христіанства при великимъ князѣ Владимірѣ (988 г.) это лѣтосчисленіе перешло къ намъ вмѣстѣ съ прочими установленіями Церкви греческой.

Впрочемъ нѣсколько времени у насъ было въ большемъ уваженіи мартовское новолѣтіе, можетъ быть потому, что славяне еще въ язычествѣ привыкли начинать свой годъ Мартомъ. Въ послѣдствіи времени въ XIV в. мартовское лѣтосчисленіе оставлено и начали съ особеннымъ торжествомъ праздновать новолѣтіе 1 Сентября, по мнѣнію однихъ съ 1343 года, а по мнѣнію другихъ 1492 г. и это продолжалось до 1700 г.[7]. Преобразователь Россіи Петръ Великій, по примѣру прочихъ европейскихъ народовъ, повелѣлъ праздновать начало новаго гражданскаго года въ 1700 г. съ 1 Генваря.

Нынѣ православная наша церковь торжественно празднуетъ день новаго года 1 Генваря, съ колѣнопреклоненіемъ и звономъ благодаритъ Господа Бога за благодѣянія, изліянныя на насъ въ прошедшее лѣто и проситъ небеснаго Щедродателя благословить наступающій годъ.

Если когда, то особенно вступая въ новый годъ, каждый изъ насъ долженъ подвергнуть себя самоиспытанію, осмотрѣть прошедшую жизнь, благодарить Господа за все доброе, что при помощи Его благодати содѣлано нами, просить Его всесильнаго содѣйствія къ исправленію грѣховныхъ господствующихъ у каждаго изъ насъ наклонностей и привычекъ; каждый долженъ помнить, что съ каждымъ новымъ годомъ, мы болье и болье ветшаемъ тѣломъ и слѣдовательно ближе и ближе становимся къ предѣлу своей жизни – смерти, – и къ вѣчности, – что истинное обновленіе для человѣка-христіанина заключается не въ новыхъ нарядахъ, удовольствіяхъ, выгодахъ житейскихъ, сокровищахъ, почестяхъ, знакахъ отличія, но въ обновленіи духа и сердца, въ исправленіи жизни, – въ нравственномъ обновленіи и усовершенствованіи.

Вмѣсто обыкновенныхъ и безплодныхъ привѣтствій съ новымъ годомъ, пожелаемъ другъ другу нравственнаго обновленія и преуспѣянія.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1867. № 1. Отд. Неофф. C. 10-13.

 

[1] Римъ основанъ за 754 года до Р. Христова. Основатель Рима Ромулъ раздѣлилъ годъ на 10 мѣсяцевъ и какъ воинъ первый весенній мѣсяцъ посвятилъ божеству – покровителю войны – Марсу и назвалъ его Мартомъ (Martius), второму далъ названіе Апрѣля (Aprilis) т. е. солнечнаго или нагрѣвающаго, третьему – Мая (Majus) въ честь старцевъ: четвертому Іюня (Iunius) въ честь юношей. Послѣдніе шесть мѣсяцевъ названы по порядку счета ихъ: пятый названъ былъ (Quintilis), шестый (Sextilis), седмый (September) и т. д. Въ послѣдствіи времени пятый названъ въ честь Юлія Цезаря – (Julius) а шестой въ честь Августа Кесаря – (Agustus). Преемникъ Ромула, Нума Помнилій прибавилъ къ 10 мѣсяцамъ еще два предъ Мартомъ. Первый прибавочный мѣсяцъ посвятилъ богу мира – Януса и назвалъ его Январемъ, а второй – жертвоприношеніямъ и назваль его Февралемъ (Februarius), т. е. жертвеннымъ. Такимъ образомъ годъ римлянъ сталъ начинаться съ Января. Въ послѣдствіи времени, когда замѣчено было, что мѣсяцы, бывшіе весенними стали приходиться въ другое время, Юлій Цезарь (правитель римскій ж. за 45 л. до Р. X.). по совѣту Александрійскаго астронома Созигена, исправилъ римскій годъ, состоявшій изъ 455 дней и на будущее время назначилъ годъ въ 365 дней и 6 часовъ, опредѣливъ четвертый годъ, названный високоснымъ, считать въ 366 дней. Отъ римлянъ раздѣленіе года на 12 мѣсяцевъ и названія ихъ перешли ко всѣмъ народамъ Европы. (Дни Богослуж. Дебольск. 2. Мѣсяцесловы Хавскаго).

[2] Въ слѣдованной Псалтири подъ 1 ч. Марта сказано: «сей первый есть въ мѣсяцѣхъ мѣсяцъ, заве (потому что) въ онь началобытный свѣтъ сей видимый сотворенъ бысть, и Адамъ, первый человѣкъ, отъ Бога созданъ бысть, и вся тварь его ради, и въ рай введенъ, преслушанія же ради изгнанъ. Въ сей мѣсяцъ Богъ не отступль (не оставляя) престола величества своего, сошелъ за человѣколюбіе на землю, яко дождь на руно съ небесе архангеловымъ благовѣщеніемъ въ пречистомъ чревѣ преблагословенныя Дѣвы Маріи отъ Духа саятаго плоть Себѣ истка непостижимо, якоже Онъ вѣсть Самъ. Въ сей мѣсяцъ вольною страстію Его плотскою клятва потребися, смертію Его смерть умертвися. И пресвѣтло живоноснымъ Его воскресеніемъ изъ мертвыхъ Адамъ и весь родъ человѣкъ отъ ада возведенъ, и въ первобытіе паки приведенъ небесная наслѣдовати. Сего ради отъ перваго числа его начало пріемлютъ вси крузи солнечніи и лунніи и проч.».

[3] До исхода изъ Египта началомъ года у евреевъ былъ 1 день мѣсяца Тисри, соотвѣтствующаго нашему Сентябрю (Библ. истор. преосв. митроп. Филар.): а съ этого времени по повелѣнію Божію (Исх. XII. 1. 2) они стали начинать годъ съ м. Ниссана, соотвѣтствующаго нашему Марту. Впрочемъ обязывались закономъ праздновать и прежнее новолѣтіе (Исx. XXIII. 16 Лев. XXIII. 24. 25). Новолѣтіе мартовское считалось у нихъ церковнымъ, а сентябрское гражданскимъ (Іосифа Флавія Древ. кн. 1 гл. III).

[4] Лѣтосчисленію отъ Рождества Христова, бывшаго предъ Генваремъ много способствовалъ Діонисій Малый, римскій монахъ, родомъ Скиѳъ, около 516 г. по Р. X. (Дни Богослуж. Дебольск. Православ. Обозр 1860 г. кн. 1 о празднованіи новаго года).

[5] Индикты (отъ латинскаго слова: indictio – налогъ, дань) установленные за 30 лѣтъ до Р. X. Августомъ Кесаремъ, раздѣлялись на три пятилѣтія, называвшіеся люстрами, можетъ быть потому – что римляне праздновали ихъ съ особымъ торжествомъ; они (индикты) установлены для сбора податей, которыя въ первое пятилѣтіе собирались съ подданныхъ Рима мѣдью и желѣзомъ, – во второе – серебромъ, въ третье же – золотомъ (Правосл. Обозр. 1860 г. кн. 1. О праздн. новаго года. Кіевск. мѣсяцесловъ.).

[6] См. мѣсяч. Минею подъ 1 числомъ Сентября.

[7] См. Духъ христіанина годъ 1 м. Сентябрь отд. III соврем. обозр. о праздн. обряда новолѣтія въ Маѣ въ 16 вѣкѣ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: