Сѵнодикъ: Высокопреосвященный Владиміръ (Петровъ), архіепископъ Казанскій и Свіяжскій.

2 сентября [1897 г.], въ 4½ часа по полудни, скончался архіепископъ Казанскій Владиміръ. Почившій архипастырь принадлежалъ къ числу старѣйшихъ іерарховъ Россійской Церкви и извѣстенъ былъ своею миссіонерскою дѣятельностію, продолжавшеюся около 30 лѣтъ.

Преосвященный Владиміръ, – въ міръ Иванъ Степановичъ Петровъ, – родился въ станицѣ Ѳедосѣевской, Донской области. Высшее богословское образованіе получилъ въ Кіевской духовной академіи, въ которой на послѣднемъ курсѣ принялъ монашество съ именемъ Владиміра. Въ 1853 г., по окончаніи курса академіи со степенью магистра, іеромонахъ Владиміръ проходилъ должности преподавателя философіи и психологіи въ Орловской семинаріи и инспектора въ Иркутской (въ 1857 г.) и въ новооткрытой Томской (1858 г.) семинаріяхъ.

Въ 1861 году онъ назначенъ былъ инспекторомъ и экстраординарнымъ профессоромъ С.-Петербургской духовной академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. Въ 1865 году былъ назначенъ начальникомъ Алтайской миссіи. 16-го марта 1880 года хиротонисанъ въ епископа Бійскаго, викарія Томской епархія, съ оставленіемъ въ его управленіи Алтайской миссіи. Въ 1883 г. назначенъ епископомъ Томскимъ и Семипалатинскимъ; въ 1886 г. перемѣщенъ въ Ставрополь Кавказскій, епископомъ Ставропольскимъ и Екатерпнодарскимъ, въ 1889 г. – въ Нижній Новгородъ, епископомъ Нижегородскимъ и Арзамасскимъ, и въ 1892 г. – въ Казань, архіепископомъ Казанскимъ и Свіяжскимъ.

Миссіонерское служеніе преосвященнаго Владиміра началось еще въ Петербургѣ, гдѣ по его почину было образовано православное миссіонерское общество для содѣйствія миссіямъ Алтайской и Забайкальской и имъ же самимъ составленъ былъ уставъ этого общества[1]. Но собственно только съ назначеніемъ его въ Алтайскую миссію начинается его практическая миссіонерская дѣятельность. Его болѣе чѣмъ двадцатилѣтнее пребываніе на Алтаѣ (1865-1886) имѣло важное значеніе для юной, только начинавшей свое существованіе, Алтайской миссіи. Дѣятельность преосвященнаго Владиміра, какъ начальника миссіи, обнаружилась въ цѣломъ рядѣ крупныхъ реформъ, улучшеній и расширенія круга дѣятельности ввѣренной ему миссіи. Съ цѣлью улучшенія хозяйственнаго быта кочевниковъ инородцевъ переходомъ ихъ въ бытъ осѣдлый онъ построилъ до 20 селеній для новокрещенцевъ, воздвигъ въ разныхъ мѣстахъ 28 церквей и молитвенныхъ домовъ, болѣе 30 зданій выстроилъ въ старыхъ и новыхъ станахъ миссіи для различнаго рода миссіонерскихъ учрежденій: школъ, больницъ, аптекъ, причтовыхъ помѣщеній, библіотекъ и т. п. На школы онъ обращалъ особенное вниманіе, такъ какъ здѣсь воспитываются въ духѣ христіанской религіи дѣти новокрещенцевъ, сами – будущіе миссіонеры и учители среди своихъ некрещенныхъ собратій. На исходатайствованную имъ ежегодную субсидію онъ открылъ въ селеніи Улалѣ центральное миссіонерское училище для подготовки учителей, толмачей и причетниковъ и болѣе 10 новыхъ школъ въ разныхъ селеніяхъ, въ томъ числѣ одну спеціально для дѣвочекъ. Число учащихся при немъ увеличилось въ пять разъ. – Обученіе введено было совмѣстное – на алтайскомъ и русскомъ языкахъ.

Въ городѣ Бійскѣ, куда съ 1880 г. переносится центръ миссіи, преосвященный Владиміръ въ значительной долѣ на собственныя средства построилъ обширный трехъэтажный домъ, гдѣ помѣщается Крестовая домовая церковь, квартира начальника миссіи, задъ для внѣбогослужебныхъ народныхъ собесѣдованій, братскія келліи, комнаты для пѣвчихъ-иконописцевъ, библіотека и складъ книгъ.

Постоянно совершая поѣздки въ горы, большею частью верхомъ, преосвященный неутомимо проповѣдывалъ алтайцамъ Слово Божіе на ихъ родномъ языкѣ. Въ то же время, подъ его личнымъ руководствомъ и при его участіи, переведены и изданы на алтайскомъ языкѣ: 1) воскресныя литургійныя евангельскія чтенія; 2) чинъ святаго крещенія, вѣнчанія и погребенія; 3) Евангелія отъ Матѳея и Луки, 4) Всенощное бдѣніе, 5) послѣдованіе свѣтлой седмицы, 6) два выпуска избранныхъ житій святыхъ и 7) различныя поучительныя статьи въ прозѣ и стихахъ. Кромѣ того, подъ его же руководствомъ составлены и отпечатаны алтайско-русскій словарь съ книгою для чтенія и грамматика алтайскаго языка съ алтайско-русскимъ и русско-алтайскимъ словарями.

За весь періодъ управленія миссіей преосвященнымъ Владиміромъ обращено въ христіанство изъ язычниковъ и магометанъ и присоединено изъ раскола къ православію 6,679 человѣкъ, при чемъ лично имъ крещено 408 человѣкъ. Въ 1889 году, въ бытность его епископомъ Ставропольскимъ и Екатерннодарскимъ, крещеніемъ 57 человѣкъ изъ Ставропольскихъ калмыковъ-буддистовъ положено было начало къ обращенію Ставропольскихъ буддистовъ. Для упроченія и дальнѣйшаго развитія новой миссіи устроенъ былъ миссіонерскій станъ, церковь и школа при немъ въ Князь-Михайловскомъ поселкѣ.

Въ бытность свою въ Казани, въ послѣднія пять лѣтъ своей жизни, преосвященный Владиміръ совершалъ постоянныя поѣздки по инородческимъ селеніямъ Казанскаго края, научая вѣрѣ и доброй нравственности крещеныхъ татаръ, чувашъ, черемисъ и мордву, причемъ его простое и всегда сердечное слово производило глубокое виечатлѣніе на простыя сердца слушателей. Особеннымъ вниманіемъ владыки пользовались и всѣ миссіонерскія учрежденія г. Казани: инородческая семинарія, крещено-татарская школа и миссіонерскіе курсы при здѣшней академіи, о лучшей и болѣе раціональной постановкѣ которыхъ онъ такъ много заботился. Наконецъ, въ недавно бывшемъ въ г. Казани третьемъ всероссійскомъ миссіонерскомъ съѣздѣ онъ принималъ самое близкое и дѣятельное участіе.

Въ короткій періодъ управленія Томской епархіей имъ открыты: епархіальное женское училище; епархіальный комитетъ по выдачѣ восковыхъ свѣчъ; строительный комитетъ, подъ собственнымъ предсѣдательствомъ, по исправленію недостроеннаго и полуразрушеннаго каѳедральнаго собора. Въ архіерейскомъ домѣ устроена новая крестовая церковь и при церкви, въ одной изъ залъ архіерейскаго дома, открыты воскресныя чтенія для народа. Въ Ставрополѣ его попеченіями были выстроены: каменная церковь во имя святаго равноапостольнаго князя Владиміра на архіерейскомъ подворьѣ, домъ для духовной консисторіи и попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія и новый архіерейскій каменный домъ; сверхъ сего были открыты безплатная столовая для нищихъ, убѣжище для безпріютныхъ дѣтей и епархіальный свѣчной заводъ. Въ Казани, по мысли преосвященнаго Владиміра и при его содѣйствіи, при епархіальномъ женскомъ училищѣ выстроенъ пріютъ для малолѣтнихъ дѣвочекъ-сиротъ духовенства Казанскаго края и возобновленъ полуразрушенный Зилантовъ монастырь. Кромѣ того, вниманіемъ и матеріальною поддержкой владыки пользовались училище для глухонѣмыхъ, общество трезвости, имѣющее нѣсколько чайныхъ и безплатныхъ столовыхъ, а также больницу для алкоголиковъ, воскресныя мужская и женская школы, при его содѣйствіи въ прошломъ году и открытыя[2].

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ».1897. № 37. С. 1321-1323.

 

[1] Позднѣе уставъ этотъ преосвященнымъ Владиміромъ, по порученію Московскаго митрополита Иннокентія, былъ переработанъ и въ новомъ видѣ остается дѣйствующимъ до сего времени.

[2] Въ послѣднее время на средства преосвященнаго Владиміра устроенъ придѣльный храмъ во имя святителя Николаи Чудотворца на его родинѣ въ станицѣ Ѳедосѣевской, Донской области.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: