Къ исторіи празднованія новолѣтія 1-го Сентября.

Иисус Христос учит в синагоге Назарета. Фреска из м-ря Высокие Дечаны в Сербии. XIV в.

Первоначально русскіе люди начинали годъ съ 1-го числа марта. Основаніемъ для празднованія церковнаго новолѣтія 1-го марта послужило то обстоятельство, что приблизительно въ этомъ мѣсяцѣ празднуется Пасха – Воскресеніе Господа, давшее новую жизнь, новое лѣто людямъ. Съ праздника, же Пасхи начинаются и главныя церковныя счисленія: днемъ Пасхи опредѣляются.дни переходящихъ праздниковъ, постовъ и другихъ дней богослуженія; съ Пасхи ведется порядокъ седмицъ всего года, порядокъ чтеній Апостола и Евангелія на литургіяхъ. Пасха, такимъ образомъ, является новымъ годомъ христіанина.

При начинаніи года отъ праздника Пасхи первое число марта приняли считать началомъ новаго года для округленія чиселъ, подобно тому, какъ теперь лѣта отъ Рождества Христова, празднуемаго 25 декабря, считаются для округленія чиселъ съ 1-го января. Вмѣстѣ съ этимъ, основаніемъ для начинанія года съ марта служило и древнее церковное вѣрованіе, что, именно въ этомъ мѣсяцѣ получилъ начало видимый міръ, человѣкъ и вся тварь. Поэтому говорится въ Мѣсяцесловахъ, отъ перваго числа этого мѣсяца начало пріемлютъ вси крузи –солнечный, и вруцѣлѣтъ, и високосъ, и равноденствіе составляется въ немъ».

Вмѣстѣ съ Церковію древняя Русь и свой гражданскій годъ начинала съ 1-го числа марта. Однако до нашего времени не сохранилось никакихъ данныхъ для сужденія о томъ, въ какой формѣ совершалось празднованіе этого дня Церковію. Гораздо позднѣе гражданскій годъ на Руси стали начинать съ 1-го числа сентября. И въ этомъ случаѣ русскіе люди слѣдовали примѣру своей Церкви. Восточная Церковь еще въ 6-мъ вѣкѣ приняла индиктіонное лѣтосчисленіе, начинавшее годъ съ сентября, и съ этого мѣсяца идетъ расположеніе ея непереходящихъ праздниковъ. Тогда же полагаютъ, въ Византіи установлено было и особое празднованіе этого дня, выражавшееся въ торжественной литіи съ крестнымъ ходомъ, съ особыми молитвословіями и пѣсвопѣніями.

Вмѣстѣ съ богослужебными книгами и всею церковною практикою Русь приняла отъ грековъ и обычай начинать годъ съ сентября мѣсяца и всѣ формы церковнаго празднованія перваго дня года. Вотъ почему въ древнѣйшихъ богослужебныхъ книгахъ годъ начинается съ сентябри и даже въ первой (изъ сохранившихся) русской книгѣ – Остроміровомъ Евангеліи читаемъ: «первое сентября новое лѣто, начало индикту». Отъ 13-го вѣка мы имѣемъ уже извѣстіе о празднованіи этого дня на Руси особымъ крестнымъ ходомъ, во время котораго Евангеліе читалось архіереемъ, какъ разъяснилъ сарайскому епископу Ѳеогносту Константинопольскій соборъ 1276 года. Однако, сентябрьскій годъ пошелъ въ гражданское употребленіе на Руси не раньше 15-го вѣка[1], и уже съ этого времени началось развитіе формъ церковиаго празднованіи перваго сентября, достигшее въ 17-мъ вѣкѣ своего полнаго разцвѣта.

Церковная служба, совершавшаяся въ этотъ день на Руси, называлась «дѣйствомъ новаго лѣта» или «чиномъ лѣтопроводства», я также «чиномъ многолѣтія», «дѣйствомъ многолѣтняго здравія», «дѣйствомъ лѣтоначатца». Самый день новаго года назывался лѣтопроводствомъ, лѣтопрошеніемъ, прошеніемъ лѣта, а празднуемый въ этогъ день преподобный Симеонъ – лѣтопроводцемъ. Въ Москвѣ дѣйтво лѣтопроводства было торжественно совершено въ послѣдній разъ 1-го сентября 1699 года. Правда, церковный годъ и до сихъ поръ начинается 1 сентября, и доселѣ службы этого дня содержатъ моленія по поводу наступленія новаго года, равно какъ тропарь и кондакъ индикту, но торжественное дѣйство въ этотъ день, объединявшее церковную службу и народное торжество, перестало совершаться послѣ того, какъ на Руси введенъ былъ другой новый годъ рядомъ съ церковнымъ – такъ называемый гражданскій.

Наши предки особенно любили чествовать день памяти преподобнаго Симеона Столпника (1-го сентября), какъ лѣтопроводца (очевидно, самое названіе «лѣтопроводца» преподобный Симеонъ получилъ у насъ оттого, что въ день его памяти предки наши оканчивали и провожали лѣто). Послѣ молитвеннаго торжества предки наши старались ознаменовать начало года дѣлами благотворительными. Люди богатые считали долгомъ посылать нужное для призрѣнія живущихъ въ страннопріимныхъ домахъ; другіе, менѣе достаточные, раздавали милостыню. На Симеона лѣтопроводца государи русскіе давали свой личный судъ всѣмъ, имѣющимъ на кого-либо жалобы. Такъ, великій князь Іоаннъ III приказывалъ явиться къ себѣ на судъ въ день Симеона лѣтопроводца всѣмъ измѣнникамъ изъ Вятки и однимъ изъ нихъ простилъ, а другихъ присудилъ къ казни. Изъ грамотъ царей Михаила Ѳеодоровича и Алексѣя Михайловича видно, что монастырскимъ людямъ и крестьянамъ назначалось три срока въ году ставиться на судъ царскій, именно: Семенъ день, Троицынъ день и Рождество Христово. Помимо того, въ старину на лѣтопроводца въ сельскомъ быту нашихъ предковъ оканчивались всѣ торговыя и хозяйственныя условія и сдѣлки[2].

Съ днемъ же 1-го сентября въ былое время у насъ связанъ былъ одинъ частный обрядъ – такъ называемые постриги и сажаніе на кони при переходѣ изъ младенчества по четвертому году. О немъ весьма часто упоминаютъ наши лѣтописи, начиная съ 1191 года, когда онъ встрѣчается едвали не въ первый разъ. Самое совершеніе этого чисто семейнаго обряда въ старину (особенно это нужно сказать о родѣ княжескомь) имѣло характеръ церковный[3]. Наконецъ, нельзя не замѣтить, что въ день Симеона лѣтопроводца въ былое время совершался обрядъ, самь по себѣ довольно странный и нѣсколько смѣшной, такъ называемые похороны мулъ и таракановъ. Происхожденіе этого обряда объясняется тѣмъ, что съ наступленіемъ осени насѣкомя эти сами гибли отъ холода[4].

Естественно, что когда начало года было перенесено съ сентября на январь, самый день Семена лѣтопроводца долженъ былъ потерять прежнее свое значеніе. Въ настоящее время онъ большею частію пзвѣстень въ народѣ подъ именемъ Семенова или Семена дня. Нынѣ съ Семена дня въ простовародіи начинаются такъ называемые засидки, т. е., начинаютъ засиживаться надъ разными работами при огнѣ, который для этого особеннымъ образомъ вытираютъ въ настоящій день изъ дерева и называютъ обыкновенно новымъ огнемъ[5].

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1899. № 36.

 

[1] Въ 1432 году, при митр. Ѳеогностѣ, возникло преніе о началѣ года и соборомъ въ Москвѣ рѣшено было начинать какъ церковный, такъ и гражданскій годъ съ мѣсяца сентября. Въ 1505 году послѣдовало новое подтвержденіе праздновать церковно гражданскій годъ съ этого же мѣсяца. Именно, соборъ, созванный въ это время относительно еретиковъ, подтвердилъ начинать новый іодъ съ 1-го сентября. Вводя зту перемѣну въ свое времячисленіе, Церковь наша имѣла въ виду примѣръ греко-восточной Церкви: послѣдняя установила празднованіе новолѣтія съ 1-го сентября въ память побѣды, одержанной Константиномъ Великимъ надъ врагомъ своимъ Максентіемъ, жестокимъ гонителемъ христіанства.

[2] Такъ напр., въ писцовыхъ книгахъ Полоцкихъ мы читаемъ. что въ 7086 году по наказу Іоанна Васильевича объ отдачѣ въ оброкъ рыбныхъ ловель и другихъ угодій, опредѣлялось «платить оброкъ ежегодно на срокъ Семена Лѣтопроводца».

[3] Въ 1-й Новгородской лѣтописи читаемъ, что обрядъ постриженія надъ Ростиславомъ, сыномъ князя Михаила, совершался въ 1230 г. въ Новгородѣ у св. Софіи, и при этомъ замѣчается, что постригаемому «уя власъ архіепископъ Спиридонъ». Полн. Собр. Русск. лѣтоп. т. 3, 46.

[4] По своему содержанію обычай этотъ напоминаетъ древнее русское почитаніе Бѣлбога, который былъ у нашихъ предковъ тоже, что древній Веельзевулъ, богъ мухъ. Онъ представлялся обыкновенно въ окровавленномъ видѣ, покрытый весь мухами и другими насѣкомыми и относился вообще къ божествамъ добрымъ.

[5] Нерѣдко день Семеновъ простой людъ называетъ «бабьимъ лѣтомъ», такъ какъ теперь начинаются разныя сельско-хозяйственныя работы, напр., трепаніе пеньки, моченіе льну и т. п., которыя обыкновенно производятся женщинами на открытомъ воздухѣ и составляютъ для нихъ, сравнительно съ страдными лѣтними трудани, довольно легкія занятія. Полагаютъ также, что названіе «бабье лѣто» появилось со времени Петра Великаго. который, принимая всякія мѣры къ уничтоженію русскихъ старинныхъ обычаевъ, почему либо ему не нравившихся, такъ презрительно обзывалъ старинный новый годъ, въ надеждѣ ослабить важное значеніе Семенова дня, какъ начала новаго года для приверженцевъ старины.

 

См. другие материалы сайта:

Древнее новолѣтіе 1 сентября.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: