Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Слово въ недѣлю св. женъ Мѵроносицъ.
Эта проповедь да послужит комментарием к высказыванию о евреях главы МИД России. – ред.
Радостный и всепримиряющій праздникъ Воскресенія Христова продолжается; закончилось прославленіе Ѳомы, впервые исповѣдавшаго Іисуса истиннымъ Богомъ, и началось воспѣваніе подвига Мироносицъ, не нарушившихъ вѣрности Христу во дни Его преданія и убіенія, и возвѣстившихъ апостоламъ Его воскресеніе. Апостолы просвѣтили міръ проповѣдью воскресенія, но святыя жены просвѣтили ею самихъ апостоловъ. Прославляя ихъ вѣру, церковь призываетъ всѣхъ насъ подражать ихъ подвигу, участвовать въ проповѣди о Воскресшемъ, проникаться радостью о Немь и въ этой радости не только забывать о злобѣ на насъ враговъ, но и отъ всего сердца прощать ихъ ненависть; не только прощать но и любить враговъ своихъ, съ любовью обнимать всѣхъ людей, призывая ихъ дѣлиться съ нами духовнымъ восторгомъ о томъ, что намъ явно открыта новая жизнь, жизнь непрестающая, вѣчная, наполненная блаженнаго общенія съ Богомъ, какъ предсказалъ Исаія объ участникахъ блаженнаго воскресенія: «и радость вѣчная надъ главою ихъ; отбѣже болѣзнь, печаль и воздыханіе» (Ис. 35, 10).
Благодать воскресенія Христова даже въ нашъ растлѣнный вѣкъ посѣщаетъ благочестивыхъ христіанъ, не только благочестивыхъ впрочемъ, но даже и безпечныхъ. Въ эти дни молятся даже не молившіеся раньше; цѣлуютъ другъ друга даже черствые душою; прощаютъ обиды даже злопамятные, и находятъ удовольствіе оказать любовь ближнимъ даже немилосердные и скупые. «Воскресе Христосъ и жизнь жительствуетъ», какъ вѣщаетъ богоглаголивый Златоустъ.
Но вотъ среди столь утѣшительныхъ явленій жизни христіанской доходятъ до насъ печальныя, позорныя вѣсти о томъ, что въ городѣ Кишиневѣ въ самый день Христова Воскресенія, въ день прощенія и примиренія, происходило жестокое, безчеловѣчное избіеніе несчастныхъ евреевъ.
Вь то время, когда во святыхъ храмахъ воспѣвали: «другъ друга обымемъ, рцемъ братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ», въ это самое время за стѣнами храмовъ пьяная озвѣрѣвшая толпа врывалась въ еврейскіе дома, грабила имущество жильцовъ, терзала людей, и трупы ихъ выбрасывала изъ оконъ на улицу вмѣстѣ съ товарами еврейскихъ магазиновъ. А тамъ другая жадная толпа, не замѣчая окровавленныхъ тѣлъ, бросалась чрезъ нихь къ одеждамъ и украшеніямъ и хватала себѣ все, что попадалось подъ руку; грабители обогащались вещами, облитыми кровью несчастныхъ жертвъ!
О Боже! Какъ потерпѣла Твоя благость такое поруганіе Твоей спасительной страсти и преславнаго воскресенія. Ты совершилъ Свой подвигъ, чтобы мы были мертвы грѣху и жили бы только для Тебя (Рим. 6, 11), а здѣсь избивались, жестоко и звѣрски, Твои сродники по плоти хотя и не познавшіе Тебя по нашему небреженію, но любезные Твоему сердцу, какъ говорилъ Ты незадолго до Твоихъ страданій: «колькраты восхотѣть собраніи чада твоя, яко же кокошъ собираетъ птенцы своя подъ крилѣ своя» (Мтѳ. 23, 37).
О семь, братіе, и хочу вамъ разъяснить нынѣ подробнѣе, чтобы вы знали, какъ и понынѣ отвергнутое племя еврейское дорого Духу Божію и какъ прогнѣвляетъ Господа всякій, кто пожелалъ бы обижать его. Чтобы никто не подумалъ,будто мы пристрастно выбираемъ священное ученіе Библіи, я приведу вамъ слова того человѣка, котораго сами іудеи ненавидѣли болѣе всѣхъ людей, ибо многіе изъ нихъ давали клятву – до тѣхъ поръ не вкушать пищи, пока они не убьютъ этого человѣка, – разумѣю сп. Ап. Павла (Дѣян. 23, 12). До того сильна была ихъ ненависть къ нему, что когда онъ открылъ имъ какъ явившійся Спаситель повелѣлъ ему проповѣдывать Евангеліе презрѣннымъ въ ихъ глазахъ язычникамъ, то они бросали пыль на воздухъ и кричали – не долженъ жить такой человѣкъ (Дѣян. 22, 23).
И такъ слушайте слова сего человѣка, слова Духа Божія, вѣщавшаго чрезъ него. «Истину говорю во Христѣ, не лгу; свидѣтельствуетъ мнѣ совѣсть моя въ духѣ Святомъ, что великая для меня печаль и непрестанное мученіе сердцу моему: я желалъ бы самъ быть отлученнымъ отъ Христа за братьевъ моихъ, родныхъ мнѣ по плоти, то есть израильтянъ, которымъ принадлежатъ усыновленіе, и слава, и завѣты, и законоположеніе, и богослуженіе, и обѣтованіе; ихъ отцы и отъ нихъ Христосъ по плоти, сущій надъ всѣми Богъ, благословенный во вѣки, аминь» (Рим. 9, 1-5).
Слова изумительныя и страшныя! Ты ли написалъ ихъ, Павелъ, возлюбившій Христа, въ Которомъ ты жилъ и Который жилъ въ тебѣ? Ради кого соглашаешься ты быть отлученнымъ отъ Него? Не ты ли написалъ двумя строками выше: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божіей во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ» (Рим. 8, 38-39). Итакь самые ангелы не могли бы сдѣлать того. На что ты добровольно рѣшаешься ради спасенія іудеевъ, іудеевъ – твоихъ враговъ, твоихъ предателей, отъ которыхъ ты принималъ удары палокъ, и оковы, и темницу, и изгнаніе, и смертельное увѣчье.
Смотрите, братіе, и дивитесь: вѣдь слова эти сказаны объ іудеяхъ отверженнымъ, о врагахъ Христовой вѣры! Но да не продлится ваше недоумѣніе, ибо тотъ же мученикъ-апостолъ въ слѣдующей главѣ начинаетъ разъяснять причину своей любви къ израильскому племени. «Братіе, желаніе моего сердца и молитва къ Богу объ Израилѣ во спасеніе. Ибо свидѣдельствую имъ, что имѣютъ ревность по Богѣ, но не по разсужденію» (10, 1-2).
Эти слова и понынѣ подтверждаются жизнью іудеевъ. Взирайте на ихъ преданность своему закону, на храненіе субботы, на вѣрность своимъ женамъ, на трудолюбіе, на любовь къ дѣтямъ, на воздержаніе, на послушаніе. Было время, и недавно еще, когда, христіане превосходили ихъ во всемъ этомъ, но въ нашъ растлѣнный и безпутный вѣкъ съ какимъ уваженіемъ должны мы взирать на всѣ эти свойства еврейскаго быта въ городахъ нашихъ, гдѣ большинство христіанъ не различаютъ будней, и праздниковъ, и постовъ, постоянно предаваясь пьянству, разврату, праздиости. Правда, есть такіе и среди евреевъ, но отъ кого они научились пути беззаконному? Увы, отъ тѣхъ, которыхъ отцы исповѣдаютъ Христа, отъ европейскихъ и русскихъ нигилистовъ, которыми, какъ жабами, кишитъ земля наша, которыхъ книги и газеты отравляютъ воздухъ вокругъ насъ, какъ чума и холера!
Да, должно уважать евреевъ – караимовъ и евреевъ талмудистовъ, но горе и намъ, и имъ самимъ отъ евреевъ нигилистовъ, которые растлѣваютъ и семьи, и общество своихъ единоплеменниковъ, которые сѣютъ заразу свою и среди русскаго и среди польскаго юношества, и которые являются главной причиной ненависти къ потомкамъ святыхъ праотцевъ и любезныхъ Господу пророковъ! Впрочемъ не о нихъ наше слово. Слушайте, какъ далѣе поясняетъ блаженный апостолъ причину своей горячей самоотверженной любви къ этому народу, какъ онъ поясняетъ причину ихъ невѣрія и ожесточенія противъ Христа. «Спрашиваю: неужели они преткнулись, что-бы совсѣмъ пасть? Никакъ. Но отъ ихъ паденія спасеніе язычникамъ, чтобы возбудить въ нихъ ревность» (11, 11). Если бы іудеи всѣ приняли вѣру Христову, то отъ нея отреклись бы язычники, ненавидѣвшіе евреевъ. Если бы евреи всѣ увѣровали, то и мы, братіе, не были бы христіанами, а кланялись бы Юпитеру и Венерѣ, Перуну и Велесу, какъ наши поганые предки. Итакъ остерегайтесь поносить невѣріе іудеевъ, скорби о немъ, молись, чтобы Господь открылся имъ, но не враждуй съ ними, а повинуйся апостольскому слову о вѣтвяхъ израильскаго народа, отломившихся отъ корня Христа. «Онѣ отломились невѣріемъ, а ты держишься вѣрою: не гордись, но бойся. Ибо если Богъ не пощадилъ природныхъ вѣтвей, то смотри, пощадитъ ли тебя» (11, 20-21).
Страшись же, христіанинъ, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божія постигнетъ тѣхъ злодѣевъ, которые проливаютъ кровь, родственную Богочеловѣку, Его Пречистой Матери, апостоламъ и пророкамъ. Не говори, что эта кровь священна только въ прошедшемъ, а знай, что и въ будущемъ ихъ ожидаетъ пріобщеніе Божескому естеству (2 Петр. 1, 4), какъ далѣе свидѣтельствуетъ Избранный Сосудъ Христовъ. «Не хочу оставить васъ, братія, въ невѣдѣніи о тайнѣ сей, чтобы вы не мечтали о себѣ, что ожесточеніе произошло въ Израилѣ отчасти до времени, пока войдетъ полное число язычниковъ; и такъ весь Израиль спасется, какъ написано: пріидетъ отъ Сіона Избавитель и отвратитъ нечестіе отъ Іакова; и, сей завѣтъ имъ отъ Меня, когда сниму съ нихъ грѣхи ихъ» (11, 25-26).
Ни объ одномъ народѣ – ни о русскихъ, ни о грекахъ не сказано, что всѣ потомки ихъ спасутся въ свое время, а объ евреяхъ это сказано. Пусть же знаютъ жестокіе кишиневскіе убійцы, что они истребляли будущихъ христіанъ, находящихся въ чреслахъ теперешнихъ евреевъ, что они явились дерзкими противниками Промысла Божія, мучителями народа, «возлюбленнаго Богу» и по самомъ его отверженіи (11, 28).
Такь грѣховна вражда противъ іудеевъ, основанная на незнаніи закона Божія, но она совершенно непростительна, если исходитъ изъ другихъ побужденій, побужденій гнусныхъ и позорныхъ, какъ это къ сожалѣнію выясняется въ послѣднее время. Грабители евреевъ не столько отмщали имъ за противленіе христіанамъ, сколько алкали пріобрѣтенія чужого имущества. Подъ видомъ ревности о вѣрѣ они служили демону корыстолюбія. Они уподоблялись Іудѣ: тотъ цѣлованіемъ предалъ Христа, омраченный сребролюбія недугомъ, а эти прикрываясь именемъ Христа, избивали Его сродниковъ по плоти для того, чтобы ограбить ихъ стяжанія! Никогда не бывало подобнаго изувѣрства. Въ средніе вѣка казнили еретиковъ и евреевъ, но не ради ограбленія; пытали и жгли враговъ вѣры, но не для того, чтобы наполнять свои карманы чужимъ добромъ, а утробу свою виномъ и водкой. Такъ поступаютъ только людоѣды, готовые на убійство, чтобы насытиться и обогатиться!
Впрочемъ возможно ли вразумить людей, могущихъ заглушать въ себѣ и совѣсть, и жалость, и страхъ Божій, – всегда ненасытимыхъ, вѣчно пьяныхъ, и удаляющихся св. храма даже въ Свѣтлый день Христова Воскресенія, посвящая сей день прощенія и любви на грабежъ и убійства? Конечно мудрено ихъ образумить; но помнимъ мы глаголъ Божій къ пророку Іезекіилю: «сынъ человѣческій, Я поставилъ тебя стражемъ дому Израилеву, и ты будешь слушать слово изъ устъ Моихъ и будешь вразумлять ихъ отъ Меня. Когда Я скажу беззаконнику – смертью умрешь! – а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника отъ беззаконнаго пути его, чтобы онъ живъ былъ: то беззаконникъ тотъ умретъ въ беззаконіи своемъ, а Я взыщу кровь его отъ твоихъ рукъ. Но если ты вразумлялъ беззаконника, а онъ не обратился отъ беззаконнаго пути своего, то онъ умретъ въ беззаконіи своемъ, а ты спасъ думу свою» (Іез. 3, 17-19).
И такъ знайте всѣ тѣ, кто не хочетъ вразумиться словами апостола о Божіихъ обѣтованіяхъ евреямъ, о спасеніи, которое ожидаетъ всю ихъ народность, – что не прощаетъ Богъ врагамъ народа Своего, даже и послѣ его отверженія. Не буду напоминать вамъ, какъ отмстилъ Господь египтянамъ, ассиріянамъ и вавилонянамъ, порабощавшимъ и избивавшимъ Израиля, какъ иногда прощалъ Израилю грѣхи его, чтобы посрамить его враговъ: слушайте, что предрекъ Онъ чрезъ Моисея послѣ того, какъ предсказалъ отверженіе народа израильскаго за его нечестіе. Отвергнутаго Израиля «отвнѣ будетъ губить мечъ, а въ домахъ ужасъ, и юношу, и дѣвицу, и грудного младенца, и покрытаго сѣдинами старца. Я сказалъ бы – разсѣю ихъ и изглажу изъ среды людей память о нихъ; но отложимъ это ради озлобленія враговъ, чтобы, враги его не возмнили и не сказали: наша рука высока, а не Господь сдѣлалъ все сіе... Когда изострю сверкающій мечъ Мой и рука Моя пріиметъ судъ, то отмщу врагамъ Моимъ и ненавидящимъ Меня воздамъ! Ибо Oнъ отмститъ за кровь рабовъ своихъ и воздастъ мщеніе врагамъ Своимъ и очиститъ Господь землю Свою и народъ Свой» (Второзак. 32, 25-37. 41. 43).
Вѣрующіе въ Бога и во Христа Его! бойтесь мести Господней за народъ Свой. Страшитесь обижать наслѣдниковъ обѣтованія, хотя и отвергнутыхъ. За невѣріе ихъ будетъ ихъ судить Господь, а не мы. Мы же, взирая на ихъ ревность, хотя и неразумную, будемъ лучше вспоминать отцевъ ихъ: праведныхъ Авраама, Исаака, Іакова, Іосифа и Моисея, и Давида, и Самуила, и Илію, вознесшагося съ плотію на небо, Исаію, принявшаго добровольную смерть за вѣру, Даніила, устрашившаго звѣрей во рвѣ львиномъ, и Маккавеевь-мучениковъ, съ радостью умиравшихъ за надежду воскресенія. Будемъ не людей избивать и грабить, но сокрушать ихъ ожесточеніе противъ Xриста и христіанъ исполненіемъ нашего закона. Умножимъ молитвы, возлюбимъ постъ, явимъ милостыню и участіе страдальцамь, будемъ ревновать о вѣрѣ; пусть просвѣщается свѣтъ нашъ предъ людьми, чтобы они славили Отца нашего небеснаго и единаго Учителя-Христа. Будемъ посрамлять невѣріе и нечестіе среди самыхъ христіанъ, и тогда смягчится ожесточеніе іудеевъ; «да придутъ времена отрады отъ лица Господа и да пошлетъ Онъ предназначеннаго вамъ Іисуса Христа, Котораго небо должно было принять до временъ совершенія, всего, что говорилъ Богъ устами всѣхъ святыхъ Своихъ пророковъ отъ вѣка» (Дѣян. 3, 20-21).
Слово сказанное въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ 20-го апрѣля 1903 г.
«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1903. № 15. Ч. Неофф. С. 447-452.