Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Мысли мои по поводу насилій христіанъ надъ евреями въ Кишиневѣ.
Голос Всероссийского Батюшки да послужит комментарием к высказыванию о евреях главы МИД России. – ред.
«Ученики Христа, Іаковъ и Іоаннъ, видя то (пренебреженіе Самарянъ къ Нему), сказали: Господи, хочешь ли, мы скажемъ, чтобы огонь сошелъ съ неба и истребилъ ихъ, какъ и Илія сдѣлалъ? Но Онъ, обратившись къ нимъ, запретилъ имъ и сказалъ: не знаете, какого вы духа. Ибо Сынъ Человѣческій пришелъ не губитъ души человѣческія, а спасать» (Лук. 9, 54-56).
Прочелъ я въ одной изъ газетъ прискорбное извѣстіе о насиліи христіанъ Кишиневскихъ надъ евреями, побояхъ и убійствахъ, разгромѣ ихъ домовъ и лавокъ и не могъ надивиться этому изъ ряду вонъ выходящему событію. Помню, что было подобное событіе въ 1881 году, на югѣ Россіи, но въ гораздо меньшей силѣ и остротѣ, и было слѣдствіемъ пагубныхъ увлеченій и заблужденій. А теперь, что породило это потрясающее до глубины души буйство христіанскаго русскаго народа, который вообще отличается простотою и добротою? Сильно чувствуется воздѣйствіе совнѣ злонамѣренныхъ людей, подстрекнувшихъ нашъ народъ къ такому небывалому погрому. Сердце Царя, пекущагося объ общемъ благѣ и спокойствіи народа и о правильномъ теченіи жизни государства, особенно скорбитъ объ этомъ ужасномъ, кровавомъ происшествіи. И когда же оно совершилось? На пасхальной недѣлѣ, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и вѣрные христіане, ликуютъ о воскресеніи Христа изъ мертвыхъ, какъ начаткѣ общаго воскресенія всего рода человѣческаго. Какое недомысліе, или непониманіе величайшаго праздника христіанскаго, какое тупоуміе русскихъ людей! Какое невѣріе! Какое заблужденіе!
Вмѣсто праздника христіанскаго они устроили скверноубійственный, праздникъ сатанѣ; – землю превратили какъ бы въ адъ. Тому-ли научились христіане отъ Христа, своего небеснаго Учителя, кроткаго и смиреннаго сердцемъ, «Который трости надломленной не переломитъ и льна курящагося не угаситъ» (Мѳ. 12, 20), т. е. сердца сокрушеннаго и смиреннаго не уничижитъ и курящуюся вѣрою и покаяніемъ душу не угаситъ, не допуститъ умереть, – пока она не довершитъ покаянія своего.
Русскій народъ, братья наши! Что вы дѣлаете? Зачѣмъ вы сдѣлались варварами, – громилами и разбойниками людей, живущихъ въ одномъ съ вами отечествѣ, подъ сѣнію и властію одного Рускаго Царя и поставленныхъ отъ Него правителей? Зачѣмъ допустили пагубное самоуправство и кровавую, разбойническую расправу съ подобными вамъ людьми? – Вы забыли свое христіанское званіе и слова Христовы: «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ» (Мѳ. 11, 29). Послушайте, какъ Онъ поучалъ учениковъ Своихъ кротости и незлобію. Однажды Онъ, восхотѣвъ идти въ Іерусалимъ, «послалъ вѣстниковъ предъ лицомъ Своимъ; и они пошли, и вошли въ селеніе Самарянское, чтобы пріуготовитъ для Него сердца людей. Но тамъ не приняли Его, потому что Онъ имѣлъ видъ путешествующаго въ Іерусалимъ. Видя то, ученики Его, Іаковъ и. Іоаннъ, сказали: Господи! хочешъ-ли, мы скажемъ, чтобы огонъ сошелъ съ неба и истребилъ ихъ, какъ и Илія сдѣлалъ? Но Онъ, обратившись къ нимъ, запретилъ имъ и, сказалъ: не знаете, какого вы духа. Ибо Сынъ человѣческій пришелъ не губитъ души, человѣческія, а спасать. И пошли въ другое селеніе». Вотъ каково должно быть поведеніе христіанина, вотъ каковъ долженъ быть духъ его. Каковъ же и чей духъ проявили Кишиневцы надъ евреями? Духъ діавола, – но «кто не имѣетъ духа Христова», кротости, смиренія, терпѣнія, повиновенія власти, «тотъ и не Его» (Рим. 8, 9), тотъ и не Христовъ, а рабъ діавола и наслѣдуетъ подобную ему участь. Ученики Іаковъ и Іоаннъ изъ ревности ко Господу и любви къ Нему хотѣли истребить Самарянъ огнемъ небеснымъ, но Господь строго запретилъ имъ это. О, какъ бы онъ грозно запретилъ Кишиневскимъ громиламъ убивать горожанъ евреевъ и громить и истреблять ихъ жилища! Познайте же, братія русскіе, какого вы духа? Не обижайте никого и ни изъ за чего. «Любите и враговъ вашихъ, благотворите ненавидящимъ васъ, благословляйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ» (Мѳ. 5, 44). – Вотъ вамъ мое краткое евангельское слово, братія русскіе, по поводу кровавой, расправы съ евреями и съ дѣтьми ихъ, ни въ чемъ неповинными. Аминь.
Протоіерей Іоаннъ Сергіевъ.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 20. С. 768-769.