Освященіе церкви св. великомученика Георгія, яже въ Кіевѣ предъ враты св. Софіи.

В 1934 г. Георгиевский храм был снесен советской властью.

У русскихъ князей, со времени Равноапостольнаго Владиміра, былъ благочестивый обычай устроятъ храмы въ честь своихъ ангеловъ: такъ, самимъ Владиміромъ, въ крещеніи Василіемъ, въ Кіевѣ была построена церковь во имя св. Василія Великаго, Изяславомъ I, въ крещеніи Димитріемъ – въ Кіевѣ же храмъ и монастырь во имя св. великомученика Димитрія и т. д. Ярославъ же Мудрый (въ крещеніи Георгій) не только основалъ храмъ и при немъ мужскую обитель въ честь своего ангела, великомученика Георгія, но и построилъ церковь св. мученицы Ирины, во имя ангела своей супруги (Ирины). Впослѣдствіи князья стали строить храмы — и нерѣдко великолѣпно украшенные – въ честь ангеловъ своихъ дѣтей, какъ напримѣръ, во Владимірѣ былъ построенъ Димитріевсвій соборъ Всеволодомъ III на память рожденія сына, нареченнаго въ крещеніи Димитріемъ. Обычай строить храмы въ честь ангеловъ и, по возможности, величественно украшать ихъ былъ въ такой силѣ, что нѣкоторые изъ князей — по недостатку ли средствъ, или по краткости своего княженія — рѣшались храмы, построенные предмѣстниками ихъ — князьями, богато украшенные, переименовывать въ честь своихъ ангеловъ; такъ напримѣръ это извѣстно о великомъ князѣ Ярополкѣ ІІ-мъ (въ крещеніи Петрѣ), который переименовалъ знаменитый Димитріевсвій (въ Кіевѣ) монастырь въ честь св. Апостола Петра. Объ этомъ фактѣ замѣчено въ Лаврентьевской лѣтописи такъ: «Великій князь Ярополкъ положилъ основаніе храму въ честь своего ангела (Ап. Петра), но не успѣлъ его окончить, а потому въ 1128 году печеряне (вѣроятно по смерти князя) переяша церковь св. Димитрія и наревоша ю св. Петра съ великимъ грѣхомъ и неправдою». (Кіев. Епарх. Вѣдом., № 4, 1877 г.).

Праздникъ 26 ноября извѣстенъ въ русскомъ народѣ модъ именемъ осенняго, въ отличіе отъ весенняго, Юрьева дня. Онъ установленъ, какъ выше было замѣчено, великимъ княземъ Ярославомъ I (Георгіемъ-Юрьемъ), который «заповѣдалъ по всей Руси, творити праздникъ св. Георгія мѣсяца ноября 26 числа» (Прологъ XIV в., въ Кіев. Соф Библіотекѣ). Въ древне-русской жизни Юрьевъ день былъ очень важнымъ срочнымъ днемъ въ хозяйственномъ быту, такъ какъ въ этотъ день русскіе крестьяне пользовались правомъ перехода отъ одного помѣщика къ другому. Въ Судебникѣ говорится объ этихъ переходамъ, что они должны совершаться за недѣлю до Юрьева дня, и недѣлю по Юрьевѣ днѣ осеннемъ. Въ одной грамотѣ тоже читаемъ: «а крестьянамъ отказываться изъ города въ волость и изъ волости въ городъ на одинъ срокъ въ году: за недѣлю до Юрьева дня осенняго, и недѣлю по Юрьевѣ дни осеннемъ». Въ Стоглавѣ по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилыхъ людей при монастыряхъ, домахъ монастырскихъ, архіерейскихъ и епископскихъ на срокъ по Юрьевѣ днѣ осеннемъ по старицѣ же». Царь Борисъ Годуновъ первый, а потомъ за нимъ царь Василій Ивановичъ Шуйскій, рѣшительно запретили вольные переходы крестьянъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ превратилось прежнее значеніе Юрьева дня осенняго.

Теперь о немъ сохранилось нѣсколько пословицъ, въ которомъ предки наши видимо высказывали сильное сожалѣніе о потерянномъ днѣ свободы: «Вотъ тебѣ, бабушка, Юрьевъ день», вѣроятно, сказалось русскимъ человѣкомъ, когда онъ впервые и неожиданно узналъ запрещеніе перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьевъ день погулять съ барскаго двора»; «Верстался мужикъ на Юрьевъ день радѣть о барскомъ добрѣ: мужикъ не тумакъ, знаетъ, когда живетъ Юрьевъ день» и т. п. Отъ древняго Юрьева дня остался и держится въ нѣкотерыхъ мѣстахъ доселѣ одинъ благочестивый обычай, по которому въ день памяти св. Георгія, 26 ноября, наши поселяне, при отъѣздѣ куда-либо въ дорогу, служатъ молебствія о благополучіи на предстоящей путь. Пріурочиваніе этаго обычая къ осеннему Юрьеву дню даетъ право предполагать, не есть ли это остатокъ добрыхъ обычаевъ нашей старины, которыми древне-русскіе крестьяне сопровождали свое разставаніе съ старыми своими господами, когда собирались на службу къ другимъ. (Калинскій, Церковно-Народн. Календарь, 26 ноября).

О построеніи Кіевскаго храма въ честь св. великомученика. Георгія говорится въ харатейномъ спискѣ Пролога (XIV в.): «Въ той же день (26 ноября) священіе церкви св. Георгія въ Кіевѣ предъ враты св. Софіи, блаженный и приснопамятный всея Русскія земли князь Ярославъ, нареченный во святѣмъ крещеніи Георгій, сынъ Владиміра, крестившаго землю Русскую, братъ же свв. мученикъ Бориса и Глѣба, се восхотѣ создати церковь въ свое имя св. Георгія, да еже восхотѣ и сотвори; и яко начаша здати ю, и не бѣ многа дѣлатель у нея; и се видѣвъ князь призва тіуна: почто не много у церкве отражающихъ. Тіунъ же рече: понеже дѣло властельское, боятся людіе трудъ, подъимше наима, лишени будутъ. И рече князь: да аще тако есть, то азъ сице сотворю. И повелѣ куны возити на телѣгахъ, въ комары Златыхъ вратъ, и возвѣстили на торгу людемъ да возмутъ кождо по ногатѣ за день. И бысть множество дѣлающихъ. И тако вскорѣ конча церковь, и святи ю, Ларіономъ митрополитомъ, мѣсяца ноября въ 26 день, и створи въ ней настолованіе новопоставимымъ епископомъ[1] и заповѣда по всей Руси творити праздникъ св. Георгія мѣсяца ноября въ 26 день (Прологъ Погодина, въ Спб. публ. библіотекѣ)». Въ этомъ храмѣ погребенъ несчастный князь Псковскій Судиславъ, сынъ св. Владиміра. По полученіи свободы, послѣ 24 лѣтняго тюремнаго заключенія, онъ постригся въ иноки и скончался въ 1063 г.

 

Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ). Мѣсяцесловъ святыхъ, всею русскою церковью или мѣстно чтимыхъ. Мѣсяцесловъ. Выпускъ 3 (Ноябрь). Каменецъ-Подольскъ 1894. С. 136-139.

 

[1] Настолованіе въ греческой церкви называлось ἐντρονιασμός, а въ римской Inthronismus. Обрядъ столованія состоялъ въ томъ, что избранное и посвященное въ санъ архіерея лице, по истеченіи двухъ, или трехъ дней по посвященіи, былъ возводимъ митрополитомъ, вовремя литургіи, по прочтеніи Евангелія, на каѳедру, а клиръ и народъ возглашали новому архипастырю многолѣтіе. (Binghami, Origines Eccles. Lib. II cap. XI. № 16. Caroli Du Fresno: Thronus. Евгеній митроп., Описаніе Кіев. Софіи, 15 стр.: Закревскій, Описаніе Кіева, 565 стр.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: