Протоіерей Михаилъ Зеленевъ – День св. мучениковъ Флора и Лавра, какъ народный праздникъ.

18-го августа Православная Церковь творитъ память св. мучениковъ Флора и Лавра. Св. Флоръ и Лавръ, каменьщики по ремеслу, происходили изъ простаго званія, были между собою родные братья и жили въ Иклирійской провинціи Римской имперіи. По просьбѣ какого-то князя иной страны, они, какъ искусные мастера, посланы были Излирійскимъ правителемъ Ликіономъ къ тому князю для постройки каменнаго языческаго капища. Во время производства работъ, осколкомъ камня разбило глазъ молодому сыну языческаго жреца Мамертина, по неосторожности его, и это взбѣсило было Мамертина противъ св. Флора и Лавра; но, по молитвамъ ихъ, поврежденный глазъ былъ чудесно исцѣленъ и жрецъ съ сыномъ пораженные чудомъ, обратились въ христіанскую вѣру. Вскорѣ послѣ того, св. Флоръ и Лавръ окончили постройкою зданіе, предназначаемое княземъ для языческаго капища, но посвятили его имени Христову: – поставили въ немъ св. крестъ къ востоку, собрали до трехъ сотъ нищей братіи и совершили въ немъ всенощное славословіе истинному Богу. На другой день пошли всѣ къ близъ находящемуся дому, гдѣ приготовлены были языческіе идолы для новаго капища и, оцѣпивъ ихъ за шеи своими поясами влачили по землѣ и разбили ихъ на мелкія части. Узнавъ объ этомъ, князь приказалъ схватить св. Флора и Лавра съ ихъ соучастниками и послѣднихъ осудилъ на сожженіе, а св. Флора и Лавра, жестоко избивъ, отослалъ связанными къ правителю Ликіону. Ликіонъ, – тоже язычникъ, испытавъ непоколебимость св Флора и Лавра въ христіанской вѣрѣ, повелѣлъ бросить ихъ въ глубокій колодезь и засыпать землею. Это было въ 312-мъ году по Рожд. Христ. Чрезъ много времени обрѣтены были св. мощи ихъ и съ честью перенесены въ Царь-Градъ, гдѣ въ честь ихъ былъ устроенъ монастырь съ храмомъ ихъ имени близь церкви Ап. Филиппа (Дю Канжъ, IV. 156). Русс. паломникъ Антоній въ 1200 г. видѣлъ ихъ мощи: «Фролъ и Лаверъ въ тѣлѣ лежатъ. (стр. 127); а Стефанъ Новгородецъ около 1350 г. видѣлъ главы ихъ въ храмѣ Вседержителя. (Агіологія, т. 2 стр. 248).

Въ жизнеописаніи св. мучениковъ Флора и Лавра, по крайней мѣрѣ, въ томъ жизнеописаніи, которое вами прочитано, а равно и въ церковныхъ службахъ имъ нами не встрѣчено какой-либо иной характерной черты изъ земной жизни и дѣятельности ихъ, кромѣ указанныхъ выше; а между тѣмъ, въ сознаніи народномъ почему-то крѣпко живетъ представленіе о св. мученикахъ Флорѣ и Лаврѣ, какъ объ особенныхъ покровителяхъ лошадей – и, потому день памяти ихъ праздпуется народомъ, какъ особый праздникъ, съ присвоенными этому дню церковными церемоніями. Въ нашей мѣстности, – гдѣ жители исключительно земледѣльцы и скотоводы, – обыкновенно, совершается въ день св. мучениковъ Флора и Лавра церковное богослуженіе, при достаточномъ стеченіи народа, одѣтаго по праздничному и при усердномъ возжиганіи свѣчей предъ святыми иконами съ искренними вздохами о благополучіи лошадокъ, которымъ обусловливается возможное благосостояніе мѣстнаго населенія. Между тѣмъ, изъ домовъ приводятся къ церкви лошади и къ концу обѣдни устанавливаются въ два длинные ряда по прямой линіи отъ церковной ограды къ западу. Послѣ обѣдни, въ церкви совершается молебенъ св. мученикамъ Флору и Лавру съ водоосвященіемъ, за тѣмъ священникъ въ эпитрахили съ св. крестомъ обходитъ ряды лошадей, при чемъ хозяева лошадей, или кому поручено быть при лошадяхъ, цѣлуютъ св. крестъ, а лошади окропляются св. водою. Послѣ того во весь день, по крайней мѣрѣ, до вечера многіе хозяева не употребляютъ лошадей на тяжелыя работы и даютъ имъ лучшій кормъ – сѣно и овесъ, по тому побужденію, что «вѣдь у лошадокъ-матушекъ только одинъ праздничекъ и есть въ году»; но между самыми жителями праздничнаго разгула не бываетъ замѣтно. Вслѣдствіе такого народнаго вѣрованія, не рѣдкость встрѣтить въ домахъ крестьянъ иконы св. мучениковъ Флора и Лавра, вногда съ неумѣстными, впрочемъ добавленіями изъ фантазіи Суздальскихъ «художниковъ», наприм, съ изображеніемъ на нижней половинѣ иконной доски нѣсколькихъ лошадиныхъ ихъ фигуръ разной масти и съ верховымъ сѣдакомъ на одной изъ нихъ. Эти иконы пользуются особымъ почитаніемъ въ средѣ крестьянъ-скотоводовъ и не рѣдко приходится, по частнымъ просьбамъ, отправлять молебны св. мученикамъ Флору и Лавру, какъ въ церкви, такъ и въ домахъ и преимущественно на дворахъ. Откровенно говоря, мы нисколько не противъ такого вѣрованія и обычая простаго народа и охотно исполняемъ желанія его въ этомъ отношеніи, при томъ, разумѣется, необходимомъ условіи, лишъ бы народъ почиталъ св. мучениковъ Флора и Лавра только покровителями лошадей, а отнюдъ не «лошадьими богами». Оправданіе своему убѣжденію мы ваходимъ во всегдашней практикѣ христіанской, признаваемой и самою Церковью, – въ порученіи особому покровительству извѣстнаго святаго земель, городовъ, людей и проч. наприм., Кіевъ былъ порученъ особому покровительству Пресв. Матери Божіей, Новгородъ – св. Софіи, Псковъ – Пресв. Троицѣ и пр., каждое село ввѣряется особому покровительству того святаго, которому посвященъ храмъ, каждый христіанинъ – того святаго, имя котораго онъ носить и проч.; а святые Божіи – молитвенники и ходатаи предъ Богомъ, конечно, за весь земной міръ, – разумный и неразумный.

 

Села Верхоценья священникъ Михаилъ Зеленевъ.

 

«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1878. № 17. Ч. Неофф. С. 544-546.

 

Объ авторѣ. Заштатный протоіерей Троицкой церкви г. Тамбова Михаилъ Іосифовичъ Зеленевъ скончался 30 сентября 1907 г. на 64 году отъ роду.

 

Чудо о Флоре и Лавре. Новгород. Кон. XV в. (ГТГ)

Чудо о Флоре и Лавре. Москва. XVI в. (ГТГ)

Чудо о Флоре и Лавре с Власием и Спиридоном. Обонежье. 1-я пол. XVI в. (ГРМ)

 

⸭    ⸭    ⸭

Въ русскихъ селахъ есть обычай въ овсяномъ полѣ завивать бороду св. Фролу и Лавру. Въ послѣдней полосѣ (на жнитвѣ) послѣдній сжатый овсяной снопъ относится торжественно (хозяиномъ и его рабочими) въ домъ и ставится въ передній уголъ подъ божницею; «чрезъ три дня этимъ снопомъ закармливаютъ скотину; (дѣлятъ его на части и роздаютъ каждой скотинѣ). Въ иныхъ селахъ снопъ простоитъ три дня въ переднемъ углу, потомъ уносится въ клѣть и уже въ послѣднюю субботу предъ Покровомъ (1 окт.) отдаютъ его скотинѣ. Закармливаютъ (т. е. начинаютъ въ зимній сезонъ кормить новымъ овсомъ) снопомъ, на котораго завита борода свв. Фролу и Лавру, въ надеждѣ, что съ этаго никогда не будетъ тощать скотина. Въ нѣкоторыхъ селахъ, – когда, вносятъ въ избу послѣдній овсяной снопъ хозяйка отворивши въ избѣ окна, и дверь, вѣникомъ машетъ по комнатѣ, выгоняя мухъ въ окна и дверь и приговариваетъ: «я въ домъ, а вы вонъ». Это дѣлается по вѣрованію, что когда вносится въ избу гость (овсяной снопъ), если выгонятъ мухъ, то ихъ уже и не будетъ въ избѣ. («Рук. для сельск. пастырей», 1877. Т. 3. № 36, стр. 20-28).

 

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 4-й:

Преудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресвѣ́тлую/ восхва́лимъ, вѣ́рніи, по достоя́нію,/ Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го,/ и́же усе́рдно Тро́ицу несозда́нную я́сно проповѣ́дасте всѣ́мъ,/ тѣ́мже пострада́вше до кро́ве,/ и вѣнцы́ пресвѣ́тлыми увязо́стеся,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́тъ ду́ши на́ша.

Кондакъ, гласъ 8-й:

Яко благоче́стія му́ченики и страда́льцы Христо́вы богому́дрены,/ вселе́нная пресла́вно почита́етъ Фло́ра и Ла́вра дне́сь,/ я́ко да улучи́мъ благода́ть и ми́лость моли́твами и́хъ// и изба́вимся бѣ́дъ и напа́стей, гнѣ́ва же и ско́рби въ де́нь су́дный.

 




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: