Протоіерей Викторъ Гурьевъ – Поученіе на день памяти преп. Алипія, иконописца Печерскаго.

Преподобный Алипій, иконописецъ Печерскій, былъ замѣчательный художникъ, и иконы его цѣнились чуть не на вѣсъ золота. Причиною сего, какъ сказано въ житіи его, было то, что онъ научился иконописному искусству не ради пріобрѣтенія богатства тлѣннаго, но чтобы обогатить себя добродѣтелями. Онъ писалъ иконы для всѣхъ; но нужно замѣтить, что за трудъ свой съ игумена, братіи и съ церквей не бралъ ничего. Онъ просилъ многихъ, чтобы указывали ему на обветшавшія иконы въ церквахъ и таковыя безмездно исправлялъ. А когда никакого дѣла ему не представлялось, онъ занималъ золото и серебро на нужный матеріалъ для иконъ, продолжалъ свой трудъ и написанными вновь иконами уплачивалъ свой долгъ. Онъ поступалъ такъ, чтобы никогда не быть въ праздности и чтобы уподобиться древнимъ святымъ отцамъ, которые занимались рукодѣліемъ постоянно, и самому апостолу Павлу, который о себѣ сказалъ: нуждамъ моимъ и нуждамъ бывшихъ при мнѣ послужили руки мои сіи (Дѣян. 20, 34).

Если же когда случалось Алигіію пріобрѣсти себѣ что-нибудь за трудъ отъ постороннихъ, тогда онъ пріобрѣтенное раздѣлялъ на три части: первую отдѣлялъ на матеріалъ, нужный для иконъ, вторую на милостыню нищимъ и третью на нужды монастырскія. И – такъ онъ поступалъ ежегодно, не давая себѣ покоя ни днемъ, ни ночью. Ночь онъ проводилъ во бдѣніи и молитвахъ и поклонахъ, а днемъ со всякимъ смиреніемъ, нестяжаніемъ, чистотою, терпѣніемъ, постомъ, любовію, богомысліемъ занимался рукодѣліемъ. Празднымъ же его никто не видалъ никогда. И при всемъ этомъ и молитвы церковной онъ также никогда не оставлялъ. И при всемъ этомъ онъ находилъ еще время и для дѣлъ милости духовной и тѣлесной.

Такова была жизнь преподобнаго Алипія. Она многому научаетъ насъ.

И, во 1-хъ, она научаетъ насъ, чтобы мы полученные отъ Бога таланты употребляли такъ, чтобы чрезъ нихъ прежде всего обогатить себя добродѣтелями. Почему Алипій художникомъ замѣчательнымъ показался? Потому что изучилъ иконное писаніе не ради пріобрѣтенія богатства тлѣннаго, а чтобы обогатить себя добродѣтелями. Такъ, для того, чтобы умножить въ себѣ дарованные намъ отъ Бога таланты, будемъ поступать и мы. Будемъ данныя намъ способности и силы употреблять во славу Божію, на пользу ближнихъ и во спасеніе нашей души и тогда и на насъ исполнится слово Божіе: всякому имѣющему дастся и пріумножится (Мѳ. 25, 29).

Второе, чему поучаетъ насъ жизнь преподобнаго Алипія, это то, чтобы мы были трудолюбивы. Онъ, когда у него какого-либо нужнаго особенно дѣла не было, занималъ золото и серебро, нужныя для матеріала и продолжалъ писаніе иконъ; и сими, вновь написанными, уплачивалъ свой долгъ. Такъ поступалъ онъ, чтобы не быть празднымъ. Такъ будемъ вести себя и мы, помня слово Господне: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой и что терпѣнье и трудъ все перетрутъ, а праздность есть мать всѣхъ пороковъ.

Далѣе у преподобнаго Алипія научаемся тому, какъ распоряжаться тѣмъ, что пріобрѣтено нами честнымъ трудомъ. Алипій, какъ слышали, заработанное имъ дѣлилъ па три части: на себя, на бѣдныхъ и на монастырь. И мы, что намъ необходимо, оставимъ на себя, сколько возможно болѣе удѣлимъ нищимъ и что возможно дадимъ и церкви Божіей и – такъ и должно быть: ибо подобаетъ и сіе творити, и онѣхъ не оставляти.

Наконецъ, слышали, что Алипій въ молитвахъ и поклонахъ находилъ возможность проводить время, и молитвы церковной не оставлялъ. Будемъ подражать ему и въ этомъ. Бесѣда съ Богомъ есть самая необходимая и сладкая пища для души, и безъ нея, иначе говоря, безъ молитвы, жить христіанинъ не можетъ. Потецемъ же по стопамъ преподобнаго Алипія, да Царствіе Небесное постигнемъ. Аминь.

 

Поученія по руководству Аѳонского патерика. Изданіе 3-е, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М. 1895. С. 82-87.

 

⸭ ⸭ ⸭

Тропарь, гласъ 8-й:

Зра́ки изобразу́я святы́хъ на дщи́цахъ,/ си́хъ благодѣя́нія спѣ́шно,/ я́ко иску́сенъ худо́жникъ, всехва́льне Али́піе,/ напи́совалъ еси́ на скрижа́лѣхъ твоего́ се́рдца,/ и сего́ ра́ди а́ки о́бразъ боголѣ́пнѣ укра́шенъ,/ свяще́нства благода́тію а́ки зла́томъ обложи́лся еси́// отъ Христа́ Бо́га и Спа́са ду́шъ на́шихъ.

Кондакъ, гласъ 2-й:

Отъ ю́ности Боже́ственное въ себѣ́ имѣ́я начерта́ніе,/ вда́нъ бы́лъ еси́ въ науче́ніе ико́ннаго писа́нія;/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты́ та́можде посо́бствовалъ,/ и ви́дѣлъ еси́ Ду́ха Свята́го осія́ніе,/ отъ Него́же прія́лъ еси́ чуде́съ дѣ́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// тѣ́мъ тя́ чте́мъ и ублажа́емъ, чу́дне Али́піе.

 

По преданію, чудотворная «Свѣнско-Печерская иконѣ Божіей Матери», писана преп. Алипіемъ, иконописцемъ печерскимъ, который учился этому художеству у Константинопольскихъ живописцевъ, около 1088 г. расписывавшихъ великую церковь Кіево-Печерскаго монастыря. Изображеніе ея слѣдующее: Пресвятая Дѣва съ Богомладевцемъ возсѣдаетъ на тронѣ и руками поддерживаетъ Спасителя, обѣими руками благословляющаго; по сторопамъ трова стоятъ преп. Aнтоній и Феодосій Кіево-Печерскіе чудотворцы; въ рукахъ у нихъ свитки. Икона эта по преданію, принесева изъ Кіево-Печерской лавры въ 1288 г. къ Черниговскому князю Роману, который, будучи въ Брянскѣ, лишился зрѣнія. Услышавъ о чудесахъ и исцѣленіяхъ отъ Печерской иконы Богоматери, отправилъ поcла въ Кіево-Печерскій мочастырь съ просьбою принести чудотворную икону въ Брянскъ, и князь, приложившись къ иконѣ, получилъ исцѣленіе; въ благодарность за исцѣленіе князь устроилъ монастырь и въ немъ поставилъ икону Богоматери въ немъ эа богато украшенной ризѣ. Многіе вѣка чудотворная пребывала въ мужскомъ Успенскомъ Свенскомъ монастырѣ подъ Брянскомъ (сейчасъ – с. Супонево, уже вошедшее въ черту города). Постройки этой закрытой въ 1924 г. обители были затѣмъ сильно разрушены. Богоборцы взорвали величественный Успенскій соборъ. Чудотворную икону Божіей Матери передали Главнаукѣ Наркомпроса на реставрацію, а оттуда – въ Третьяковскую галерею, гдѣ она находится и въ настоящее время.

Въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ есть икона Божіей Матери, именуемая «Царь Царемъ» или «Предста Царица». Въ основу этой иконы, впрочемъ, положенъ иконописцемъ «Деисусъ». Находится она между южными дверями и Димитріевскимъ придѣломъ. Писателемъ этой иконы считается первый Русскій иконописецъ преп. Алипій, инокъ Кіево-Печерскаго монастыря.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: