Архiепископъ Филаретъ (Гумилевскiй) – Авгарь князь эдесскій и нерукотворенный образъ.

Исторія первой евангельской проповѣди въ Арменіи, при Авгарѣ, сама по себѣ достойна изученія; между тѣмъ съ нею соединены два великія событія – сношеніе Авгаря съ Спасителемъ и нерукотворенное изображеніе лика Спасителева. Смѣлая критика нѣкоторыхъ ученыхъ не допускаетъ переписки Авгаря съ Спасителемъ и съ тѣмъ вмѣстѣ порергаетъ сомнѣнію первую евангельскую проповѣдь въ Арменіи. Тѣмъ болѣе нужды представить исторію Авгаря въ цѣломъ ея видѣ, по древнимъ памятникамъ, и оградить отъ сомнѣній важныя событія.

Авгарь (Авагъ айръ великій человѣкъ), сынъ Аршама, такъ пишетъ армянскій историкъ Моисей Хоренскій{1}, незадолго до Рождества Христова (на 5 году) сталъ княземъ Арменіи и столицею его былъ тогда Месбннъ (Незибисъ).

Авгарь былъ умный, добрый и энергическій правитель. Ему пришлось управлять только половиною Арменіи, – Малою Арменіею: но подъ его управленіемъ эта часть Арменіи процвѣла.

Съ римлянами, которымъ страна его стала платить дань еще при отцѣ его, съ начала правленія своего онъ жилъ въ мирѣ{2}, Ни народная перепись Августа, ни происки Ирода, старавшагося возбудить въ Августѣ подозрѣнія противъ Авгаря, не нарушили мирныхъ отношеній между властителемъ Рима и Авгаремъ. Явившись въ Римъ, одесскій князь возбудилъ такое выгодное мнѣніе о себѣ въ Августѣ, что тотъ не только не хотѣлъ сомнѣваться въ Авгарѣ, но осыпалъ его знаками дружбы своей, часто приглашалъ его къ своему столу и даже не хотѣлъ разстаться съ нимъ.

По смерти Августа, Германикъ изъявлялъ неудовольствіе свое на Авгаря за войну его съ Иродомъ. Но войну началъ не Авгарь, а Иродъ. Дѣло было такъ. Иродъ далъ знать Авгарю: поставить статую его въ храмахъ вмѣстѣ съ статуею императора. Авгарь не хотѣлъ исполнить желанія безразсудной гордости. Иродъ послалъ ѳракійское и германское войско, назначенное въ персидскій походъ, опустошать Арменію. Авгарь вынужденъ былъ вступить въ сраженіе, разбилъ непріятеля, при чемъ потерялъ жизнь и племянникъ Ирода, командовавшій войскомъ.

Авгарь укрѣпилъ Эдессу, перенесъ въ нее свое управленіе и боговъ. Онъ готовился къ войнѣ съ римлянами, но обратилъ оружіе свое въ другую сторону. Въ Персіи, по смерти Аршавира, начались междоусобія между сыновьями его. Авгарь по далъ помощь старшему брату, утвердилъ его на престолѣ отца, назначилъ области братьямъ его и установилъ порядокъ престолонаслѣдія. По возвращеніи изъ Персіи, онъ впалъ въ болѣзнь тяжкую, которую считали слѣдствіемъ отравы. Персидскій походъ его выставленъ былъ подозрительнымъ предъ римскою властію, хотя Авгарь принималъ живое участіе въ дѣлахъ персидскихъ собственно по родству съ персидскимъ царскимъ домомъ. Онъ старался защитить себя: но врагп его – Пилатъ, Иродъ, Лизаніи и Филиппъ были сильны. Авгарь не хотѣлъ искать у нихъ защиты себѣ; напротивъ, онъ послалъ въ помощь царю Аретѣ свое войско и оно разбило на голову войска Ирода. Теперь онъ отправилъ довѣренныхъ пословъ къ Марину, проконсулу Финикіи, Палестины, Сиріи и двухъ Месопотамій. Эта попытка вполнѣ удалась ему. Маринъ отвѣчалъ: пусть Авгарь не боится ничего, лишъ бы платилъ дань. Послы Авгаря, слышавшіе о чудесахъ Іисуса, возвращались теперь чрезъ Іерусалимъ, съ тѣмъ, чтобы видѣть великаго чудотворца и принесть вѣрное извѣстіе о немъ Авгарю. Когда они расказали князю о всемъ, что видѣли и слышали, Авгарь сказалъ: «такія чудеса не дѣла человѣка, а Бога; только Богъ, и никто изъ людей, можетъ воскресить мертвеца». Такъ какъ онъ не находилъ помощи въ своей болѣзни ни у какихъ врачей: то написалъ онъ письмо и просилъ, дабы Христосъ пришелъ исцѣлить его. Вотъ письмо его:

«Авгарь, сынъ Аршама, властитель страны, привѣтствуетъ Іисуса Спасителя и Благотворителя, явившагося въ странѣ іерусалимской.

Я слышалъ о Тебѣ и исцѣленіяхъ, которыя совершаются Тобою безъ травъ и лѣкарствъ. Говорятъ, Ты творишь то, что слѣпые видятъ, хромые ходятъ, прокаженные очищаются, и Ты же изгоняешь духовъ, исцѣляешь такихъ, которые истощены были болѣзнями, воскрешаешь мертвыхъ. Когда услышалъ я все это: то положилъ одно изъ двухъ, или Ты Богъ, нисшедшій съ неба и потому творишь все это, или Сынъ Божій и совершаешь такія дѣла. Пишу Тебѣ и прошу – прими трудъ, приди и исцѣли болѣзнь мою. Я слышалъ также, что іудеи возстаютъ на Тебя и хотятъ убить Тебя. У меня небольшой городъ, но достаточный для насъ обоихъ».

Господь Іисусъ отказался отъ приглашенія Авгарева; но вотъ отвѣтъ на письмо Авгаря, писанный апост. Ѳомою по волѣ Спасителя:

«Блаженъ вѣрующій въ Меня, хотя и не видѣвшій Меня.

О Мнѣ писано: видящіе не повѣрятъ Мнѣ, но невидящіе увѣруютъ и будутъ жить. Что касается до приглашенія твоего притти къ тебѣ: то Мнѣ надобно совершить здѣсь, за чѣмъ посланъ Я. Когда выполню то: вознесусь къ пославшему Меня и тогда пошлю одного изъ Моихъ учениковъ, чтобы онъ исцѣлилъ тебя и даровалъ тебѣ и сущимъ съ тобою жизнь».

«Это письмо, говоритъ Моисей Хоренскій, принесъ Ананъ, посолъ Авгаря, вмѣстѣ съ изображеніемъ Спасителя, которое находится въ городѣ Эдессѣ до настоящаго времени».

По вознесеніи Господа, апостолъ Ѳома, одинъ изъ двѣнадцати, послалъ Ѳаддея, одного изъ 70, въ Эдессу исцѣлить Авгаря и проповѣдывать евангеліе, по обѣщанію Господа{3}. Ѳаддей пришелъ въ домъ знаменитаго іудея, который былъ изъ колѣна Багратидскаго, но не отрекся отъ іудейства при Аршамѣ, какъ сдѣлали это другіе, а остался вѣрнымъ вѣрѣ отцевъ своихъ. Молва о Ѳаддеѣ скоро распространилась по городу. Когда Авгарь услышалъ о немъ, то сказалъ: это тотъ, о которомъ писано Іисусомъ, и велѣлъ пригласить его. Когда Ѳаддей взошелъ, то Авгарю чудное представилось видѣніе въ лицѣ его: онъ сошелъ съ престола, палъ на лице и поклонился, къ общему изумленію вельможъ, не замѣтившихъ видѣнія. Авгарь сказалъ: точно ли ты тотъ ученикъ славнаго Іисуса, котораго Онъ обѣщалъ прислать мнѣ, чтобы исцѣлить меня? Ѳаддей отвѣчалъ: если ты вѣруешь во Христа Іисуса, Сына Божія: желанія сердца твоего исполнятся. Авгарь сказалъ: я вѣрую въ Него и въ Отца Его. Потому желалъ бы весть мое войско и истребить іудеевъ, если бы не мѣшала римская власть.

Ѳаддей проповѣдывалъ ему и его дому евангеліе, исцѣлилъ его отъ болѣзни, какъ и Авдія градоначальника и казначея княжескаго. Какіе были больные въ городѣ, всѣ были исцѣлены. Всѣ увѣровали и приняли крещеніе. Двери храмовъ языческихъ были заперты и идолы закрыты были тростникомъ. Авгарь не принуждалъ ни кого насиліемъ къ вѣрѣ, а день отъ дня умножалось число вѣрующихъ.

Ѳаддей поставилъ извѣстнаго шелковода, принявшаго съ крещеніемъ имя Аддея, епископомъ Эдессы и оставилъ его своимъ намѣстнпкомъ при Авгарѣ. Самъ онъ, принявъ письменное удостовѣреніе Авгаря, что всѣ примутъ истину евангельскую, отправился къ Санатругу, сыну сестры Авгаревой, который начальствовалъ надъ войскомъ и страною.

Авгарь отправилъ слѣдующее письмо къ Тиверію:

«Авгарь, царь Арменіи, моему повелителю, римскому императору, Тиверію здравія желаетъ.

Хотя я знаю, что отъ твоего величества ничто не сокрыто; но, какъ искренне преданный, извѣщаю тебя письменно. Іудеи, живущіе въ Палестинѣ, составили заговоръ и распяли Христа безъ всякой вины Его, въ признательность за благодѣянія, которыя Онъ оказывалъ имъ съ знаменіямп и чудесами, такъ, что воскрешалъ и мертвыхъ. Увѣренъ я, что эти силы – не дѣло человѣка, а Бога. Въ то время, какъ они распяли Его, солнце померкло и сотряслась земля. Онъ самъ воскресъ изъ мертвыхъ въ третій день и являлся многимъ. Теперь имя Его во всѣхъ мѣстахъ совершаетъ великія чудеса, руками учениковъ Его, что испыталъ я на себѣ явно. Твое величество знаетъ, что слѣдуетъ дѣлать съ іудеями, совершившими такое преступленіе и конечно напишетъ во всю вселенную, чтобы молились Христу, какъ Богу. Будь счастливъ».

Тпверій отвѣчалъ слѣдующимъ письмомъ:

«Тиверій, императоръ римскій, Авгарю, царю армянскому, здравія желаетъ.

Мнѣ читали дружеское письмо твое; благодарность и милость наша тебѣ за то. Я слышалъ и прежде о дѣлѣ отъ многихъ; Пилатъ доставилъ мнѣ достаточное извѣстіе о чудесахъ и о томъ, что по воскресеніи многіе увѣровали, что Онъ – Богъ. Потому я хотѣлъ сдѣлать то, о чемъ и ты думалъ. Но такъ какъ у римлянъ не зависитъ отъ одной воли императора признать кого за Бога, а требуется изслѣдованіе и рѣшеніе сената: то предложилъ я дѣло сенату. Онъ не согласился, потому что еще не произведено изслѣдованія. Впрочемъ, нами дано повелѣніе, что Іисуса, если кто хочетъ, могутъ признавать въ числѣ боговъ и объявлена смертная казнь тѣмъ, которые покусились бы на что-либо худое противъ христіянъ. Что касается до іудеевъ, которые осмѣлились распять Того, Кто, какъ слышу, стоитъ не креста, а чести и поклоненія: то, когда окончится война съ отпавшими испанцами, дѣло подвергнуто будетъ изслѣдованію и имъ заплачено будетъ по заслугѣ».

Второе письмо Авгаря къ Тиверію.

«Авгарь, царь Арменіи, моему государю, римскому императору, Тиверію здравія желаетъ.

Письмо твоего величества получилъ и радуюсь даннымъ тобою умнымъ повелѣніямъ. Но если не прогнѣваешься, поступокъ сената твоего смѣшенъ. У нихъ божество въ зависимости огъ человѣческаго рѣшенія и если людямъ не нравится Богъ, то онъ и не Богъ. Какъ же при такихъ обстоятельствахъ человѣкъ примирится съ Богомъ? Пусть государю моему угодно будетъ послать въ Іерусалиму другаго на мѣсто Пилата, съ тѣмъ, чтобы этотъ лишенъ былъ съ безчестіемъ намѣсничества, на которое поставилъ ты его. Онъ исполнилъ незаконную волю іудеевъ и распялъ невиннаго Христа, безъ твоего иовелѣнія. – Желаю, чтобы ты былъ счастливъ».

Такъ писалъ Авгарь и списокъ этого письма, какъ и другихъ, «положилъ для храненія въ одесскомъ архивѣ».

Припомнимъ при этомъ слова Тертулліана. Въ апологіи своей писалъ онъ: «Тиверіи, въ царствованіе котораго (34-37 г.) имя христіанское начало становиться извѣстнымъ, узнавъ изъ донесеніи Пилата о чудесахъ и воскресеніи Іисуса Христа, предложилъ сенату включить Его въ число боговъ, и хотя сенатъ не принялъ этого предложенія, потому что присвоилъ себѣ независимое право судить о новыхъ божествахъ, императоръ остался однако при своемъ мнѣніи, угрожая казнію доносчикамъ на христіанъ»{4}.

Очевидно, Тертулліану въ концѣ 2 вѣка уже извѣстны были тѣ рѣшенія Тиверія о Христѣ и христіанахъ, о которыхъ сообщалъ Тиверій въ письмѣ къ Авгарю. Откуда узналъ о нихъ Тертулліанъ, Безъ сомнѣнія, изъ римскаго архива, откуда получалъ онъ и другія свѣдѣнія о состояніи христіанъ прежняго времени.

Армянскій историкъ, продолжая исторію Авгаря, пишетъ, что Авгарь писалъ и Нерсесу, молодому ассирійскому царю въ Вавилонѣ, и сообщаетъ самое письмо.

«Авгарь, царь Арменія, сыну моему. Нерсесу здравія желаю.

Я получилъ письмо твоего благополучія. Перода освободилъ я отъ оковъ и простилъ вину его. Если хочешь, поставь его правителемъ Ниневіи. Что касается до того, о чемъ пишешь ты, чтобы прислать къ тебѣ врача-чудотворца и проповѣдника другаго Бога, а не огня и воды, дабы ты самъ могъ видѣть его: то это не врачъ съ человѣческимъ искусствомъ, а ученикъ Сына Божія, сотворившаго огнь и воду; по рѣшенію жребія посланный, онъ пришелъ въ страну армянскую{5}. Одинъ изъ его товарищей, по имени Симонъ, посланъ въ Персію. Если желаешь, можешь слышать его, какъ и отецъ твой Арташесъ. Онъ исцѣлитъ всѣ болѣзни и покажетъ путь жизни».

Авгарь писалъ и Арташесу, царю персидскому, слѣдующее письмо:

«Авгарь, царь Арменіи, моему брату Арташесу царю персидскому здравія желаетъ.

Я знаю, что ты уже слышалъ объ Іисусѣ Христѣ, Сынѣ Божіемъ, Котораго распяли іудеи и Который воскресъ изъ мертвыхъ и послалъ учениковъ во всѣ страны учить повсюду. Одинъ изъ главныхъ учениковъ Его, по имени Симонъ, находится въ странахъ владѣнія твоего. Если хочешь отыскать его; то можешь найти его; онъ исцѣлитъ всѣ болѣзни, какія у васъ есть и покажетъ путь жизни. Ты повѣришь слову его, ты и твои братья, и всѣ, которые повинуются тебѣ. Мнѣ хотѣлось бы, чтобы при тѣлесномъ родствѣ со мною вы были истинными друзьями мнѣ и по духу».

Прежде, чѣмъ полученъ былъ отвѣтъ на это письмо, «Авгарь умеръ послѣ 38 лѣтъ царствованія своего».

Такъ пишетъ Моисей Хоренскій.

По его же извѣстію, по смерти Авгаря, царство его раздѣлилось между сыномъ его Анануномъ и сыномъ сестры Санатругомъ; первый имѣлъ пребываніе въ Эдессѣ, а второй – въ Шаваршанѣ. Оба при жизни Авгаря приняли христіанскую вѣру, какъ и многіе изъ вельможъ арменскпхъ. Но нѣкоторые изъ послѣднихъ сдѣлали это по страху предъ Авгаремъ, и по смерти его отпали отъ вѣры святой. Ихъ примѣру послѣдовали и оба царя, которые не были такъ сильны, какъ Авгарь, и боялись вельможъ. За тѣмъ слѣдовало гоненіе на христіанство. Ананунъ велѣлъ отрубить ноги Аддею, когда онъ сидѣлъ на каѳедрѣ и проповѣдывалъ евангеліе. Царствованіе его продолжалось недолго и христіанство еще не было истреблено въ Эдессѣ; на четвертомъ году онъ былъ задавленъ камнемъ. Санатругъ, еще при жизни его, хотѣлъ овладѣть Эдессою; теперь приглашали его въ Эдессу, но съ тѣмъ, чтобы онъ не принуждалъ никого къ язычеству. Санатругъ принялъ условіе, но не выполнилъ его. Онъ частію умертвилъ, частію заточилъ потомковъ Авгаря и многихъ другихъ, остававшихся вѣрными христіанству. Когда снова пришелъ въ Арменію Ѳаддей и проповѣдывалъ евангеліе въ Шаваршамѣ: то Санатругъ не только осудилъ его и нѣкоторыхъ другихъ, но предалъ смерти и дочь свою, такъ какъ она безтрепетно исповѣдывала св. вѣру. Санатругъ жестокъ былъ къ христіанамъ: знатному армянину Самуилу велѣлъ онъ пробить спину раскаленными гвоздями. Его называли убійцею апостола, конечно, за участь св. Ѳаддея. Въ продолженіе 34 лѣтъ царствованія своего онъ успѣлъ ослабить христіанство въ Арменіи и преемники его до Торидата были язычниками.

Такова исторія Авгаря по Моисею Хоренскому.

Сдѣлаемъ теперь замѣчанія на нее:

а) Распространеніе христіанства въ Арменіи при Авгарѣ не подлежитъ никакому сомнѣнію и безъ мысли о сношеніи Авгаря съ Спасителемъ. Состояніе христіанъ при Ананунѣ и Санатругѣ само собою указываетъ на начало христіанства при Авгарѣ; а отвергать непріязненныя отношенія Санатруга къ христіанству мы также мало имѣемъ права, какъ и опровергать соединеніе раздѣлявшагося царства, бывшее при Санатругѣ. Письма Авгаря къ Тиверію и къ Арташесу не говорятъ о сношеніи Авгаря съ Спасителемъ, но онѣ такъ ясно говорятъ о живой ревности Авгаря къ дѣлу Господа Іисуса. Восточные писатели вообще признаютъ за несомнѣнно-историческое событіе какъ успѣшную проповѣдь евангелія при Авгарѣ, такъ и жестокое преслѣдованіе христіанъ при преемникахъ Авгаря{6}.

б) Напрасно сомнѣвались и въ дѣйствительности сношенія Авгаря съ Спасителемъ. Говорили, что Господь Іисусъ не писалъ ничего, и слѣдовательно не писалъ и письма къ Авгарю. Но никто и не настаиваетъ на то, что письмо къ Авгарю писано самимъ Спасителемъ. Историкъ ясно пишетъ, что письмо писано Ѳомою по порученію Господа. Если Авгарь въ письмѣ своемъ признаетъ Іисуса или Богомъ или Сыномъ Божіимъ: то это вовсе не говоритъ противъ подлинности письма. Авгарь близко знакомъ былъ съ іудеями и зналъ отзывы ихъ какъ о Мессіи, такъ и о Іисусѣ. Потому и при язычествѣ могъ стать выше враговъ Іисуса въ мнѣніи о Немъ. Вызовъ Авгаря преслѣдовать іудеевъ войною естественъ для Авгаря, какъ нельзя болѣе: они были врагами его во всю жизнь.

Новый знаменитый историкъ пишетъ: «письмо Іисуса не достойно Его: оно сшито изъ разныхъ изреченіи писанія. Нельзя думать, чтобы до Евсевія оставалось неизвѣстнымъ что-либо написанное о Христѣ. Наконецъ, письмо Авгаря – не письмо восточнаго повелителя»{7}.

Но въ письмѣ только два или три изреченія имѣютъ нѣкоторое сходство съ евангельскими словами, и слѣдовательно несправедливо выдавать письмо за сшивку извѣстныхъ изреченій. Да и справедливо ли признавать письмо недостойнымъ Господа только за то, что въ немъ, положимъ, есть нѣкоторыя изреченія писанія? Другое дѣло, если бы были въ немъ мысли недостойныя Господа, чего однако въ немъ вовсе нѣтъ. Содержаніе его такъ естественно, такъ прилично и для Авгаря и для Великаго Учителя. Если письмо къ Авгарю и списокъ письма Авгарева оставались неизвѣстными до времени Евсевія: то это неудивительно. Преемники Авгаря вовсе были не таковы, чтобы прославлять Исцѣлителя Авгарева; переписка, какъ прямо говорятъ историки, положена была въ архивъ эдосскій, куда доступъ, конечно, не былъ легкимъ. Напрасно также хотятъ видѣть въ письмѣ Авгаря тонъ и языкъ сильнаго восточнаго царя: Авгарь былъ только князь эдесскій, да и еще князь, усмиренный долгою болѣзнію; и Антіохъ Епифанъ въ болѣзни очень смиренно писалъ къ іудеямъ, тогда какъ предъ тѣмъ дышалъ нечеловѣческою гордостію (2 Мак. гл. 3).

Въ защиту подлинности переписки говорятъ и древность и важность свидѣтелей. Кромѣ Евсевія и Моисея Хоренскаго, могли бы мы указать на многихъ восточныхъ писателей, подтверждающихъ подлинность переписки{8}. Важнѣе всѣхъ другихъ, безъ сомнѣнія, св. Ефремъ Сиринъ, который самъ жилъ въ Эдессѣ въ половинѣ 4 вѣка. Въ завѣщаніи своемъ писалъ онъ: «благословенъ градъ, въ которомъ вы живете, Эдесса, матерь мудрыхъ, благословенный живыми устами Сына и чрезъ ученика Его». Здѣсь видимъ двѣ историческія мысли: а) Эдесса имѣла сношеніе съ Спасителемъ при жизни Его; б) Эдесса благословлена и просвѣщена ученикомъ Спасителя. Іаковъ Саругскій, скончавшійся въ 521 г., въ словѣ на Богородицу, писалъ: «Авгарь благочестивый царь просилъ Сына Божія притти въ его городъ; онъ отворялъ его для дружескаго входа, дабы Господь былъ врачемъ и учителемъ народа его... Сей обѣщалъ принять царя, когда взойдетъ Онъ къ Отцу... Когда Онъ вознесся, то послалъ изъ числа братій своихъ Аддея (Ѳаддея) и исполнилъ обѣщаніе, данное на письмѣ»{9}. Прокопій также зналъ отношеніи Авгаря съ Спасителемъ{10}. Далѣе въ пользу подлинности переписки говоритъ твердое увѣреніе историковъ Евсевія и Моисея въ томъ, что переписка Авгаря съ Спасителемъ хранилась въ одесскомъ архивѣ. Въ отношеніи къ историку армянскому это особенно важно, такъ какъ онъ не только указываетъ на государственнаго историка, осматривавшаго памятники царствованія Авгаря и Санатруга. но самъ пересматривалъ архивъ, не довольствуясь исторіею Евсевія, переведенною Месробомъ. Къ тому же Моисей, кромѣ переписки Авгаря съ Спасителемъ, передаетъ другія письма Авгаря изъ того же архива: не отвергая подлинности послѣднихъ, не имѣютъ права сомнѣваться въ подлинности первой.

Обратимся теперь въ частности къ чудесному изображенію лика Спасителева, на которое кратко указалъ Моисей Хоренскій. Армянскій историкъ Чамчеу, пользовавшійся разными отечественными памятниками, разсказываетъ объ этомъ событіи такъ: «живописецъ, бывшій съ послами, хотѣлъ написать лице Спасителя, но не могъ близко подойти къ Іисусу отъ народа. Онъ взошелъ на камень и когда Христосъ бесѣдовалъ съ народомъ, онъ пристально смотрѣлъ на Него и старался, незамѣтно для другихъ, изобразить ликъ Спасителя. И однако, сколько ни старался онъ, не могъ написать сходнаго изображенія. Сердцевѣдецъ увидалъ сильное желаніе его и подозвалъ его къ себѣ. Взявъ полотенцо, возложилъ его на божественное лице свое и ликъ Его отпечатлѣлся чуднымъ образомъ на полотнѣ. Онъ отдалъ это Анану и другимъ посламъ Авгаря, съ порученіемъ – отнесть образъ къ Авгарю, согласно съ его желаніемъ. Авгарь, полный живѣйшей радости, палъ на землю и съ великою вѣрою поклонился божественному лику»{11}. Прежде всего, это событіе представляется не подлежащимъ сомнѣнію уже по самой связи, въ которой находится оно съ посольствомъ Авгаря къ Христу Іисусу. За тѣмъ о нерукотворенномъ образѣ Спасителя писали: историкъ Прокопій, историкъ Евагрій (5 в.), историкъ Симокатта (6 в.), св. Германъ п. св. Іоаннъ Дамаскинъ (8 в,), св. Никифоръ п. (9 в.), историкъ Георгій Амартолъ (10 в.). Евагрій пишетъ: «Эдессяне несутъ богозданную нерукотворенную икону, которую Христосъ Богъ прислалъ Авгарю, когда сей хотѣлъ видѣть Его»{12}. «И въ гор. Эдессѣ, говоритъ св. Германъ, есть нерукотворенный образъ Христовъ, совершающій чудеса. Самъ Господь, изобразивъ ликъ свой на полотнѣ, послалъ его къ Авгарю, правителю гор. Эдессы»{13}. Св. Дамаскинъ въ ученіи о православной вѣрѣ говоритъ: «исторія повѣствуетъ, что когда Авгарь, царь одесскій, послалъ живописца списать образъ Господа и когда тотъ не могъ сдѣлать сего, по причинѣ свѣтлости, блистающей на лицѣ Господа: тогда самъ Господь, приложивъ платъ къ своему божественному и животворящему лицу, отпечатлѣлъ на немъ образъ свой и потомъ послалъ его къ Авгарю»{14}. Умный и образованный святитель Никифоръ писалъ: «Господь, изобразивъ пресвѣтлый и преблагій ликъ свой, послалъ его искренно желавшему Авгарю, князю одесскому»{15}.

О послѣдующей судьбѣ нерукотвореннаго образа извѣстно слѣдующее: по распоряженію Авгаря, св. образъ поставленъ былъ надъ городскими воротами, на мѣсто стоявшаго тамъ языческаго божества. Но одинъ изъ потомковъ Авгаря, преданный идолопоклонству (язычество, возстановленное Санатругомъ, истреблено въ Арменіи только Тиридатомъ, съ 295 г.), хотѣлъ было снять образъ и поставить на его мѣсто идола: Эдесскій епископъ{16}, по особенному откровенію, ночью пришелъ къ воротамъ, закрылъ образъ каменною доскою и заложилъ кирпичемъ и известью, такъ, что мѣсто стало незамѣтнымъ. Со временемъ забыли и о мѣстѣ, гдѣ скрытъ былъ образъ. Тѣмъ не менѣе эдесскіе христіане сохраняли сильную вѣру въ св. образъ; они вѣрили, что пока съ ними остается св. образъ, никакой врагъ не возметъ ихъ города. Но извѣстію Прокопія «Хозрой во второе свое нашествіе осадилъ Эдессу съ намѣреніемъ уничтожить между вѣрующими молву, будто Эдесса никогда не подпадетъ подъ власть враговъ»{17}. Это было въ 545 г. Хозрой явился съ сильнымъ войскомъ и началъ поднимать новую стѣну, болѣе высокую, предъ стѣнами Эдессы. Жители Эдессы приведены были въ уныніе. Тогда одесскому епископу Евлавію явилась Невѣста небеснаго величія; показавъ мѣсто, гдѣ сокрытъ св. образъ, Она повелѣла взять его. По этому указанію образъ найденъ. Святитель благоговѣйно совершилъ съ народомъ крестный ходъ по стѣнамъ города и непріятельское войско разсѣялось{18}. По извѣстію Ѳеодора, святая икона внесена была въ подкопъ, сдѣланный подъ непріятельскую стѣну; святою водою иконы окропили зазженные дрова; пламень вдругъ охватилъ дрова, дотолѣ потухавшія отъ спиравшагося дыма, и перешелъ къ деревамъ верхнимъ; непріятельская стѣна рухнула. «Хозрой безславно возвратился во свояси»{19}. При имп. Маврикіѣ (592-622 г.), во время войны имперіи съ Персами, нерукотворенный образъ эдесскій носили въ лагерѣ имперіи и одержана была побѣда. Современный историкъ, разсказывая объ этомъ, говоритъ, что, сей образъ писанъ не какимъ-либо живописцемъ, а изобразился чудесно, и прибавляетъ: «потому-то сей первоначальный образъ свято чтутъ римляне (греки)»{20}. Въ 632 г. Эдессою завладѣли арабы, которые впрочемъ не препятствовали потомъ чтить св. икону. Въ 944 г. драгоцѣнная святыня выкуплена была у владѣльца Эдессы: за нее выдали 200 плѣнныхъ, 12,000 сребренниковъ и обѣщаніе не тревожить Эдессы войсками имперіи. Св. образъ перенесенъ былъ въ Константинополь и поставленъ въ Богородичномъ храмѣ Фары (Маяка){21}. Въ какой день совершалось празднество въ честь нерукотвореннаго образа до 9 вѣка, неизвѣстно; но съ 944 г. 16 августа празднуется перенесеніе нерукотвореннаго образа изъ Эдессы въ Константинополь.

Гдѣ нынѣ находится нерукотворенная икона, не извѣстно{22}. Несомнѣнно только то, что списки греческой кисти представляютъ нерукотворенный ликъ всегда въ одинаковомъ видѣ: лице Спасителя продолговатое, носъ прямой, брови круглыя, чело открытое и довольно высокое, выраженіе важное, но кроткое, волосы на передней части приглажены и тихо спускаются на обѣ стороны, брада не густая, короткая и раздвоенная.

 

«Прибавленія къ Черниговскимъ Епархіальнымъ Извѣстіямъ». 1861. № 7. С. 175-190.

 

{1} Армейская исторія, соч. Моисеемъ Хоренскимъ, пер. Іосифа Іоаннесова, Спб. 1809 г. Мы пользовались нѣмецкимъ и латинскимъ переводами.

{2} О состояніи Арменіи, см. у Шопена: объ Армянской области стр. 110-112.

{3} Евсевій (Н. Е. 1, 13) такъ говоритъ объ этомъ: «по вознесеніи Іисуса, Іуда, онъ же и Ѳома, послалъ апостола Ѳаддея, одного изъ 70», Называя Ѳому Іудою, Евсевій ошибается и говоритъ то, чего не было въ древнихъ актахъ, которые были въ рукахъ Моисея Хоренскаго.

{4} Apologet. с. 5.

{5} Ничего нѣтъ удивительнаго въ томъ, что Арменія назначена была Ѳаддею жребіемъ и ап. Ѳома поручилъ ему исполнить обѣщаніе Спасителя, данное Авгарю. Матѳій избранъ былъ въ апостола жребіемъ (Дѣян. 1, 26); Аханъ открытъ былъ жребіемъ (Нав. 7, 10-18); Саулъ избранъ въ царя жребіемъ (1 Цар. 10, 20-24), войны начинались по жребію (Суд. 1, 1. 20, 18. 25, 27. 1 Цар. 14, 37. 2 Цар. 5, 19. 23).

{6} Кромѣ Іакова Саругскаго (521), объ этомъ писали: Діонисій Баръ-Салиби, Михаилъ, Григорій Баръ-Еврей. Послѣдній говоритъ: Аддей одинъ изъ 70 учениковъ. На 30 году Вознесенія Христова, т. с. на 15 Тиверія (на 33 по Р. X.) онъ пришелъ въ Эдессу. Князь Авгарь ожидалъ царства Божія и того, что исцѣленъ онъ будетъ отъ проказы, почему и назывался Ухама. Когда узналъ онъ о прибытіи Адея: то очень обрадовался, принялъ его во дворцѣ, увѣровалъ, крестился и исцѣлился отъ своей болѣзни. Аддей на счетъ Авгаря построилъ церковь. Потомъ путешествовалъ онъ съ обоими учениками Агеемъ и Маресомъ на востокъ для проповѣди. Послѣ возвращенія своего умерщвленъ онъ невѣрующимъ сыномъ Авгаря, 50 іюля. Asseman. Orient. Bibl. s. 448, 449. 286. 146.

{7} Neanders К, Geschichte d. christi. Religion I, 74.

{8} Таковы сирскій жизнеонисатель св. Еврема и другіе. Asseman. Orient. Bibl. Т. I, р. 318. 434, 554. Іисусъ стилитъ, родомъ изъ Удессы, жившій въ 5 в., въ хроникѣ персидской войны: «вся Месопотамія подпала притѣсненіямъ персовъ, исключая одной Эдессы, что всѣ приписываютъ обѣщанію Спасителя, которое далъ Онъ Авгарю». Asseman. Orient. Bibl. s. 66. 67. 448. 449.

{9} Asseman. Orient. Bibl. s. 91, 92. Assemani Bibl. Or. T. I. p. 318, 450, 554.

{10} См. у Евагрія кн. 4 гл. 27. Прокопій о войнѣ персид. 2, 12.

{11} Tschamscheu Geschichte d. Armen. 1, 288.

{12} Церк. ист. кн. 4 гл. 27, стр. 221. Спб. 1853 г.

{13} У Георгія Амартола въ хроникъ, изд. Спб. 1861 г., стр. 633.

{14} О правосл. вѣрѣ кн. 4 гл. 16.

{15} Въ хроникъ Георгія Амартола стр. 887. Самъ Георгій, передавъ извѣстіе Евсевія о сношеніи Авгаря съ Спасителемъ, говоритъ: «выслушавъ посланіе Господа, Авгарь возгорѣлся желаніемъ и вѣрою – видѣть Христа, хотя бы на иконѣ, и посылаетъ живописца, съ тѣмъ, чтобы, написавъ видъ Его, принесъ ему. Когда тотъ ошибался въ списываніи по причинѣ свѣтлости лица, Самъ Господь, возложивъ на лице свое платъ, изобразилъ ликъ свой и посылаетъ желаемое любящему». Хроника стр. 257. Очевидно, Георгій, имѣя въ виду извѣстія Евсевія и Дамаскина, принялъ ихъ за изображеніе событій, слѣдовавшихъ одно за другимъ – преемственно: но въ этомъ ошибся.

{16} Въ эдесской хроникѣ 6 вѣка упоминаются епископы: Коно ум. 315 г., Саадесъ 315-325 г., Айтиллагъ 324-345, Авраамъ 346-361, Барсесъ †398, Евлогій 379-387 г. и др. Но вѣроятно были еще преемники Аддея прежде Кона. Asseman. Orient. Bibl. s. 130-132, 148.

{17} Евагрій цер. ист. 4 гл. 27. см. выше прим. 6.

{18} Сказаніе имп. Константина о нерукотв. образѣ.

{19} Евагрія цер. ист. 4 гл. 27.

{20} Симокатты Hist. lib. 2. с. 5.

{21} Сказаніе имп. Константина.

{22} Два преданія о томъ у Дебольскаго въ дняхъ богослуж. I, 12.

 

Апостол Фаддей и царь Авгарь с избранными святыми. X в. 

Мон-рь св. Екатерины на Синае, Египет.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: