Чьи cкорби легче? Изъ твореній св. Тихона Задонскаго. (Поученіе въ 10-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).
Судьба праведника и грешника. Икона XVIII в. (ГМИР) (тут)
До нынѣшняго часа и плачемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и страждаемъ, и скитаемся. Укоряеми, благословляонаемъ: гоними, терпимъ: хулими утѣшаемся: якоже отреби міру быхомъ (1 Кор. 4, 11-13).
Многи скорби праведнымъ (Пc. 33, 20), но эти скорби поражаютъ праведныхъ только извнѣ, не касаясь ихъ боголюбивыхъ душъ; напротивъ, нечестивыхъ, самолюбивцевъ поражаютъ не только извнѣ, но и въ самое сердце. Вотъ почему скорбей гораздо больше у самолюбцевъ.
Течетъ ли къ боголюбцамъ богатство? Они не прилагаютъ къ нему сердца, а довольны своимъ внутреннимъ сокровищемъ. Дается ли имъ честь? Они принимаютъ ее, какъ отъ Бога возложенное бремя, которое и должно носить во славу Божію и на пользу ближняго. Прославляютъ ли ихъ? Они не приписываютъ себѣ славы, потому что всякая слава единому Богу подобаетъ. Поэтому не о чемъ и скорбѣть боголюбцамъ, когда у нихъ отнимаютъ то, чего они не искали. И самолюбцы лишаются всего этого, но лишаются съ скорбію и плачемъ. Съ великимъ стараніемъ они собираютъ сокровища, съ великимъ опасеніемъ хранятъ, съ великою болѣзнію разстаются съ ними. А какая радость можетъ быть тамъ, гдѣ постоянная боязнь? Что за радость по наружности блистать въ золотѣ, а въ душѣ мракомъ покрываться? по наружности славиться, а въ совѣсти испытывать безчестіе? Боголюбцы терпять отъ людей злословія, клеветы, но совѣсть ихъ спокойна; осуждаетъ ихъ міръ злорѣчивый, но они въ самомъ поношеніи утѣшаются. И самолюбцы терпятъ поношенія, но терпятъ не отъ людей только, а и отъ своей же совѣсти. Этотъ обличитель нигдѣ не перестаетъ осуждать и укорять ихъ за преступленіе закона Божія и устрашать праведнымъ судомъ Божіимъ; какъ бы они ни скрывали свои злодѣянія отъ сего судіи, но скрыть не могутъ: ибо онъ находится внутри ихъ самихъ и обличаетъ ихъ тайные совѣты сердечные. Боголюбцы имѣютъ у себя враговъ, но не питаютъ къ нимъ злобы и потому въ душѣ своей ощущаютъ миръ и покой, хотя совнѣ ихъ и безпокоитъ. И самолюбцы имѣютъ своихъ враговъ, а лучше сказать, сами враждуютъ между собою; но при этомъ они сами себя и безпокоятъ больше, нежели враги. Нельзя и высказать, сколько трудовъ и заботъ употребляютъ они, чтобы отплатить зломъ за зло. Если бы можно было заглянуть имъ въ душу, то открылось бы, что она возмущается злыми помыслами больше, чѣмъ море волнами. Хотя враги ненавидятъ и озлобляютъ боголюбцевъ, тѣмъ не менѣе они своими душами, яко чада мира и покоя, безмятежно почиваѥтъ на пресладкомъ лонѣ любви Божіей. Боголюбцы боятся единаго Бога и потому пребываютъ подъ всесильнымъ покровомъ Его крилъ безопасны. А самолюбцы отринули страхъ Божій и потому принуждены всего опасаться. Кто не боится Создателя, тотъ долженъ бояться созданія: бѣгаетъ нечестивый ни единомуже гонящу (Притч. 28, 1). Страхъ отъ домашнихъ и отъ чужихъ, страхъ, какъ бы не потерять честь и какъ бы не лишиться богатства, страхъ, какъ бы не пострадать отъ злодѣевъ и какъ бы не посрамиться предъ людьми добрыми, страхъ отъ суда Божія и страхъ отъ діавола... Такъ вездѣ встрѣчаетъ страхъ того, кто не боится Бога! Что же за жизнь, когда душа находится въ такой тѣснотѣ?.. Что за радость тамъ, гдѣ такое смущеніе совѣсти!.. Не то у боголюбца. Онъ всегда и вездѣ говоритъ съ св. царе-пророкомъ: Господь просвѣщеніе мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: отъ кого устрашуся? На Бога уповахъ; не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ. Аще и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Боже (Пс. 26, 1; 55, 12; 22, 4). Заключаютъ боголюбцевъ въ темницы, палагаютъ на нихъ узы, но никто не можетъ лишить ихъ духовной свободы, потому что духа никто не можеть связать. Уязвляютъ боголюбцевъ ранами, но свидѣтельство чистой совѣсти облегчаетъ ихъ страданія, ибо они все это страждутъ ради правды, и потому радуются и веселятся (1 Петр. 3, 14). Заключаются и подвергаются ранамъ и самолюбцы, но за свои злодѣянія, а потому и страждутъ не только тѣломъ, но и душею. И хотя многie изъ нихъ хитростью иногда избѣгаютъ такой бѣды, но мученій совѣсти на семъ свѣтѣ и вѣчной муки въ темницѣ ада не избѣгнутъ, если не очистятъ себя истиннымъ покаяніемъ. Изгоняютъ боголюбцевъ въ чужую страну, но поелику они не имѣютъ здѣ пребывающаго града, а грядущаго взыскуютъ (Евр. 13, 14), то вся жизнь ихъ въ мірѣ семъ есть ничто иное, какъ ссылка, изъ которой они всегда взираютъ къ отечеству своему горнему Сіону, и воздыхаютъ, въ жилище небесное облещися желающе (2 Кор. 5, 2). Идутъ въ изгнаніe и самолюбцы, но поелику своего счастія они ищутъ на землѣ, то, лишась его, плачутъ неутѣшно и безполезно, и чѣмъ больше о немъ вспоминаютъ, тѣмъ больше сокрушаются. Плачутъ въ мірѣ семъ боголюбцы, но плачъ ихъ бываетъ растворенъ радостью; они плачутъ или о томъ, что ихъ пришельствіе на землѣ продолжилось (Пс. 119, 5), или о томъ, что по немощи плоти не могутъ проявить достойной любви къ Человѣколюбпу, или о томъ, что видятъ законъ Божій въ попраніи отъ беззаконныхъ (Пс. 118, 53). Но такъ какъ эта печаль есть печазъ по Бозѣ, то она бываетъ причиною радости, и какъ послѣ дождя освѣжается воздухъ, такъ послѣ сихъ слезъ сердце исполняется божественнаго утѣшенія. Плачутъ и самолюбцы о потерѣ благъ тлѣнныхъ, и чѣмъ больше плачутъ, тѣмъ больше прилагаютъ къ печали печаль: поелику эта печаль ихъ есть, по ученію св. апостола Павла, печаль міра сего, которая смерть содѣловаетъ (2 Кор. 7, 10).
Такъ, боголюбцы и самолюбцы страдаютъ въ семъ мірѣ; но причина страданій для тѣхъ и для другихъ не одна и та же. Боголюбцы страждутъ правды ради, а самолюбцы – злодѣяній ради; первые страждутъ неповинно и потому радуются въ своихъ страданіяхъ (Кол. 1, 24), – тѣломъ страждутъ, а духомъ веселятся; а вторые страдаютъ по дѣламъ своимъ и вдвойнѣ страдаютъ, – и тѣломъ, и душой, угрызаемые въ совѣсти паче всякаго мучителя. Ясно, что они страдаютъ больше, чѣмъ боголюбцы. Для боголюбцевъ съ концемъ ихъ жизни настаетъ конецъ и страданіямъ; мало нынѣ прискорбни бывше въ различныхъ напастехъ, великое получаютъ веселіе (l Петр. 1, 6. 8). А самолюбцы съ концомъ временныхъ мнимыхъ утѣшеній переходятъ къ вѣчнымъ истиннымъ скорбямъ. Аминь.
«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1904. № 29. Ч. Неофф. С. 541-544.