Поученіе въ недѣлю 10-ю по Пятидесятницѣ.
Въ какомъ необыкновенномъ величіи представилось человѣческое естество Господа нашего Іисуса Христа во время Его преображенія: лице Его просвѣтилось какъ солнце самыя одежды Его стали бѣлы, какъ снѣгъ. Въ какой близости къ Богу, въ какой славѣ явились предъ нами Моисей и Илія; Они бесѣдовали съ Христомъ о самыхъ глубокихъ тайнахъ, о страданіи Его; глаголаста же исходъ Его. Въ Преображеніи Господнемъ показано намъ въ очію будущее блаженство праведниковъ; тогда праведницы, яко солнце просвѣтятся въ царствѣ Отца небеснаго; они будутъ наслаждаться лицезрѣніемъ Божіимъ; въ свѣтѣ лица Божія, узрятъ свѣтъ.
Въ подобномъ состояніи былъ уже человѣкъ, когда былъ въ раю: онъ былъ близокъ къ Богу, который бесѣдовалъ съ нимъ, какъ отецъ съ дѣтьми; имѣя умъ свѣтлый, не затемненный предразсудками, способный сразу понимать существо вещей; сердце чистое, не возмущаемое страстями, волю, ничѣмъ не стѣсняемую въ свободѣ выбора, полную силу творить добро, естественно расположенную любить Бога; тѣло здоровое, не знавшее болѣзней.
Но согрѣшилъ человѣкъ и лишился общенія съ Богомъ; отчего свѣтлый его умъ до того омрачился, что онъ сразу даже забылъ, что Богъ вездѣсущъ и вздумалъ скрыться отъ Него въ вѣтвяхъ древъ райскихъ, что пересталъ отличать доброе отъ лукаваго, и часто истину замѣнялъ ложью, лукавсе называетъ добрымъ, а доброе – лукавымъ; до того омрачился, что даже сталъ совсѣмъ забывать Бога, Творца своего и славу нетлѣннаго Бога измѣнилъ въ образъ, подобный тлѣнному человѣку и птицамъ, и четвероногимъ и гадамъ.
Согрѣшилъ человѣкъ и сердце его стало источникомъ, отъ котораго исходятъ помышленія злая, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы.
Согрѣшилъ человѣкъ и воля его до того ослабѣла, что человѣкъ часто не въ состояніи сладить съ собою, съ своими страстями и хотя знаетъ, что грѣхъ и низокъ, и гадокъ, и мерзокъ, однако же грѣшитъ; сталъ рабомъ грѣха.
Согрѣшилъ человѣкъ и изъ грѣха, какъ изъ источника изяились на человѣка болѣзни, скорби, лишенія... И какія ужасныя болѣзни: какъ ужасно мучился упоминаемый нынѣ въ святомъ Евангеліи бѣсноватый; бѣсъ схватываетъ его и повергаетъ на землю и начинаетъ терзать; несчастный въ страшныхъ корчахъ валяется по землѣ, испуская пѣну... Невольно скажемъ: и это Владыка міра, царь твари, образъ и подобіе Божіе, человѣкъ, малымъ чѣмъ умаленный отъ ангелъ?! А между тѣмъ каждая страсть развѣ не также искажаетъ образъ Божій въ человѣкѣ?... Чѣмъ напр, человѣкъ преданный пьянству лучше бѣсноватаго? Развѣ онъ не такъ же валяется, не такъ же испускаетъ пѣну, не такъ же изрыгаетъ хулы, какъ и бѣсноватый? А человѣкъ преданный гнѣву, съ кровію налившими глазами, съ поднятыми руками, кого напоминаетъ, на кого болѣе походитъ? на человѣка, или звѣря? На ангела, или діавола? А завистливый – сколько злобы, зависти, лукавства свѣтится въ его глазахъ – въ глазахъ, въ которыхъ должна отражаться одна небесная любовь и ангельская кротость? А плотоугодникъ? На какое преступленіе не пойдетъ? Сколько состояній разорено изъ-за этой постыдной страсти? Сколько людей погибло? Не изъ-за сей ли страсти погибъ Урія? И голова величайшаго изъ пророковъ не изъ-за сей ли страсти была усѣчена? Поистинѣ страшенъ грѣхъ! Ужасна смерть! А между тѣмъ въ комъ нѣтъ грѣха? И развѣ съ грѣхомъ можно войти въ царствіе небесное?
Послѣ сего какъ намъ не любить Господа, который принесъ самаго себя въ жертву искупительную за грѣхи наши? Какъ не любить Господа, который и паки согрѣшившимъ далъ средства очищать себя въ таинствѣ св. покаянія! Какъ не любить Господа, который благоволитъ снова входить въ тѣснѣйшее соединеніе съ нами въ таинствѣ св. причащенія, не смотря на то, что мы самымъ вѣроломнымъ образомъ нарушили этотъ союзъ? Какъ не любить Господа, который снова отверзъ намъ двери царства небеснаго, затворенныя нашими грѣхами?
Но что слышу? О! родъ невѣрный и развращенный! доколѣ буду съ вами? доколѣ буду терпѣть васъ? Чьи это слова? Милостиваго Господа! Я прощаю васъ, говоритъ, а вы опять грѣшите. Я милую, а вы опять подпадаете подъ гнѣвъ Моего правосудія! Или забыли, что Я не только милосердъ, но и правосуденъ! Или о богатствѣ, благости, милосердія и долготерпѣнія нерадите не вѣдая, яко благость Божія на покаяніе ведетъ васъ.
Пріидите, братія, поклонимся и восплачемся предъ Господомъ о грѣхахъ нашихъ; ибо Онъ Богъ нашъ, а мы народъ Его, овцы паствы Его и при томъ овцы дурныя; не ожесточите сердецъ, какъ ожесточили нѣкогда евреи въ пустынѣ; ожесточили и не вошли въ землю Ханаанскую (Псал. 94, 6. 8. 11). Аминь.
«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1900. № 31. Ч. Неофф. С. 707-709.