Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – Вѣра жизненная (Миссіонерское поученіе въ 10-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

Слышали мы сегодня, братіе, во святомъ Евангеліи повѣствованіе о томъ, какъ Спаситель исцѣлилъ глухонѣмого бѣсноватаго отрока по слезной, колѣнопреклонной просьбѣ его отца; слышали и тѣ наставленія, которыя преподалъ по этому поводу Спаситель ученикамъ Своимъ. Отецъ несчастнаго, прежде чѣмъ обратиться къ Іисусу Христу, просилъ учениковъ Его, апостоловъ, исцѣлить бѣсноватаго глухонѣмого, но они оказались безсильными сдѣлать это. Іисусъ, – сказано въ Евангеліи, – услышавъ объ этомъ, сказалъ: «О, родъ невѣрный и развращенный! Доколѣ буду съ вами, доколѣ терплю васъ! Приведите его ко Мнѣ! И запретилъ ему Іисусъ, и бѣсъ вышелъ изъ него; и отрокъ исцѣлился въ тоть часъ». Тогда ученики, приступивъ къ Іисусу наединѣ, сказали: «Почему мы не могли изгнать его?» Іисусъ же сказалъ имъ: «По невѣрію вашему; ибо истинно говорю вамъ: если вы будете имѣть вѣру съ горчичное зерно и скажете горѣ сей – «перейди отсюда туда» – и она перейдетъ, и ничего не будетъ невозможнаго для васъ. Сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Матѳ. XVII, 14-21).

Не наполняется ли, братіе, сердце ваше и грустью и недоумѣніемъ, при размышленіи о такихъ наставленіяхъ Спасителя? Въ самомъ дѣлѣ, неужели даже апостолы, ближайшіе ученики Христовы, и при томъ уже въ послѣдній годъ послѣдованія за Христомъ при Его земной жизни – ибо къ этому именно времени относится описываемое событіе – неужели и апостолы были родомъ невѣрнымъ? Неужели и они страдали невѣріемъ? И если они заслуживали упрека Спасителя, то въ какомъ же печальномъ положеніи окажемся мы съ вами?

Ясное дѣло, что слово – невѣріе здѣсь нельзя пониматъ буквально. Ибо невѣровъ не избралъ бы Господь Своими учениками, да и сами они не пошли бы за Нимъ, не оставили бы своихъ лодокъ, домовъ и семействъ и не слѣдовали бы за Христомъ повсюду. Спаситель указываетъ въ приведенномъ наставленіи, что вѣра имѣетъ свои возрасты и степени, и у апостоловъ въ то время было еще недостаточно высокое развитіе ея и не давало силы чудотворенія, что вѣра живетъ и развивается въ человѣкѣ, что вѣра, поэтому, не можетъ и не должна въ насъ оставаться въ одномъ положеніи, что мы, слѣдовательно, жестоко заблуждаемся, когда довольствуемся и даже гордимся своею вѣрою и думаемъ, что вполнѣ достаточно имѣемъ вѣры. Евангеліе навѣки заповѣдуегь христіанину достигать такого высокаго духовнаго развитія, что оно является въ полномъ смыслѣ безконечнымъ и безграничнымъ. Спаситель учитъ: «Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный» (Матѳ. V, 48). Вотъ къ чему долженъ восходить христіанинъ! Апостолы умоляютъ Іисуса Христа: «приложи, умножь въ насъ вѣру, Господи!» (Лук. XVII, 5). Значитъ, они и сами не считали своей вѣры достигшею полнаго развитія. А впослѣдствіи одинъ изъ самыхъ ревностныхъ апостоловъ, святой Павелъ, этотъ избранный сосудъ Божіей благодати, достигшій такого величія нравственнаго, что о немъ Златоустый учитель Іоаннъ долженъ былъ замѣтить: «хотя онъ былъ и Павелъ, однако былъ вѣдь человѣкъ», – этотъ самый блаженный и великій Павелъ говоритъ о себѣ: «Я не почитаю себя достигшимъ, но забывая прежнее, устремляюсь впередъ, съ усердіемъ стремлюсь къ почести высшаго званія во Христѣ Іисусѣ» (Филипп. III, 14; 1 Кор. IX, 24).

Прп свѣтѣ такихъ наставленій вдумайтесь, братіе, въ слова Спасителя, сегодня нами слышанныя. Спросимъ себя: съ чѣмъ Іисусъ Христосъ сравниваетъ вѣру? Почему бы Ему не сравнить ее съ камнемъ твердымъ, со скалою непоколебимою? Почему бы не сравнить ее съ горою, которая высится надъ землею? Почему бы не сравнить ее съ солнцемъ, все освѣщающимъ и согрѣвающимъ, съ моремъ глубокимъ, бездоннымъ, могучимъ и неисчерпаемымъ? А Спаситель сравниваетъ вѣру съ зерномъ, да еще съ зерномъ горчичнымъ, самымъ маленькимъ, едва примѣтнымъ для глаза. Въ другомъ мѣстѣ Евангелія Самъ Іисусъ Христосъ объясняетъ это сравненіе: «Зерно горчичное, говоритъ Онъ, когда сѣется въ землю, есть меньше всѣхъ сѣмянъ на землѣ, а когда посѣяно, всходитъ, и становится больше всѣхъ злаковъ, и пускаетъ большія вѣтви, такъ что подъ тѣнью его могутъ укрываться птицы небесныя» (Марк. ІV, 31-32).

Ясно, что хотѣлъ сказать Спаситель, и какую вѣру Онъ хочетъ видѣть въ Своихъ послѣдователяхъ: вѣру не мертвую, какъ камень, а живую, какъ зерно, вѣру жизненную, способную къ постоянному, безпрерывному и нескончаемому развитію и возрастанію.

Такая вѣра, конечно, не можетъ быть нѣмою и бездѣйствующею: она проявляется въ молитвѣ къ Богу, въ исповѣданіи имени Его, такая вѣра проявляется въ борьбѣ съ грѣхомъ, себялюбіемъ и вообще съ нашими грѣховными худыми склонностями и желаніями, въ постоянной сдержанности, въ постоянномъ ограниченіи своихъ грѣховныхъ стремленій въ тѣлѣ и въ душѣ, – а такое ограниченіе плоти и души есть постъ, постъ въ самомъ широкомъ и истинномъ смыслѣ слова. Оттого-то и говоритъ Спаситель, послѣ наставленія о вѣрѣ, что ceй родъ, родъ бѣсовскій, грѣховный, соблазны и пороки, грѣхи и страсти, болѣзни душевныя, – сей родъ исходитъ только молитвою и постомъ.

Можетъ ли въ такомъ случаѣ человѣкъ сказать о себѣ: «у меня довольно вѣры и довольно святости?» Можетъ ли онъ или не признавать для себя обязательными добрыя дѣла или наоборотъ, хвалиться ими такъ, какъ будто онъ уже все доброе сдѣлалъ и всякія добродѣтели исполнилъ?

Но это значитъ совсѣмъ не понимать, что вѣра есть зерно, которое растетъ безконечно и постоянно должно въ насъ развиваться. Это значитъ положить конецъ своему духовному развитію и осудить древо вѣры нашей на засыханіе. Подобно тому, какъ, живя съ человѣкомъ, видающимся по уму и добродѣтелямъ, мы съ каждымъ днемъ все больше и больше познаемъ его и привязываемся къ нему; подобно тому, какъ око не насытится видѣніемъ и ухо слышаніемъ; подобно тому, какъ нельзя принять пищи и воды столько, чтобы насытиться сразу на всю жизнь и уже больше не хотѣть ни ѣсть, ни пить: подобно сему нельзя и вѣру нашу считать чѣмъ-то окончательнымъ, какимъ-тο землянымъ пластомъ или камнемъ, для котораго нѣтъ роста и совершенствованія.

Такъ именно и поучаетъ насъ святая наша Православная Церковь: она постоянно требуетъ отъ насъ смиренномудрія, признанія себя еще не достигшими совершенства; она учитъ насъ смотрѣть, не на то, что нами содѣлано въ области вѣры и благочестія, а сколько еще намъ надобно и остается сдѣлать.

И въ этомъ отличіе нашей святой Церкви отъ всякихъ религіозныхъ заблужденій, къ сожалѣнію, давно уже появившихся и нынѣ появляющихся въ христіанскомъ мірѣ. Вотъ предъ нами раскольники, такъ называемые неправильно старообрядцы – ибо на самомъ дѣлѣ обряды православные суть древніе, а раскольническіе сравнительно новы: вмѣсто вѣры, непрестанно возрастающей, они приняли и содержатъ свои старыя книги, старые обряды, и думаютъ, и увѣряютъ, что этого одного достаточно имъ для спасенія. О вѣрѣ, какъ зернѣ, о вѣрѣ живой, все болѣе и болѣе возрастающей, у нихъ и отъ нихъ не слышно. Они почитаютъ себя уже спасенными за одинъ только старый обрядъ, за старыя иконы, за двуперстіе, двойное аллилуіа, хожденіе по солпцу, за старое пѣніе и старопечатныя книги. Какое гибельное самомнѣніе и заблужденіе! Какая у нихъ ненависть къ Православной Церкви, безъ которой однако вѣдь нѣтъ спасенія, нѣтъ таинствъ, нѣтъ благодати, нѣтъ и правой вѣры, нѣтъ развитія и восхожденія вѣры, слѣдовательно, нѣтъ угожденія Богу.

Еще въ большемъ и худшемъ заблужденіи пребываютъ сектанты, разные баптисты, евангелисты, адвентисты, штундисты: эти сектанты прямо и самоувѣренно заявляютъ, что они уже святы и спасены только за то, что вѣруютъ во Христа; они учатъ, что добрыхъ дѣлъ не надо, что человѣкъ спасается только тѣмъ, что признаетъ Іисуса Христа своимъ Спасителемъ и вѣруетъ въ Него.

Мы слышали отъ Христа Господа, что вѣра не остается въ одной степени, что она должна развиваться, и по сравненію съ тѣмъ, насколько она должна вырасти, даже вѣра апостоловъ оказалась маловѣріемъ, оказалась недостаточною. Какое же безумное самохвальство и самомнѣніе надобно имѣть, чтобы говорить о себѣ, что я святъ и спасенъ только за свою вѣру! Это значить ставить себя выше апостоловъ, это значитъ на мѣсто Христова наученія ставитъ свое собственное; это значитъ думать, будто вѣра есть только простое согласіе ума на извѣстныя христіанскія истины. Забываютъ сектанты слово Божіе, которое гласитъ: и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ (Іак. II, 19), т. е. своею вѣрою не спасаются. Забываютъ они, что и при жизни Спасителя бѣсы часто исповѣдывали Его Сыномъ Божіимъ предъ всѣмъ народомъ, и, однако, были Спасителемъ изгоняемы!

Храните, братіе, святую вѣру по ученію святой Церкви, храните ее, какъ зерно горчичное, развивайте ее, возрастайте въ вѣрѣ, во всякомъ разумѣ и чувствѣ (Филип. IV, 9-10), восходите въ вѣрѣ отъ силы въ силу, бойтесь самомнѣнія и самопревозношенія, укрѣпляйтесь въ смиренномудріи. Будемъ, по слову апостола восходить отъ вѣры въ вѣру (Римл. 1, 17), а не довольствоваться горделиво тѣмъ, что имѣемъ, пребывая въ самопрельщеніи и самохвальствѣ.

Тогда вѣра наша будетъ жива, и тогда, по обѣтованію и слову Христову, ничего не будетъ для насъ невозможнаго; тогда мы унаслѣдуемъ въ вѣрѣ и чрезъ вѣру, явленную въ добрыхъ дѣлахъ, – обѣтованное намъ спасеніе.

Но спасеніе, полная радость и блаженство – все это стоитъ не въ началѣ нашего подвига вѣры, какъ думаютъ раскольники и сектанты, а въ концѣ его; это есть награда намъ за цѣложизненный подвигъ вѣры, ревности и добродѣланія. Будемъ же, по примѣру апостоловъ, стремиться къ этой почести высшаго званія! Аминь.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1913. № 32. С. 1425-1428.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: