Миссіонеръ-архимандритъ Григорій (Васильевъ) – Чѣмъ привлекается милосердіе Царицы Небесной (Слово въ день празднованія Донской Иконѣ Божіей Матери).
«Достойно есть величати Тя Богородице, Честнѣйшую Херувимъ и Славнейшую безъ сравненія Серафимъ».
Воистину, достойно и праведно благоговѣйно почитать и поклоняться, благодарить и славословить Пресвятую и Преблагословенную Дѣву. Ея серафимская чистота содѣлала Ее достойною быть Матерію Святѣйшаго Святыхъ. Ея равноангельская святыня удостоила Ее чести взаимодать плоть и кровь Единородному Сыну Божію. Ея глубочайшее смиреніе преклонило милосердные взоры Отца Небеснаго, Который «призрѣлъ на смиреніе рабы Своея, помянулъ милости Свои отъ вѣка, какъ говорилъ отцамъ нашимъ – Аврааму и сѣмени его» (Луки 1, 48-55). За вѣру, преданность волѣ Божіей, благочестіе и терпѣніе Она избрана Служительницею и Хранительницею Тайны нашего спасенія, Предстоя престолу Славы, какъ Царица неба и земли, какъ Владычица міра, Она является всесильною ходатаицею за насъ предъ Своимъ Сыномъ и Богомъ. Посему-то св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ и св. отцы въ своихъ твореніяхъ учатъ, что мы, обремененные грѣхами, не имѣемъ иного избавленія и иного упованія, кромѣ Нашей Владычицы. Посему-то мы и воспѣваемъ нынѣ: «Владычице! У насъ нѣтъ другой помощи, нѣтъ другой надежды, кромѣ Тебя. Ты намъ помоги, – на Тебя мы надѣемся и Тобою хвалимся. О, да не постыдимся мы, рабы Твои» (Кондакъ 6 гл.).
Вспомните исторію св. Церкви и исторію нашего отечества, обойдите храмы, Ея Имени посвященные, перечтите чудотворныя Ея иконы, пройдите Палестину, Грецію, Россію и даже отступившій отъ православія Западъ, всюду и вездѣ вы встрѣтите безчисленное множество доказательствъ и безмѣрнаго всемогущества и безмѣрнаго милосердія Матери Божіей къ роду человѣческому. Но особенно Царица Небесная благоволитъ къ православному и боголюбивому народу Русскому и на него по преимуществу изливаетъ Свое материнское милосердіе. Ни въ одной странѣ вселенной не явлено Ею столько милостей и различныхъ благодѣяній, какъ въ нашей дорогой родинѣ. Нигдѣ вы не встрѣтите такого щедраго изобилія Ея чудотворныхъ иконъ и столько храмовъ, Ей посвященныхъ, какъ на св. Руси. И сей храмъ и сія св. обитель являются вѣковѣчными свидѣтелями одного изъ многочисленныхъ примѣровъ веемощного заступленія Божіей Матери къ намъ грѣшнымъ. А вмѣстѣ съ тѣмъ сіи храмъ и обитель наглядно показываютъ намъ, какъ любили наши предки прибѣгать съ молитвами къ Царицѣ Небесной и какъ умѣли они благодарить Ее за Ея милости.
Въ самомъ дѣлѣ, безвыходнымъ казалось положеніе нашихъ предковъ въ 1591 году, когда внезапно подступилъ къ Москвѣ татарскій князь Казы-Гирей, воины же русскіе стояли въ предѣлахъ Новгородскихъ противъ шведовъ. Безоружные москвичи съ усердною молитвою къ небесному покрову Богородицы прибѣгли и во главѣ съ благочестивымъ царемъ Ѳеодоромъ Іоанновичемъ обошли крестнымъ ходомъ съ образомъ Донской Божіей Матери вокругъ Москвы и самую чудотворную сію икону принесли въ походный храмъ преп. Сергія, среди воинскаго стана, на томъ мѣстѣ, гдѣ мы теперь находимся. И призрѣла Царица Небесная на слезныя молитвы нашихъ предковъ и защитила Она ихъ отъ неминуемаго пораженія. Татары, не давши ни одного сраженія, вдругъ бѣжали, а благодарные москвичи основали сію св. обитель и сей св. храмъ въ честь Донской иконы Богородицы и положили навсегда благодарною молитвою освящать это событіе и устраивать сюда крестный ходъ.
И такъ какъ воспоминаемое нынѣ заступленіе Богоматери является далеко не единственнымъ въ нашей исторіи, то остановимся надъ вопросомъ, въ чемъ же заключается тайна спасительнаго покрова Божіей Матери надъ св. Русью? Чѣмъ именно наши предки привлекали къ себѣ Богоматернее благоволеніе?
Отвѣтъ кратокъ: правою вѣрою и истиннымъ благочестіемъ. Залогъ св. вѣры, правой и несовратной, всегда сохранялся въ нашемъ отечествѣ цѣлымъ и невредимымъ, несмотря на многократныя искушенія измѣнить богопреданнымъ завѣтамъ ея. Въ самыя тяжкія и бѣдственныя времена наши предки не только не измѣняли своей вѣрѣ, не только не отрекались отъ православія, на что не разъ соблазняли ихъ исконные враги – поляки, шведы, татары, но еще болѣе укрѣплялись въ подвигахъ св. вѣры и благочестія. Конечно, какъ и всѣ люди, наши предки не были свободны отъ грѣховъ. И они грѣшили. Но зато они умѣли и каяться. Со слезами, сокрушеніемъ и смиренною молитвою они повергались предъ Пречистою Богородицей. Никогда не забывали они милостей Ея и старались увѣковѣчить память о нихъ созиданіемъ св. обителей и храмовъ, которые и донынѣ красуются, какъ живые свидѣтели ихъ благочестія. Да и весь укладъ жизни нашихъ отцевъ и дѣдовъ, какъ домашній, такъ и общественный, носилъ отпечатокъ святой простоты, церковности, духа вѣры и благочестія. Религія и ея вопросы не были для нихъ чѣмъ-то чуждымъ, побочнымъ, второстепеннымъ, или дѣломъ только церковнымъ, но близкимъ, дорогимъ, дѣломъ наиглавнѣйшимъ. Весь строй ихъ жизни одухотворялся симъ духомъ вѣры. И въ этомъ именно заключались нравственная сила и духовная мощь русскаго народа. И этимъ же объясняется милостивое благоволеніе къ намъ Божіей Матери.
Къ сожалѣнію, мы, современные русскіе люди, плохо цѣнимъ и еще хуже исполняемъ священные завѣты нашихъ славныхъ предковъ. Вмѣстѣ съ чужеземною образованностью мы переняли религіозное свободомысліе и нравственную порчу. Безъ жалости растрачиваемъ мы лучшее наслѣдіе, доставшееся намъ отъ предковъ, постыдно покидаемъ свое дорогое, родное и священное знамя православія и живемъ безъ твердой религіозной основы и въ явномъ разногласіи съ вѣковѣчными завѣтами христіанской совѣсти. Въ прежнее время думали, что какъ для отдѣльнаго человѣка, такъ и для цѣлаго народа самое главное – благочестіе, страхъ Божій, усердіе къ Церкви, набожность, а остальное все считали второстепеннымъ. Теперь думаютъ иначе: религія, говорятъ, – дѣло совѣсти, и каждый воленъ вѣровать такъ или иначе. Но важнѣе всего для народа, если въ немъ процвѣтаютъ науки, искусства, промышленность, торговля, если онъ не отстаетъ отъ другихъ народовъ въ открытіяхъ и изобрѣтеніяхъ, если онъ хорошо вооруженъ. И сообразно съ такимъ образомъ мыслей каждое время создавало свои формы жизни.
Въ прежнее время строили храмы, умножали праздники и всѣ случаи радости или горя спѣшили освятить молитвою и богослуженіемъ. Въ новое время заботятся болѣе всего о школахъ, соревнуютъ въ открытіяхъ и изобрѣтеніяхъ, стараются устроитъ органы общественнаго самоуправленія. Св. Церковь благословляетъ всякій честный трудъ на пользу человѣчества и на благо устроеніе нашей жизни, но она громко вопіетъ и протестуетъ противъ всецѣлаго погруженія въ заботы о низшихъ потребностяхъ человѣческой жизни и противъ односторонняго развитія человѣческаго духа. Вѣрная ученію и завѣтамъ Своего Божественнаго Основателя, она непрестанно напоминаетъ: «не однимъ хлѣбомъ живетъ человѣкъ... Ищите прежде всего Царства Божія и правды его, а остальное приложится вамъ». Она говоритъ: учитесь, совершенствуйтесь, обогощайтесь открытіями и изобрѣтеніями, но не забывайте человѣка въ христіанскомъ смыслѣ этого слова и не замѣняйте идеала святости идеаломъ образованности. Ведите народъ къ славному будущему, но души народной не растлѣвайте и искры Божіей, въ ней горящей, не гасите. Давайте народу новыя формы жизни, но вѣры и благочестія его не дерзайте касаться, ибо только тогда сильнымъ и могучимъ пройдетъ свой жизненный путь русскій народъ. Не страшна ему будетъ никакая разруха, потому что въ свои отношенія онъ внесетъ христіанскій образъ поведенія, духъ вѣры и благочестія. И тогда, съ огнемъ религіознаго воодушевленія, исполнитъ онъ свою міровую задачу – сохранить до конца вѣка правую вѣру и истинное благочестіе.
Но, если бы внимали мы этому голосу Церкви! Если бы слушались Ея материнскаго внушенія! Развѣ возможенъ былъ бы тогда тотъ упадокъ вѣры и благочестія, который мы видимъ теперь? Развѣ среди древле-православнаго народа нашли бы себѣ пріютъ всевозможные проповѣдники якобы новыхъ, но въ сущности старыхъ негодныхъ ученій, которыя такъ разъѣдаютъ лестью и обманомъ вѣрующую душу? Развѣ были бы между нами та рознь, то озлобленіе, то недовольство жизнью, которыя сказываются и въ этихъ неслыханныхъ преступленіяхъ, и въ этихъ убійствахъ и самоубійствахъ, и во всемъ этомъ проявленіи жестокости человѣка-звѣря, освобожденнаго отъ долга и отъ совѣсти?
И въ этомъ мракѣ страстей и порока, охватившемъ душу современнаго человѣка, кто укажетъ намъ вѣрный путь къ лучшему будущему? – Только Св. Православная Церковь. Только одна она гнилымъ и развращеннымъ ученіямъ о новыхъ началахъ жизни способна противопоставить вѣковѣчныя испытанныя и единственно вѣрныя, твердыя и здравыя убѣжденія.
Вникните въ ту борьбу, которую ведетъ Церковь съ врагами народа изъ-за обладанія народного душою, и вы увидите, какъ глубоко права она въ своемъ обереганіи святыни этой души.
Народъ обольщаютъ несбыточными мечтами равномѣрнаго распредѣленія благъ между всѣми, а Св. Церковь учитъ воздавать каждому должное: труду – довольство, бережливости – изобиліе, воздержанію – здравіе; праздности же и пьянству – нищету и болѣзни, пороку – презрѣніе, преступленію – судъ и возмездіе. Народу обѣщаютъ счастливую жизнь на землѣ, а Св. Церковь смотритъ на земную жизнь, какъ на мѣсто скорбей, и самыя скорби и бѣдствія считаетъ необходимымъ, и благодѣтельнымъ средствомъ воспитанія недугующаго человѣчества для будущей жизни. Народъ развращаютъ завистью и ненавистью къ болѣе счастливымъ здѣсь, а Св. Церковь учитъ терпѣливому несенію каждымъ своего жизненнаго креста, въ надеждѣ вѣчнаго блаженства. Такимъ образомъ, злыя темныя силы будятъ низменныя страсти и влеченія человѣка, а Св. Церковь укрощаетъ ихъ и будитъ силы разума, правды, добра.
Такъ Св. Церковь хранитъ душу народную и бережетъ ее отъ яда и растлѣнія, насаждая вѣру и благочестіе, и на нихъ указывая, какъ на основу мирнаго и безмятежнаго житія и какъ на единственный способъ привлеченія милосердія Царицы Небесной.
Исторія, говорятъ, есть учительница жизни. Внемлемъ же предостерегающему голосу историческихъ событій. Великъ и славенъ былъ нѣкогда Еврейскій народъ. Любилъ его Господь и оказывалъ ему множество милостей. Но потерялъ онъ вѣру и благочестіе, измѣнилъ своему Владыкѣ и былъ за это отвергнутъ и жестоко наказанъ. Вотъ что читаемъ мы о семъ у пророка. «И сказалъ мнѣ Господь: хотя бы предстали предъ лице Мое Моисей и Самуилъ, душа Моя не преклонится къ народу сему; отгони ихъ отъ лица Моего, пусть они отойдутъ. Если же скажутъ тебѣ: «Куда намъ итти?», то скажи имъ: такъ говоритъ Господь: кто обреченъ на смерть, иди на смерть; и кто подъ мечъ, – подъ мечъ; и кто на голодъ, – на голодъ; и кто въ плѣнъ, – въ плѣнъ. И пошлю на нихъ казни... И отдамъ ихъ на озлобленіе всѣмъ царствамъ земли... Ты оставилъ Меня, и погублю тебя... Я усталъ миловать» (Іер. 15, 1-7). И мы знаемъ, какъ вѣрно сбылось это пророчество. Но развѣ того же не станется и съ нами?
Вѣдь, и у самой терпѣливой земной матери истощается терпѣніе, когда дѣти ея не хотятъ исправиться. Такъ и Царица Небесная «устанетъ» миловать насъ за нашу нераскаянность. Покаемся же и исправимся.
Возстановимъ вѣру и благочестіе. Въ искони православной землѣ нашей пусть сіяетъ одна вѣра – святая и правая, а всѣ ересеучители и лжеучители да исчезнуть! И пусть не по имени, а по существу наша родина зовется, какъ и встарь, «Святая Русь!» И только тогда Царица Небесная не оставитъ насъ своею помощью и заступленіемъ. Только тогда угодны будутъ Ей наши молитвы и славословія. И только тогда можемъ мы не устами, но и сердцемъ взывать къ Ней: «Радуйся, Радосте наша! Сохрани насъ отъ всякаго зла Твоимъ всемощнымъ предстателнствомъ». Аминь.
Священникъ Іоаннъ Васильевъ.
Слово за литургіей въ день празднованія Донской Иконѣ Божіей Матери, произнесенное въ Донскомъ Ставропигіальномъ монастырѣ, 19 августа 1910 года.
«Московскія Церковныя Вѣдомости». 1910. № 35. С. 600-606.
Объ авторѣ. Миссіонеръ-архимандритъ Григорій (Васильевъ). Въ 1888 г. рукоположенъ въ санъ священника, въ 1905 г., овдовѣвъ, поступилъ въ Московскую духовную академію, по окончаніи которой, въ 1909 г., былъ назначенъ помощникомъ завѣдующаго пастырскими въ курсами въ Москвѣ. Опредѣленіемъ Св. Сѵнода отъ 20 февр. 1910 г. за № 1382, утвержденъ въ должности епархіальнаго противосектантскаго миссіонера-проповѣдника Моск. еп. («Церк. Вѣд.» 1910. № 10. 47.). 9 марта 1913 г. Высокопреосв. Макаріемъ, митр. Московскимъ, въ р С.-Петербургскомъ подворьѣ Св.-Троицкой Сергіевой лавры, постриженъ въ монашество съ нареченіемъ въ монашествѣ Григоріемъ (въ память св. Григорія Паламы). Новопостриженный иноку было 45 лѣтъ отъ роду. Съ разрѣшенія Св. Сѵнода іеромонахъ Григорій возведенъ въ санъ архимандрита. («Церк. Вѣд.» 1913. № 13. С. 626). Въ томъ же году руководитель народно-миссіонерскихъ курсовъ. Съ 1914 г. завѣдующій православной военно-лазаретной миссіей въ Москвѣ. Настоятель Заоникіевой пустыни, Вологодской епархіи. Опредѣленіемъ Св. Сѵнода отъ 21 дек. 1915 г. – 9 янв. 1916 г. за № 10468, назначенъ на должность епархіальнаго миссіонера-проповѣдника Моск. еп. («Церк. Вѣд.» 1916. № 4. С. 21.).