• Праздникъ Успенія Божіей Матери и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Праздникъ Успенія Божіей Матери и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Праздникъ Успенія Божіей Матери, установленный Церковію въ честь и память Ея успенія, ведетъ свое начало съ древнихъ временъ христіанства. Въ 1-мъ вѣкѣ объ Успеніи Богоматери писалъ Діонисій Ареопагитъ; во 2-мъ вѣкѣ сказаніе объ этомъ событіи находится въ сочиненіяхъ Мелитона, епископа Сардійскаго; въ 4-мъ в. объ этомъ же упоминаютъ св. Епифаній Кипрскій, блаж. Августинъ и Іеронимъ, Въ 5-мъ вѣкѣ Анатолій Константинопольскій, Ювеналій, патр. Іерусалимскій, въ 8-мъ вѣкѣ Іоаннъ Дамаскинъ и Козьма Маюмскій, въ 9-мъ вѣкѣ – Ѳеофанъ Никейскій составили каноны и пѣснопѣнія на этотъ праздникъ, доселѣ употребляемые въ Православной Церкви. Праздникъ Успенія Богоматери есть великій дванадесятый, вселенскій: «торжество несравненное съ празднествами святыхъ», по словамъ блаж. Іеронима. Особенно торжественнымъ въ Православной Церкви этотъ праздникъ сталъ послѣ 5-го вселенскаго собора, когда импер. Маврикій одержалъ знаменитую побѣду надъ персами въ день Успенія{1}.

    27 August 2023 читать далее


  • Мѣсяцъ мартъ по древне-церковнымъ преданіямъ.

    Мѣсяцъ мартъ по древне-церковнымъ преданіямъ.

    По древнимъ церковнымъ преданіямъ всѣ важнѣйшія событія въ жизни человѣчества совершились въ мѣсяцѣ мартѣ. Въ этомъ мѣсяцѣ сотворенный Богомъ прекрасный рай сталъ обитаемымъ, когда его началъ воздѣлывать человѣкъ, этотъ чудный цвѣтъ всего сотвореннаго. Въ томъ же мѣсяцѣ и опустѣлъ рай, когда, прельщенный діаволомъ; Адамъ съ Евою былъ изгнанъ изъ него и уже не смѣлъ зайти туда, видя пламенное оружіе архангела. Много затѣмъ прошло времени: 5508 лѣтъ въ потѣ лица снискивали люди хлѣбъ и жестоко страдали подъ игомъ грѣха, когда явился имъ Христосъ-Искупитель, рожденію Коего предшествовало благовѣщеніе Пресвятой Дѣвѣ. Настало время спасенія людей! Архангелъ Гавріилъ явился Дѣвѣ чистой, привѣтствуя ее словами: «Радуйся благодатная Господь съ Тобою», и изрекъ божественную волю, предъ которой Марія благоговѣйно преклонилась, говоря: «се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему». Богъ-Слово воплотился въ Ней и родившись, по достиженіи совершеннолѣтія, благовѣстилъ спасеніе всѣмъ людямъ, взывая: «пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененіи и Азъ упокою вы; возьмите иго Мое на себе и научитеся отъ Менѣ, яко кротокъ есть и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ; иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мѳ. XI, 28-29).

    12 March 2023 читать далее


  • Св. священномученикъ Власій Севастійскій и народныя повѣрія о немъ.

    Св. священномученикъ Власій Севастійскій и народныя повѣрія о немъ.

    Св. священномученикъ Власій былъ епископомъ Севастійскимъ. Во время гоненій Діоклитіана и Ликинія онъ скрывался въ одной пещерѣ при пустынной горѣ. Здѣсь онъ подвизался въ безмолвіи и непрестанной молитвѣ. Дикіе звѣри посѣщали его. Власій возлагалъ на нихъ руки и благословлялъ ихъ, – больныхъ звѣрей исцѣлялъ. Случилось, что игемонъ Агриколай послалъ ловцовъ наловить хищныхъ звѣрей, чтобы травить христіанъ. Увидѣвъ около пещеры Власія стадо звѣрей, ловцы донесли объ этомъ игемону, который приказалъ привести Власія. На пути къ игемону Власія встрѣчаетъ одна бѣдная вдова и жалуется, что волкъ унесъ у нея ягненка. Власій успокоилъ ее сказавъ, что она получитъ обратно ягненка. Дѣйствительно, волкъ принесъ вдовѣ ягненка цѣлымъ и невредимымъ. Когда потомъ св. Власій за исповѣданіе имени Христова былъ заключенъ въ темницу, вдова эта приготовила животное, похищенное изъ волчьей пасти, и, прибавивъ къ нему плодовъ, овощей и сѣмянъ, принесла все это въ темницу въ пищу св. Власію. Исповѣдникъ, вкусивъ отъ принесеннаго, сказалъ: «жено! симъ образомъ по вся лѣта память мою совершай и не оскудѣетъ въ дому твоемъ ничтоже отъ потребныхъ». Вдовица исполнила заповѣдь святаго и послѣ мученической его кончины почтила память его поминовеніемъ, собравъ къ себѣ сосѣдей и знакомыхъ. Подражая ей, замѣчаетъ далѣе жизнеописаніе св. Власія, и другіе благочестивые люди начали каждый годъ совершать память его{1}, «свѣщи и ѳиміамъ въ церковь приносяще, подающе милостыню убогимъ и нищимъ, и оттолѣ начался благочестивый сей обычай и еще донынѣ въ нѣкіихъ странахъ содержится, еже совершати священномученика Власія память по образу оныя вдовицы» (Четьи-Минеи 11 февраля).

    24 February 2023 читать далее


  • Замѣтка: Народныя представленія, соединяемыя съ именами святыхъ безсребренниковъ Космы и Даміана (1-го ноября).

    Замѣтка: Народныя представленія, соединяемыя съ именами святыхъ безсребренниковъ Космы и Даміана (1-го ноября).

    Русскій народъ соединяетъ не мало особенныхъ вѣрованій съ именами свв. безсребренниковъ Космы и Даміана или (какъ выражается наше простонародье) «Кузьмы–Демьяна». Относительно, впрочемъ, распространеннаго вѣрованія въ ихъ врачебную помощь отъ разныхъ недуговъ, вслѣдствіе чего многіе и обращаются къ нимъ въ своихъ молитвахъ, особенно въ день памяти св. безсребренниковъ – 1-го ноября, слѣдуетъ сказать, что это вѣрованіе имѣетъ дѣйствительное основаніе въ сказаніи о жизни ихъ. Въ Четьи-Минеи о свв. Космѣ и Даміану повѣствуется, что они «пріяша отъ Бога даръ исцѣленій и подаваху здравіе душамъ же и тѣлесемъ, врачующе всякія болѣзни, и исцѣляюще всякъ недугъ и всяку язю въ людѣхъ». Далѣе, здѣсь же замѣчается, что «они не точію человѣкомъ помогаху, но и скотомъ, и ни отъ кого же что за сіе пріимаху, творяху бо сія вся не имѣній ради, дабы златомъ или сребромъ обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездніи врачеве, и безсребренницы отъ вѣрныхъ наречены быша».

    14 November 2022 читать далее


  • Церковно-народный мѣсяцесловъ на Руси: 2-й день октября – св. мучениковъ Кипріана и Іустины.

    Церковно-народный мѣсяцесловъ на Руси: 2-й день октября – св. мучениковъ Кипріана и Іустины.

    Русскій народъ противъ наважденій и вліянія нечистой силы, въ числѣ другихъ мѣръ, прибѣгаетъ преимущественно къ молитвѣ. По свидѣтельству Сказанія о святыхъ, въ нашемъ народѣ принято объ избавленіи отъ злаго очарованія молиться св. Кипріану и Іустинѣ. Нѣтъ сомнѣнія, что вѣра эта въ особенную помощь св. угодниковъ Кипріана и Іустины отъ злаго чарованія основывается на сказаніи о ихъ жизни.

    Въ Четьи-Минеи повѣствуется, что св. Кипріанъ, до обращенія своего ко Христу, былъ языческимъ жрецомъ, волхвомъ и чародѣемъ. Полагаясь слишкомъ много на свое ремесло, онъ вздумалъ совратить съ пути св. мученицу Іустину, но это не удалось ему, и св. угодница не только сохранилась отъ чаръ и навожденій Кипріана, но напротивъ того, при помощи благодати Божіей, обратила и его къ христіанству. Нельзя при этомъ не замѣтить, что молитву къ мученикамъ Кипріану и Іустинѣ сама церковь считаетъ умѣстною.

    15 October 2022 читать далее


  • Замѣтка: Народныя вѣрованія о русалкахъ и связь этихъ вѣрованій съ церковною службою православной Церкви въ субботу предъ Пятидесятницею и ученіемъ Церкви о травахъ и цвѣтахъ, приносимыхъ въ церковь въ день Пятидесятницы.

    Замѣтка: Народныя вѣрованія о русалкахъ и связь этихъ вѣрованій съ церковною службою православной Церкви въ субботу предъ Пятидесятницею и ученіемъ Церкви о травахъ и цвѣтахъ, приносимыхъ въ церковь въ день Пятидесятницы.

    По вѣрованіямъ народа, русалки – это души дѣтей христіанскихъ, умершихъ безъ св. крещенія и не сподобившихся христіанскаго погребенія. Названіе русалокъ онѣ получили потому, что онѣ живутъ и выростаютъ въ руслахъ различныхъ русскихъ рѣкъ. Имъ недозволеыо выходпть ва свѣтъ Божій во всякое время года, и только одну недѣлю въ году имъ дозволено свободно ходить по землѣ и требовать у людей крещенія. Такая свобода имъ предоставлена съ субботы предъ Пятидесятницею до субботы предъ недѣлею всѣхъ святыхъ, вслѣдствіе чего и недѣля Пятидесятницы въ народѣ носитъ названіе «русальной недѣли».

    11 June 2022 читать далее


  • Народныя повѣрія и обычаи, соединенные съ праздникомъ Срѣтенія Господня.

    Народныя повѣрія и обычаи, соединенные съ праздникомъ Срѣтенія Господня.

    Праздникъ Срѣтенія Господня у мѣстнаго простонародія извѣстенъ подъ именемъ «Стричина» или «Громниць»[1]. Названіе «Стричинь» произошло отъ того, что въ день Срѣтенія Господня, по вѣрованію народа, зима встрѣчается съ лѣтомъ[2] и съ этого дня начинается борьба зимняго холода съ лѣтнимъ тепломъ, которая оканчивается рѣшительною побѣдою тепла надъ холодомъ, что особенно ярко изображается въ послѣдующихъ народныхъ празднествахъ во время масляницы. Въ такомъ представленіи народномъ нельзя не видѣть остатковъ древнихъ миѳическихъ преданій. На силы и явленія природы, которыя преемственно смѣняются и по своей противоположности кажутся какъ бы враждебными другъ другу, и послѣ принятія христіанства, народъ продолжаетъ смотрѣть какъ на одушевленныя стихійныя силы, которыя сходятъ на землю, борются, враждуютъ другъ съ другомъ, пріобрѣтаютъ на время господство на землѣ, но потомъ уступаютъ его болѣе могучей силѣ, послѣ долгой и напрасной борьбы. Такъ какъ наступленіе времени такой борьбы въ природѣ совпадаетъ съ христіанскимъ праздникомъ, названіе котораго отчасти напоминаетъ собою поразительное явленіе природы, то для народной фантазіи этого достаточно было, чтобы отождествить извѣстное явленіе природы съ христіанскимъ праздникомъ. Вслѣдствіе сего народное представленіе о встрѣчѣ зимы съ лѣтомъ, на основаніи только внѣшняго созвучія названій, было пріурочено къ празднику Срѣтенія Господня.

    14 February 2022 читать далее